Предупреждение №АР-05/10216 Предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые... от 4 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АР-05/10216 от 04.08.2020

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступили обращения ООО «Кама-Сервис» (вх. №9163/ж
от 03.07.2020, 9502 от 10.07.2020) по вопросу навязывания установки насосного агрегата КНС-6 для заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.

По итогам рассмотрения указанной жалобы, изучения предоставленных сведений и документов, Управлением установлено следующее.

ООО «Кама-Сервис» является застройщиком трехэтажного 36-ти квартирного жилого дома № 2-22-25А, расположенного по адресу: РТ, г. Елабуга, ул. Сююмбике (далее — Объект).

21.05.2020 ООО «Кама-Сервис» обратилось к АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) с заявлением,
о подключении Объекта к централизованной системе водоотведения. Заявленная ООО «Кама-Сервис» мощность приема сточных вод, согласно утвержденного проекта на строительство Объекта, составляет 26,46 м3/сутки.

Из содержания полученного проекта Договора № 03-879/20 от 01.06.2020
и Приложений № 1 и № 2 к договору,  на подключение к централизованной системе водоотведения ООО «Кама-Сервис» стало известно, что АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» подключит Объект к сетям канализации только при условии установки ООО «Кама-Сервис» за свой счет, насосного агрегата на КНС-6 на более мощный для приема стоков в полном объёме (стоимостью около 500 000руб.), с мощностью приема сточных вод — 400 м3/час или 9600 м3/сутки.

Для полного и всестороннего рассмотрения данного обращения
в соответствии с ч. 1 ст. 23, ст. 25, ч. 2 ст.44 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес АО ОЭЗ ППТ «Алабуга» был направлен запрос информации (исх. № АР-05/9012 от 09.07.2020), проводился комплекс проверочных мероприятий.

По итогам рассмотрения указанной жалобы, изучения предоставленных сведений и документов, Татарстанским УФАС России установлено следующее.

В соответствии с представленной информацией АО ОЭЗ ППТ «Алабуга»
(вх. № 9852 от 17.07.2020) сообщает, что АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» оформлен проект Договора № 03-879/20 от 01.06.2020 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения Объекта.

Для осуществления водоотведения Объекта необходимо осуществить следующие мероприятия по установке насосного агрегата на КНС-6 на более мощную для приема стоков в полном объеме (с учетом дополнительного объема) для всех строящихся домов ООО «Кама-Сервис», т.к. установленное насосное оборудование введено в 1997 г., износ составляет 100% (согласно акта технического обследования «Объектов системы водоотведения» Том 2 от 2015 г., стр. 40-45).

В ответ на письмо ООО «Кама-Сервис» № 148 от 29.05.2020 о направлении для рассмотрения протокола разногласий к Приложению №2 Договора № 03-879/20 от 01.06.2020 о подключении (технологическом присоединении)
к централизованной системе водоотведения АО ОЭЗ ППТ «Алабуга» (Организация ВКХ)  был нарочно передан протокол урегулирования разногласий, с принятием редакции Организации ВКХ об установке насосного агрегата на КНС-6 на более мощный для приема стоков в полном объёме силами ООО «Кама-Сервис».

АО ОЭЗ ППТ «Алабуга» в обосновании своих требований по возложению обязанности на ООО «Кама-Сервис» по установке насоса КНС-6 ссылается на
пп. «в» п. 95 и пп. «в» п. 96 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.

Данные нормы говорят о том, что в условиях подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения
и водоотведения должны быть указаны технические требования к объектам капитального строительства заявителя, в том числе к устройствам и сооружениям для подключения (технологического присоединения), а также к выполняемым заявителем мероприятиям для осуществления подключения (технологического присоединения).

При этом согласно акта технического обследования объектов Муниципального унитарного предприятия «Елабужский водоканал» от 2015 г. объекты системы водоотведения, в которых находится насосный агрегат на КНС-6, находятся на балансе АО ОЭЗ ППТ «Алабуга».

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «граница балансовой принадлежности» – линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных
и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.

Соответственно, ООО «Кама-Сервис» не должно нести бремя содержания
и реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения и объектов водоснабжения и водоотведения, которые не находятся на балансе Общества.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении
и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении).

В ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении установлен конкретный алгоритм действий организации, осуществляющей водоотведение при поступлении заявки от застройщика, планирующего подключить строящийся Объект
к централизованной системе водоотведения.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры
о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении договор
о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

На основании ч. 4 ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).

В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Сроки подключения (технологического присоединения) такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы.

На основании ч. 7 ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии
в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя,
и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.

В соответствии с ч. 8 ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) в течение 30 дней с даты поступления указанного
в части 7 настоящей статьи обращения рассматривает такое обращение и принимает решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или решение об отказе
во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий
с обоснованием принятого решения и направляет уведомление о принятом решении в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно ч. 9 ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) решения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), учитываются при установлении тарифов такой организации на очередной период регулирования, сроки осуществления подключения (технологического присоединения) устанавливаются в соответствии со сроками завершения реализации этих мероприятий.

Вышеуказанными нормами Закона о водоснабжении и водоотведении
не предусмотрено право организации, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, на необоснованное возложение на застройщика расходов
на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы водоотведения и водоснабжения, даже в случае, когда техническая возможность подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения отсутствует вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя.

Между тем, в рассматриваемом случае, АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»
не представило никаких доказательств об обращении в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных
с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования).

В связи с изложенным, Татарстанское УФАС России полагает, что
в действиях АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»  содержатся признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания ООО «Кама-Сервис» условий договора, невыгодных для Общества или не относящихся к предмету договора, а именно установку насосного агрегата на КНС-6 на более мощный для приема стоков в полном объёме.

В соответствии с п. 3 ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции
и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей,
в том числе  навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически
не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара,
в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции
в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии,
не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос
на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ
«О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению
с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, осуществляющий водоснабжение и водоотведение
с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии.

Таким образом, АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга», осуществляющее водоснабжение
и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии,
и в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение
на соответствующем товарном рынке (ч. 5 ст. 5 Федерального закона
«О защите конкуренции»). Следовательно, деятельность по водоснабжению
и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры подпадает под регулирование Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ.

АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга», злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, навязало ООО «Кама-Сервис» условия договора, невыгодные для него или не относящееся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами), путем возложения обязанности на ООО «Кама-Сервис» по установке насосного агрегата на КНС-6 на более мощный для приема стоков в полном объёме.

В действиях АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» содержатся признаки нарушения п. 3
ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в ч. 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 ч.1 ст. 10, ст.ст. 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела
о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 ч. 1 ст. 10, ст.ст.14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» признаков нарушения п. 3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами), путем возложения обязанности на ООО «Кама-Сервис» по установке насосного агрегата КНС-6, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании
ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения нарушения, а именно в течение 30 дней со дня получения настоящего предупреждения прекратить действия
по нарушению антимонопольного законодательства путем прекращения навязывания условия по установке насосного агрегата на КНС-6 на более мощный для приема стоков в полном объёме. О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

[должностное лицо] <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны