Определение №АЯ-06/15099 Определение о назначении рассмотрения дела №016/01/16-2110/2... от 26 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-06/15099 от 26.11.2021

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…>,

УСТАНОВИЛ:

На основании приказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 26.05.2021 №01/144-пр и от 18.06.2021 №01/159-пр была проведена плановая выездная проверка в отношении Балтасинского районного Исполнительного комитета Республики Татарстан (422250, Республика Татарстан, Балтасинский район, поселок городского типа Балтаси, улица Ленина, 42, ОГРН: 1051658034988, ИНН: 1612005818).

Инспекцией Татарстанского УФАС России по результатам анализа деятельности Балтасинского районного Исполнительного комитета Республики Татарстан установлено следующее.

20 июня 2019 года между Исполнительным комитетом и ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) был заключен договор на возмещение затрат №б/н.

Предмет договора – возмещение ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) затрат на организацию выставки Исполнительным районом Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани от суммы понесенных ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) затрат.

Цена договора – 936 600 рублей.

27 сентября 2019 года рабочий комиссией в составе: Руководителя Балтасинского РИК РТ Хайрутдинов А.Ф., и директор ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) Закиров Р.М. по результатам осмотра объекта: Организация выставки в республиканском национальном празднике «Сабантуй» на территории г. Казани был составлен Акт рабочей комиссии и принято решение принять объект в эксплуатацию.

В декабре 2019 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан и Исполнительным комитетом было заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансфера из бюджета Республики Татарстан местному бюджету муниципального района Республики Татарстан №2.

Предмет соглашения – предоставление из бюджета Республики Татарстан в 2019 году бюджету Балтасинского муниципального района Республики Татарстан иного межбюджетного трансфера на организацию и проведение Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории г. Казани.

30 декабря 2019 года на основании платежного поручения: Счет №132 от 30 декабря 2020 года Исполнительным комитетом была произведена оплата работ по организации выставки в Республиканском национальном празднике «Сабантуй» в г. Казани.

Инспекцией было установлено, что договор на выполнение работ по организации выставки в республиканском национальном празднике «Сабантуй» на территории г. Казани был заключен без проведения конкурсных процедур, что недопустимо в соответствии с действующим законодательством.

Обязательства по выполнению работ, связанных организацией выставки Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани, носят возмездный характер - подрядная организация выполняет соответствующие работы (услуги), а орган местного самоуправления их оплачивает. Возникшие правоотношения с ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) являются возмездными и носят гражданско-правовой характер, а полученные по ним от органа местного самоуправления денежной суммы фактически являются оплатой за выполненные работы (оказанные услуги). Данный факт является нарушением положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности пункта 1 статьи 78, в соответствии с которым субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Целевое назначение субсидии - безвозмездная и безвозвратная помощь по компенсации затрат на определенную деятельность, признанную публичным образованием значимой (например, поддержка сельхозпроизводителей).

Вместе с тем, в рассматриваемом случае возмещение затрат, возникших в результате оказания услуг по организации выставки Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани, фактически являлось оплатой со стороны органа местного самоуправления оказанных для муниципальных нужд услуг конкретному хозяйствующему субъекту.

Понятие муниципальной нужды раскрывалось в части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (действовавшего до 01.01.2014) и понималось как обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. По смыслу Закона №44-ФЗ, регулирующего отношения в сфере закупок с 01.01.2014, понятие муниципальной нужды не изменилось и в настоящее время понимается аналогичным образом.

В связи с вышеизложенным, услуги выполнялись ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) по заказу Балтасинского муниципального района для муниципальных нужд, результаты оказанных услуг потребляются неограниченным количеством лиц и контролируются органом местного самоуправления.

Вместе с тем, осуществление закупок для муниципальных нужд регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе).

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона №44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пункт 2 данной нормы содержит исчерпывающий перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): - конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс); - аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион); - запрос котировок; - запрос предложений.

Статьей 93 Федерального закона №44-ФЗ предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Законодательство Российской Федерации связывает понятие муниципальных нужд непосредственно с решением вопросом местного значения, следовательно, к данным правоотношениям в обязательном порядке должны применяться конкурсные процедуры с целью соблюдения обеспечения единства экономического пространства на территории муниципального образования, эффективного использования средств бюджетов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в конкурентных процедурах отбора исполнителя работ и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.

Таким образом, организация выставки Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани, является муниципальной нуждой, финансируется из муниципального бюджета, а, следовательно, ее удовлетворение может быть осуществлено только путем проведения торгов в соответствии с Законом о контрактной системе.

Несоблюдение указанного в Законе о контрактной системе порядка осуществления закупок для муниципальных нужд, является нарушением названного Федерального закона, а также может привести к устранению конкуренция среди хозяйствующих субъектов и созданию преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.

Необходимо отметить, что непроведение аукциона, подразумевающее состязательность участников, в случаях, когда его проведение обязательно, не может не влиять на состояние конкуренции.

Исполнительный комитет, предоставив из бюджета муниципального образования субсидию на возмещение затрат, связанных с организацией выставки Исполнительным районом Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани, без учета проведения процедур, предусмотренных Законом №44-ФЗ, создал реальную возможность для предоставления необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности отдельному хозяйствующему субъекту (ООО «Водстрой»).

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В то же время Исполнительный комитет не представил муниципального нормативного правового акта, регламентирующего случаи и порядок предоставления субсидий, на основании которого Исполнительный комитет представил субсидию ООО «Водстрой» на организацию выставки Исполнительным районом Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани.

Невозможность проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, не может являться основанием для предоставления ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) необоснованных преимуществ по сравнению с другими хозяйствующими субъектами путем определения общества в качестве единственного исполнителя услуг для удовлетворения муниципальных нужд.

По мнению Инспекции, действия Исполнительного комитета и ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) фактически направлены на ограничение доступа иных хозяйствующих субъектов к товарному рынку по организации и проведению культурно-массовых мероприятий.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и иных федеральных законах, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Таким образом, в действиях Балтасинского районного Исполнительного комитета Республики Татарстан и ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137) имеются признаки нарушения ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

На основании вышеизложенного, издан приказ Татарстанского УФАС России № 01/318-к от 12.11.2021 г. о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Балтасинским районным Исполнительным комитетом Республики Татарстан (ИНН: 1612005818; ОГРН: 1051658034988) и ООО «Водстрой» (ИНН: 1612003137, ОГРН: 1021607755916) части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения при организации выставки Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани, реализация которого привела или могла привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

ОПРЕДЕЛИЛ:

Назначить дело №016/01/16-2110/2021 к рассмотрению на 21 декабря 2021 года в 10 часов 00 минут по адресу: 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, д. 55, 2 этаж, зал заседаний;

Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/16-2110/2021 в качестве ответчиков:

– Балтасинский районный Исполнительный комитет Республики Татарстан (422250, ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, РАЙОН БАЛТАСИНСКИЙ, ПОСЕЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА БАЛТАСИ, УЛИЦА ЛЕНИНА, 42, ОГРН: 1051658034988, ИНН: 1612005818, КПП: 161201001);

– ООО «Водстрой» (422250, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, РАЙОН БАЛТАСИНСКИЙ, ПОСЕЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА БАЛТАСИ, УЛИЦА И.САЛЯХОВА, 6, ОГРН: 1021607755916, ИНН: 1612003137, КПП: 161201001)

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Балтасинскому районному Исполнительному комитету Республики Татарстан предоставить в срок до 14 декабря 2021 г. включительно следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

3.1 письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении;

3.2 правовое и документарное обоснование оплаты выполненных ООО «Водстрой» работ путем именно предоставления субсидии;

3.3 письменные пояснения о том, размещалась ли где-либо в открытых источниках сети «Интернет», газетах и проч. информация о необходимости осуществления работ по организации выставки Исполнительным районом Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани. Если размещалась, то предоставить ссылки, скриншоты или иные подтверждающие факт размещения такой информации данные;

3.4 копия документа, регламентирующего порядок выделения и предоставления субсидии на возмещение затрат на организацию выставки Исполнительным районом Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани;

3.5 копия соглашения с ООО «Водстрой» от 20.06.2019 г. №б/н о предоставлении субсидии на возмещение затрат на организацию выставки Исполнительным районом Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани;

3.6 копии иных соглашений/договоров с ООО «Водстрой» о предоставлении указанному обществу субсидий на возмещение затрат за период с 2018 по дату получения настоящего определения;

3.7 письменные пояснения, документарное и правовое обоснования выбора ООО «Водстрой» в качестве хозяйствующего субъекта, осуществившего работы по организации выставки Исполнительным районом Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани;

3.8 письменные пояснения, правовое и документарное обоснование непроведения конкурентных процедур по отбору подрядчика на выполнение работ по организации выставки Исполнительным районом Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани;

3.9 информация в виде нижеприведенной таблицы обо всех заключенных договорах, контрактах с ООО «Водстрой» за период с 2018 по дату получения настоящего определения в разбивке по годам:

№ п/п

Наименование работ

Способ определения ООО «Водстрой» в качестве подрядчика, поставщика

№ извещения в случае проведения конкурентных процедур

Сумма контракта, договора

2018 год

 

 

 

 

 

2019 год

 

 

 

 

 

2020 год

 

 

 

 

 

2021 год

 

 

 

 

 

3.10 иные документы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения дела;

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Водстрой» предоставить в срок до 14 декабря 2021 г. включительно следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

4.1 письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении;

4.2 учредительные документы Вашей организации, в том числе устав в редакции, действующей на дату получения настоящего определения, выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на дату получения настоящего определения;

4.3. штатную расстановку Вашей организации с расшифровкой фамилий и должностей сотрудников, их должностных обязанностей за 2018-2021 гг. по состоянию на следующие даты: 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020, 01.01 2021;

4.4 информацию (в форме справки за подписью руководителя организации) о сумме выручки ООО «Водстрой» за период с 2018 г. по дату получения настоящего определения (руб., с НДС и без НДС) с разбивкой суммы выручки по видам деятельности и приложением копии отчета о прибылях и убытках за указанный период, либо копии налоговой декларации;

4.5 реестр имущества (движимого и недвижимого), принадлежащим на праве собственности или на ином праве ООО «Водстрой»;

4.6 письменные пояснения о возможности/невозможности, наличии опыта, наличии необходимой техники (оборудования) для выполнения работ по организации выставки Исполнительным районом Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани;

4.7 письменные пояснения об источнике информации, из которой ООО «Водстрой» было установлена необходимость осуществления работ по организации выставки Исполнительным районом Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани; указать ссылки, скриншоты и/или иные источники получения такой информации;

4.8 ссылку на источник получения информации о возможности получения субсидий из бюджета на возмещение затрат, возникших при осуществлении работ по организации выставки Исполнительным районом Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани;

4.9 экономическое обоснование цены работ по организации выставки Исполнительным районом Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани, с приложением подтверждающих документов;

4.10 порядок расчета цены работ по оказанию услуг по организации выставки Исполнительным районом Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани с приложением подтверждающих документов;

4.11 информацию о привлечении субподрядчиков к выполнению работ по организации выставки Исполнительным районом Республиканского национального праздника «Сабантуй» на территории города Казани в виде нижеприведенной таблицы:

№ п/п

Наименование субподрядчика, ИНН

Наименование работ

Дата заключения договора

Сумма договора

 

 

 

 

 

4.12 информацию в виде нижеприведенной таблице обо всех контрактах/договорах, заключенных с ООО «Водстрой», за период с 2018 по дату получения настоящего определения:

№ п/п

Наименование лица, с которым заключен контракт/договор, ИНН

Наименование работ

Способ определения ООО «Водстрой» в качестве подрядчика, поставщика

№ извещения в случае проведения конкурентных процедур

Сумма контракта, договора

2018 год

 

 

 

 

 

 

2019 год

 

 

 

 

 

 

2020 год

 

 

 

 

 

 

2021 год

 

 

 

 

 

 

4.13 иные документы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения дела.

При формировании ответа на определение о назначении дела №016/01/16-2110/2021 просим отвечать согласно перечню запрашиваемой информации.

Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов. Представляемые документы подшиваются и скрепляются печатью.

В случае если вышеуказанные пункты не реализованы, указать мотивированную причину, в том числе со ссылкой на действующее законодательство.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями статей 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.

Дополнительно сообщаю, что за непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган, физические и юридические лица несут административную ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разъясняю, что согласно ст. 43 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме Комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

Явка представителей участников дела на заседание Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан осуществляется с предоставлением надлежаще оформленной доверенности на участие в рассмотрении настоящего дела.

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны