Решение №СП-05/16795 Дело №016/01/11-652/2019 о нарушении антимонопольного законо... от 9 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №016/01/11-652/2019

Исх.№ СП-05/16795 от 09.11.2019

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/11-652/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении ООО ТД «Уральский завод противогололедных материалов» (ИНН 5902863974), ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен при проведении открытых аукционов в электронной форме,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательств

а, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

Татарстанским УФАС России были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в сведениях от АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (далее также – электронная торговая площадка), поступивших в ответе на запрос о предоставлении информации.

По результатам рассмотрения предоставленной информации было установлено следующее.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru был опубликованы аукционы в электронной форме с реестровыми №№ 0811300008318001120, 0811300008318000698, 0811300008318000051, 0811300008316001242, 0811300008317000754 предметом которых являлась поставка комплекса зимнего содержания дорог.

Закупка № 0811300008318000051 (от 05.03.2018) размещена на поставку многокомпонентного противогололедного материала (реагента) для МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с момента заключения контракта по 31.12.2018.

Закупка № 0811300008318001120 (от 12.09.2018) размещена на поставку многокомпонентного противогололедного материала (реагента) для МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с момента заключения контракта по 31.12.2018.

Закупка № 0811300008318000698 (от 07.12.2018) размещена на поставку многокомпонентного противогололедного материала (реагента) для МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с момента заключения контракта по 31.12.2019.

Закупка № 0811300008316001242 (от 21.07.2016) размещена на поставку многокомпонентного противогололедного материала (реагента) для МКУ «Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с момента заключения контракта по 31.12.2016.

Закупка № 00811300008317000754 (от  25.09.2017) размещена на поставку многокомпонентного противогололедного материала (реагента) и средств для мытья дорожных покрытий для МКУ «Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с момента заключения контракта по 31.01.2018.

Заказчиком вышеуказанных закупок являлось МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДИРЕКЦИЯ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ И ЗАКУПКАМ ГОРОДА КАЗАНИ».

В вышеуказанных аукционах приняли совместное участие ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625). 

В ходе рассмотрения представленных материалов проведена проверка аффилированности вышеуказанных юридических лиц:

  1. Согласно выписке из ЕГРЮЛ <…> ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) является <…>, размер доли в уставном капитале – 100,0%. <…> Общества является <…>. Адрес (место нахождения) юридического лица: 614000 Пермский край город Пермь улица Монастырская, дом 2. Основным видом деятельности организации является производство удобрений и азотных соединений (код ОКВЭД 20.15).

За 2016 – 2019 год общество стало победителем в 101 закупке на поставку химикатов на общую сумму 2 153 548 818 рублей. Большая часть закупок была размещена на поставку многокомпонентных противогололедных материалов (реагентов) и иных веществ для обслуживания автомобильных дорог.

  1. Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) является Общество с ограниченной ответственностью «Башхимпром» (ИНН 0275072169), размер доли в уставном капитале – 99,9%, остальная доля уставного капитала в размере 0,1% принадлежит самому обществу ООО «Башкирская торговая компания». <…> Общества является <…>. Адрес (место нахождения) юридического лица: <…>.Основным видом деятельности организации является торговля оптовая химическими продуктами (код ОКВЭД 46.75).  

За 2016 – 2019 год общество стало победителем в одной закупке на сумму 1 127 940 рублей на поставку противогололедных материалов (реагентов).

Ниже представлены сведения о закупках, в которых усматривались признаки заключения антиконкурентного соглашения между указанными организациями.

Номер закупки

Название участника закупки

Начальная максимальная цена контракта по закупке

Лучшее ЦП участника в торгах

Снижение, %

Стал ли победителем торгов

  1.  

0811300008318001120

ООО ТД «УЗПМ»

215 079 619,68

214 004 221,58

0.50 %

победитель

ООО «Башкирская торговая компания»

215 079 618,67

0.00 %

нет

  1.  

0811300008318000698

ООО ТД «УЗПМ»

114 988 000,00

114 413 060,00

0.50 %

победитель

ООО «Башкирская торговая компания»

114 987 999,99

0.00 %

нет

  1.  

0811300008318000051

ООО ТД «УЗПМ»

50 192 224,00

49 941 262,88

0.50 %

победитель

ООО «Башкирская торговая компания»

50 192 223,99

0.00 %

Нет

  1.  

0811300008316001242

ООО ТД «УЗПМ»

48 970 213,36

48 725 362,29

0.50 %

победитель

ООО «Башкирская торговая компания»

48 970 213,35

0.00 %

Нет

  1.  

0811300008317000754

ООО ТД «УЗПМ»

99 999 928,00

99 499 928,36

0.50 %

победитель

ООО «Башкирская торговая компания»

99 499 928,36

0.50 %

Нет

ООО «ТД «ЗОЛОТОЙ КАЗАН»

Заявка отозвана

-

-

Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее — НМЦК) составила  529 229 985,04 рублей. В результате, снижение по аукционам составило 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта.

Вышеуказанные аукционы состоялись в 2016 - 2018 гг.

По результатам проведения аукциона 0811300008318001120 заказчиком заключено 5 контрактов (МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани») на сумму 214 004 085 руб.

По результатам проведения аукциона 0811300008318000698 заказчиком заключено 5 контрактов (МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани») на сумму 114 413 060,00 руб.

По результатам проведения аукциона 0811300008318000051 заказчиком заключено 5 контрактов (МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани») на сумму 49 941 262,88руб.

По результатам проведения аукциона 0811300008316001242 заказчиком заключено 5 контрактов (МКУ «Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани») на сумму 48 725 349,27 руб.

По результатам проведения аукциона 0811300008317000754 заказчиком заключено 5 контрактов (МКУ «Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани») на сумму 99 499 927,16 руб.

Участники, признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, предусмотренным аукционной документацией, являются потенциальными поставщиками (продавцами) предмета закупки в рамках каждого из рассматриваемых аукционов, то есть все участники являются между собой конкурентами на право заключения государственного (муниципального) контракта.

Согласно сведениям с сайта ФНС России, а также информации с Выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, поданных участниками для участия в вышеуказанных аукционах в электронной форме, местом нахождения ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) на дату рассматриваемого аукциона являлось соответственно:

  • 614000 Пермский край город Пермь улица Монастырская, дом 2;
  • 450078, Башкортостан республика, город Уфа, улица Революционная, дом 96/4, офис 01.

Торговой площадкой представлены сведения, что подача заявок и ценовых предложений ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО«Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) осуществлялась с одного и того же IP-адреса: 178.161.136.42.

Относительно совпадения IP-адреса при подаче заявок на участие в вышеуказанном аукционе и подаче ценовых предложений Комиссия отмечает следующее.

Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol — протокол динамической настройки узла — сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.

В целях установления фактической принадлежности вышеуказанного IP-адреса, использование которого осуществлялось ответчиками по делу при подаче заявок и участии в торгах, Комиссией Татарстанского УФАС России был направлен соответствующий запрос информации и установлено следующее.

IP-адрес 178.161.136.42 с 01.11.2013г. выделен абоненту - ООО «Уральский завод противогололедных материалов» на основании договора на оказание услуг связи № СИ/13/8879 от 01.11.2013г., заключенного с ООО «Сатурн-Интернет». 02 апреля 2018 года в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись за государственным регистрационным номером 2185858261201 о прекращении деятельности ООО «Сатурн-Интернет» (ОГРН 1115905002828, ИНН 5905285344) путем реорганизации в форме присоединения к АО «ЭР- Телеком Холдинг». Правопреемником по всем правам и обязанностям ООО «Сатурн-Интернет» в результате реорганизации стало АО «ЭР-Телеком Холдинг».

24.10.2017г. договор с ООО «Уральский завод противогололедных материалов» был переоформлен на договор на предоставление услуг связи № Е17386083.

Согласно условиям заключенного Договора абоненту оказываются услуги широкополосного доступа в интернет посредством проводного соединения.

Договоров с ответчиками по настоящему делу АО «ЭР-Телеком Холдинг» не заключало, услуги связи указанным организациям не оказывались.

Со стороны ответчиков по настоящему делу  в материалы дела №016/01/11-652/2019 представлены договор о предоставлении услуг связи №ПД/12/160 от 26 июля 2012 года, заключенные между ООО «УЗПМ» и ООО «Сатурн-Р Интернет», а также Договор на предоставление услуг связи №Е17386083, заключенный между ООО «УЗПМ» и АО «ЭР-Телеком Холдинг».

При этом, со стороны ответчиков в отношении использования одного и того же IP-адреса при участии в закупках указано следующее.

Подача заявок и одновременное участие в торгах произвоились только с одного IP-адреса в г. Перми. Данный IP-адрес принадлежит ООО «УЗПМ». Заключенных договоров с операторами услуг связи (провайдерами) у ответчиков не имеется.

По результатам осмотра свойств файлов заявок участников (первые части заявок) ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) с использованием стандартного проводника операционной системы Windows 7, установлены факты совпадений таких свойств файлов как имя учетной записи, создавшей и изменившей файл, дата и время создания файла.

Учётная запись это хранимая в компьютерной системе совокупность данных о пользователе, необходимая для его опознавания (аутентификации) и предоставления доступа к его личным данным и настройкам.

Имя учетной записи задается пользователем и используется в ходе аутентификации при входе в систему. Таким образом, совпадение имени учетной записи создавшей и/или изменившей файл возможно только в случае их создания на одном устройстве. Использование одной учетной записи при формировании заявок на участие в торгах от разных организаций подтверждается и ее персонификацией.

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе0811300008318001120, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «УЗПМ»

Техническое предложение участника

(BLAG-004-PC - blag-004)

User

07.07.2016

9:14

13.12.2018

9:28

38,9 Кб

ООО «БТК»

ЗАЯВКА 1 ЧАСТЬ

(BLAG-004-PC - blag-004)

User

07.07.2016

9:14

13.12.2018

9:23

39,0 Кб

 

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе0811300008318000698, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «УЗПМ»

Техническое предложение

(BLAG-004-PC - blag-004)

User

13.03.2018

9:34

28.08.2018

9:22

52,5 Кб

ООО «БТК»

Предложение участника

(BLAG-004-PC - blag-004)

User

28.12.2017

8:08

28.08.2018

9:20

51,8 Кб

 

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе0811300008318000051, представлены в следующей таблице.

 

 

Наименование участника закупки

Наименование файла в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «УЗПМ»

Техническое предложение

(BLAG-004-PC - blag-004)

User

13.03.2018

9:34

13.03.2018

9:34

40,1 Кб

ООО «БТК»

Предложение участника

(BLAG-004-PC - blag-004)

User

28.12.2017

8:08

13.03.2018

9:37

39,5 Кб

 

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе0811300008316001242, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «УЗПМ»

Предложение участника

(BLAG-004-PC - blag-004)

User

03.08.2016

15:44

04.08.20168:01

35,6 Кб

ООО «БТК»

сведения о товаре

(BLAG-004-PC - blag-004)

User

03.08.2016

15:44

04.08.20168:08

32,9 Кб

 

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе0811300008317000754, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «УЗПМ»

ПРЕДЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ

User

User

16.10.2017

8:43

16.10.2017

16:29

52,3 Кб

ООО «БТК»

ПРЕДЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ

User

User

16.10.2017

8:43

16.10.2017

16:29

52,3 Кб

 

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что документы, поданные ответчиками в качестве первой части заявки, были созданы одним лицом.

Совпадение имен учетной записи, создавшей файл, имен учетной записи изменившей файл, даты и времени создания файла, даты и времени изменения файла свидетельствует об использовании и обмене файлами ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на аукционы.

Помимо этого, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в период 2015 – 2018 гг. ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и  ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) принимали участие в иных закупках, заказчики которых расположены на территории Республики Татарстан:

 

 

Номер закупки

Название участника закупки

Начальная максимальная цена контракта по закупке

Лучшее ЦП участника в торгах

Снижение, %

Стал ли победителем торгов

0111300000115000008

ООО ТД «УЗПМ»

99 999 999,97

99 499 999,97

0,50%

победитель

ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ»

99 999 999,96

0,00%

нет

0811300008315000394

ООО ТД «УЗПМ»

99 999 553,62

99 499 555,85

0,50%

Победитель (единственный участник)

0811300008316001242

ООО ТД «УЗПМ»

48 970 213,36

48 725 362,29

0,50%

победитель

ООО «Башкирская торговая компания»

48 970 213,35

0,00%

Нет

0811300008316001714

ООО ТД «УЗПМ»

99 995 118,75

99 495 143,16

0,50%

победитель

ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ»

99 995 118,74

0,00%

Нет

0811300008317000754

ООО ТД «УЗПМ»

99 999 928,00

99 499 928,36

0,50%

победитель

ООО «Башкирская торговая компания»

99 499 928,36

0,50%

Нет

ООО «ТД «ЗОЛОТОЙ КАЗАН»

Отозвана участником

-

-

0811300008317001141

ООО ТД «УЗПМ»

49 999 944,00

49 749 944,28

0,50%

победитель

ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ»

49 999 943,00

0,00%

Нет

 

Таким образом, в ходе изучения указанной информации Комиссией Татарстанского УФАС России установлено также совместное участие ООО ТД «УЗПМ» и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» в 2015-2018 гг. в закупках с реестровыми №№0111300000115000008 (2015 год), 0811300008316001714 (2016 год), 0811300008317001141 (2018 год).

Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее — НМЦК) составила  249 995 062,72 рублей. В результате, снижение по аукционам составило 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта.

По результатам проведения аукциона 0111300000115000008 заказчиком заключен 1 контракт (МКУ «Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани») на сумму 99 999 855,90 руб.

По результатам проведения аукциона 0811300008316001714 заказчиком заключено 5 контрактов (МКУ «Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани») на сумму 99 495 097,12руб.

По результатам проведения аукциона 0811300008317001141 заказчиком заключено 5 контрактов (МКУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани») на сумму 49 749 944, 28руб.

Согласно информации из Выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, поданных участниками для участия в вышеуказанных аукционах в электронной форме, местом нахождения ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366) на дату рассматриваемого аукциона являлось соответственно:

  • 614000 Пермский край город Пермь улица Монастырская, дом 2;
  • 450027, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Сельская Богородская, д. 20, корпус 3, пом. 13.

Также проведена проверка аффилированности вышеуказанных юридических лиц:

1) Согласно выписке из ЕГРЮЛ <…> ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) является <…>, размер доли в уставном капитале – 100,0%. <…> Общества является <…>. Адрес (место нахождения) юридического лица: <…>. Основным видом деятельности организации является производство удобрений и азотных соединений (код ОКВЭД 20.15).

2) Согласно выписке из ЕГРЮЛ <…> ООО «ЭКСПРЕСС –ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366)  является <…> (ИНН <…>), размер доли в уставном капитале – 100%. <…> Общества является <…> (ИНН <…>). Адрес (место нахождения) юридического лица: <…>.Основным видом деятельности организации является торговля оптовая химическими продуктами (код ОКВЭД 46.75).

Учитывая изложенное, Татарстанским УФАС России установлено, что ООО «ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «ЭКСПРЕСС –ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366) не подпадают под исключение, установленное пунктом 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, следовательно, на них распространяется запрет на заключение антиконкурентных соглашений.

Торговой площадкой представлены сведения, что подача заявок и ценовых предложений ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366) осуществлялась также с IP-адреса: 178.161.136.42 (аналогично подачи заявок при совместном участии ООО ТД «УЗПМ» и ООО «Башкирская торговая компания»).

По результатам осмотра свойств файлов заявок участников (первые части заявок) ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366) с использованием стандартного проводника операционной системы Windows 7, установлены факты совпадений таких свойств файлов как имя учетной записи, создавшей и изменившей файл, дата и время создания файла.

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе0111300000115000008, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «УЗПМ»

Согласие на поставку товаров

<…>

User

02.07.2014

12:30

11.08.2014

11:06

26,0 Кб

ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ»

Согласие на поставку

<…>

User

02.07.2014

12:30

05.09.2014

8:57

26,1 Кб

 

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе0811300008316001714, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «УЗПМ»

сведения о товаре

(BLAG-004-PC - blag-004)

User

13.12.2016 16:19

20.12.2016

8:36

46,2 Кб

ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ»

заявка

(BLAG-004-PC - blag-004)

User

13.12.2016 16:19

20.12.2016

8:28

38,3 Кб

 

Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе0811300008317001141, представлены в следующей таблице.

 

Наименование участника закупки

Наименование файла в составе заявки

Автор файла

Автор изменения файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

Размер файла

ООО «УЗПМ»

Техническое предложение

(BLAG-004-PC - blag-004)

User

28.12.2017 8:08

10.01.2018 13:52

47,5 Кб

ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ»

Предложение Участника

(BLAG-004-PC - blag-004)

User

10.01.2018 7:54

10.01.2018 13:53

46,5 Кб

 

В связи с изложенным, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что подача заявок и ценовых предложений по закупкам, где совместное участие принимали ООО «ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» осуществлялось тем же лицом, которое подавало заявки при совместном участии в закупках ООО ТД «УЗПМ» и ООО «Башкирская торговая компания».

Таким образом, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено наличие аналогичной модели поведения со стороны ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) при совместном участии на торгах не только с ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625), но и с ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366).

Комиссией Татарстанского УФАС России также были проанализированы иные аукционы в электронной форме за период с 2015 г. по 2018 г., в которых принимали активное участие помимо ответчиков иные хозяйствующие субъекты.

 

Номер закупки

Название участника закупки

Начальная максимальная цена контракта по закупке

Лучшее ЦП участника в торгах

Стал ли победителем торгов

Снижение, %

0573500000118000050

ООО «ТД «НОВОХИМ»

9 806 280,00

9 658 737,00

победитель

1,50%

ООО ТД «УЗПМ»

9 708 168,60

нет

1,00%

0848300048417000371

ООО "ПромСоль"

8 972 550,00

6 460 236,00

победитель

28,00%

ООО "КТМ"

6 505 098,75

нет

27,50%

ООО "НПК АЭРОТЕХСНАБ"

6 774 275,25

нет

24,50%

ООО ТД «УЗПМ»

6 953 726,25

нет

22,50%

ООО «КРОТ-ритэйл»

7 895 844,00

нет

12,00%

ООО "Дефростер"

8 000 000,00

нет

10,84%

0373100117716000143

ООО "Реагент"

306 586,67

278 993,93

победитель

9,00%

ООО ТД «УЗПМ»

280 526,86

нет

8,50%

0309300012316000173

ООО "МАРВИН"

17 189 680,00

13 064 156,80

победитель

24,00%

ООО ТД «УЗПМ»

13 150 105,20

нет

23,50%

АО "КАУСТИК"

13 665 795,60

нет

20,50%

0142300013115000382

ООО "СамараАвтоПоставки"

788 333,19

482 115,99

победитель

38,84%

ООО ТД «УЗПМ»

486 057,66

нет

38,34%

ООО «КРОТ-ритэйл»

493 941,00

нет

37,34%

 

Как следует из вышеприведенной таблицы, ответчик ООО ТД «УЗПМ» в аукционах, в которых принимали активное участие помимо ООО ТД «УЗПМ» иные хозяйствующие субъекты, подавало ценовые предложения значительно ниже начальных максимальных цен контрактов.

Таким образом, в отсутствие конкурентной борьбы с иными хозяйствующими субъектами ответчики в результате ранее достигнутой договоренности получали возможность подавать ценовые предложения максимально приближенные к начальной максимальной цене контрактов.

В  целях установления фактических Обстоятельств по делу №016/01/11-652/2019, Комиссией Татарстанского УФАС России у ответчиков были запрошены письменные пояснения об обстоятельствах дела №016/01/11-652/2019. Организациями была представлена следующая информация.

В результате изучения представленных материалов установлено, что выручка ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) за 2018 год составляет 1 127 940,28 рублей. При этом указанная организация в 2018 году принимала участие в торгах, НМЦК которых значительно превышает указанный размер выручки организации. Также в соответствии со штатным расписанием, представленным со стороны ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) установлено, что в штате организации числится лишь должность директора. Следовательно, указанная организация фактической деятельности не осуществляет, а значит, несмотря на подачу заявок в аукционах с реестровыми №№ 0811300008318001120, 0811300008318000698, 0811300008318000051, 0811300008316001242, 0811300008317000754, намерения выиграть в данных аукционах у ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) не имелось.

Также в соответствии с представленной штатной расстановкой установлено, что единственным сотрудником ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366) является лишь <…><…>. Следовательно, указанная организация также фактической деятельности не осуществляет, а значит, несмотря на подачу заявок в аукционах с реестровыми №№ 0111300000115000008, 0811300008316001714, 0811300008317001141, намерения выиграть в данных аукционах у ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» не имелось.

Ответчики полагают, что ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) входят в одну подконтрольную группу лиц ввиду наличия следующей взаимосвязи между организациями, представленной в схеме ниже.

 

ООО «УЗПМ»

ИНН: 5904171190

Участник <…>, доля 66,67%

 

 
   

 

 

 

 

 

ООО «ТД «УЗПМ» (ответчик)

ИНН: 5902863974

Участник <…>, доля 100%

 

ООО «Башкирская торговая компания» (ответчик)

ИНН: 0277114625

Участник – ООО «Башхимпром», доля 99,9%

 

ООО «Башхимпром»

ИНН: 0275072169

Участник – ООО «УЗПМ», доля 95%

 

 

           
       
 
 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, по мнению ответчиков, ООО «БТК» и ООО ТД «УЗПМ» не могли выступать в качестве участников картеля, поскольку не являлись самостоятельными хозяйствующими субъектами-конкурентами, а находились в опосредованной зависимости друг от друга, в связи с чем, к ним применимо исключение, предусмотренное ч.7 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ «О защите конкуренции».

Участники картеля должны осуществлять свою деятельность самостоятельно. Ответчики не осуществляли свою деятельность самостоятельно, поскольку находились под фактическим контролем одного и того же лица - ООО «УЗПМ».

Ответчики не соперничали (не состязались) в электронных аукционах, так как их поведение на торгах не носило самостоятельного характера, а было заранее предопределено их фактическим владельцем - ООО «УЗПМ», которое отдавало им обязательные поведенческие указания исходя исключительно из своих предпринимательских интересов.

Фактический контроль над Ответчиками осуществляет ООО «УЗПМ», в котором сосредоточен весь управленческий состав кадров. В соответствии с принятой экономической моделью ООО «УЗПМ» осуществляет только производство противогололедных материалов. Реализация продукции осуществляется только через сбытовые компании - «торговые дома». Торговые дома осуществляли и осуществляют сбыт продукции как по заявкам частных потребителей, так и участвуют в торгах на право поставок продукции для государственных и муниципальных нужд. К торговым домам ООО «УЗПМ», в частности, относятся такие компании как ООО ТД «УЗПМ», ООО «Башхимпром» и ООО «БТК». Выбор торгового дома для реализации продукции осуществлялся исходя из текущей модели финансирования поставки (предварительная оплата, отсрочка платежа, наличие лимитов кредитования, возможность оформления обеспечения исполнения обязательств по поставке и других факторов).

В соответствии с пояснениями ответчиков о фактическом контроле их со стороны ООО «УЗПМ» свидетельствуют, в частности, установленные Татарстанским УФАС России обстоятельства:

-подача заявок и одновременное участие в торгах только с одного IP-адреса в г. Перми. Данный IP-адрес принадлежит именно ООО «УЗПМ». Заключенных договоров с операторами услуг связи (провайдерами) ни у ООО ТД «УЗПМ» ни у ООО «БТК» не имеется.

Кроме того, ответчики отмечают, что поведение на торгах не носило объективного характера в виду фактического управления ими ООО «УЗПМ»:

- Ответчики не осуществляли взаимных (перекрестных) поставок предмета торгов в целях исполнения муниципальных контрактов.

ООО «УЗПМ» имело фактическую возможность определять решения, принимаемые Ответчиками, посредством распоряжения более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие доли, составляющие уставный капитал Ответчиков.

Таким образом, по мнению ответчиков, в рассматриваемом случае отсутствует такой обязательный признак картеля, как осуществление Организациями деятельности самостоятельно, поскольку все решения принимались ООО «УЗПМ», а действия Организаций были действиями самого ООО «УЗПМ», что в свою очередь влечет обязательное применение установленного ч. 7 ст. 11 Закона о конкуренции исключения.

В рассматриваемом случае Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что схема взаимосвязи ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) может быть представлена в следующем виде:

<…>

Исходя из схемы, представленной выше, <…> непосредственно распоряжается 100% от общего количества голосов, приходящихся на доли, составляющие уставной капитал ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974). При этом указанное лицо также опосредованно распоряжается более, чем 50% голосов, приходящиеся на доли, составляющие уставный капитал ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) .

Следовательно, ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) подпадают под критерии, определенные в соответствии с пунктом 1 частью 8 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, указанные лица подпадают под исключение, предусмотренное пунктом 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, следовательно, на них не распространяется запрет на заключение антиконкурентных соглашений.

Таким образом, по мнению Комиссии Татарстанского УФАС России ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625) подлежит исключению из числа ответчиков по делу №016/01/11-988/2019.

Вместе с тем, Татарстанским УФАС России установлено, что ООО «ТД «УЗПМ» и ООО «ЭКСПРЕСС –ТРЕЙДИНГ» не подпадают под исключение, установленное пунктом 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Татарстанским УФАС России установлено, что ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) фактически и опосредованно не распоряжается более, чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на доли, составляющие уставной капитал ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366), и не осуществляет функции исполнительного органа ООО «Башкирская торговая компания» (ИНН 0277114625), также как и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366) аналогично прямо и косвенно не распоряжается более, чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на доли, составляющие уставной капитал ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974), и не осуществляет функции исполнительного органа ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974).

Также не установлено физических и юридических лиц, которые прямо или косвенно распоряжались бы более, чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на доли, составляющие уставные капиталы указанных ответчиков по делу, либо одновременно осуществляющих функции исполнительных органов в указанных организациях.

Следовательно, ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366) не подпадают под критерии, определенные в соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом в соответствии с Разъяснением ФАС России № 16 «О применении частей 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции» предусмотрено, что расширительное толкование критериев контроля, предусмотренных частью 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, недопустимо в связи с наличием исчерпывающего и законченного перечня таких критериев допустимости антиконкурентных соглашений.

Схема взаимосвязи между ООО «ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «ЭКСПРЕСС –ТРЕЙДИНГ» может быть представлена следующим образом:

 

 

Схема взаимосвязей между ООО «ТД «УЗПМ» и ООО «ЭКСПРЕСС –ТРЕЙДИНГ»:

 

<…>

 

Исходя из изложенного, действия ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366) свидетельствуют о намеренном участии второго участника закупки с целью поддержания цены контракта, максимально приближенной к НМЦК и победе на данной закупке.

Принимая решения участвовать в аукционе, участники исходят из того, что смогут предложить снижение цены, в целях победы по итогам проведения данного электронного аукциона, и соответственно, такое поведение как снижение цены по контракту, хозяйствующие субъекты предполагали для себя как рентабельное. Участие в электронном аукционе предполагает определенные расходы, связанные с данным участием, следовательно, участие с заведомым проигрышем в электронном аукционе является экономически нецелесообразным для хозяйствующего субъекта.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что при участии в торгах ответчики по делу реализовывали антиконкурентную модель поведения путем обеспечения участия в закупке субъекта-конкурента с целью имитации конкурентной борьбы и заключения государственного контракта по максимально возможной цене.

Со стороны ответчиков также был заявлен довод об участии ответчиков в проводимых открытых аукционах в электронной форме из-за необходимости исключения рисков отклонения заявок какого-либо из участников по формальным основаниям в связи со сложностью требований, содержащихся в аукционной документации. Именно поэтому Ответчики подавали заявки на участие в одних и тех же торгах.

Однако, как уже указывалось ранее, Комиссией Татарстанского УФАС России выявлено совпадение свойств файлов заявок, что свидетельствует о подаче указанных заявок одним лицом, что не обеспечивает возможности избежать формальных ошибок при подаче аукционной документации и, следовательно, подтверждает факт участия ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366) лишь с целью имитации конкурентной борьбы на торгах.

Таким образом, участие ООО ТД «УЗПМ» и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» в аукционах с реестровыми №№0111300000115000008, 0811300008316001714, 0811300008317001141 явилось формальной имитацией конкурентной борьбы, что лишает его существенного назначения, состоящего в выявлении наиболее выгодных ценовых предложений участниками электронного аукциона, имеющих намерение заключить договор, контракт по результатам электронного аукциона. Их действия были изначально согласованы и определены, в целях заключения государственного контракта по максимально возможной цене.

По мнению Татарстанского УФАС России ООО ТД «УЗПМ» и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» заключили соглашение, ограничивающее конкуренцию, которое привело к поддержанию цен на торгах на основании следующих установленных фактов:

  1. компания-победитель заранее определялась участниками антиконкурентного соглашения;
  2. снижение ценового предложения в рамках проведения аукциона между ООО ТД «УЗПМ» и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» было минимальным – 0,5%;
  3. отсутствует экономическое обоснование поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности – получению прибыли;
  4. осведомленность ООО ТД «УЗПМ» и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» о направленности поведения друг друга и возможных результатах аукциона, учитывая отмеченные выше обстоятельства;
  5. использование организациями единой инфраструктуры при участии в торгах;
  6. вход на электронную торговую площадку, осуществление действий по аукциону при участии в аукционе разных хозяйствующих субъектов с одного и того же IP-адреса, при разных адресах регистрации юридических лиц;
  7. участие ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» в закупках осуществляется формально, с целью определения в качестве поставщика ООО ТД «УЗПМ» с ценой наиболее приближенной к НМЦК;
  8. подтверждение совместного участия и наличия предварительного соглашения со стороны ответчиков;
  9. отсутствие фактической деятельности ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ»;
  10. значительное снижение НМЦК при участии в аукционах иных хозяйствующих субъектов;
  11.  использование со стороны ООО ТД «УЗПМ» при совместном участии с ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» модели поведения, применяемой при участии в аукционах с ООО «Башкирская торговая компания».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

На данные организации распространяются требования, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Комиссия Татарстанского УФАС России также отмечает следующее.

В рамках рассмотрения дела №016/01/11-652/2019 ответчиками было представлено Решение ФАС России по делу №1-11-119/00-22-15 от 15.01.2016 по признакам нарушения ООО «Башхимпром» (ИНН 0275072169) и ООО «НПО «Путевые технологии» (ИНН 7708658093) п.2 ч.1. ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в поддержании цен на торгах и ООО «УЗПМ» (ИНН 5904171190) ч.5 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов (далее - Решение). В соответствии с данным Решением Комиссии ФАС России рассмотрение дела №1-11-119/00-22-15 было прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях. Указанное Решение приобщено к материалам дела №016/01/11-652/2019.

Стоит отметить, что ответчики ссылаются на аналогичность обстоятельств дела №016/01/11-652/2019 и №1-11-119/00-22-15, что, по их мнению, является основанием для прекращения рассмотрения дела №016/01/11-652/2019.

Тем не менее, следует отметить следующее.

Комиссия ФАС России в рамках рассмотрения дела №1-11-119/00-22-15 установила, что ООО «НПО «Путевые технологии» (ИНН 7708658093) и ООО «Башхимпром» (ИНН 0275072169) не осуществляли самостоятельную хозяйственную деятельность, находились под фактическим контролем и действовали по поручению ООО «УЗПМ».

Согласно информации, полученной от ИФНС России №1 по Республике Башкортостан, ООО «УЗПМ» 18.12.2013 приобрело 95% в уставном капитале ООО «Башхимпром» (ИНН 0275072169) и 26.12.2013 приобрело 95% в уставном капитале ООО «НПО «Путевые технологии» (ИНН 7708658093).

Из указанного выше следует, что в данном случае действительно имело место наличие признака подконтрольности ООО «НПО «Путевые технологии» (ИНН 7708658093) и ООО «Башхимпром» (ИНН 0275072169) одной организации - ООО «УЗПМ» в соответствии с п.1 ч.8 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В связи с чем, указанный случай подпадает под исключение, предусмотренное ч.7 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем и было прекращено рассмотрение дела №1-11-119/00-22-15.

Однако в рамках рассмотрения дела №016/01/11-652/2019 Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366) не подпадают под критерии, определенные в соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и, следовательно, не подпадают под исключение, предусмотренное ч.7 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, установлено, что ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366) заключили и участвовали в ограничивающем конкуренцию Соглашении, которое привело к поддержанию цены при проведении открытых аукционов в электронной форме №№0111300000115000008, 0811300008316001714, 0811300008317001141.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 (далее – Порядок) был проведен анализ состояния конкуренции на рынке поставки противогололедных материалов (реагентов).

Согласно пункту 10.9. Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

-              На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразно принять период 2015-2018 гг., соответствующий периоду подачи заявок и участия в аукционах электронной форме, рассматриваемых Комиссией в рамках дела №016/01/11-652/2019.

-              В рассматриваемом случае предмет торгов определен аукционной документацией.

Согласно аукционной документации по рассматриваемым в рамках дела №016/01/11-652/2019 аукционам в электронной форме, предметом торгов являются работы по поставке противогололедных материалов (реагентов).

-              Состав хозяйствующих субъектов, определяется Комиссией из хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах.

Учитывая вышеизложенное, в состав хозяйствующих субъектов - участников торгов из рассматриваемых в рамках дела №016/01/11-652/2019 аукционов входили признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона следующие хозяйствующие субъекты:

  • ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974);
  • ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366).

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366), выразившихся в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 3 аукционах в электронной форме, усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Начальная (максимальная) цена контракта (далее — НМЦК) составила 249 995 062,72 рублей. В результате снижение по аукционам составило 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта.

Соглашение было достигнуто его участниками и реализовывалось в 2015-2018 гг.

Антиконкурентная деятельность картеля, направленная против добросовестной конкуренции, запрещена законодательством РФ и является по своей сути, видом незаконной предпринимательской деятельности.

При этом под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) в рамках антиконкурентного соглашения за период его существования без вычета произведённых лицом расходов. В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 г. №23, при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлечённого всеми её участниками.

По оценке Татарстанского УФАС России при реализации Соглашения доход ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) в результате победы на торгах и заключении государственных контрактов с Заказчиками составил 249 244 897,30 рублей.

Ответчики по делу №016/01/11-652/2019 в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представили документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

На основании вышеизложенного Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366) как нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

18 июля 2019 года Комиссия Татарстанского УФАС России, руководствуясь ч.1 ст.48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», вынесла Заключение об обстоятельствах дела №016/01/11-652/2019.

В соответствии с пунктом 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России, назначенной на 19 сентября 2019 года, со стороны представителей ответчиков были даны следующие пояснения относительно обстоятельств по делу.

ООО «УЗПМ» имеет ряд хозяйствующих субъектов, через которых осуществляется реализация производимой продукции, в том числе ООО «ТД «УЗПМ», ООО «БТК», ООО «Экспресс-Трейдинг», ООО «МинералОпт», ООО «Башхимпром», ООО «НПО «Путевые технологии», ООО «ТРАНССЕРВИС», ООО «РусХимОпт» (далее – торговые дома).

Структура договорных отношений ООО «УЗПМ» с торговыми домами выглядит следующим образом. ООО «УЗПМ» производит продукцию, а торговые дома – участвуют в аукционах, по результатам которых заключаются государственные контракты. На основании заключенных государственных контрактов между ООО «УЗПМ» и отдельным торговым домом заключается дилерский договор (договор поставки).

Таким образом, на каждую поставку в рамках заключенных государственных договоров между ООО «УЗПМ» и торговым домом – победителем торгов заключается отдельный договор поставки.

Помимо этого, представители участниками пояснено следующее.

В качестве участников государственных закупок из вышеуказанных организаций, как правило, выступают ООО «ТД «УЗПМ», ООО «Экспресс-Трейдинг» и ООО «ТРАНССЕРВИС». ООО «БТК» является хозяйствующим субъектом, аккредитованным для участия в торгах, однако в закупках он практически не участвует.

На коммерческом рынке работает ООО «ТД «УЗПМ», который заключает дилерские и дистрибьюторские соглашения с оптовыми покупателями. При обращении «разовых» потребителей оптовых закупок, готовых вывозить указанную продукцию с территории завода ООО «УЗПМ», договоры поставки заключаются следующими организациями в зависимости от объемов поставки: при небольших объемах поставку осуществляет ООО «ТРАНССЕРВИС», при существенных, больших объемах – ООО «ТД «УЗПМ».

ООО «РусХимОпт» - розничное подразделение, созданное на базе ООО «ТД «УЗПМ», для осуществления деятельности в розничной сфере, для работы с торговыми сетями («Леруа Мерлен», «Касторама», «Метро»), а также для работы с розничными покупателями в небольших объемах (10-20 кг). Территориальный охват ООО «РусХимОпт» в 2018 году – г.Москва.

ООО «НПО «Путевые технологии» – организация, которая занимается поставками, единственным контрагентом которого выступает заказчик – ГБУ города Москвы «Автомобильные дороги» для нужд Правительства г. Москвы. Иных контрагентов указанная организация не имеет.

ООО «Уральский завод противогололедных материалов» (5904143971) – является еще одним торговым домом, взаимосвязанным с ООО «УЗПМ», осуществляющим закупки сырья для нужд «холдинга».

В соответствии с пояснениями участников ООО «ТД «УЗПМ», ООО «Экспресс-Трейдинг», ООО «БТК»  – не являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, так как в данных организациях не имеется ни материальных, ни трудовых ресурсов для осуществления полноценной хозяйственной деятельности. Руководители указанных организаций, по словам представителей, имеют номинальный характер, в связи с чем, вышеуказанные организации не могут существовать в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов.

Организация деятельности указанных лиц осуществляется трудовыми ресурсами ООО «УЗПМ», вся деятельность ведется сотрудниками указанной организации. Так, <…> ООО «ТД УЗПМ» является <…>, который также работает в качестве коммерческего директора в ООО «УЗПМ».

В качестве <…> ООО «БТК» в период с 02.03.2011 года по 17.11.2017 года выступал <…>, на настоящий момент – <…>. <…> также являлся <…> ООО «Экспресс-Трейдинг» в период с 08.08.2014 года по 21.06.2018 года, на настоящий момент <…> является <…>.

Согласно пояснениям участников вышеуказанные физические лица являются <…> партнера ООО «УЗПМ» и, по совместительству, <…> <…> (<…> ООО «УЗПМ»), <…>.

<…>- <…> <…>, <…><…> <…>.

Таким образом, <…>  и <…>  являются номинальными руководителями организаций, в полномочия которых входит, в основном, получение входящей корреспонденции и подпись документов организаций.

В связи с чем, по мнению представителей участников, антиконкурентные соглашения, вменяемые в рамках настоящего дела, не могли быть заключены между указанными организациями, ввиду несамостоятельности торговых домов, координация деятельности которых осуществляется непосредственно со стороны ООО «УЗПМ».

Указанные пояснения также отражены в письменных пояснениях ответчиков по делу и документах, представленных ООО «УЗПМ».

Таким образом, со стороны представителей ответчиков подтверждается факт подготовки заявок на аукционы от имени ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366) одним и тем же лицом.

Татарстанское УФАС России также отмечает, что действующим законодательством предусмотрено, что действие ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не распространяются на хозяйствующие субъекты, только в случае возможности физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Таким образом, действие исключения, предусмотренного ч.7 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», распространяется на случай непосредственного участия в деятельности организаций (либо опосредованного через юридических лиц), участвующих в соглашении, возможность принятия управленческих решений в силу такого участия, либо подконтрольности одному лицу при соблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных ч.8 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В рассматриваемом случае Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в торгах, в которых ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366) принимали совместное участие, снижение цены производилось только со стороны одного из участников, при этом снижение составляло не более 0,5% от начальной максимальной цены контракта.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что при участии в торгах ответчики по делу реализовывали антиконкурентную модель поведения путем обеспечения участия в закупке субъекта-конкурента лишь с целью имитации конкурентной борьбы и заключения государственного контракта по максимально возможной цене.

Комиссия Татарстанского УФАС России,  рассмотрев все доводы, имеющиеся в деле доказательства, установила факт достижения со стороны ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366) картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен при проведении открытых аукционов в электронной форме.

Таким образом, исследовав доказательства по делу, оценив позиции сторон, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО ТД «УЗПМ» (ИНН 5902863974) и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (ИНН 0276159366) как нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен при проведении открытых аукционов в электронной форме.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.Производство по делу №016/01/11-652/2019 в отношении ООО «Башкирская торговая компания» (450078, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Революционная, д. 96/4, офис 01, ИНН 0277114625) прекратить.

2.Признать ООО ТД «УЗПМ» (614000, Пермский край, г. Пермь, ул. Монастырская, д.2, ИНН 5902863974) и ООО «ЭКСПРЕСС – ТРЕЙДИНГ» (450027, Башкортостан Республика, г. Уфа, ул. Сельская Богородская, д. 20, корпус 3, пом. 13, ИНН 0276159366) нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен при проведении открытых аукционов в электронной форме.

3.Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу, в отношении виновных должностных и юридических лиц.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

        

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: за неисполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения установлена административная ответственность.  Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны