Предупреждение №АЯ-06/15013 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П06-55/2020 о прекращении действий (бездейст... от 11 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-06/15013 от 11.11.2020 г.

На основании приказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 10.06.2020 № 01/142-пр, от 08.07.2020 № 01/185-пр, от 20.07.2020 01/202-пр была проведена плановая выездная проверка в отношении Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан (422840, Республика Татарстан, Спасский район, г. Болгар, ул. Пионерская, 19, ИНН 1637005464).

Инспекцией Татарстанского УФАС России по результатам анализа деятельности Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан в сфере рынка потребительских услуг установлено следующее.

30 декабря 2019 г. Решением Совета Спасского муниципального района Республики Татарстан № 45-2 утверждено Положение о регулировании деятельности рынка потребительских услуг на территории Спасского муниципального района (далее – Положение).

Положение регулирует единый порядок организации и основные правила деятельности объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и других объектов рынка потребительских услуг.

Согласно пункту 1.2 Положения его действие распространяется на все юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере рынка потребительских услуг на территории Спасского муниципального района.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения, в целях необходимости создания банка данных, содержащих полную и достоверную информацию об объектах, субъектах и наёмных работниках сферы потребительских услуг, защиты прав и интересов потребителей Положение определяет порядок формирования и ведения Реестра объектов, субъектов и наемных работников сферы потребительских услуг Спасского района (далее – Реестр).

Пункты 2.1-2.3 определяют понятия субъектов, объектов и наемных работников сферы потребительских услуг. Указанными положениями определено следующее:

– объектами сферы потребительских услуг признаются объекты организаций и предприятий розничной и оптовой торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые расположены в специально оборудованных зданиях (их частях) и строениях, предназначенных для ведения деятельности в сфере рынка потребительских услуг;

– субъектами сферы потребительских услуг являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законодательством порядке, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере потребительских услуг в качестве хозяйствующего субъекта, арендатора, субарендатора;

– наемные работники рынка потребительских услуг – лица, которые выполняют работу в сфере рынка потребительских услуг, определенную как «работа по найму».

В силу пункта 3.2 Положения, для организации деятельности объектов рынка потребительских услуг, для внесения его в Реестр, необходимо представить в Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан (далее– Исполнительный комитет) следующие документы:

– заявление установленного образца с указанием месторасположения объекта;

– копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица либо свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (предоставляется заявителем по собственной инициативе);

– правоустанавливающие документы на занимаемый земельный участок и помещение (предоставляется заявителем по собственной инициативе);

– копии заключения о соответствии санитарным, противопожарным нормам состояния объектов;

– копия технического паспорта на помещение.

Пункт 3.3 Положения определяет перечень документов, необходимых к представлению в Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан, для организации деятельности субъектов рынка потребительских услуг:

– заявление установленного образца;

– копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (предоставляется заявителем по собственной инициативе);

– копию документа, подтверждающего право на использование земли или помещения при осуществлении деятельности в сфере потребительских услуг (предоставляется заявителем по собственной инициативе).

Свидетельство о внесении в реестр объектов, субъектов рынка потребительских услуг (далее – Свидетельство) выдается в течение 15 календарных дней, согласно пункту 3.4 Положения.

Разделом 4 Положения установлено, что правом на осуществление деятельности объектов, субъектов рынка потребительских услуг является получение свидетельства о внесении в Реестр объектов, субъектов рынка потребительских услуг.

Также разделом 7 Положения определено, что субъекты сферы потребительских услуг несут ответственность за невыполнение и нарушение Положения.

На основании вышеизложенного, Инспекцией Татарстанского УФАС России сделан вывод о том, что для осуществления предпринимательской деятельности на рынке потребительских услуг Спасского муниципального района необходимо получение Свидетельства на основании поданных в адрес Исполнительного комитета документов, поименованных в Положении.

Вместе с тем, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ), предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено ГК РФ.

В силу части 1 статьи 51 ГК РФ, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в установленном законодательством порядке.

Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в свою очередь осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Также положениями указанного федерального закона определено ведение таких государственных реестров, как единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Согласно части 2 статьи 51 ГК РФ, данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Таким образом, государственная организация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя является достаточным основанием для осуществления предпринимательской деятельности.

Действующим законодательством за органами местного самоуправления не закреплена возможность регистрации хозяйствующих субъектов для осуществления ими предпринимательской деятельности.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 (далее – Указ) в целях укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности определены основные направления государственной политики по развитию конкуренции.

Основополагающими принципами осуществления деятельности органов власти определено следующее:

а) запрет на введение и (или) сохранение ограничений, создающих дискриминационные условия в отношении отдельных видов экономической деятельности, производства и оборота отдельных видов товаров, оказания отдельных видов услуг, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, правовыми актами Правительства Российской Федерации;

б) запрет на необоснованное вмешательство в свободное функционирование товарных рынков, издание актов, принятие решений, которые могут привести к недопущению, устранению конкуренции.

Также в соответствии с Указом поручено осуществлять действия по снижению уровня административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции.

Органам местного самоуправления в соответствии с Указом рекомендовано обеспечить в своей деятельности приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках и поручено активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях.

Кроме того, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее – Концепция).

Согласно Концепции, важными факторами стимулирования конкуренции является среди прочего снятие барьеров для выхода на рынок – упрощение регистрации новых предприятий, включая возможность регистрации предприятия через сеть Интернет; сокращение разрешительных процедур, необходимых для начала бизнеса, замена разрешительных процедур декларированием соответствия установленным требованиям.

На основании вышеизложенного, по мнению Татарстанского УФАС России, получение Свидетельства должно происходить на добровольной основе, по желанию хозяйствующих субъектов, данное требование не должно носить обязательный характер и не должно являться основанием осуществления предпринимательской деятельности на территории Спасского муниципального района.

Таким образом, Совет Спасского муниципального района Республики Татарстан (далее также – Совет Спасского района), утвердив Положение о регулировании деятельности рынка потребительских услуг на территории Спасского муниципального района, которым введены требования к хозяйствующим субъектам, не предусмотренные действующим законодательством, создал дополнительный административный барьер для осуществления предпринимательской деятельности на территории Спасского муниципального района.

Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещает ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Закрепленный данной нормой запрет распространяется прежде всего на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Пунктом 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

Таким образом, в действиях Совета Спасского муниципального района Республики Татарстан, выразившихся в создании дополнительных административных барьеров хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности на территории Спасского муниципального района путем принятия Решения об утверждении Положения о регулировании деятельности рынка потребительских услуг на территории Спасского муниципального района, содержатся признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

На основании вышеизложенного, в связи с наличием в действиях Совета Спасского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части создания дополнительных административных барьеров хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности на территории Спасского муниципального района путем принятия Решения об утверждении Положения о регулировании деятельности рынка потребительских услуг на территории Спасского муниципального района, что привело или могло привести к ограничению конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает Совет Спасского муниципального района Республики Татарстан о необходимости прекращения указанного нарушения путем внесения в раздел 4 Положения о регулировании деятельности рынка потребительских услуг на территории Спасского муниципального района изменений процедуры получения Свидетельства, которая должна происходить на добровольной основе, по желанию хозяйствующих субъектов, данное требование не должно носить обязательный характер и не должно являться основанием осуществления предпринимательской деятельности на территории Спасского муниципального района.

Предупреждение должно быть исполнено в течение 30 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

Должностное лицо                                                                               <…..>

Связанные организации

Связанные организации не указаны