Определение №АР-05/13276 Определение о назначении дела № 016/01/10-1620/2022 о наруше... от 28 октября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение о назначении дела № 016/01/10-1620/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

Исх. № АР-05/13276 от 28.10.2022г.

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> – [должностное лицо]

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В рамках реализации своих функций и целей административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции,
в числе которых – недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 (далее — Положение) территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России) поступило обращение (вх. № <…> от <…>) по вопросу нарушения порядка ценообразования за прием и переработку сточной жидкости АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» (далее – АО «Азнакаевское ПТС»).

По результатам изучения представленных документов Татарстанским УФАС России установлено следующее.

АО «Азнакаевское ПТС» является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей потребителям тепловую энергию и теплоноситель, хозяйственную питьевую воду и услуги по отведению и очистке сточных вод.

Потребителями предоставляемых услуг являются: население, учреждения и промышленные предприятия города Азнакаево, пгт. Акюбинский и пгт. Джалиль, село Сарманово.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности <…> является перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами, а дополнительными - сбор и обработка сточных вод, деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам.

Между АО «Азнакаевское ПТС» и <…> (далее – <…>) заключен Договор об оказании услуг № <…> (далее – <…>).

В соответствии с условиями Договора № <…>, АО «Азнакаевское ПТС» обязуется оказать следующие услуги: производить переработку сточных вод <…> на биологических очистных сооружениях (далее – БСО) АО «Азнакаевское ПТС», а <…> обязуется оплатить эти услуги.

Согласно п. 6 Договора № <…>, расчет стоимости приема и переработки 1м3 сточной жидкости определяется по утвержденному расчету АО «Азнакаевское ПТС», действующему на момент оплаты услуг. АО «Азнакаевское ПТС» вправе изменять стоимость услуг в связи с увеличением собственных затрат, изменением законодательства, нормативов, инфляции. Оплата производится по талонам.

По информации <…> следует, что, исходя из разового талона на очистные сооружения на 2022г., цена за 1м3 составляет <…> рублей.

В соответствии с представленной информацией от АО «Азнакаевское ПТС», расчет тарифа переработки 1м3 сточной жидкости в очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС», ввозимой сторонними организациями с 01 января 2021г. основывается на следующих статьях затрат по предприятию:

- себестоимость 1м3 переработанной сточной жидкости – <…> руб. (расходы/ пропуск через очистные сооружения);

- платеж за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ согласно акта отбора проб – <…> руб./м3;

- рентабельность – <…>%;

- НДС – 20%.

Таким образом, стоимость переработки 1м3, отведенной сточной жидкости на 2021 год составляла – <…> руб./м3 без НДС и <…>руб./м3 с НДС.

Расчет тарифа переработки 1м3 сточной жидкости в очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС», ввозимой сторонними организациями с 01 января 2020г. основывается на следующих статьях затрат по предприятию:

- себестоимость 1м3 переработанной сточной жидкости – <…>руб. (расходы/ пропуск через очистные сооружения);

- платеж за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ согласно акта отбора проб – <…>руб./м3;

- рентабельность – <…> %;

- НДС – 20%.

Таким образом, стоимость переработки 1м3, отведенной сточной жидкости на 2021 год составляла – <…> руб./м3 без НДС и <…> руб./м3 с НДС.

Отдельно установлены тарифы переработки сточной жидкости в очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС» для <…>. На 2020 год расчет тарифа переработки 1м3 сточной жидкости основывался на следующих статьях затрат по предприятию:

- себестоимость 1м3 переработанной сточной жидкости – <…> руб. (расходы/ пропуск через очистные сооружения);

- платеж за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ согласно акта отбора проб – <…> руб/м3;

- рентабельность – <…> %;

- НДС – 20%.

В соответствии с вышеуказанными статьями затрат по предприятию, стоимость переработки 1м3, отведенной сточной жидкости на 2020 год составляла – <…> руб./м3 без НДС и <…> руб./м3 с НДС.

Управление отмечает, что в адрес антимонопольного органа не представлен расчет тарифа переработки 1м3 сточной жидкости в очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС», ввозимой сторонними организациями с 01 января 2022 г.

Позиция АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» основывается на следующем. В соответствии со статьей 2 ФЗ N 416, в отношении услуг по сбору и вывозу жидких бытовых услуг государственное регулирование тарифов не осуществляется. Вывоз жидких бытовых отходов не является коммунальной услугой. Правила предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997г. № 155 (далее – Постановление № 155) (Татарстанское УФАС России отмечает, что документ утратил силу с 01.01.2021г.). Согласно пункту 10 Постановления № 155, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания услуг, порядок и форма оплаты определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются организацией, осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов, по возмездному договору в соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Стоимость услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании в соответствии с ГК РФ.

Рассмотрев поступившие материалы, изучив позиции сторон, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоотведении, ФЗ N 416), настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Как следует из статьи 2 Закона о водоотведении, водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; транспортировка сточных вод - перемещение сточных вод, осуществляемое с использованием канализационных сетей; локальное очистное сооружение - сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации).

По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (пункт 1 статьи 14 Закона о водоснабжении).

Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией (пункт 5 статьи 7 Закона о водоснабжении).

Таким образом, организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов, должен быть заключен договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Как следует из имеющихся в распоряжении антимонопольного органа документов, <…> посредством транспортных средств (ассенизаторов) доставляет на объекты АО «Азнакаевское ПТС» сточные воды, что подтверждается протоколами результатов анализа сточной воды и договором <…>.

Кроме того, как следует из устных пояснений сотрудников АО «Азнакаевское ПТС», а также из условий договора № <…>, очистные сооружения являются централизованными, при этом, согласно представленной схеме расположения очистных сооружений г. Азнакаево, место сброса сточных вод находится на расстоянии от очистных сооружений, из чего следует, что принимаемые стоки подаются на очистные сооружения по трубопроводу.

Из понятия "водоотведение" следует, что существенным критерием отнесения деятельности к водоотведению является конечный этап передачи стоков на очистку с использованием централизованной системы.

Таким образом, сложившиеся отношения в рамках договора № <…> свидетельствуют, что АО «Азнакаевское ПТС» оказывает <…> услуги по приему, транспортировке и очистке сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно абзацу 2 пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 7 статьи 31 Закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод.

Из вышесказанного следует, что субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, не вправе игнорировать принятые в отношении них уполномоченными органами государственной власти тарифные решения и исчислять стоимость передаваемых ресурсов иным образом, нежели в соответствии с такими решениями.

Согласно части 6 статьи 14 ФЗ N416, оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение. Перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоснабжения и водоотведения, указанных в частях 2, 5, 6, 8 и 9, а именно тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, статьи 31 ФЗ N416, является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 ФЗ N416, на территории Республики Татарстан тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливает Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.

В силу части 2 Постановления Государственного комитета РТ по тарифам от 28.11.2018 N 10-77/кс «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для Акционерного общества «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» на 2019 - 2023 годы» (Зарегистрировано в Минюсте РТ 13.12.2018 N 5189), тарифы действуют с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года. Тариф на водоотведение (одноставочный) для иных потребителей, не относящихся категории населения, с 01.01.2021г. по 30.06.2021г. – 16,12 руб./м3 (без учета НДС), с 01.07.2021г. по 31.12.2021г. – 16,56 руб./м3 (без учета НДС).

Исходя из материалов, полученных от АО «Азнакаевское ПТС», общество в составе тарифа переработки 1м3 сточной жидкости в очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС» учитывает: себестоимость 1м3 переработанной сточной жидкости (расходы/пропуск через очистные сооружения), платеж за сверхнормативный сброс, рентабельность, НДС.

Вместе с тем, действующее законодательство в сфере водоснабжения и водоотведения не предусматривает указанный способ ценообразования на услуги по водоотведению с использованием централизованной системы водоотведения.

В соответствии с пунктом 1, пунктом 1.2 Постановления Руководителя Исполкома муниципального образования «г. Азнакаево" Азнакаевского муниципального района от 17.02.2014 N 04 "Об определении гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Азнакаево" Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан», АО «Азнакаевское ПТС» определен гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "город Азнакаево" Азнакаевского муниципального района

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, осуществляющий водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, АО «Азнакаевское ПТС» является субъектом естественной монополии, и в силу прямого указания закона, а также решения органа местного самоуправления в лице Исполнительного комитета г. Азнакаево, занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке услуг по водоотведению, в границах расположения системы коммунальной инфраструктуры общества.

Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России пришло к выводу, что на АО «Азнакаевское ПТС» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 10 частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, действия АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования за прием и переработку сточной жидкости, содержат признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России № 02/184-к от 25.10.2022г. и создана Комиссия по рассмотрению дела                                       № 016/01/10-1620/2022 по признакам нарушения АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка ценообразования на услуги по приему, транспортировке и очистке сточных вод.

Руководствуясь частями 13, 14 и 15 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Назначить дело № 016/01/10-1620/2022 к рассмотрению на 17 ноября
2022 года в 15 часов 00 минут по адресу: 420021, Республика Татарстан, г. Казань,
ул. Московская, д. 55, 2 этаж, зал заседаний.

Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1620/2022 в качестве ответчика ООО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» (ИНН: 1643013463; <…>).

Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1620/2022 в качестве заявителя <…> (ИНН: <…>; <…>).

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» в срок до 10.10.2022г. представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню:

Письменные пояснения с нормативно правовым-обоснованием по факту нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка ценообразования на услуги по приему, транспортировке и очистке сточных вод.

Расчет тарифа переработки 1 м3 сточных вод в очистных сооружениях ООО «Азнакаевское ПТС» с 01.01.2022г.

Реестр действующих договоров на услуги по переработке сточных вод (водоотведению), заключенных между АО «Азнакаевское ПТС» и лицами, не имеющие технологического присоединения к централизованным очистным сооружениям, с приложением копий договоров;

Реестр населенных пунктов для которых АО «Азнакаевское ПТС» предоставляет услуги по переработке сточных вод (водоотведению) с указанием количества договоров для каждого населенного пункта;

Подробное описание этапов оказания услуг по переработке сточных вод (водоотведению) со схематическим изображением карты и названием рек в которую сбрасываются воды, прошедшие очистку; раздельно для каждого населенного пункта (н-р, потребители города Азнакаево, Балтачевского сельского поселения; потребители г. Азнакаево; потребители пгт. Актюбинский, Микулинского сельского поселения; потребители пгт. Джалиль и др.).

Информацию об объектах водоотведения, посредством которых оказываются услуги по переработке сточных вод с приложением правоустанавливающих документов;

Причины различного установления тарифа переработки сточных вод в очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС» для ввозимых сторонними организациями и <…>.

Причины не включения в тариф переработки сточных вод «платы за негативное воздействие».

Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов. Представляемые документы подшиваются, брошюруются и скрепляются печатью.

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить
об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.

Разъясняю, что согласно статьи 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться                                      с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме Комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка законных представителей участников по делу с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела № 016/01/10-1620/2022 в Татарстанском УФАС России обязательна.

[должностное лицо] <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны