Решение №АЯ-08/2834 Решение по делу №016/05/25 - 6/2021 от 12 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-08/2834 от 12.03.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев материалы дела в отношении ИП Щербухи Семена Геннадьевича (<…>) по факту распространения рекламы товаров в газете «<…>» создающих впечатление лекарственных средств и содержащие ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (Далее - Управление) поступили обращения <…> (вх. № 15448 от 06.11.2020, № 15561 10.11.2020) перенаправленные из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан и <…> (вх. № 15373 от 03.11.2020) по факту распространения рекламы товаров в газете «<…>» создающих впечатление лекарственных средств и содержащие ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

Реклама БАДов размещена в газете «<…>» с текстом: «<…>». 

Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Закона «О рекламе», реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 25 Закона «О рекламе», реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок.

Согласно Единому реестру свидетельств о государственной регистрации ЕАК препарат «<…>» зарегистрирован в качестве биологически активной добавки к пище (номер свидетельства RU.77.99.88.003.Е.003641.08.18).

Препарат «<…>» в реестре свидетельств о государственной регистрации ЕАК и сертификатов соответствия не значится.

Согласно пункту 7 статьи 7 Закона «О рекламе» е допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Скан рекламного материала представлен ниже:

<…>

<…>

Информация, размещенная в газете «<…>», с текстом: «<…>», имеет признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной необходимо исходить из следующего.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе») дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Информация, размещенная в газете «Секреты здоровья» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена посредством размещения в газете; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам и товарам, предоставляемым, производимым соответствующим рекламодателем.

Вышеуказанная реклама может вводить потребителей в заблуждение относительно преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Номер телефона указанный в газете «<…>»<…>, согласно ответу ПАО «Ростелеком» принадлежит ИП Щербухи Семена Геннадьевича (<…>).

Администратором сайта указанного в газете <…> согласно ответу ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» является Щербухи Семен Геннадьевич (<…>).

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных статьей 25 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель, рекламораспространитель.

Рекламораспространителем является ИП Щербухи Семена Геннадьевича (<…>).

Определение о возбуждении, отложении и продлении дела – ИП Щербухи С.Г. не получено, направлено по адресу регистрации ИП Щербухи С.Г. (<…>) заказным письмом уведомлением.

Однако конверты с указанными определениями вернулись в адрес Татарстанского УФАС России, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и в соответствии с частью 3 статьи 23 и статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, считается надлежащим извещением лица.При этом, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо, а соответственно и индивидуальный предприниматель несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу регистрации, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

Сообщения, доставленные по адресу регистрации, считаются полученными лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

На основании изложенного ИП Щербухи С.Г. <…>) надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения настоящего дела.

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе, а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать рекламу товаров в газете «<…>» создающих впечатление лекарственных средств и содержащие ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, ненадлежащей, несоответствующей требованиям пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, пунктов 1, 2 части 1 статьи 25 Закона «О рекламе».

Выдать предписание об устранении нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, пунктов 1, 2 части 1 статьи 25 Закона «О рекламе», в связи с непредставлением доказательств устранения нарушения.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны