Решение №АБ-04/8525 Решение по делу №016/06/64-1082/2020 о нарушении законодател... от 30 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АБ-04/8525 от 30.06.2020 г.

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН – <…> – [должностное лицо] (доверенность № исх – 592/19 от 14.08.2019г.), в отсутствие заявителя ООО «ДЕЛЬТА ИНВЕСТ» о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу заявителя ООО «ДЕЛЬТА ИНВЕСТ» (вх. № 8489/ж от 18.06.2020г.), на действия заказчика - МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН при проведении закупки №0111200003420000053 на предмет: «Поставка оборудования для лаборатории «Лазерные технологии» и «Аддитивные технологии» в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»,

У С Т А Н О В И Л А:

Изменения извещения о проведении электронного аукциона № 0111200003420000053 размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 10.06.2020 г.

Заказчик – МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН;

Начальная (максимальная) цена контракта – 11 663 112,90 руб.

Национальный проект - «Образование».

Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, были представлены письменные и устные пояснения.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.

1.Относительно доводов заявителя об установлении в отношении объектов закупки неверных кодов ОКПД и КТРУ, неправомерности объединения в один лот.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.

Таким образом, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.

Аналогичная позиция отражена и в судебной практике, что подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 г. №11017/10.

Кроме того, Закон о контрактной системе не регламентируют правила отнесения тех или иных товаров к конкретному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, КТРУ. Таким образом, Заказчик определяет код ОКПД как наиболее подходящий исходя из предмета закупки. Обязанности указывать несколько кодов Законом о контрактной системе не установлено.

Предметом закупки является поставка оборудования для лаборатории «Лазерные технологии» и «Аддитивные технологии» в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

В Техническом заданием аукционной документации по всем наименованиям объектов закупаемых товаров в рамках проводимой закупки (3D принтер, весы лабораторные, Твердомер Шора, Лазерный гравер, Источник питания, Комплект Цифровой лаборатории по Физике, Комплект оборудования для практических и лабораторных работ по физике, Комплект лабораторного оборудования для изучения свойств магнитов, Набор лабораторный "Электричество", Набор экспериментально-лабораторного оборудования, Лабораторные наборы и оборудования для изучения оптики)  установлен код позиции ОКПД, КТРУ - 32.99.53.110.

Как установлено в ходе анализа, на основании представленных Заказчиком пояснений, закупаемое Заказчиком оборудование сформировано в соответствии с требованиями экспертов, отвечающих за формирование и наполнение лабораторий в рамках исполнения распоряжения Министерства просвещения РФ от 05.12.2019г. №Р-122. Оборудование в комплексе закупается для наполнения лабораторий «лазерные технологии» и «аддитивные технологии», территориально находящиеся по одному адресу и в одном помещении (оборудование необходимо в одной лаборатории, оно является взаимосвязанным). Оборудование будет установлено в одном учреждении и будет использоваться в пределах одного помещения. Оборудование не используется по прямому назначению, а предназначено в образовательных целях, в связи с чем Заказчик использует ОКПД 32.99.53.110 – оборудование для обучения трудовым процессам.

Таким образом, закупаемое в рамках электронного аукциона оборудование необходимо для обеспечения образовательной деятельности образовательного учреждения.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта были сформулированы Заказчиком в непротиворечие с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности.

На основании изложенного, по результатам анализа, учитывая, что заявитель на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов, не представил, Комиссия приходит к выводу о признании доводов заявителя необоснованными.

2. Относительно довода заявителя об отсутствии установления Заказчиком запрета на допуск программного обеспечения в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 и отсутствии установления Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд…».

В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе  при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 настоящей статьи Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Во исполнение требований статьи 14 Закона о контрактной системе исходя из предмета закупки Заказчиком было установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и условие допуска участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России № 126н от 04.06.2018г.

Как установлено ранее по вышеперечисленным доводам к объектам закупки применяется ОКПД 32.99.53.110.  Соответственно, в ходе анализа установлено, что указанные заявителем Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 N 878 от 10.07.2019г. в рассматриваемом случае неприменимы, поскольку ОКПД 32.99.53.110 не подпадает под применение вышеуказанных нормативных - правовых актов.

Относительно довода заявителя о том, что Заказчиком исходя из содержания технического задания осуществляется закупка также программного обеспечения, также установлено, что описание операционных систем в техническом задании является исключительно требованием совместимости закупаемого товара с данными операционными системами при подключении их к оборудованию, имеющемуся у Грузополучателя. Заказчик не требует установки трех и более версий операционных систем на каждую единицу товара. Операционные системы не являются предметом закупки, в связи с чем не подпадают под действие ПП РФ №1236.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

3.    Относительно довода заявителя об указании в техническом задании конкретных моделей операционных систем.

Как установлено ранее в ходе анализа операционные системы не являются предметом закупки и не будут устанавливаться при поставке товара.  Описание операционных систем в техническом задании является исключительно требованием совместимости закупаемого товара с данными операционными системами при подключении их к оборудованию, имеющемуся у Грузополучателя.  

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

4. Относительно довода заявителя об избыточном требовании к весу 3D принтеров.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.

Таким образом, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.

В Техническом задании аукционной документации были установлены следующие требования к весу 3D принтеров:

- 3D принтер (позиция 1 технического задания) – вес не более 15 кг;

- 3D принтер (позиция 2 технического задания) - вес не более 20;

- 3D принтер (позиция 3 технического задания) - вес не более 19;

- 3D принтер (позиция 4 технического задания) - вес не менее 41;

- 3D принтер (позиция 5 технического задания) - вес не более 1,13;

- 3D принтер (позиция 9 технического задания) - вес не менее 250.

Установленные Заказчиком требования к весу были обусловлены потребностями Заказчика в целях достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Описание технического задания не выходит за рамки требований действующего законодательства о контрактной системе.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам поставляемого товара были сформулированы Заказчиком в соответствии с положениями статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности Заказчика.

Кроме того, в рассматриваемой закупке было подано 5 заявок на участие, все заявки были допущены к участию, конкуренция была соблюдена.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «ДЕЛЬТА ИНВЕСТ» (вх. № 8489/ж от 18.06.2020г.), на действия заказчика - МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН при проведении закупки №0111200003420000053 на предмет: «Поставка оборудования для лаборатории «Лазерные технологии» и «Аддитивные технологии» в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны