Решение №04-04/2813 Решение по делу №016/06/66-367/2020 о нарушении законодатель... от 5 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № 04-04/2813 от 05.03.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика – ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» – <…> (доверенность от 26.12.2019г. №136), <…> (доверенность от 31.12.2019г. №1), <…> (доверенность от 02.03.2020г. №54), <…> (доверенность от 26.12.2019г. №137) в отсутствии представителей заявителей – ООО «Оснащение инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности» (ИНН 6317136308), ООО «Тангриснир» (ИНН 1658176767), о времени и месте рассмотрения жалоб уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобы заявителей (вх.2317/ж от 26.02.2019г. и вх.№2319/ж от 26.02.2020г.) на действия заказчика при проведении закупок, с номером извещения №0311100007220000024 на предмет: обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на мостовом переходе через р. Волга,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона №0311100007220000024 размещено на официальном сайте Российской Федерации http://www.zakupki.gov.ru 18.02.2020г.

Заказчик – Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (ИНН 1660061210).

Начальная (максимальная) цена контракта – 15 023 355,00 руб.

По мнению заявителей, аукционная документация размещена с нарушением норм действующего законодательства о контрактной системе.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил устные и письменные пояснения.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.

По жалобе ООО «Оснащение инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности».

Относительно довода заявителя о том, что инструкция заказчика вводит участника в заблуждение.

Пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

По мнению заявителя, заказчиком представлена инструкция по заполнению первой части заявки, однако множество положений данной инструкции вводят Участников закупки в заблуждение и не позволяют применить эти положения для правильной подготовки первой части заявки:

«1. В случае если в столбце максимальных значений параметров значение показателя не сопровождается описанными в инструкции словами, терминами и знаками, указывающими на неконкретное значение показателя, участник закупки в первой части заявки указывает конкретное значение показателя, меньше (ниже) установленного заказчиком.

В случае если в столбце минимальных значений параметров значение показателя не сопровождается описанными в инструкции словами, терминами и знаками, указывающими на неконкретное значение показателя, участник закупки в первой части заявки указывает конкретное значение показателя, превышающее (улучшающее) установленное заказчиком.

Данные столбцы отсутствует в Требованиях к товарам, или что-то другое подразумевается под данными выражениями.

2. Знак «`» означает отмену действия указанных соответствующим словом требований с отмеченного места при наличии дальнейшего перечисления. Например: «кабель может быть синий `, изолированный» означает, что заказчику требуется изолированный кабель, который может быть синего цвета.

Данное требование составлено с нарушением все норм и правил русского языка и ничего кроме когнитивного диссонанса у Участников не вызывает. Вероятность составить правильно заявку с такими положениями инструкции стремится к нолю.

3. Пункт 10 Требований к товарам «Фильтр топливный»

 

Габаритные размеры, мм

Длина х ширина х высота; диаметр х высота

не более: 30,0 х 30,0 х70,0

 

Согласно инструкции, знак «;» необходимо читать как «или», а значит выбрать одно. Но данный знак представлен не характеристиках показателя, а в наименовании показателя. Однако, та же инструкция запрещает изменять наименование показателя, вот, например, «наименование показателя, установленное заказчиком, также подлежат указанию в составе первой части заявки в неизменном виде», «…а также изменение наименований показателей товаров, расценивается аукционной комиссией как несоответствие представленной информации требованиям документации об аукционе».

При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пояснениям представителей заказчика, 1. Знак «’» в документации указан в следующих позициях:

Видеокамера. Габаритные размеры, см. исключая объектив не более: 10,0 х 10,0 х ` 10,0 - 15,0;

Объектив рекомендуется с креплением CS, без использования переходных колец `, сменный, с автоматически регулируемой постоянным током диафрагмой.

Защита питания. Материал корпуса. допускается любой`, диэлектрический.

По применению знака «’» в Инструкции указан конкретный пример, который позволяет четко понять суть применения данного знака.

3.

Наименование товара

Наименование показателя

Общие требования к объекту зак ки

Значение показателя

10

Фильтр топливный

Габаритные размеры, мм

длина х ширина х высота; диаметр х высота

не более: 30,0 х 30,0 х70,о

Согласно Инструкции наименование показателя, установленное заказчиком, также подлежат указанию в составе первой части заявки в неизменном виде. Третий столбец Требований так и называется «Наименование показателя», который и должен указываться участником закупки в неизменном виде.

Знак «;» находится в столбце «Общие требования к объекту закупки», поэтому его необходимо читать как «или». Согласно Инструкции, союз «или» означает выбор, по данным значениям участникам закупки необходимо выбрать одну из указанных характеристик, разделенных союзом «или», за исключением случаев, если в документации установлено значение показателя в виде: «значение, значение или значение», «значение, значение, значение или значение» в данном случае участники закупки должны указать одно из всех взаимоисключающих (т.е. характеристик, несовместимых в одной единице товара друг с другом) значений.

По параметрам длины, ширины и высоты легко можно сопоставить, что:

длина х ширина х высота;

не более: 30,0 х 30,0 х 70,0

 

 
   


          диаметр х высота

 

не более: 30,0 х 70,0

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно Письму ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» в соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.

При этом положения пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.

Проанализировав представленные материалы Комиссией установлено, что на аукцион было подано 11 заявок, заявка заявителя также признана соответствующей требованиям документации и не отклонена по вышеуказанным основаниям по результатам рассмотрения первой части заявки, следовательно, противоречий и трудностей при составлении заявки у данного участника не возникло.

На основании изложенного, довод заявителя признан необоснованным.

По жалобе ООО «Тангриснир».

Относительно довода об установлении заказчиком незаконных требований к предоставлению участникам закупки значений конкретных показателей оборудования и материалов.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:

- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги:

- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Следовательно, законодатель в действующей редакции Закона о контрактной системе указал на то, что в случае если заказчик исходя из предмета закупки (оказание услуг), не получает конкретный товар в качестве предмета закупки (акт приема-передачи), то он не может устанавливать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

В составе первой части заявки на участие в закупке, участник должен приложить только согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.

Пунктом 11.2.2 Информационной карты электронного аукциона «Требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе», заказчиком установлено, что первая часть заявки должна содержать:

согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Учитывая, что предметом закупки является «Обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на мостовом переходе через р. Волга», требование о предоставлении в составе заявки конкретных показателей товара (материалов), используемых при выполнении является излишним, противоречащим требованиям аукционной документации.

Кроме того, указанные в Приложение 4 к документации об аукционе требования к показателям товаров (материалов), поставляемым при выполнении работ не означает, что данные товары (материалы) будут поставляться заказчику, т.к. исходя из перечня указанных материалов следует, что они будут использоваться при выполнении работ (оказании услуг) обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности.

Следовательно, довод заявителя признан обоснованным, действия заказчика нарушают положения пунктов 1, 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Относительно довода о составлении заказчиком ненадлежащей инструкции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно Письму ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» в соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.

При этом положения пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.

Проанализировав представленные материалы Комиссией установлено, что на аукцион было подано 11 заявок, все участники признаны соответствующим требованиям документации и допущены к участию в электронном аукционе.

На основании изложенного, довод заявителя признан необоснованным.

Учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание заказчику не выдавать.

Исходя из вышеуказанного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Оснащение инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности» (вх.2317/ж от 26.02.2019г.) на действия заказчика при проведении закупки №0311100007220000024 на предмет: обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на мостовом переходе через р. Волга, необоснованной.

Признать жалобу ООО «Тангриснир» (вх.2319/ж от 26.02.2019г.) на действия заказчика при проведении закупки №0311100007220000024 на предмет: обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на мостовом переходе через р. Волга, обоснованной в части довода об установлении заказчиком незаконных требований к предоставлению участникам закупки значений конкретных показателей оборудования и материалов.

Признать заказчика ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» нарушившим  требования пунктов 1, 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Предписание заказчику не выдавать, ввиду того, что нарушение вышеуказанных норм не привело к ограничению конкуренции в ходе проведения электронного аукциона.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны