Постановление №ВЧ-08/8771 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 23 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/8771 от 23.08.2023 г.

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <…> – [должностное лицо], рассмотрев протокол и материалы дела №016/04/14.3-971/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – ООО «ЛЕНТА» (ИНН 7814148471) по факту нарушения требований пункта 4 части 3 статьи 5, части 2.1статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствии ООО «ЛЕНТА» или его представителя по доверенности, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего административного дела,

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) поступило обращение <…> (вх. № 2680 от 16.03.2023 г.) в котором указывается на признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе»).

Фотоизображение рекламы представлено ниже:

<…>

Исходя из обращения следует, что Заявителю было предложено купить крепкий алкоголь с 30 процентной скидкой с 10 по 11 марта, при покупке от 3 до 24 штук.

Заявитель, придя в магазин и соблюдая перечисленные условия, решил купить водку Чистое поле (40%). На кассе оказалось, что водка Чистое поле (40%) не участвует в акции и что перед покупкой Заявитель должен был зайти на сайт. Согласно пояснением Заявителя, он не имел возможности этого сделать, так как имеет только кнопочный телефон.

Обществу был направлен запрос о предоставлении пояснений по вышеуказанным фактам.

В ответ на запрос информации ООО «Лента» сообщает, что рассылка информации осуществлялась в рамках информирования о товарно-ценовом предложении постоянным покупателям крепкого алкоголя в ООО «Лента». Адресаты данных сообщений были заранее определены и ограничены. Данное ограничение производилось по следующим фильтрам адресатов:

- выбраны пользователи, которые дали согласие на направление им смс-сообщений;

- исключены клиенты, выбравшие в качестве основного магазин, не участвующий в акции;

- выбраны только клиенты старше 18 лет;

- выбраны только активные клиенты (совершавшие покупки в магазинах в течение предшествующих 3 месяцев);

- подобраны клиенты, заинтересованные в товаре данной категории (только те клиенты, которые покупали 27 группу товаров (алкоголь) в течение последних 6 месяцев).

Таким образом, в рассматриваемом случае конкретные получатели информации были заранее отобраны определены с учетом истории покупок и потребительских предпочтений с целью информировать их об ассортименте и стоимости товара.

При этом, поскольку информирование получателей смс проводилось ООО «Лента» в рамках программы лояльности «Всё включено!» (https://lenta.com/info/loyalty-program-rules/), применению подлежит п. 12.2 указанной Программы:

Информация об Акции доводится до сведения Участников путем размещения соответствующей информации на Сайте Компании и/или посредством направления sms/текстовых-сообщений и/или иными способами. При этом в соответствии с пп. К) п. 10 указанной Программы участник программы лояльности участвует в акциях в соответствии с правилами указанных акций. А в соответствии с п. 2.2. и 2.5. Программы: Участник, вступая в Программу, полностью и безоговорочно принимает настоящие Правила и обязуется их выполнять. Незнание Правил не является основанием для предъявления каких-либо претензий со стороны Держателей Карт.

Таким образом, информирование получателей информации производилось в соответствии с правилами программы лояльности.

Однако, реклама, содержащаяся в смс-сообщении не соответствует действительности, кроме того указание переходной ссылки само себе не свидетельствует о полной и достоверной рекламе рассылаемой Обществом, так как данное обстоятельство зависит не только от действий самого Заявителя, но в том числе и от технических возможностей на переход по указанной ссылке с наличием подключенного Интернета на устройствах Заявителя.

На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Обозначенная выше рекламная информация, полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», является публичной и направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к предоставляемой компанией акции, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно п.4 ч.3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит не соответствующие действительности сведения о размере скидок, что указывает на нарушение требования п.4 ч.3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Вышеизложенное свидетельствует о том, что рекламодатель намеренно вводит в заблуждение потребителя, отражает только выгодные для рекламодателя условия, сообщаются недостоверные сведения относительно размера скидки.

Кроме того, согласно части 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Исходя из положений указанных норм, на рекламу продавца алкогольной продукции распространяются требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы алкогольной продукции.

Следовательно, реклама магазина, в том числе алкогольной продукции (продавца алкогольной продукции ООО «ЛЕНТА») не должна размещаться вне стационарных торговых объектов, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

Таким образом, в рекламе магазина, в том числе алкогольной продукции ООО «ЛЕНТА», распространявшейся на номер телефона Заявителя посредством смс-сообщения, усматриваются признаки нарушения части 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований п.4 ч.3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «ЛЕНТА» (ИНН 7814148471, 197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина д. 112, литера Б).

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1         статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия ООО «ЛЕНТА», выразившиеся в нарушении законодательства о рекламе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

<…>

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3, части 2 и 3 статьи 3.4, частью 2 статьи 25.1, статьей 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо ООО «ЛЕНТА» (ИНН 7814148471) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

<…>

Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства о рекламе, налагаемое федеральным органом государственной власти по делу №016/04/14.3–971/2023.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу в Татарстанское УФАС России, ул. Московская д. 55, г. Казань, 420021, тел: (843) 238-30-41, а также направив на электронную почту to16-<…>@fas.gov.ru.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны