Решение №АР-05/11685 РЕШЕНИЕ по делу № 016/01/10-829/2021 от 15 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№ АР-05/11685 от 15.09.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело № 016/01/10-829/2021 в отношении ПАО «Таттелеком» (ИНН 1681000024) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном применении цен для отдельных арендаторов на предоставление доступа к инфраструктуре (аренда кабельной канализации), которое приводит к ущемлению интересов третьих лиц (хозяйствующих субъектов),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных статьей 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан было установлено, что на официальном сайте в сети Интернет размещен годовой отчет ПАО «Таттелеком» за 2020 год.

На страницах 14-15 вышеуказанного отчета приведено описание основных факторов риска, связанных с деятельностью ПАО «Таттелеком».

В качестве правовых рисков в пункте 8 перечня ключевых рисков, связанных с деятельностью ПАО «Таттелеком», было выделено следующее:

«Некоторые договоры использования сетевой инфраструктуры, заключенные до вступления в силу Правил недискриминационного доступа, могут иметь оспоримый характер с точки зрения антимонопольного законодательства.»

В целях объективного и всестороннего рассмотрения указанных сведений в адрес ПАО «Таттелеком» был направлен запрос о предоставлении информации. По результатам изучения представленных материалов Татарстанским УФАС России установлено следующее.

ПАО «Таттелеком» является владельцем инфраструктуры для размещения сетей электросвязи и оказывает возмездные услуги заинтересованным хозяйствующим субъектам по предоставлению доступа к такой инфраструктуре.

Согласно типовому договору на предоставление доступа к объекту инфраструктуры для размещения сетей электросвязи, размещенному на официальном сайте ПАО «Таттелеком», ПАО «Таттелеком» на платной основе предоставляет Пользователю доступ к инфраструктуре, путем передачи во временное пользование Специальных/Сопряженных объектов инфраструктуры, перечисленных в Приложении № 1 к настоящему Договору, (далее по тексту именуемое «Объект»), для размещения сетей электросвязи в соответствии с Техническими условиями, выданными ПАО «Таттелеком».

29 апреля 2021 года ПАО «Таттелеком» была представлена информация в адрес Татарстанского УФАС России о 82 (восьмидесяти двух) действующих договорах на предоставление доступа к инфраструктуре (аренда кабельной канализации) с указанием тарифов (на момент заключения договора и действующих на момент получения запроса).

По результатам анализа представленной информации Татарстанским УФАС России установлено, что в отдельных случаях оплата по договорам на предоставление доступа к инфраструктуре (аренда кабельной канализации) осуществляется с применением цен, не соответствующих приказу ПАО «Таттелеком».

По результатам изучения сведений, представленных ПАО «Таттелеком», Татарстанское УФАС России пришло к выводу о том, что действия ПАО «Таттелеком» по необоснованному применению цен для отдельных арендаторов на предоставление доступа к инфраструктуре (аренда кабельной  канализации), которые приводят к ущемлению интересов третьих лиц (хозяйствующих субъектов), содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного 28 мая 2021 года был издан Приказ Татарстанского УФАС России № 01/146-к о возбуждении дела № 016/01/10-829/2021 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Таттелеком» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении необоснованных цен для отдельных арендаторов на предоставление доступа к инфраструктуре (аренда кабельной канализации), которое приводит к ущемлению интересов третьих лиц (хозяйствующих субъектов).

В ходе рассмотрения дела № 016/01/10-829/2021 Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.

Пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» определяет линейно-кабельные сооружения связи - как объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации организации связи создаются и осуществляют свою деятельность на основе единства экономического пространства, в условиях конкуренции и многообразия форм собственности. Государство обеспечивает организациям связи независимо от форм собственности равные условия конкуренции.

Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц.

Пунктами 3 и 5 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» предусмотрено, что организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи. При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами. Операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений.

В силу части 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции в целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий.

Во исполнение части 3 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Правительство Российской Федерации Постановлением от 29.11.2014 № 1284 утвердило Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (далее – Правила № 1284).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1284, недискриминационный доступ к инфраструктуре предусматривает обеспечение равных условий реализации прав пользователей инфраструктуры независимо от их организационно-правовой формы, правовых отношений с владельцем инфраструктуры. Недискриминационный доступ к инфраструктуре может допускать применение дифференцированных условий доступа, которые экономически и технологически обоснованы.

В силу пункта 38 Правил № 1284 тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

Также пунктом 40 Правил № 1284 предусмотрено, что владелец инфраструктуры вправе дифференцировать тарифы на доступ к инфраструктуре в зависимости от количества объектов инфраструктуры или их части, к которым предоставлен доступ, сроков их использования, а также технологических особенностей размещения сети электросвязи или ее отдельных элементов.

Согласно пояснениям ПАО «Таттелеком» порядок формирования тарифов за предоставление доступа к Инфраструктуре (аренда кабельной канализации), включая условия дифференциации тарифов, размещен на официальном сайте ПАО «Таттелеком» в разделе «Порядок формирования тарифов на предоставление доступа к инфраструктуре».

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что в указанном ПАО «Таттелеком» разделе размещен не «порядок формирования тарифов на предоставление доступа к инфраструктуре», а «порядок формирования тарифов на предоставление информации о доступе к инфраструктуре» ПАО «Таттелеком.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что в разделе «Порядок формирования тарифов на предоставление доступа к инфраструктуре» не содержатся сведения, подтверждающие возможность применения к лицам тарифов, отличных от утвержденных приказом ПАО «Таттелеком».

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что цены ПАО «Таттелеком» на предоставление в аренду места в кабельной канализации для определенных арендаторов, ниже, чем тарифы, установленные приказом ПАО «Таттелеком» на 60,28 - 89,40%.

В ходе рассмотрения настоящего дела ответчиком ПАО «Таттелеком» не были представлены какие-либо сведения и/или документы, свидетельствующие об экономически, технологически и иным образом обоснованном установлении цен для вышеперечисленных арендаторов кабельной канализации.

В целях установления доли ПАО «Таттелеком» на локальном рынке услуг по предоставлению во временное пользование места в кабельной канализации, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.10.2010 № 220 (далее - Порядок) Комиссией проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке.

В процессе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено, что ПАО «Таттелеком» занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке услуг по предоставлению во временное пользование места в кабельной канализации, принадлежащей ПАО «Таттелеком», посредством которой обществом оказывается возмездная услуга по предоставлению доступа к инфраструктуре.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России пришло к выводу, что на ПАО «Таттелеком» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения дела и установления обстоятельств по делу, изучив доводы ответчика по делу №016/01/10-829/2021, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия ПАО «Таттелеком» как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном применении цен для отдельных арендаторов на предоставление доступа к инфраструктуре (аренда кабельной канализации), которое приводит к ущемлению интересов третьих лиц (хозяйствующих субъектов).

В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая фактические обстоятельства совершенного правонарушения, а также информацию и документы, представленные участниками по делу, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о целесообразности выдачи ПАО «Таттелеком» предписания о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ПАО «Таттелеком» нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном применении цен для отдельных арендаторов на предоставление доступа к инфраструктуре (аренда кабельной канализации), которое приводит к ущемлению интересов третьих лиц (хозяйствующих субъектов).

Выдать ПАО «Таттелеком» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном применении цен для отдельных арендаторов на предоставление доступа к инфраструктуре (аренда кабельной канализации), которое приводит к ущемлению интересов третьих лиц (хозяйствующих субъектов).

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны