Определение №АР-05/4681 от 11.05.2023 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №016/01/10-538/2023 О НАРУШЕНИ... от 11 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №016/01/10-538/2023 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

АР-05/4681 от 11.05.2023

10 мая 2023 года г. Казань

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...> [должностное лицо]

УСТАНОВИЛ:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России) из Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан поступило коллективное обращение жителей деревни Татарский Кабан Нармонского сельского поселения Лаишевского района Республики Татарстан по вопросу необоснованности начисления со стороны Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ООО УК «ПЖКХ», Общество, региональный оператор) платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

В обращении жители указывают, что контейнерная площадка в деревне Татарский Кабан Нармонского сельского поселения Лаишевского района отсутствует, иными способами сбор и вывоз твердых коммунальных отходов не организован. Вместе с тем, несмотря на данное обстоятельство, жителям деревни Татарский Кабан со стороны ООО УК «ПЖКХ» была начислена плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

В ходе рассмотрения обращения Татарстанским УФАС России установлено следующее.

Деревня Татарский Кабан расположена в Нармонском сельском поселении Лаишевского района Республики Татарстан.

В состав территории Нармонского сельского поселения Лаишевского района Республики Татарстан также входят населенные пункты: с.Нармонка, с.Карадули, с.Караишево, с.Тетеево, д.Астраханка (п. 1 ст.2 Устава муниципального образования «Нармонское сельское поселение Лаишевского муниципального района Республики Татарстан» (принят решением Совета Нармонского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 8 декабря 2017 года №86)).

02 июля 2019 года Исполнительным комитетом Нармонского сельского поселения Лаишевского района Республики Татарстан (далее – Исполнительный комитет поселения) было принято Постановление №9 «Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - Постановление №9 от 02 июля 2019 года).

Согласно Приложению №1 (реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Нармонского сельского поселения) и Приложению №2 (схема расположения мест (площадок) накопления ТКО на территории Нармонского сельского поселения) на территории Нармонского сельского поселения места (площадки) накопления ТКО расположены в следующих населенных пунктах: с.Нармонка, д.Астраханка, с.Тетеево, с.Карадули, с.Караишево.

В последующем Исполнительным комитетом поселения были приняты Постановления №7 от 03 июня 2020 года и №5 от 22 апреля 2021 года, которые также утвердили реестр и схемы мест (площадок) накопления ТКО. Однако, ни в Постановлении №9 от 02 июля 2019 года, ни в более поздних постановлениях, места накопления ТКО в деревне Татарский Кабан не значатся.

Таким образом, антимонопольным органом установлено, что места накопления ТКО в деревне Татарский Кабан отсутствуют.

Из предоставленных ООО «УК «ПЖКХ» пояснений следует, что «транспортирование ТКО из д. Татарский Кабан не осуществляется вследствие отсутствия обустроенных мест накопления отходов и отсутствие информации в территориальной схеме».

Факт того, что Обществом вывоз ТКО из д. Татарский Кабан не осуществляется, подтвержден также отчетом Общества по фактически вывезенным объемам.

Региональный оператор указал, что «ближайшая для жителей деревни Татарский Кабан контейнерная площадка находится в д.Астраханка». Общество также указало, что сбор и вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется с контейнерных площадок следующих населенных пунктов, которые входят в состав Нармонского сельского поселения: д. Астраханка, с. Карадули, с. Караишево, с. Нармонка, с. Тетеево, которыми «не лишены возможности пользоваться жители д. Татарский Кабан».

Таким образом, позиция ООО «УК «ПЖКХ» относительно правомерности выставления жителям д. Татарский Кабан платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО основывается на том, что жители д. Татарский Кабан в отсутствие места (площадки) накопления ТКО в их деревне не лишены возможности пользоваться иными местами (площадками) накопления ТКО в Нармонском сельском поселении, находящимися при этом на значительном расстоянии от их домовладений. Поэтому, как следует из информационного сообщения в квитанциях жителей деревни, ООО «УК «ПЖКХ» начислило им плату за услугу по обращению с ТКО, произведя при этом доначисления за период с марта 2019 года.

Однако, антимонопольный орган не может согласиться с указанной позицией Общества на основании следующего.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-Ф «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления).

Одновременно, как указано в п.2 ст.24.6 Закона об отходах производства и потребления, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами № 1156 обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 г (далее - Правила № 1156).

В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Соглашение № 72 об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан (далее – соглашение), в том числе на территории Лаишевского муниципального района, заключено 09.11.2018 Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан с ООО «УК «ПЖКХ».

Таким образом, ООО «УК «ПЖКХ» является региональным оператором в Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, соответственно, весь объем товарного рынка приходится на указанное лицо, его доля на рынке составляет 100%.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 2 Правил № 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 06 мая 2011 года (далее – Правила № 354), услуга по обращению с ТКО является коммунальной услугой.

Таким образом, ООО «УК «ПЖКХ» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Правила № 1156 устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (абз. 1 пункт 1 Правил № 1156).

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (абз. 2 пункта 4 Правил № 1156).

Вместе с тем, как следует из фактических обстоятельств рассматриваемой ситуации, в д. Татарский Кабан сбор и вывоз твердых коммунальных отходов не организован, контейнерная площадка отсутствует.

Таким образом, так каковая услуга по обращению с ТКО со стороны ООО «УК «ПЖКХ» жителями деревни Татарский Кабан не была оказана по причине невозможности оказания такой услуги из-за отсутствия созданных условий её оказания, соответствующих законодательству Российской Федерации.

Как указано в пункте 9 Правил №1156, потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Как указывалось ранее, в деревне Татарский Кабан место (площадка) накопления ТКО отсутствует.

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. (пункт 10 Правил №1156).

Однако, в деревне Татарский Кабан места (площадки) накопления ТКО отсутствуют, сбор ТКО ни одним из перечисленных выше способов, в том числе в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, не организован.

Региональный оператор данное обстоятельство не отрицает, указывает, что сбор и вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется с контейнерных площадок следующих населенных пунктов, которые входят в состав Нармонского сельского поселения: д. Астраханка, с. Карадули, с. Караишево, с. Нармонка, с. Тетеево, которыми «не лишены возможности пользоваться жители д. Татарский Кабан».

В связи с этим со стороны ООО «УК «ПЖКХ» жителям д. Татарский Кабан в счет-квитанциях за коммунальные услуги производится начисление платы за услугу по обращению с ТКО, в том числе доначисления за период с марта 2019 года.

Таким образом, исходя из фактических обстоятельств рассматриваемой ситуации, региональный оператор, обладая информацией о том, что фактически из населенного пункта как таковой вывоз мусора невозможен, произвёл доначисления жителям д. Татарский Кабан за период с марта 2019 года.

Необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено право жителей деревни Татарский Кабан получать услуги, связанные с ТКО, у другого регионального оператора, не входящих в Западную зону деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан.

Таким образом, ООО «УК «ПЖКХ», пользуясь доминирующее положением регионального оператора в Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, произвело начисление платы за услугу по обращению с ТКО, в том числе доначисления денежных средств за услугу по обращению с ТКО жителям деревни Татарский Кабан Нармонского сельского поселения Лаишевского района Республики Татарстан с 2019 года, при этом не произведя затрат на оказания такой услуги в данном населенном пункте, получив тем самым необоснованное обогащение за счет жителей деревни.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" указано, что Закон о защите конкуренции направлен в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Права и законные интересы потребителей как категории участников рынка могут быть прямо затронуты, в частности, в случаях злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем рынке (статья 10 Закона о защите конкуренции).

В тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона), судам необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14 ноября 2022 г. №304-ЭС22-12944 по делу № А75-7519/2021, услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.

Законом об отходах производства и потребления в преамбуле определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.

Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления и пунктов 9, 13 Правил № 1156, следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) в пункте 17 приложения №1 установлено требование к качеству коммунальных услуг в виде обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления.

Соответственно позиция о том, что в отсутствие места накопления ТКО, предназначенного для конкретного населенного пункта, жители данного населенного пункта могут складировать отходы в иных местах, внесенных в территориальную схему, не может быть поддержана, поскольку непрозрачность движения отходов препятствует обеспечению их безопасности, минимизации причиняемого ими вреда.

Оценив описанные выше фактические обстоятельства, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о том, что Общество, используя свое доминирующее положение, а также учитывая, что потребители в рассматриваемых правоотношениях являются юридически слабой стороной, не обладающей специальными познаниями, имеет возможность начислять плату за неоказанные услуги, получая тем самым, необоснованные преимущества.

На основании изложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России от 27.04.2023 № 01/97-к и создана Комиссия по рассмотрению дела №016/01/10-538/2023 по признакам нарушения ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в неправомерном выставлении жителям деревни Татарский Кабан Нармонского сельского поселения Лаишевского района Республики Татарстан счетов на оплату услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Руководствуясь частями 13, 14 и 15 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело №016/01/10-538/2023 к рассмотрению на 1 июня 2023 года в 10 часов 00 минут по адресу: 420021, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, д. 55, 2 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/10-538/2023 в качестве ответчика ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН: 1660274803).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/10-538/2023 в качестве заявителя Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан (ИНН: 1653015798).

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/10-538/2023 в качестве заявителя <...> [физическое лицо].

5. Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/10-538/2023 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Исполнительный комитет Нармонского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.

6. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «УК «ПЖКХ» в срок до 25.05.2023 представить письменные пояснения с нормативно правовым-обоснованием по фактам и обстоятельствам, изложенным в настоящем определении о назначении дела №016/01/10-538/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению.

7. Сообщить иным лицам, участвующим в деле о том, что они также вправе представить письменные пояснения с нормативно правовым-обоснованием по фактам и обстоятельствам, изложенным в настоящем определении о назначении дела №016/01/10-538/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению.

Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов. Представляемые документы подшиваются, брошюруются и скрепляются печатью.

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.

Разъясняю, что согласно статьи 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме Комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель комиссии <...> [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны