Решение №АЯ-04/14400 Решение по делу № 016/10/18.1-1766/2022 о нарушении законода... от 25 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-04/14400 от 25.11.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика АНО «Казань Экспо» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 01.06.2022 г. №33), в отсутствии представителя заявителя ООО Аудиторская компания «Бизнес Актив», о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО Аудиторская компания «Бизнес Актив» (вх. №14345/ж от 18.11.2022г.) на действия заказчика АНО «Казань Экспо» при проведении закупки №0700700016722000001 на предмет: «Услуги по проведению финансового аудита»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме №0700700016722000001 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru  03.11.2022г.

Начальная (максимальная) цена контракта – 200 000,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции), по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 20.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

Таким образом, при осуществлении данной процедуры конкурса Заказчик руководствовался Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе предметом регулирования названного закона являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее — контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В настоящем случае рассматриваемая процедура закупки подлежала проведению по правилам и в порядке, установленном Законом о контрактной системе в соответствии с Законом об аудиторской деятельности.

Таким образом, проведение спорного конкурса является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Заказчика проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги субъекта, осуществляющего свою закупочную деятельность в рамках Закона о закупках.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения конкурса приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неуказании заказчиком идентификационного кода закупки.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Соответствующая закупка, согласно части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности обязана осуществляться Заказчиками посредством электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем при осуществлении оспариваемой закупки не подлежат применению положения Закона о контрактной системе в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», которое не размещается на официальном сайте.

Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.

Закупка размещена в Разделе IV Порядка, утвержденного приказом Федерального Казначейства «Об утверждении порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок от 10.12.2021 N 39н.

Данный раздел предусматривает:

 - юридическое лицо, осуществляющее закупку в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Идентификационный код закупки (ИКЗ) - это цифровой, машиночитаемый код, который обеспечивает взаимосвязь плана-графика, извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, контракта, а также иных документов, предусмотренных Законом 44-ФЗ.

Таким образом, учитывая, что заказчик не является субъектом Закона о контрактной системе, не имеет возможности размещать план, ИКЗ не формируется автоматически при размещении закупки, раздел IV секции 44-ФЗ ЕИС не дает возможности формировать ИКЗ самостоятельно.

Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя о несоответствии сумм величин при установлении показателей оценки.

Подпунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о закупке должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Согласно пункту 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

Пунктом 8 Положения установлено, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Приложением 4 к извещению об осуществлении открытого конкурса в электронной форме по отбору аудиторской организации для оказания услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АНО «Казань Экспо» за 2022 год заказчиком установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

По критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлены следующие значимости показателей:

 

Критерий оценки

Значимость критерия оценки, процентов

Показатель оценки

Значимость показателя оценки, процентов

Показатель оценки, детализирующий показатель оценки

Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов

Формула оценки или шкала оценки

1

2

3

4

5

6

7

8

2.

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

60

Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта

 

100

Общее количество исполненных участником закупки договоров (пп. «а»  п. 28 Положения об оценке), подтверждающих проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019-2021 гг., подготовленной в соответствии с РСБУ, организаций с годовой выручкой не менее 800 млн. руб. и являющихся различными юридическими лицами с государственной долей собственности не менее 25 процентов

(единица измерения-штука)

70

Лучшим является наибольшее значение квалификации участника закупки, установлено предельное максимальное значение  квалификации участника закупки по соответствующему показателю, детализирующему показатель критерия оценки «Квалификация участника закупки», в связи с чем значение количества баллов по соответствующему показателю, детализирующему показатель критерия оценки, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом № 44-ФЗ оценке по такому показателю (БХi), рассчитывается по формуле (пп. «е» п.20 Положения об оценке):

 

 , где:

 

Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по показателю;

  – предельно максимальное значение показателя, установленное заказчиком,  ;

  – предельное минимальное значение показателя, установленное заказчиком,  .

 

Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

Наличие в штате аттестованных аудиторов, опыт работы которых в аудите составляет 10 лет и более, в том числе по аудиту организаций в отрасли Заказчика, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы.

15

 ,

где:

Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом  оценке по показателю

Хmin – минимальное значение показателя, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом  оценке по показателю;

 

  – предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком,  

 

 

 

 

 

 

Наличие в штате аудиторов с единым квалификационным аттестатом, для которых аудиторская организация является основным местом работы, имеющих опыт проверки организаций, доля государственной собственности или собственности субъекта РФ в уставном капитале которых составляет не менее 25%

15

 ,

где:

Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом  оценке по показателю

Хmin – минимальное значение показателя, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом  оценке по показателю;

 

  – предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком,  

Таким образом, по нестоимостному критерию оценки установлены 2 показателя оценки – «Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта» и «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Применяются детализирующие показатели «Общее количество исполненных участником закупки договоров» - 70%, «Наличие в штате аттестованных аудиторов» - 15%, «Наличие в штате аудиторов с единым квалификационным аттестатом» - 15%.

Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по 2 показателям оценки в рассматриваемом случае составляет 100% (70+15+15%).

Таким образом, установленный заказчиком порядок оценки не противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе, а также Положению об оценке заявок.

Вместе с тем, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика.

Однако заявитель на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России не явился, а также не представил документы и сведения, свидетельствующие о нарушении заказчиком норм действующего законодательства, в том числе, подтверждающих обоснованность доводов жалобы.

Также заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его законных прав и интересов заявителя.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

Относительно довода заявителя об установлении заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в частности требования о размере выручки предприятия и наличия доли государственной собственности в уставном капитале.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;

в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;

е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;

3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах"), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;

4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Закона об аудиторской деятельности для целей настоящего Федерального закона общественно значимыми организациями признаются:

1) публичные акционерные общества;

2) организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг;

3) кредитные организации, головные кредитные организации банковских групп, головные организации банковских холдингов;

4) страховые организации, общества взаимного страхования;

5) организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

6) государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании;

7) организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;

8) иные организации, которые представляют и (или) раскрывают отчетность в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Согласно установленному заказчиком порядку оценки детализирующим показателем «Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта» является общее количество исполненных участником закупки договоров (пп. «а» п. 28 Положения об оценке), подтверждающих проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019-2021 гг., подготовленной в соответствии с РСБУ, организаций с годовой выручкой не менее 800 млн. руб. и являющихся различными юридическими лицами с государственной долей собственности не менее 25 процентов.

1. Предметом договоров, оцениваемых по данному детализирующему показателю, могут являться только услуги по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с РСБУ, организаций с годовой выручкой не менее 800 млн. руб. и являющихся различными юридическими лицами с государственной долей собственности не менее 25 процентов.

2. Для оценки по настоящему показателю в качестве документального подтверждения участник конкурса представляет электронные образы:

1) страниц контрактов, содержащих информацию о заказчике и исполнителе по контракту, сведения о предмете контракта, реквизиты и подписи сторон;

2) документов, содержащих данные о годовой выручке проаудированных организаций и доле государственной собственности (при наличии). При отсутствии таких документов участник указывает ссылку на источник информации в интернете, подтверждающий данные о выручке путем заполнения представленной ниже формы – Приложение 4.1 к Извещению «Общее количество исполненных участником закупки договоров»;

3) актов приемки оказанных услуг;

4) сведений, заполненных участником по представленной ниже форме – Приложение 4.1 к Извещению «Общее количество исполненных участником закупки договоров».

3.  - предельное максимальное значение настоящего детализирующего показателя критерия оценки «Квалификация участника закупки», установленное заказчиком, составляет 13 (тринадцать) исполненных участником закупки договора, подтверждающих проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019-2021 гг., подготовленной в соответствии с РСБУ, организаций с годовой выручкой не менее 800 млн. руб. и являющихся различными юридическими лицами с государственной долей собственности не менее 25 процентов. Документы и сведения в отношении договоров, превышающих установленное предельное максимальное значение настоящего показателя, оценке не подлежат и приравниваются к предельно максимальному значению.

В соответствии с п. 21 Положения об оценке, поскольку установлено предельное максимальное значение показателя, то если в предложении участника закупки содержится значение показателя, которое выше такого предельного значения, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения показателя.

4. К оценке, в соответствии с пп. «д» п. 28 Положения об оценке, принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

  - предельное минимальное значение настоящего детализирующего показателя критерия оценки «Квалификация участника закупки», установленное заказчиком, составляет 10 (десять) исполненных участником закупки договора, подтверждающих проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019-2021 гг., подготовленной в соответствии с РСБУ, организаций с годовой выручкой не менее 800 млн. руб. и являющихся различными юридическими лицами с государственной долей собственности не менее 25 процентов. Документы и сведения в отношении договоров, ниже установленного предельно минимального значения настоящего показателя, оценке не подлежат.

В соответствии с п. 21 Положения об оценке, поскольку установлено предельное максимальное значение показателя, то если в предложении участника закупки содержится значение показателя, которое выше такого предельного значения, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения показателя.

Согласно доводам заявителя, заказчиком установлены избыточные требования в частности требования о размере выручки предприятия и наличия доли государственной собственности в уставном капитале при предоставлении договоров, подтверждающих опыт выполнения аналогичных работ.

Представитель заказчика с доводом жалобы не согласился, представил устные и письменные пояснения. Так, заказчик пояснил, что указанное требование к опыту не противоречит положениям действующего законодательства.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки. При этом, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такие показатели нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, позволяющие полно и всесторонне осуществить оценку соответствия уровня квалификации участника и минимизировать, тем самым, количество недобросовестных участников при определении поставщика.

Так, организации с долей государственной собственности не менее 25% обладают определенной спецификой и для проведения аудита в таких организациях, аудиторам необходимо иметь специальные знания в области бюджетного законодательства, порядка выдачи и получения субсидий и т.п.

В части требования об аудите организаций с годовой выручкой не менее 800 млн. руб. Комиссия приходит к выводу, что несмотря на то что процедура проведения аудита по своей сути в силу Закона «Об аудиторской деятельности» не отличается от проведения аудита в организациях с годовой выручкой менее 800 млн. руб., вместе с тем указанный процесс является более трудоемким, затрагивает больший объем информации, что может свидетельствовать о наличии наиболее квалифицированных специалистов в организации.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленные нестоимостные критерии в конкурсной документации не выходят за рамки требований действующего законодательства о контрактной системе и утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 Правил.

Кроме того, установленный заказчиком нестоимостной критерий квалификации применяется ко всем участникам в равной степени.

Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя об установлении заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в частности требования о наличии специалистов в отрасли заказчика, так как отраслевая принадлежность заказчика не влияет на стандарты проведения аудиторской проверки.

В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 30 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:

а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:

трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Согласно установленному заказчиком порядку оценки детализирующим показателем также является наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

1. В качестве штатных квалифицированных специалистов, оцениваемых по настоящему показателю, рассматриваются только штатные аудиторы, имеющие квалификационные аттестаты, а также опыт работы которых в аудите составляет 10 лет и более, в том числе по аудиту организаций в отрасли Заказчика, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы.

 Для оценки по настоящему показателю в качестве документального подтверждения, в соответствии с пп. «б» п. 30 Положения об оценке, участник конкурса представляет электронные образы:

1) трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации и копии трудовых договоров;

2) документов, подтверждающих предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов - квалификационных аттестатов каждого из аудиторов, сведения о которых представлены Участником в представленной ниже форме – Приложение 4.2 к Извещению «Общее количество штатных квалифицированных специалистов, которые будут привлечены к оказанию услуг, являющихся объектом закупки», а также расширенную выписку из СРО аудиторов;

3) сведений, заполненных участником по представленной ниже форме – Приложение 4.2 к Извещению «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

  – предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком по данному критерию  

2. Наличие в штате аудиторов с единым квалификационным аттестатом, для которых аудиторская организация является основным местом работы, имеющих опыт проверки организаций, доля государственной собственности или собственности субъекта РФ в уставном капитале которых составляет не менее 25%

Для оценки по настоящему показателю в качестве документального подтверждения, в соответствии с пп. «б» п. 30 Положения об оценке, участник конкурса представляет электронные образы:

1) трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации и копии трудовых договоров;

2) документов, подтверждающих предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов - квалификационных аттестатов (выданных после 01 января 2011 года) каждого из аудиторов, сведения о которых представлены Участником в представленной ниже форме – Приложение 4.2 к Извещению «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

  – предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком по данному критерию  

Согласно доводам заявителя, заказчиком установлены избыточные требования в частности требования о наличии специалистов в отрасли заказчика, так как отраслевая принадлежность заказчика не влияет на стандарты проведения аудиторской проверки.

Представитель заказчика с доводом жалобы не согласился, представил устные и письменные пояснения. Так, заказчик пояснил, что указанное требование к опыту не противоречит положениям действующего законодательства.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки. При этом, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Так, заказчиком установлено, что в качестве штатных квалифицированных специалистов рассматриваются только штатные аудиторы, имеющие опыт работы которых в аудите составляет 10 лет и более, в том числе по аудиту организаций в отрасли Заказчика, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы.

Вместе с тем, заказчиком указано, что опыт в отрасли заказчика необходим в том числе, но не является обязательным в качестве подтверждения. Следовательно, участники закупки, которые намереваются принять участие в конкурсе имеют право представить сведения о специалистах, имеющих опыт работ в различных областях, а не только в отрасли заказчик.

Установленный показатель не противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе.

Кроме того, установленный заказчиком показатель применяется ко всем участникам в равной степени.

Участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика.

Однако заявитель на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России не явился, а также не представил документы и сведения, свидетельствующие о нарушении заказчиком норм действующего законодательства, в том числе, подтверждающих обоснованность доводов жалобы.

Также заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его законных прав и интересов заявителя.

Кроме того, в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0700700016722000001 от 24.11.2022г. на участие в закупке было подано 6 заявок. Все участники согласились с условиями, установленными заказчиком в извещении, в том числе с порядком оценки заявок на участие.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23 и 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО Аудиторская компания «Бизнес Актив» (вх. №14345/ж от 18.11.2022г.) на действия заказчика АНО «Казань Экспо» при проведении закупки №0700700016722000001 на предмет: «Услуги по проведению финансового аудита» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны