Решение №АЯ-04/13982 Решение по делу №016/07/3-1732/2022 от 16 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/13982 от 16.11.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «ТГК-16» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 10.11.2022г. №193-Д), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 10.01.2022г. №2-Д), заявителя ООО «Е8» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 09.01.2022г. №2), <…> – [должностное лицо] (без доверенности), рассмотрев в режиме видеоконференции жалобу заявителя ООО «Е8» (вх. №13795/ж от 03.11.2022г.) на действия заказчика АО «ТГК-16» при проведении закупки №32211713425 на предмет: «Изготовление и поставка вспомогательного тепломеханического оборудования-Регенеративный подогреватель химочищенной воды в рамках проекта: «Техническое перевооружение схемы подпитки теплосети филиала АО «ТГК-16» -«Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1)» в 2023 г. (пластинчатый)»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32211713425 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 23.09.2022 года.

Заказчик – АО «ТГК-16». 

Начальная (максимальная) цена договора – 1 582 140,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заявка заявителя отклонена неправомерно и необоснованно.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Закон о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупках, товаров, работ, услуг для нужд АО «ТГК-16» (далее – Положение), утвержденным от 19.09.2022г.

Согласно пункту 9.9 Положения после окончания срока приема предложений Участников закупки, Заказчик в порядке и сроки, установленные закупочной документацией, осуществляет оценку и сопоставление предложений Участников закупки и выбор победителя закупочной процедуры, если иные этапы не предусмотрены закупочной документацией.

Пунктом 9.10 Положения установлено, что в случае несоответствия Участника закупки отборочным критериям, оценка предложения Участника закупки по оценочным критериям не производится.

В соответствии с пунктом 9.11 Положения при оценке и сопоставлении предложений участников закупки:

1)        не допускается предъявлять к Участникам закупки, к закупаемым товарам, работ, услугам, требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, не указанным в закупочной документации;

2)        требования, предъявляемые к Участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком применяются в равной степени ко всем Участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работ, услугам;

3)        оценка предложений Участников закупки, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, производится с учетом особенностей участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

4)        при наличии оснований для применения приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, оценка предложений производится с учетом норм действующего законодательства о приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Аукционной документацией заказчиком установлен порядок рассмотрения первых частей заявок от участников. По окончанию приема заявок, Заказчик рассматривает первые части заявок. По результатам рассмотрения первых частей заявок Заказчик составляет протокол рассмотрения первых частей заявок, в котором указываются результаты рассмотрения заявок от участников, а также участники, допущенные к торгам (далее - аукцион).

Первые части заявок участников закупки отклоняются в следующих случаях:

- непредоставление в составе первой части заявки документов и информации, требование о предоставлении которых предусмотрено документацией о закупке;

- несоответствие предложения участника в отношении предмета закупки требованиям документации о закупке;

- предоставление в составе первой части заявки недостоверных сведений;

- указание в составе первой части заявки сведений об участнике закупки, в том числе документа, содержащего в себе такие сведения;

- указание в составе первой части ценового предложения участника закупки.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе №2501490, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 19.10.2022г. заявка заявителя (порядковый номер 1) признана несоответствующей требованиям, а именно несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению, а именно в заявке Участника №1 не предоставлена информация, требуемая в закупочной документации Заказчиком по Характеристике объекта «Техническое перевооружение. Сейсмичность-7 баллов по шкале MSK-64», также не предоставлены расчетные данные по «Тепловой нагрузке, Гкал/ч (по расчету)».

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации также должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно требованиям к содержанию заявок на участие заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Первая часть заявки должна содержать предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

Согласно утвержденной форме «Предложение участника конкурентной закупки с участием субъекта малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки» участник в п. 2 настоящего предложения должен описать полные технические характеристики всех предлагаемых к поставке товаров, а именно: функциональные, количественные, все качественные характеристики всех предлагаемых товаров, согласно перечню и требуемым техническим характеристикам всех позиций, указанным в извещении о проведении закупочной процедуры/ приложении к извещению о проведении закупочной процедуры. В случае непредоставления полных технических характеристик заявка участника отклоняется. При большом объеме информации возможно описание технических характеристик товара выполнить отдельным приложением, указав на него ссылку на графу «Технические характеристики». / Участник в п. 2 настоящего предложения должен подтвердить соответствие всех описанных работ/услуг, а именно: функциональные, качественные характеристики всех описанных работ/услуг, согласно перечню и техническим требованиям всех позиций, указанным в извещении о проведении закупочной процедуры/ приложении к извещению о проведении закупочной процедуры. В случае не подтверждения соответствия описанных работ/услуг техническим требованиям заявка участника отклоняется. При большом объеме информации возможно описание п. 2 настоящего предложения выполнить отдельным приложением, указав на него ссылку на графу «Соответствие работ, услуг техническим требованиям, приложенным в составе закупочной документации».

Приложением №1 к Извещению установлены технические требования на изготовление и поставку вспомогательного тепломеханического оборудования:

Комиссией Татарстанского УФАС России в ходе анализа заявки заявителя установлено, что участником не указана характеристика объекта «Техническое перевооружение. Сейсмичность – 7 баллов по шкале MSK-64», а также не представлены расчетные данные по «Тепловой нагрузке, Гкал/ч (по расчету)».

Согласно доводам заявителя, отклонение заявки является неправомерным, так как в закупочной документации не было требования об указании cейсмичности объекта, это характеристика промышленной площадки, а не требование к предлагаемому оборудованию. Так же не было требований об указании конкретной величины Тепловой нагрузки в предложении участника (Гкал/час).

Согласно пояснениям заказчика, указание заявителем, что сейсмичность объекта, это характеристика промышленной площадки, а не требование к предлагаемому оборудованию неправильно. Промышленная площадка, промышленный объект - это совокупность зданий и оборудования, которые не рассматриваются отдельно друг от друга. Отсутствие информации в заявке Участника по данному критерию препятствует принять Заказчику решение о возможности эксплуатации предлагаемого оборудования, поскольку размещение оборудование (монтаж) производится на объекте (площадке), о чем заведомо Участнику известно. Также заявителем жалобы не предоставлены данные технического расчета тепловой нагрузки (Гкал/ч), требуемые п. 2.5. «Тепловая нагрузка, Гкал/ч» «по расчету» Опросного листа Технических требований (Приложение №1 к Извещению о закупке), на основания которых Заказчик не имеет возможности оценить производительность предлагаемого оборудования. Имея на руках расчет предлагаемого оборудования с указанием мощности теплообменника, Участник не предоставил его в своей заявке на участие.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения приходит к следующим выводам.

Относительно отклонения первой части заявки по показателю «Техническое перевооружение. Сейсмичность – 7 баллов по шкале MSK-64» Комиссия отмечает, что указанные требования относятся не к оборудованию, которое является предметом закупки (регенеративный подогреватель химочищенной воды), а являются исходными данными для размещения, также как место установки объекта. Так, данный параметр указан в разделе 1 «Общие сведения», а не в требованиях, относящихся к основным техническим характеристикам товара.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что при участии и подачи заявки потенциальный участник закупки опирается на устанавливаемые заказчиком в техническом задании требования и технические характеристики к продукции, а также на требования и инструкцию по заполнению заявки на участие.

Вместе с тем, указанный заказчиком в протоколе рассмотрения первых частей заявок параметр, за непредоставление информации о котором отклонили заявку участника не относится к характеристикам поставляемого оборудования. Следовательно, не может являться основанием для признания заявки несоответствующей.

Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с первой частью заявки заявитель ООО «Е8» выразил свое согласие участвовать в конкурентной закупке на условиях, установленных в закупочной документации, в том числе в приложении №1 к извещению «технические требования на изготовление и поставку вспомогательного тепломеханического оборудования», в том числе в части данных по сейсмичности.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В рассматриваемом случае, отказ комиссии заказчика по закупкам в допуске к участию заявителя по причине непредоставления информации и сведений, не относящимся к поставляемому оборудованию является неправомерным, ограничивает конкуренцию и не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, довод заявителя в части неправомерного отклонения заявки по параметру «Техническое перевооружение. Сейсмичность – 7 баллов по шкале MSK-64» признан обоснованным.

Относительно отклонения первой части заявки по показателю «Тепловая нагрузка, Гкал/ч».

Преобладающим фактором при формировании условий документации о закупке является потребность заказчика в определенном товаре (работе, услуге), что согласуется с целями и принципами правового регулирования Закона о закупках.

Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников торгов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям.

В соответствии с требованиями, установленными в форме «Предложение участника конкурентной закупки с участием субъекта малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки» должен описать полные технические характеристики всех предлагаемых к поставке товаров, а именно: функциональные, количественные, все качественные характеристики всех предлагаемых товаров, согласно перечню и требуемым техническим характеристикам всех позиций.

Таким образом, в первой части заявки на участие необходимо было указать конкретный показатель тепловой нагрузки, рассчитанный участником закупки самостоятельно.

Вместе с тем, указание в заявке на участие информации о тепловой нагрузке «по расчету» не соответствует требованиям заказчика, установленным в аукционной документации.

Кроме того, заявителем в первой части заявки указан конкретный показатель по пункту 4.4 «Температура среды на выходе», при условии, что в требованиях заказчика также было указано о необходимости предоставления расчетных данных.

Заявителем не представлено достаточных доказательств, подтверждающих невозможность указания данных по параметру «Тепловая нагрузка, Гкал/ч (по расчету)».

Участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика.

Таким образом, ни в доводах жалобы, ни на заседании Комиссии заявитель доказательств, подтверждающих обратное не представил, в связи с чем довод жалобы не находит своего подтверждения.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя в части отклонения заявки по параметру «Тепловая нагрузка, Гкал/ч (по расчету)».

Учитывая, что заявка заявителя подлежала отклонению по параметру «Тепловая нагрузка» Комиссия Татарстанского УФАС России принимает решение предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства не выдавать. Также материалы дела для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного дела в отношении заказчика за неправомерное отклонение по параметру «Техническое перевооружение. Сейсмичность-7 баллов по шкале MSK-64» не передавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Е8» (вх. №13795/ж от 03.11.2022г.) на действия заказчика АО «ТГК-16» при проведении закупки №32211713425 на предмет: «Изготовление и поставка вспомогательного тепломеханического оборудования-Регенеративный подогреватель химочищенной воды в рамках проекта: «Техническое перевооружение схемы подпитки теплосети филиала АО «ТГК-16» - «Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1)» в 2023 г. (пластинчатый)» частично обоснованной в части неправомерного отклонения заявки по параметру «Техническое перевооружение. Сейсмичность-7 баллов по шкале MSK-64».

Предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства не выдавать.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны