Предупреждение №ИП-06/8213 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П06 -30/2020 о прекращении действий (бездейс... от 19 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ИП-06/8213 от 19.06.2020 г.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы №649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе по соблюдению изменившихся требований установленных в Законе о защите конкуренции, в части установления запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках, введены Федеральным законом №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – Закон №485-ФЗ). Действия настоящего закона начинается с 08.01.2020 (за исключением отдельных положений).

По результатам проведения мониторинга деятельности муниципальных унитарных предприятий на территории Республики Татарстан на предмет соответствия целям создания унитарных предприятий, а также нормам антимонопольного законодательства Татарстанским УФАС России установлено следующее.

На территории Актанышского муниципального района Республики Татарстан постановлением Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан от 10.01.2020 №ПР-2 создано МУП «КОММУНСЕРВИС» (ИНН 1604011286).

Согласно п. 5 устава МУП «КОММУНСЕРВИС», создано для выполнения работ, оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основными видами деятельности предприятия, согласно п. 5.3 Устава являются:

- производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными;

- теплоснабжение, водоснабжение и прием сточных вод;

- сборка, очистка и распределение воды;

- разведочное бурение;

- эксплуатация, ремонт и развитие инженерных коммуникаций, преданных на обслуживание;

- благоустройство дорог, переданных в хозяйственное видение;

- участие в разработке и рассмотрении проектов планов развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального района;

- капитальный и текущий ремонт объектов теплоэнергетического и водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с утвержденными планами;

- разработка и организация мероприятий по обеспечению надежной эксплуатации систем теплоснабжения, водоснабжения и канализационных сооружений;

- расчет, начисление и сбор платежей за оказываемые населению и другим потребителям коммунальные и прочие услуги;

- иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской федерации и соответствующие целям предмету деятельности предприятия.

Исполнительным комитетом Актанышского муниципального района Республики Татарстан, запрос о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия антимонопольному законодательству в Татарстанское УФАС России не направлялся. Таким образом, Исполнительный комитет Актанышского муниципального района Республики Татарстан не воспользовалась правом, установленным ч. 1 ст. 35.2 Закона о защите конкуренции.

Федеральный закон от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Вместе с тем Федеральный закон от 27.12.2019 №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» вводит с 08.01.2020 общий запрет на создание унитарных предприятий и определяет закрытый перечень исключений их общего запрета.

Согласно пп. «б» п. 1 ст. 1 и п. 3 ст.1 Закона №485-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 14.11.2020 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон №161-ФЗ) и в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», устанавливающие исключительные случаи создания унитарных предприятий.

В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона №161-ФЗ и с ч. 1 ст. 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции», не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

- захоронение радиоактивных отходов;

- водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

- ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Таким образом, в рассматриваемом случае виды деятельности осуществляемые МУП «КОММУНСЕРВИС» за исключением деятельности по водоснабжению и приему сточных вод, не отвечают требованиям пп. «б» п. 1 ст. 1 и п. 3 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции».

Товарные рынки, на которых осуществляют свою деятельность МУП «КОММУНСЕРВИС», являются конкурентными, и создание муниципальных унитарных предприятий в данных сферах предоставляет данному предприятию более выгодные условия деятельности, так как при создании муниципальных унитарных предприятий за данными предприятиями закрепляется муниципальное имущество.

Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с нормами антимонопольного законодательства МУП «КОММУНСЕРВИС» является хозяйствующим субъектом.

Таким образом, создание МУП «КОММУНСЕРВИС», осуществляющего виды деятельности в соответствии с уставом предприятия, противоречит нормам действующего законодательства, поскольку деятельность указанного предприятия за исключением деятельности по водоснабжению и приему сточных вод, не отвечают требованиям пп. «б» п. 1 ст. 1 и п. 3 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» в части несоблюдения общего запрета на создание унитарных предприятий не входящих в закрытый перечень исключений их общего запрета.

При обычных условиях здоровой и справедливой конкуренции МУП «КОММУНСЕРВИС» должно осуществлять тот круг деятельности, который ему предоставляет действующее законодательство.

Кроме того, п. 1 Указа Президента РФ от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» установлено считать активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Также в п. 3 Указа Президента РФ от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» определено в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции: сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, действия Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан содержат признаки нарушения п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в принятии решения об учреждении МУП «КОММУНСЕРВИС» не соответствующего целям создания унитарных предприятий, приведенным пп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части  принятия решения о создании МУП «КОММУНСЕРВИС» не соответствующего целям создания унитарных предприятий, предусмотренных пп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения соответствующих изменений в устав МУП «КОММУНСЕРВИС» (ИНН 1604011286) утвержденный Постановлением Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан от 10.01.2020 №ПР-2

Предупреждение необходимо выполнить в течение 45 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны