Решение №04-04/13163 Решение по делу №016/07/3-1624/2022 от 26 октября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх.№04-04/13163 от 26.10.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Звм.Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителей заказчика АО «ТГК-16» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), представителей заявителя ООО «ПАСФ «ЦЕНТРСПАС» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителя третьего лица (победителя закупки) ООО «ОДС РТ» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев после перерыва по видеоконференции жалобу заявителя ООО «ПАСФ «ЦЕНТРСПАС» (вх. №12490/ж от 03.10.2022г.) на действия АО "ТГК-16" при проведении закупки №32211658162 на предмет: «Поддержание в постоянной готовности сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации, обусловленные разливами нефтепродуктов и химических веществ технологического процесса; осуществление аварийно-спасательных работ по локализации чрезвычайных ситуаций в филиале АО "ТГК-16" - "Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1)"»,
УСТАНОВИЛА:
Дата размещения текущей редакции извещения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32211658162 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru - 31.08.2022 года.
Заказчик – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТГК-16".
Начальная (максимальная) цена контракта – 2 400 000,00 руб.
Предмет закупки - Поддержание в постоянной готовности сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации, обусловленные разливами нефтепродуктов и химических веществ технологического процесса; осуществление аварийно-спасательных работ по локализации чрезвычайных ситуаций в филиале АО "ТГК-16" - "Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1)".
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «ТГК-16», утвержденного Единственным акционером АО «ТГК-16» Решением от «19» сентября 2022 г., а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о несоответствии участника ООО «ОДС РТ» требованиям аукциона в части отсутствия у указанного участника свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выданного отраслевой аттестационной комиссией Министерства энергетики Российской Федерации, с указанием максимального объема разлива нефти и нефтепродукта, локализацию и ликвидацию которых может осуществлять ПАСФ на сухопутной территории, свыше 5000 тонн.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона №2488162 от 23.09.2022г. на участие в аукционе были поданы и допущены заявки следующих участников:
Порядковый номер заявки |
Дата и время подачи заявки |
Наименование участника закупки |
Страна производителя |
2 |
09.09.2022 15:47 (МСК) |
ООО "ОДС РТ" |
Российская Федерация |
3 |
09.09.2022 16:15 (МСК) |
ООО "ПАСФ "ЦЕНТРСПАС" |
Российская Федерация |
1 |
06.09.2022 16:23 (МСК) |
ООО "РЕГИОНСПАС" |
Российская Федерация |
Сведения об итоговых позициях участников, заявки на участие которых были признаны соответствующими требованиям, предъявляемым к участникам аукциона:
Итоговая позиция |
Наименование участника закупки |
Лучшее ценовое предложение |
Порядковый номер заявки |
Результат |
1 |
ООО "ОДС РТ" |
1 788 000,00 руб., без НДС |
2 |
Победитель |
2 |
ООО "ПАСФ "ЦЕНТРСПАС" |
1 800 000,00 руб., без НДС |
3 |
Второе место |
3 |
ООО "РЕГИОНСПАС" |
1 824 000,00 руб., без НДС |
1 |
Третье место |
Победителем аукциона был признан участник ООО "ОДС РТ" с ценовым предложением 1 788 000,00 руб.
Согласно доводам заявителя признанный победитель закупки не соответствует требованиям аукциона, поскольку указанный участник не обладает свидетельством на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с максимальным объемом разлива нефти и нефтепродукта, локализацию и ликвидацию которых может осуществлять пожарно-спасательные формирования на сухопутной территории свыше 5000 тонн.
В ходе анализа представленных документов установлено, что участником ООО «ОДС РТ» на этапе участия в аукционе в составе заявки были представлены одни из следующих документов:
- свидетельство №11196 от 10.12.2021г. об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с максимальным объемом разлива нефти и нефтепродуктов 100 тонн;
- свидетельство №16/2-1-009 от 24.08.2021г. об аттестации ООО «Спасатель» на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с максимальным объемом разлива нефти и нефтепродуктов тонн свыше 5000 тонн;
- Соглашение о сотрудничестве в решении вопросов по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территориях Ульяновской области и Республики Татарстан между ООО «ОДС РТ» и ООО «Спасатель» от 01.072019г.;
- письмо-разъяснение Министерства энергетики РФ от 08.08.2022г. №05-4694 указывающее на то, что на основании пункта 2 статьи 5 ФЗ №151 и Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2451, работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, отнесены к видам аварийно-спасательных работ без конкретизации количественных характеристик о максимальном объеме разлива нефти и нефтепродуктов.
По мнению Заказчика, при совокупном анализе выше представленных участником документов на этапе рассмотрения заявки Комиссия Заказчика пришла к выводу о соответствии заявки ООО «ОДС РТ» требованиям аукциона, учитывая, в том числе, факт установления в документации положений, предусматривающих возможность привлечения дополнительных сил и средств сторонних организаций при ликвидации ЧС по собственным договорам (п. 2.4.3 проекта договора, п.4.2 технического задания).
Предметом оспариваемой закупки является поддержание в постоянной готовности сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации (далее ЧС), обусловленные разливами нефтепродуктов и химических веществ технологического процесса (серной кислоты, щелочи, водного раствора аммиака, гидразин-гидрата, соляной кислоты). Осуществление аварийно-спасательных работ по локализации ЧС на опасных производственных объектах (далее ОПО) «Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1)» (далее – Нк ТЭЦ (ПТК-1). Осуществление профилактического обслуживания ОПО, проведение подготовки нештатного аварийно-спасательного формирования филиала АО «ТГК-16» - «Нк ТЭЦ (ПТК-1)» (далее НАСФ).
В рамках объекта закупки пунктом 1.4 технического задания были определены следующие виды работ:
1.4.1. Поддержание в постоянной готовности привлекаемых сил и средств к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации, обусловленные разливами нефти и нефтепродуктов, серной кислоты, щелочи, водного раствора аммиака, гидразин-гидрата, соляной кислоты.
1.4.2. Контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по локализации и ликвидации ЧС.
1.4.3. Осуществление аварийно-спасательных работ по локализации и ликвидации ЧС, требующих применения специального оборудования на опасных производственных объектах Заказчика филиала АО «ТГК-16» - «Нк ТЭЦ (ПТК-1)».
1.4.4. Проведение профилактического обслуживания (информирование, в том числе с помощью инструктажей) в области защиты персонала Заказчика филиала АО «ТГК-16» - «Нк ТЭЦ (ПТК-1)» от ЧС.
1.4.5. Проведение обучения личного состава НАСФ согласно утвержденным программам курсового обучения. Отработка совместных действий в ходе проведения тактико-специальных учений.
1.4.6. Обеспечение НАСФ Нк ТЭЦ (ПТК-1) наглядными учебными пособиями и методическими материалами по тематике проводимых занятий.
1.4.7. Согласование планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее ПМЛА) на Нк ТЭЦ (ПТК-1), плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов на Нк ТЭЦ (ПТК-1).
1.4.8. Согласование Перечня газоопасных работ на мазутном хозяйстве ТЦ Нижнекамской ТЭЦ (ПТК-1).
1.4.9. Согласование нарядов-допусков на проведение газоопасных работ.
1.4.10. Обеспечение присутствия представителя Исполнителя при проведении неотложных газоопасных работ в темное время суток (ночную рабочую смену).
1.4.11. Регистрация нарядов-допусков на проведение газоопасных работ в журнале регистрации нарядов-допусков на проведение газоопасных работ с присвоением очередного номера.
1.4.12. Обеспечение постоянного присутствия представителя Исполнителя на месте производства газоопасных работ или периодичности осуществления им контроля за ходом проведения газоопасных работ, в случае если это предусмотрено нарядом-допуском на проведение газоопасных работ.
Пунктом 5 требований к содержанию заявок на участие извещения о проведении аукциона Заказчиком было установлено требование о предоставлении во второй части заявки копии свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ в части: газоспасательные работы в чрезвычайных ситуациях, работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, за исключением внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ (на сухопутной территории – свыше 5000 тонн) выданного отраслевой аттестационной комиссией Минэнерго РФ.
Из положений вышеуказанных пунктов извещения и аукционной документации следовало требование о наличии у потенциальных участников разрешительных документов на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с максимальным объемом разлива нефти и нефтепродукта, локализацию и ликвидацию которых может осуществлять пожарно-спасательные формирования на сухопутной территории свыше 5000 тонн.
В целях проверки правомерности осуществления аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с максимальным объемом разлива нефти и нефтепродуктов свыше 5000 тонн при предоставлении свидетельства на осуществление указанных видов работ с объемом разлива нефти и нефтепродуктов 100 тонн, Комиссией был объявлен перерыв заседания Комиссии для направления соответствующего запроса информации в Министерство энергетики Российской Федерации.
19 октября 2022 года от ведомства поступил ответ, из содержания которого следовало следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее – Федеральный закон № 151) и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации (далее – ЛРН), относятся к видам аварийно-спасательных работ (далее – АСР).
При этом количественные характеристики о максимальном объеме разлива нефти и нефтепродуктов, к ликвидации которого допускаются аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования (далее – АСС (Ф)), определяются, исходя из соответствия оснащенности таких АСС (Ф) минимальным нормам оснащения АСС (Ф) специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, установленным требованиями к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2020 № 2124 (далее – Требования к оснащению).
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона № 151 все АСС (Ф) подлежат аттестации, порядок проведения которой определен Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 (далее – Положение).
Согласно Положению АСС (Ф) на основании соответствующего заявления и представленных документов, предусмотренных Положением, проходят аттестацию на право ведения АСР, в рамках проведения которой определяется соответствие АСС (Ф) обязательным требованиям, установленным Положением, и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на них в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 и подпункту «а» пункта 10 Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя Российской Федерации, утвержденного приказом МЧС России от 20.02.2013 № 102, аттестационные комиссии силами создаваемых ими рабочих групп обязаны проводить проверки соответствия аттестуемых АСС (Ф) обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации, установленным пунктами 12 и 22 Положения, и определять их готовность к выполнению задач, возложенных на АСС (Ф) в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – проверка соответствия). В частности, в рамках аттестации АСС (Ф) на право ведения ЛРН проводится проверка соответствия АСС (Ф) Требованиям к оснащению.
В 2021 году в связи с поступлением заявления ПАСФ ООО «ОДС РТ» о проведении периодической аттестации ПАСФ организации на право ведения АСР, в том числе ЛРН, отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса (далее – ОАК ТЭК № 16/2-1) были рассмотрены документы, представленные указанной организацией, и организовано проведение проверки соответствия ПАСФ.
На момент проверки соответствия ПАСФ ООО «ОДС РТ» рабочей группой ОАК ТЭК № 16/2-1 было установлено, что ПАСФ организации оснащено в соответствии с Требованиями к оснащению необходимым и достаточным количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов для проведения ЛРН с максимальным объемом разлива нефти и нефтепродуктов 100 тонн.
В подтверждение изложенного, Министерством был представлен акт проверки соответствия от 08 декабря 2021г.
По результатам проведения аттестации ПАСФ ООО «ОДС РТ» ОАК ТЭК № 16/2-1 было принято решение аттестовать ПАСФ организации в том числе на право ведения ЛРН с максимальным объемом разлива нефти и нефтепродуктов по 100 тонн соответственно на суше и на поверхности водных объектов, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, что следовало из выписки из протокола заседания ОАК ТЭК № 16/2-1 № 09-157-пр от 10.12.2021г.
Таким образом, ведомством был подтвержден факт возможности выполнения ООО «ОДС РТ» газоспасательных работ, аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с максимальным объемом разлива нефти и нефтепродуктов 100 тонн, что не соответствовало условиям технического задания.
В рассматриваемом случае допуск участника ООО «ОДС РТ» к участию в торгах был осуществлен Заказчиком неправомерно, учитывая факт несоответствия участника требованиям извещения и аукционной документации.
С учетом изложенных обстоятельств в совокупности, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя и необходимости в этой связи выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу заявителя ООО «ПАСФ «ЦЕНТРСПАС» (вх. №12490/ж от 03.10.2022г.) на действия АО «ТГК-16» при проведении закупки №32211658162 на предмет: «Поддержание в постоянной готовности сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации, обусловленные разливами нефтепродуктов и химических веществ технологического процесса; осуществление аварийно-спасательных работ по локализации чрезвычайных ситуаций в филиале АО "ТГК-16" - "Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1)"» обоснованной.
Признать заказчика АО «ТГК-16» нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Выдать Предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам.Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |