Решение №АЯ-06/5367 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/17-1241/2021 от 22 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. АЯ-06/5367 от 22.04.2022 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/17-1241/2021 по признакам нарушения НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» (ОГРН: 1131600004337, ИНН: 1655258891) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий при проведении аукциона №201170000022000013 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы №649/15 от 23.07.2015, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) поступило обращение Мягковой И.В. (вх. №4857/ж от 09.04.2021) по вопросу соблюдения норм действующего законодательства при выполнении работ по капитальному ремонту домов в рамках государственного контракта.

По итогам рассмотрения обращения <…>  (вх. №4857/ж от 09.04.2021) в действиях НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» были обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий при проведении аукциона №201170000022000013 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На основании приказа Татарстанского УФАС России №01/134-к от 14.05.2021 года было возбуждено дело №016/01/17-1241/2021 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» (ОГРН: 1131600004337, ИНН: 1655258891) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий при проведении аукциона №201170000022000013 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения дела №016/01/17-1241/2021 о нарушении антимонопольного законодательства ответчиком и иными участниками дела, которые были привлечены к участию в деле в качестве лиц, обладающих сведениями, даны письменные и устные пояснения относительно обстоятельств по делу, а также представлены запрошенные материалы.

Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

30 апреля 2020 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru было размещено извещение №201170000022000013.

Объект закупки - Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан.

Заказчик – НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан».

Начальная цена – 471 905 122,54 рублей.

Предмет электронного аукциона – Оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Согласно проекту государственного контракта, который был размещен вместе с аукционной документацией, Исполнителю необходимо выполнить работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, а именно необходимо выполнить соответствующие работы, указанные в техническом задании, в 117 многоквартирных домах, расположенных в следующих районах Республики Татарстан: Актанышский муниципальный район, Бугульминский муниципальный район, Заинский муниципальный район, Лениногорский муниципальный район, Новошешминский муниципальный район, Нурлатский муниципальный район, Спасский муниципальный район.

При этом из материалов, представленных в Татарстанское УФАС России заявителем следует, что работы по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республики Татарстан, Лениногорский район, город Лениногорск, ул. Ленинградская, дом 93 были начаты еще до заключения договора №17-20/МКД от 01.06.2020 г.

4 июня 2020 года между Генподрядчиком ООО «Жил Сервис» (ИНН: 1645020307) и Субподрядчиком ООО «Жилищник» (ИНН: 1649010290) был заключен договор №155/гп-17МКД о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

По условиям договора №155/гп-17МКД от 04.06.2020 г. ООО «Жилищник» (ИНН: 1649010290) необходимо выполнить работы по капитальному ремонту в многоквартирных домах, расположенных по следующим адресам:

- Лениногорский МР РТ, г. Лениногорск, ул. Кутузова, д. 7;

- Лениногорский МР РТ, г. Лениногорск, ул. пр. Шашина, д. 47;

- Лениногорский МР РТ, г. Лениногорск, ул. Шашина, д. 25а;

- Лениногорский МР РТ, г. Лениногорск, ул. Ленинградская, д. 93;

- Лениногорский МР РТ, г. Лениногорск, ул. Лермонтова, д. 41.

Татарстанским УФАС России было установлено, что еще до заключения договора №155/гп-17МКД от 04.06.2020 г. ООО «Жилищник» (ИНН: 1649010290) был заключен договор субподряда №1 от 23 апреля 2020 года на проведение капитального ремонта многоквартирных домов с ИП <…>.

По условиям договора субподряда №1 от 23.04.2020 г. ИП <…> необходимо выполнить работы по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Лениногорск, ул. Ленинградская д. 93. Сроки выполнения работ с 23.04.2020 по 20.10.2020. Сумма договора 354 000 рублей.

25 апреля 2020 года между ООО «Жилищник» (ИНН: 1649010290) и АО ТРО «ВДПО» (ИНН: 1644005810) был заключен договор возмездного оказания услуг №Л245. Предмет договора – выполнение работ по огнезащитной пропитке огнезащитным составом (798 кв.м.). Сумма договора – 61 367,00 рублей.

Также факт начала работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: Лениногорский МР РТ, г. Лениногорск, ул. Ленинградская, д. 93, до заключения договора №17-20/МКД о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах от 01.06.2020 года подтверждается Общим журналом работ №3 по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома по ул. Ленинградская, д. 93, г. Лениногорска, Республики Татарстан.

Согласно сведениям Раздела 3 – Сведения о выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства Общего журнала работ №3 на объекте (ул. Ленинградская, д. 93, г. Лениногорска, Республики Татарстан) были начаты следующие работы по капитальному ремонту крыши:

- 27.04.2020 – Нанесение огнезащитного состава;

- 03.05.2020 – Проведение инструктажей, выдача СИЗ. Завоз строительного материала (доска, пароизоляция, метизы и т.п.) на объект капитального ремонта.

- 04.05.2020-05.05.2020 – Разборка покрытия кровли (снятие проф.листа), разборка обрешетки, демонтаж слухового окна. Подъем доски в чердачное помещение. Вывоз строительного мусора.

- 06.05.2020-08.05.2020 – Устройство слухового окна, замена строительных ног, устройство пароизоляции. Устройство обрешетки с прозорами с выравниванием, устройство обрешетки карниза. Разборка печного оголовка, перекладка печного оголовка, штукатурка, покраска. Вывоз мусора.

- 12.05.2020-15.02.2020 – Устройство покрытия кровли профилированным листом, подшивка карниза. Устройство ендовой гладки листов. Устройство примыканий к печным трубам.

Таким образом, работы по капитальному ремонту были начаты до заключения основного договора (№17-20/МКД от 01.06.2020), в рамках которого необходимо было выполнить указанные работы на 117 объекта (домах) в том числе по объекту расположенного по адресу: Лениногорский МР РТ, г. Лениногорск, ул. Ленинградская, д. 93.

На основании изложенного в действиях НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» усматривались признаки нарушения требований части 1 стать 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления доступа к информации в приоритетном порядке о проведении аукциона до публикации извещения.

По итогам анализа указанных выше обстоятельств, а также изучения представленных документов и информации Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» признаков нарушения части 1 стать 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления доступа к информации в приоритетном порядке о проведении аукциона до публикации извещения, поскольку ООО «Жилищник» (ИНН: 1649010290) приступил в выполнение работ заранее не ввиду того, что НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» предоставил информацию обществу в приоритетном порядке, а в силу того, что ООО «Жилищник» информация о работах была известна заранее, поскольку именно ООО «Жилищник» занималось подготовкой дефектных ведомостей, в которых определялись ремонтные работы необходимые для устранения выявленных дефектов. ООО «Жилищник» преступил к выполнению работ по капитальному ремонту МКД по адресу: Лениногорский МР РТ, г. Лениногорск, ул. Ленинградская, д. 93 заранее на свой риск, поскольку общество предполагало, что не успеет выполнить работы вовремя.

Комиссией было установлена, что дефектная ведомость (кровля) объемов работ на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по адресу: Лениногорский МР РТ, г. Лениногорск, ул. Ленинградская, д. 93 была согласована Государственной жилищной инспекцией РТ 27 ноября 2019 года.

Таким образом, ООО «Жилищник» как организация, которая принимала участие в составлении дефектной ведомости, заранее знало о работах которые необходимо будет выполнить в рамках капитального ремонта.  

Также в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что при проведении электронного аукциона (извещение №201170000022000013) заказчиком были объединены в один лот 117 многоквартирных домов, расположенных в 7 муниципальных районах Республики Татарстан.

Также из анализа аукционной документации следует, что в рамках капитального ремонта 117 многоквартирных домов необходимо было выполнить различные виды работ (ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем холодного, горячего, водоснабжения, водоотведения ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, установка индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), ремонт подъездов, ремонт подвального помещения). При этом в Заинском районе к примеру, необходимо было выполнить только работы по установке индивидуальных тепловых пунктов (ИТП). 

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.06.2013 г. №394 «О создании некоммерческой организации «Фонд Жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» создаваемый фонд был определен как региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов в Республики Татарстан. Фонд является специализированой некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республики Татарстан.

Основной задачей фонда является обеспечение развития жилищно-коммунального хозяйства в Республики Татарстан, в том числе обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан.

Частью 3 статьи 178 Жилищного кодекса Российской федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора является, в том числе осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Частью 1.1 статьи 180 ЖК РФ установлено, что закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 статьи 180 ЖК РФ, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирование и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительно власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 3 статьи 182 ЖК РФ к выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно части 5 статьи 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 статьи 182 ЖК РФ, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенным учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 №615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение №615). По результатам предварительного отбора среди подрядных организаций или индивидуальных предпринимателей органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, формируется реестр квалифицированных подрядных организаций, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона.

Из пункта 23 Положения №615 следует, что для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций участник предварительного отбора должен, в том числе быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 17 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства - некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Согласно части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена СРО).

Из пункта 63 Положения №615 следует, что в реестр квалифицированных подрядных организаций включается, в том числе информация о предмете электронного аукциона, по которому подрядная организация может принимать участие в электронном аукционе, а также сведения о начальной (максимальной) цене договора при проведении электронного аукциона, в котором может принять участие подрядная организация, равной предельному размеру обязательств участника предварительного отбора по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым такой участник предварительного отбора, как член СРО, внес взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 ГрК РФ.

В соответствии с пунктом 3 Положения №615 одним из принципов привлечения подрядных организаций является создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов.

Согласно пункту 79 Положения №615 заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Из пунктов 102 и 103 Положения №615 следует, что подать заявку на участие в электронных аукционах может только лицо, прошедшее аккредитацию на электронной площадке, и включенное в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации, предоставившие обеспечение заявки на участие в электронном аукционе.

Согласно пункту 103 Положения №615 участник, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации вправе участвовать в электронных аукционах, проводимых в данном субъекте Российской Федерации, по соответствующим предмету электронного аукциона 9 начальной (максимальной) цене договора.

Подпунктом «д» пункта 157 Положения установлено, что заявка на участие в электронном аукционе не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в электронном аукционе в случае превышения значения начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации об электронном аукционе, над значением начальной (максимальной) цены договора при проведении электронного аукциона, содержащимся в реестровой записи об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций.

То есть, подрядные организации, имеющие первый уровень ответственности СРО (предельный размер обязательств по договорам не должен превышать 60 000 000 рублей), в электронных аукционных на право выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов с начальной (максимальной) ценой договора свыше 60 000 000 рублей участвовать не вправе.

Татарстанским УФАС России в ходе рассмотрения дела №016/01/17-1241/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что на момент проведения электронного аукциона №201170000022000013 в реестре квалифицированных подрядных организаций Республики Татарстан, сформированный Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, по предмету электронного аукциона «Оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов» было зарегистрировано 16 организаций, которые имеют первый уровень ответственности СРО.

№ п/п

Наименование организации

ИНН

Максимальная начальная цена договора (руб)

Период включения в реестр квалифицированных подрядных организаций

1

ООО «Универсалстрой-Люкс»

4345073328

60 000 000

19.04.2019 — 19.04.2022

2

ООО «СМУ №27»

0278929405

60 000 000

20.03.2019 — 21.03.2022

3

ООО «Альфакомп»

0278122202

60 000 000

20.03.2019 — 21.03.2022

4

ООО «Спецстрой»

1648014397

60 000 000

20.03.2019 — 21.03.2022

5

ООО «ПКФ «Вира-Холдинг»

4345090940

60 000 000

20.03.2019 — 21.03.2022

6

ООО «СК-Леон»

2130075522

60 000 000

19.04.2019 — 19.04.2022

7

ООО «Бастион»

0267020858

60 000 000

13.03.2019 — 13.03.2022

8

ООО «Компаньон»

0277119729

60 000 000

13.03.2019 — 13.03.2022

9

ООО «Стройсити»

1626010430

60 000 000

13.03.2019 — 13.03.2022

10

ООО «Высота»

5836658810

60 000 000

13.03.2019 — 13.03.2022

11

ООО «Вектор Плюс»

9721020063

60 000 000

13.03.2019 — 13.03.2022

12

ООО «Гамма Инжиниринг»

1655186301

60 000 000

13.03.2019 — 13.03.2022

13

ООО «НСК»

7842126254

60 000 000

27.11.2019 — 28.11.2022

14

ООО Стройстандарт»

1648041440

60 000 000

27.11.2019 — 28.11.2022

15

ООО «Башстройснаб»

0260007230

60 000 000

12.03.2020 — 13.03.2023

16

ООО «Сахарстроймонтаж»

1647016666

60 000 000

12.03.2020 — 13.03.2023

В соответствии с пунктом 14.1 раздела V документации об Электронном аукционе (извещение №201170000022000013) участник, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций и предоставивший обеспечение заявки на участие в электронном аукционе, вправе подать заявку на участие в аукционе в отношении определенного лота в любой момент с момента размещения на официальном сайте извещения о проведении электронного аукциона до указанных в Информационной карте электронного аукциона даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

В соответствии с разделом X документации об Электронном аукционе (извещение №201170000022000013) в состав лота включено 117 многоквартирных домов, расположенных в 7 муниципальных районах Республики Татарстан (Актанышский, Бугульминский, Заинский, Лениногорский, Новошешминский, Нурлатский, Спасский муниципальный район).

В соответствии с пунктами 10, 21, 22 раздела X документации об Электронном аукционе (извещение №201170000022000013) начальная (максимальная) цена договора – 471 905 122,54 рубля. Размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе составлял – 23 595 256,13 рублей. Размер обеспечения исполнения обязательств по договору составлял – 70 785 768,38 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (ПП РФ 615) от 21.05.2020 №2011700000220000130002 на участие в электронном аукционе поступила только одна заявка – ООО «Жил Сервис» (ИНН: 1645020307).

1 июня 2020 года между Некоммерческая организация «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» (ИНН: 1655258891) и ООО «Жил Сервис» (ИНН: 1645020307) был заключен договор №17-20/МКД о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах от 01.06.2020 года.

Таким образом, в результате действий НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан», которые выразились укрупнении лота при проведение электронного аукциона (извещение №201170000022000013), а именно включение в один лот 117 многоквартирных домов, расположенных в 7 муниципальных районах Республики Татарстан, привели к значительному увеличению начальной (максимальной) цены договора, что в свою очередь ограничило хозяйствующих субъектов имеющих первый уровень ответственности СРО в возможности приять участие в электронном аукционе (извещение №201170000022000013).

При размещении закупки НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» наделен правом самостоятельного формирования лотов и обязан учитывать Положение №615 в части обеспечения равных условий для участников электронных аукционов, гарантий по реализации их права на участие в торгах.

В соответствии с пунктом 78 Положения №615 заказчик вправе объединить в один предмет закупки несколько объектов в случае наличия одного из следующих условий:

а) одинаковый вид работ (услуг) на различных объектах;

б) территориально близкое расположение объектов, которое позволяет экономично располагать временные здания и сооружения для размещения строительных материалов и обустройства бытовых условий для рабочего персонала подрядных организаций, экономить на вывозе строительного мусора и завозе строительных материалов;

в) функциональная связанность работ (услуг) на объектах.

Таким образом, заказчик при осуществлении закупки имеет право объединять в один лот как разные виды работ, так и различные объекты, объединенные одним из условий, указанных в пункте 78 Положения №615.

При этом пункт 78 не требует соблюдения всех трех условий для объединения нескольких объектов в один предмет закупки; если объекты не являются территориально близкими, но состав производимых на них работ является одинаковым, объединение нескольких объектов в один предмет закупки признается правомерным.

В силу пункта 103 Положения №615 подрядные организации, включенные в реестр квалифицированных подрядных организаций Республики Татарстан и имеющие первый уровень ответственности СРО, могли принять участие электронном аукционе (извещение №201170000022000013) в случае формирования НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» лотов в размере, позволяющем хозяйствующим субъектам, имеющим первый уровень ответственности СРО, подавать заявки на участие в электронном аукционе.

Согласно документации Электронного аукциона предусмотрены следующие виды работ: ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем холодного, горячего, водоснабжения, водоотведения ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, установка индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), ремонт подъездов, ремонт подвального помещения).

При этом все 117 многоквартирных домов территориально отдалены друг от друга, поскольку расположены в разных муниципальных районах Республики Татарстан.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности проведения аукциона с разбивкой его на несколько лотов, НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» не представила.

В ходе рассмотрения настоящего дела Татарстанским УФАС России в адрес подрядных организаций, включенных Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в реестр квалифицированных подрядных организаций, которые имеют первый уровень ответственности СРО, направлены запросы, в которых поставлены следующие вопросы:

имеет ли Ваша организация, включенная в реестр квалифицированных подрядных организаций, цель участвовать в аукционах, проводимых НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан;

считает ли Ваша организация, что действия НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» по укрупнению лота (117 многоквартирных домов, расположенных в 7 муниципальных районах РТ) привели к устранению конкуренции, поскольку подрядная организация, имеющая первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации (предельный размер обязательств по договорам не должен превышать 60 000 000 рублей), при наличии желания не смогла бы принять участие в электронном аукционе.

В ответ на запрос Татарстанского УФАС России поступили ответы следующих хозяйствующих субъектов, включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих первый уровень ответственности СРО: ООО ПКФ «Вира-Холдинг» (ИНН: 4345090940), ООО «Башстройснаб» (ИНН: 0260007230), ООО «Сахарстроймонтаж» (ИНН: 1647016666), ООО «Альфакомп» (ИНН: 0278122202). Указанные подрядные организации сообщили о том, что действия НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» по укрупнению лота привели к устранению конкуренции, поскольку подрядная организация, имеющая первый уровень ответственности СРО, при наличии желания не смогла принять участие в Электронном аукционе.

Из указанного следует, что НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» были совершены действия, которые привели к нарушению требований, установленных частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 «135-ФЗ «О защите конкуренции» в частит необоснованного укрупнения лота при приведении электронного аукциона (извещение №201170000022000013), что в конечном итоге привело ограничению конкуренции.

Подобные обстоятельства не согласуются с конституционными принципами обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции, лежащими в основе правового регулирования экономических отношений.

В рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220.

В соответствии с п. 10.10 Порядка проведения анализа, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает:

- определение временного интервала исследования;

- определение предмета торгов.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции при проведении электронного аукциона на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (извещение №201170000022000013) установлено следующее:

1) временной интервал определен периодом с 30.04.2020 г. (дата начала приема заявок) по 21.05.2020 г. (дата окончания приема заявок на участие в аукционе);

2) предметом торгов является - оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по извещению №201170000022000013.

По результатам проведенного анализа, Комиссией установлено ограничение, устранение конкуренции при проведении электронного аукциона на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (извещение №201170000022000013).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

На основании вышеизложенного Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» как нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в частит необоснованного укрупнения лота при приведении электронного аукциона (извещение №201170000022000013), что в конечном итоге привело ограничению конкуренции.

В соответствии со статьёй 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией в адрес ответчика было направлено заключение об обстоятельствах дела №016/01/17-1241/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.

До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения ответчик возражения в письменной форме не представил.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В силу подпунктов «б», «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая, что НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» является заказчиков на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, Комиссия приходит к выводу о целесообразности выдаче НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» предписания о необходимости прекращения действий по необоснованному укрупнению лотов при проведении электронных аукционов на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.                    

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» (420043, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лесгафта, дом 29, ОГРН: 1131600004337, Дата присвоения ОГРН: 01.10.2013, ИНН: 1655258891, КПП: 165501001) нарушившей требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в частит необоснованного укрупнения лота при приведении электронного аукциона (извещение №201170000022000013), что в конечном итоге привело ограничению конкуренции.

Выдать НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» предписание о необходимости прекращения действий по необоснованному укрупнению лотов при проведении электронных аукционов на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны