Решение №АБ-04/8102 ​​​​​​​Решение по делу №016/06/14-1026/2020 о нарушении зако... от 18 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АБ-04/8102 от 18.06.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика Государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 10.06.2020 г. №64), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 10.06.2020 г. №64), представителя заявителя ООО «Интеграция» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 12.05.2020 г. №б/н), рассмотрев жалобу заявителя ООО «Интеграция» (вх. №7902/ж от 05.06.2020 г., вх. №7949 от 08.06.2020г.)  на действия заказчика Государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения» при проведении закупки №0311200046520000077 на предмет: «Поставка оборудования видеоконференцсвязи»,

УСТАНОВИЛА

Извещение о проведении электронного аукциона №0311200046520000077 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru  28.05.2020г.

Заказчик – Государственное бюджетное учреждение «Безопасность дорожного движения».

Начальная (максимальная) цена контракта – 37 050 000,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неустановлении заказчиком запрета на допуск программного обеспечения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, а также отсутствие обоснования невозможности соблюдения данного запрета.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 Постановления утверждены:

- Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации;

- Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 2 Постановления установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Пунктом 2(1) Постановления установлено, что для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Согласно пункту 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Согласно извещению о проведении закупки и аукционной документации предметом закупки является поставка оборудования видеоконференцсвязи.

В соответствии с техническим заданием на поставку оборудования для системы видеоконференцсвязи заказчиком установлены следующие требования:

«1.2.3. Система должна иметь элементы управления многоточечными соединениями ВКС (MCU). Элементы MCU должны иметь возможность обеспечивать единый ресурсный пул, балансировку нагрузки и взаимное резервирование.

1.6       Системой должен быть предусмотрен функционал управления сервисами, управления и модерирования конференциями, мониторинга и управления структурой Системы;

1.7       Системой должно быть предусмотрено наличие и управление единой адресной книгой абонентов;

1.8       Системой должен быть предусмотрен функционал управления настройками устройств Системы с возможностью централизованного обновления программного обеспечения устройств;

1.9       Системой должен быть предусмотрен функционал планирования сеансов ВКС, автоматического создания регулярных сеансов ВКС;

1.10     Системой должен быть предусмотрен функционал контроля сеансов ВКС с возможностью назначения Председателя, включения/выключения звука участников ВКС, отображения статуса микрофона участника ВКС, перемещения участников между сеансами ВКС, объединения и разъединения сеансов ВКС.

Сервер (Тип 1) должен выполнять функции элементов регистрации терминалов системы и управления системы ВКС, в том числе:

• обеспечивать для администраторов системы функционал управления сервисами системы, функционал управления и модерирования конференциями, функционал мониторинга и управления инфраструктурой системы;

• обеспечивать функционал создания и редактирования логической структуры системы ВКС;

• обеспечивать возможность создания локальных администраторов системы ВКС;

• обеспечивать возможность отображения статистики и журналов системы;

• обеспечивать управление системным ПО системы ВКС и ее компонентов, включая серверное и терминальное оборудование, а также настройками системы и ее компонентов;

• обеспечивать сбор и архивацию системных настроек компонентов инфраструктуры системы, включая серверное и терминальное оборудование;

• обеспечивать накопление и управление журналами системных сообщений, включая возможность просмотра и экспорта журналов;

• обеспечивать управление лицензиями системы, включая возможности просмотра установленных лицензий, установки и удаления лицензий;

• обеспечивать управление сервисом единой адресной книги;

• обеспечивать функционал мониторинга и отображения состояния работоспособности компонентов системы и состояния соединения между ними на уровне сетевой связности;

• обеспечивать регистрацию и отображение отказов компонентов системы, включая возможность оповещения администраторов системы;

• обеспечивать управление настройками устройств в системе с возможностью централизованного обновления программного обеспечения устройств;

• обеспечивать возможность планирования видеоконференции, редактирования или отмены ранее запланированной видеоконференции;

• обеспечивать поддержку функций контроля видеоконференции с возможностью назначать председателя, включать или выключать звук участникам видеоконференции, выбирать участника и осуществлять его трансляцию всем участникам видеоконференции;

• обеспечивать функционал мониторинга участника ВКС, отображение фото с камеры участника и входящего потока в интерфейсе управления конференцией;

• обеспечивать функционал диспетчерской консоли управления (не менее 3 консолей одновременно) конференциями с поддержкой отображения видео участников в режиме реального времени в интерфейсе консоли управления;

  обеспечивать отображение статуса микрофона терминала, включен или выключен;

• обеспечивать функционал объединения и разъединения сеансов ВКС;

• обеспечивать функционал перемещения участников из одного сеанса ВКС в другой;

• обеспечивать возможность автоматического создания регулярных сеансов ВКС;

 • поддерживать оповещения пользователей о запланированном сеансе ВКС сообщением на электронную почту

• должен обеспечивать регистрацию в системе всех терминалов видеоконференцсвязи с присвоением каждому абоненту внутреннего номер;

• должен поддерживать протоколы связи: SIP, H.323;

• обеспечивать поддержку номеров длиной не менее 30 цифр;

• обеспечивать централизованную адресную книгу для всех зарегистрированных терминалов;

• обеспечивать возможность сортировки контактов в адресные книги по алфавиту;

• архитектурно поддерживает возможность регистрации не менее 20000 терминалов;

• обеспечивать производительность обработки вызовов не менее: 4000 одновременных вызовов и не менее 1000 одновременных SIP вызовов;

 • поддерживать возможность не менее 1000 одновременных вызовов, маршрутизируемых на транках SIP;

• поддерживать отображение статуса присутствия зарегистрированных устройств и абонентов;

 • обеспечивать функционирование в качестве привратника (gatekeeper) H.323, сервера SIP и SIP прокси;

•   обеспечивать регистрацию 160 терминалов

• поддерживать стандарты и протоколы: H.225, H.245, Q.931, H.235, SDP, TLS/SRTP, H.239, BFCP, H.460, ICE, STUN, TURN, TCP/IP, HTTP, HTTPS, SSH, SNMP, LDAP/H350, RTP, RTCP, DDNS;

Согласно доводам заявителя, присутствие вышеперечисленных пунктов указывает на то, что заказчик в составе объекта закупки приобретает не только оборудование, а также программное обеспечение. Следовательно, аукционная документация должна содержать запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, либо обоснование невозможности соблюдения запрету на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.

Согласно пояснениям заказчика, отдельная закупка программного обеспечения аукционной документацией и техническим заданием не предусмотрена.

Техническое задание не предусматривает установку программного обеспечения в результате исполнения контракта, как и не содержит требований к классу и виду программного обеспечения. Заключение лицензионных (сублицензионных) договоров на право использования встроенного в оборудование программного обеспечения не предусмотрено.

Предусматривается поставка серверов с встроенным на них программным обеспечением. Однако встроенное на серверах программное обеспечение является неотъемлемой частью серверов, обеспечивающая его функционирование и управление, без которого работа оборудования невозможна. Данное программное обеспечение не закупается производителем отдельно у правообладателя, а разрабатывается непосредственно для самого конкретного оборудования самим же производителем. Иначе без такого обеспечения не реализуется функция оборудования. Такое программное обеспечение – «прошивка», встроенное программное обеспечение – не может рассматриваться как программное обеспечение в привычном понимании.

Установление запрета по постановлению № 1236 необоснованно ограничило бы количество участников, способных подать заявку на участие.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что неотъемлемой частью любого электронного оборудования (устройства) является программное обеспечение, представляющее собой содержимое энергонезависимой памяти компьютера или любого цифрового вычислительного устройства, в которой содержится его микропрограмма, обеспечивающая его функционирование и выполняющая функцию системы управления, без которой оборудование технически не может запускаться, работать. Любая микропрограмма разрабатывается производителем для конкретного электронного оборудования (устройства) и не может рассматриваться как программное обеспечение в привычном понимании. Микропрограмма может быть установлена только на то устройство, для которого она разработана.

Учитывая, что система хранения данных является комплексным решением, рассматривать отдельно аппаратную и программную части недопустимо, так как они не могут функционировать друг без друга. Конечным продуктом является именно электронное оборудование (устройство), а не программное обеспечение.

Устройство и микропрограмма не могут функционировать друг без друга. Конечным продуктом является именно электронное оборудование (устройство), а не программное обеспечение.

Таким образом, установление запрета в соответствии с Постановлением №1236 при закупке оборудования видеоконференцсвязи ограничит конкуренцию среди участников.

Учитывая, что заказчиком не закупается отдельное программное обеспечение, Комиссия приходит к выводу, что отсутствует необходимость установления запрета на допуск программного обеспечения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, либо обоснования невозможности соблюдения данного запрета.

Доводы заявителя признаны необоснованными.

Относительно довода заявителя о том, что заказчик приобретает программно-аппаратный комплекс производства американской транснациональной компании – CISCO.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

Заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Заявителем на заседании Комиссии Татарстанского УФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов.

Кроме того, Комиссией установлено, что единственным участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке предложено оборудование другого производителя, а именно Huawei.

Таким образом, учитывая, что заявителем не представлено подтверждения, что единственным производителем оборудования, характеристики которого подходят под требования технического задания является CISCO, а также, учитывая, что единственный участник закупки предложил оборудование иного производителя (Huawei), довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА

Признать жалобу ООО «Интеграция» (вх. №7902/ж от 05.06.2020г., вх. №7949 от 08.06.2020г.)  на действия заказчика Государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения» при проведении закупки №0311200046520000077 на предмет: «Поставка оборудования видеоконференцсвязи», необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны