Решение №ВЧ-08/2155 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №016/01/14.6-722/2021 от 28 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№ ВЧ-08/2155 от 28.03.2022

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/14.6-722/2021 по признакам нарушения ООО «УК «САНХАУЗ» (420047,РТ, г. Казань, ул. Кутузова, д. 15А, оф. 1, ИНН 1661054293, КПП 166101001, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 26.09.2017) части 2 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в использовании ООО «УК «Санхауз» графического изображения вывески торгового объекта с информацией содержания «Мебельный базар», которая, по мнению заявителя, схожего с фирменным наименованием заявителя, а также ассоциируются у потребителя с детальностью заявителя,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение ООО «Мебельный базар» (вх. № 1043/ж от 28.01.2021 г.) (ИНН 1655323660) (далее – заявитель) по факту нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «УК «Санхауз» (ИНН 1661054293), выразившегося в использовании ООО «УК «Санхауз» графического изображения вывески торгового объекта с информацией содержания «Мебельный базар», схожего с фирменным наименованием заявителя, а также ассоциирующегося  у потребителя с детальностью заявителя, что имеет признаки нарушения части 2 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Исходя из обращения следует, что между ООО «Мебельный базар» и АО «УК «ЕАС» заключён Договор аренды нежилого объекта недвижимости № ЕАС-ТРН-ЗЯ/443/17/ЕА34 от 01.05.2017 года.

Согласно п. 1.1. Договора Арендодатель передал Арендатору объект торговое здание (лит. А17), инв. № 2309, объект № 24, по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Нариманова, дом 40,1-этажное с антресолью, общая площадь 2371,5 м2, кадастровый номер 16:50:011825:75, условный номер 16:50:02:00495:024.

13.11.2018 в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по согласованию проекта размещения средства наружной информации (паспорт) информация о размещении вывески согласно паспорту объекта внесена в реестр за № 6335.

30.06.2020 года в адрес ООО «Мебельный Базар» поступило Уведомление о досрочном расторжении договора аренды № ЕАС-ТРН-ЗЯ/443/17/ЕА34 от 01.05.2017 года в одностороннем порядке (исх.№ 03-050920 от 23.06.2020 года).

ООО «УК «САНХАУЗ» заключило с АО «УК «Единая арендная система» 25 июня 2020 года договор аренды указанных площадей. Объект был передан арендатору 02 июля 2020 года.

Однако, согласно позиции заявителя, в декабре 2020 года, неустановленные лица, монтировали аналогичную вывеску с текстом «Мебельный базар» на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Нариманова д. 40, что, по мнению заявителя, свидетельствует об использовании в предпринимательской деятельности средств индивидуализации ООО «Мебельный базар» и является недобросовестной конкуренцией  со стороны ООО «УК «САНХАУЗ».

Указанные обстоятельства, на основании приказа № 01/131-к от 12.05.2021, явились основанием для возбуждения  дела № 016/01/14.6-722/2021 по признакам нарушения части 2 статьи 14.6  Закона о защите конкуренции.

В ходе производства по настоящему делу Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.

Согласно информации, представленной Управлением архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани (далее – Управление архитектуры) в базе данных Управления по адресу ул. Нариманова, д. 40 согласована информационная конструкция в виде настенной с текстовой информацией «Мебельный Базар»
№ 3811/и от 13 ноября 2018 (номер в Реестре проектов средств наружной информации - № номер в Реестре: 6335). Конструкция аннулирована от 19.01.2021, на данный момент не легитимна.

Вывеска заявителя представлена на фотографии № 1.

                                                                                                                                                             Фотография № 1

<…>

В период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства по адресу ул. Нариманова, д. 40 ООО «УК «САНХАУЗ» была согласована информационная конструкция в виде настенной с текстовой информацией «Мебельный Базар, Мебель, Кухни, Шкафы, Диваны» № 434/и от 25 февраля 2021 (номер в Реестре проектов средств наружной информации - № номер в Реестре: 37663).

Вывеска ООО «УК «САНХАУЗ» представлена на фотографии № 2

                                                                                                                                                             Фотография № 2

<…>

Исходя из пояснений, представленных заявителем, следует, что ООО «УК «САНХАУЗ» неправомерно использует графические изображения, ассоциирующиеся у потребителя с деятельностью ООО «Мебельный Базар». Все надписи выполнены одинаковым шрифтом, являющимся фирменным для
ООО «Мебельный Базар».

Заявитель полагает, что ТЦ «Мебельный Базар» - профильный мебельный торговый центр г. Казани, находящийся в центральной части города, пользующийся популярностью как у жителей города, так и у приезжих жителей Республики Татарстан.

ТЦ «Мебельный Базар» работает в данном в данном секторе рынка с 2002 года. В настоящее время функционируют 3 корпуса ТЦ «Мебельный Базар». При намерении приобрести качественную мебель, потребители, доверяя компании заявителя, обращаются именно в данный торговый центр. Длительное время заявитель осуществлял деятельность для создания и поддержки имиджа компании. На всех рекламных продукциях заявителя имеется логотип, соответствующий вывеске по техническому паспорту. Данный логотип используется в наружной, телевизионной рекламе, расходы на которую по настоящее время несет заявитель. Таким образом, поскольку потребители, пологая, что обращаются за приобретением мебели к заявителю, обращаются к иной организации, что создает смешение.

Согласно пояснениям ООО «УК «САНХАУЗ», наименование «Мебельный базар» является общепринятым термином и неохраняемым элементом, что подтверждается сведениями о товарном знаке № 486600, зарегистрированном за ООО «Нижегородский печатник», 603016, г. Нижний Новгород, ул. Фучика, 8а; приоритет товарного знака: 07.09.2021 г.).

ООО «УК «Санхауз» был сделан запрос в Патентное агентство «Онлайн Патент» о возможности регистрации товарного знака со словесным обозначением «Мебельный базар». Согласно полученному ответу данное обозначение не подлежит правовой охране как неохраняемый элемент.

Кроме того, Заявитель ссылается на то, что Обществом размещена идентичная вывеска на Объекте, чем нарушены его права. Однако, вывеска была выполнена в красном цвете с использованием иного шрифта и размера букв. Никакие графические изображения вывески Заявителя Обществом не использовались.

ООО «Мебельный базар» в своем заявлении, ссылается на наличие паспорта вывески, подтверждающего принадлежность права на словесное обозначение «Мебельный базар-Жиһаз базары».

Однако, во-первых, сведения о внесении записи в реестр средств наружной информации должны подтверждаться соответствующими доказательствами.

Так, согласно общедоступным данным в сети Интернет, проект размещения вывески «Мебельный базар» подавался в 2018 года по улице Нариманова, д. 44 – ООО «МБ», а в 2015 году по улице Г. Камала – ЗАО «Склад-Серис».

Таким образом, одноименные вывески согласовывались ранее и другими организациями – субъектами предпринимательской деятельности и Заявитель не единственный субъект в г. Казани, продвигающий, рекламирующий наименование «Мебельный базар».

Кроме того, у ООО «УК «Санхауз» не было цели извлечения прибыли за счет фирменного наименования Заявителя. В рамках рассмотрения дела установлено, что Обществом с ограниченной ответственностью «УК «Санхауз» размещалась вывеска – «Мегга Мебель».

Ответчиком в первые месяцы была размещена вывеска «Мегга Мебель». После этого муниципальным органом власти было вынесено предписание о демонтаже вывески в связи с отсутствием согласованного паспорта, и указано, что цветовое и графическое решение вывески «Мегга Мебель» не соответствует историческому облику улицы, но допустимо согласование предыдущей вывески – «Мебельный базар».

ООО «УК «Санхауз» были поданы документы на согласование и размещена вывеска «Мебельный базар». Данная вывеска находилась на фасаде здания около недели, после чего в адрес Общества поступило предписание о необходимости демонтажа вывески, поскольку в согласовании паспорта возникли препятствия, связанные с использованием иного шрифта, не соответствующего требованиям муниципалитета. Со второй половины сентября 2020 года по февраль 2021 года на здании отсутствовали какие-либо вывески, что было установлено в рамках судебного дела А65-30785/2020. Так, в рамках последнего судебного заседания судьей Арбитражного суда РТ проводился эксперимент с проверкой наличия вывески «Мебельный базар» по состоянию на август 2020 года. Источник Яндекс карты и Google Maps (с обновлением на август 2020 года) показал, что вывеска «Мебельный базар» на здании отсутствовала.

Комиссии Татарстанского УФАС России, изучив материалы, приставленные доказательства и  пояснения сторон, приходит к следующим выводам.

ООО «Мебельный Базар» (420021, РТ, г. Казань, ул. Галиаскара Камала, д. 37, оф. 3, ИНН 1655323660, КПП: 165501001, дата внесения записи в ЕГРЮЛ  19.03.2015, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1151690023319). Согласно сведениям о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору ООО «Мебельный Базар» осуществляет, в том числе, деятельность:

-47.59.1 Торговля розничная мебелью в специализированных магазинах;

-46.15 Деятельность агентов по оптовой торговле мебелью, бытовыми товарами, скобяными, ножевыми и прочими металлическими изделиями;

-46.47.1 Торговля оптовая бытовой мебелью;

-46.65 Торговля оптовая офисной мебелью.

ООО «УК «САНХАУЗ» (420047, РТ, г. Казань, ул. Кутузова, д. 15 А, оф. 1, ИНН 1661054293, КПП 166101001, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 26.09.2017, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1171690097776). Согласно сведениям о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору ООО «УК «САНХАУЗ» осуществляет в том числе, деятельность:

-46.15 Деятельность агентов по оптовой торговле мебелью, бытовыми товарами, скобяными, ножевыми и прочими металлическими изделиями;

-46.47 Торговля оптовая мебелью, коврами и осветительным оборудованием;

-47.59 Торговля розничная мебелью, осветительными приборами и прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах.

Таким образом, ООО «УК «САНХАУЗ» и ООО «Мебельный Базар» являются хозяйствующими субъектами конкурентами.

Как следует из пункта 2 статьи 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883, далее - Парижская конвенция), актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции приведено определение понятия недобросовестной конкуренции, согласно которому под ней следует понимать любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Следовательно, для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией такие действия должны одновременно: совершаться хозяйствующим субъектом конкурентом, быть направленными на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречить законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинять (иметь возможность причинять) убытки другому хозяйствующему субъекту конкуренту либо наносить (возможность наносить) вред его деловой репутации (причинение вреда). Совокупность указанных действий признается актом недобросовестной конкуренции.

Исходя из правового смысла и содержания понятия недобросовестной конкуренции, предусмотренного пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, необходимым признаком, который должен устанавливаться антимонопольным органом, является направленность действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности.

Недобросовестная конкуренция предполагает такие действия хозяйствующего субъекта на товарном рынке, при котором нарушаются (ограничиваются) права другого хозяйствующего субъекта.

Для доказывания факта недобросовестной конкуренции необходимо установление как специальных признаков, определенных нормами статей 14.1 - 14.7 Закона, так и общих признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, статьей 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности

При рассмотрении вопроса об использовании схожих фирменных наименований необходимо, в первую очередь, оценивать цель такого использования конкурентом, а также весь спектр признаков недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак).

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Согласно разъяснениям ФАС России № АК/91352/19 от 21.10.2019 «Об использовании средств индивидуализации в качестве ключевых слов» главой 2.1 Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция в различных формах. Само по себе включение обозначения, совпадающего с товарным знаком либо фирменным наименованием хозяйствующего субъекта-конкурента, в число ключевых слов при оформлении контекстной рекламы, по мнению специалистов ФАС России, не может рассматриваться как использование средства индивидуализации в смысле Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку данное действие не направлено на индивидуализацию собственных товаров (услуг).

В силу статьи 1248 Гражданского кодекса Российской Федерации споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав (в том числе прав на товарный знак), рассматриваются и разрешаются судом (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 14.6 Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:

1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;

2) копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

По смыслу действующего законодательства доказывание наличия конкурентных отношений между правообладателем — заявителем и предполагаемым нарушителем требует документального подтверждения того, что товары (услуги) указанных лиц являются взаимозаменяемыми по смыслу пункта 3 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» и вводятся в гражданский оборот в пределах совпадающих географических границ.

Приобретение преимуществ перед конкурентами возможно в случае, если в результате действий предполагаемого нарушителя по использованию спорных обозначений в качестве ключевых слов в контекстной рекламе происходит изменение в структуре потребительского спроса, а именно возрастание спроса на продукцию (услуги) недобросовестного лица. Это дает такому хозяйствующему субъекту возможность увеличить объем реализации такой продукции и, соответственно, увеличить получаемую прибыль.

Кроме того, для квалификации действий хозяйствующих субъектов как нарушающих запрет, установленный статьей 14.6 Закона «О защите конкуренции», необходимо установить реальную возможность смешения потребителями товаров заявителя и товаров лица, в отношении которого подается заявление, вследствие действий последнего.

При этом предметом рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в виде незаконного использования фирменного наименования либо товарного знака является не нарушение исключительного права правообладателя как таковое, а влияние действий лица, в отношении которого подано заявление, на конкурентную среду, выражающееся в возможном смешении услуг разных производителей в силу невозможности для потребителя установить, какое из лиц — владельцев обозначений выступает в качестве поставщика услуги. В результате такого смешения потребитель услуг ошибочно полагает, что поставщиком услуги (производителем товара) является иной субъект.

В связи с изложенным сам факт использования лицом обозначения, совпадающего со средством индивидуализации, принадлежащим иному лицу, не обязательно может приводить к перераспределению спроса в пользу предполагаемого нарушителя. 

Исходя из вышеизложенного следует, только идентичное содержания вывески  «Мебельный базар» с наименованием юридического лица не является достаточным и безусловным доказательством наличия недобросовестной конкуренции со стороны ООО «УК «Санхауз».

Следует отметить, что деятельность ООО «УК «Санхауз» не связана с реализацией товаров в здании, на котором размещена спорная вывеска, а сдает помещения в аренду сторонним предпринимателям – производителям мебели, которые самостоятельно рекламируют свои бренды мебель в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, социальных площадках, радио, телевидении. Субарендаторы Ответчика не рекламируют наименование «Мебельный базар», а имеют собственные обозначения и средства индивидуализации. Потребители покупают именно определенный бренд мебели, к примеру – Saiwala, Классика мебели, Lazurit и т.д.

Собственная реклама ООО УК «Санхауз» и ООО «Мебельный базар» не вызывает у потребителей стойкой ассоциации с определённым товаром, поскольку при приобретении товара потенциальный потребитель руководствуется качеством товара, его потребительскими свойствами, а также индивидуальными запросами каждого потребителя.

Таким образом, при выборе товара потребитель приобретает желаемую продукцию (товар) у конкретного продавца или производителя, осуществляющего его реализацию.

С момента передачи комплекса под управление ООО «УК «Санхауз», субарендаторы, изъявившие желание остаться под управлением ООО «Мебельный базар», покинули площадки и с Ответчиком договоры не заключали. Часть субарендаторов не смогли справиться с ограничительными мерами, веденными в связи с распространением коронавирусной инфекции. Согласно информации от Заявителя, в среднем количество арендаторов было на уровне 20-30 субъектов. У Ответчика количество субарендаторов, изначально подписавших договоры субаренды, составило 10-12 субъектов и за весь период не превышало 17 субъектов. На текущий момент количество субарендаторов, подписавших договор, составляет 12 субъектов.

Таким образом, наименование «Мебельный базар» не способствует возрастанию количества субарендаторов на торговых площадях, и соответственно получению некой прибыли, которую Ответчик приобрел за счет фирменного наименования Заявителя.

Кроме того, Татарстанским УФАС России арендаторам ООО «УК «Санхауз» был направлен запрос о представлении информации о схожести ООО «УК «Санхауз» и ООО «Мебельный базар» (исх.№ВЧ-08/12881 ОТ 11.10.2021). Согласно ответам хозяйствующих субъектов, индивидуальные предприниматели схожести не находят, «это не влияет на торговлю и посещаемость покупателей», сообщают индивидуальные предприниматели.

Следует отметить, что в целях повышения эффективности государственного контроля, соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе и антимонопольного законодательства на основании  приказа Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан № 02/122 от 22.05.2020 «О создании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан» (в ред. от 01.10.2021 № 02/272) 22.10.2021 состоялось очередное заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, в ходе которого членами Экспертного были сделаны выводы об отсутствии смешения  ООО «Мебельный базар» с деятельностью ООО «УК «САНХАУЗ» в связи с использованием фирменного наименования на вывеске торгового центра.

На основании вышеизложенного, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела №016/01/14.6-722/2021, возбужденное в отношении ООО «УК «САНХАУЗ» (420047,РТ, г. Казань, ул. Кутузова, д. 15А, оф. 1, ИНН 1661054293, КПП 166101001, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 26.09.2017) по части 2 статьи 14.6 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в использовании ООО «УК «Санхауз» графического изображения вывески торгового объекта с информацией содержания «Мебельный базар», которая, по мнению заявителя, схоже с фирменным наименованием заявителя, а также ассоциируются  у потребителя с детальностью заявителя.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны