Решение №04-04/16948 Решение по делу №016/10/18.1-2466/2021 от 30 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № 04-04/16948 от 30.12.2021 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя организатора торгов Исполнительного комитета Камско-Устьинского района Республики Татарстан – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 24.12.2021г. №б/н), представителя заявителя ООО «Лидер» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 01.12.2021г. №77/40), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «Лидер» (вх. №16995/ж от 21.12.2021г.) на действия организатора торгов Исполнительного комитета Камско-Устьинского района Республики Татарстан при проведении торгов на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан по регулируемым тарифам и карт соответствующих маршрутов,

УСТАНОВИЛА:

Исполнительным комитетом Камско-Устьинского района Республики Татарстан на официальном сайте https://kamskoye-ustye.tatarstan.ru/otkritie-konkursi.htm размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан по регулируемым тарифам и карт соответствующих маршрутов.

 

№ лота

Наименование лота

1.

Пригородный маршрут: пгт Камское Устье – д. Караталга.

Протяженность маршрута 30 км.

Начальный пункт: пгт Кам-ское Устье (6.00 и 17.30).

Конечный пункт: д. Караталга (6.40 и 18.10).

Промежуточные остановочные пункты в направлении: с. Уразлино, д. Салтыганово, с. Большие Кармалы, д.Баргузино, д.Данышево, с. Большие Кляри, с. Большие Буртасы, с. Клянчеево, д. Бишалабы, д. Атабаево.

 

Организатор торгов – Исполнительный комитет Камско-Устьинского района Республики Татарстан.

Заявки на участие в конкурсе подаются перевозчиками по адресу: 422820, Республика Татарстан, Камско-Устьинский район, пгт Камское Устье, ул. Калинина, д.31 (отдел экономики и территориального планирования, 1 этаж), в течение 2-ух рабочих дней на основании заявления предоставить заинтересованному лицу конкурсную документацию.

Организатор конкурса по адресу: 422820, Республика Татарстан, Камско-Устьинский район, пгт Камское Устье, ул. Калинина, д.31. Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района РТ (отдел экономики и территориального планирования, 1 этаж) в течение 2-х рабочих дней на основании заявления предоставить заинтересованному лицу конкурсную документацию.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе состоится: 30 декабря 2021 г. в  10.00 часов, по адресу: 422820, Республика Татарстан, Камско-Устьинский район, пгт Камское Устье, ул. Калинина, д.31. Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района РТ (отдел экономики и территориального планирования).

Место и дата рассмотрения конвертов с заявками на участие в конкурсе: 30 декабря 2021 г. в 10.00 часов, по адресу: 422820, Республика Татарстан, Камско-Устьинский район, пгт Камское Устье, ул. Калинина, д.31. Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района РТ (отдел экономики и территориального планирования).

Место и дата подведения итогов конкурса: 30 декабря 2021 г. в 10.00 часов, по адресу: 422820, Республика Татарстан, Камско-Устьинский район, пгт Камское Устье, ул. Калинина, д.31. Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района РТ (отдел экономики и территориального планирования).

Суть жалобы, по мнению заявителя, торги должны были быть проведены в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Организатор торгов с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные и устные пояснения, а также документы по торгам, которые приобщены к материалам дела.

Жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Рассматриваемый конкурс проводился в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия организатора торгов и позиции организатора торгов, изучения документации приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

 

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ:

регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком;

свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.

Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ установлено, что муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ  установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.

Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ установлено, что предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Также Постановлением исполнительного комитета Камско-Устьинского района Республики Татарстан № 544 от 19.08.2016 г. утверждено положение «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Камско-Устьинском муниципальном районе Республики Татарстан».

Согласно пункту 4.2. положения осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Федерального закона.

Таким образом, исходя из положений действующего законодательства осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается путем заключения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно извещению о проведении конкурса предметом настоящего конкурса является право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан по регулируемым тарифам и карт соответствующих маршрутов.

Также в ходе перерыва в заседании Комиссии организатором торгов представлены документы, в соответствии с которыми перевозки по пригородному маршруту, являющемуся предметом конкурса осуществляются по регулируемым тарифам.

Кроме того, исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок – это документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок. Следовательно, свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок может быть выдано только при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по регулируемым тарифам законом не предусмотрена.

Таким образом, исходя из требований Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ рассматриваемый конкурс должен был быть проведен в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Согласно части 21.2 статьи 22 Закона о контрактной системе особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Частью 7 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ установлено, что если документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, или государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) предусматривается предоставление подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются с учетом указанных субсидий.

Постановлением Правительства РФ от 11.10.2016 N 1028 «О сфере деятельности, в которой при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги и федеральном органе исполнительной власти, устанавливающем такой порядок» установлено, что при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Министерством транспорта Российской Федерации устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги.

Приказом Минтранса России от 30.05.2019 N 158 утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Согласно доводам заявителя, Исполнительным комитетом Камско-Устьинского района Республики Татарстан не произведён расчёт НМЦК в соответствии с вышеизложенными документами, закупка не размещена в ЕИС, иные обязанности ФЗ о контрактной системе не исполнены.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что организатором торгов не рассчитана НМЦК (в случае если предусмотрено предоставление подрядчику субсидий с учетом указанных субсидий) и не размещена документация в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Учитывая необходимость применения к правоотношениям по заключению вышеуказанного государственного (муниципального) контракта положений Закона о контрактной системе, необходимо принимать во внимание установленный данным законом принцип обеспечения конкуренции, содержащийся в статье 8 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

В силу частей 1 и 2 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Организатор пассажирских перевозок в ходе процедуры заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок должен обеспечить равные возможности всем заинтересованным в их заключении лицам. Обеспечением равных возможностей является проведение конкурса.

Целями и задачами конкурсного отбора являются удовлетворение потребностей населения в услугах по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом, повышение безопасности дорожного движения при перевозке, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков.

Отбор перевозчика на конкурсной основе позволяет выбрать претендента, наилучшим образом удовлетворяющего потребности населения в транспортных услугах и отвечающего требованиям безопасности пассажирских перевозок. Услуги по перевозке пассажиров образуют отдельный, локальный товарный рынок; доступ на этот рынок ограничен и возможен только через участие в процедуре конкурса, целью которого является обеспечение равных конкурентных условий для всех потенциальных участников, желающих участвовать в борьбе за право оказывать услуги на этом рынке.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов заявителя, обжалуемый конкурс должен быть проведен в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Организатором торгов нарушены требования части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Лидер» (вх. №16995/ж от 21.12.2021г.) на действия организатора торгов Исполнительного комитета Камско-Устьинского района Республики Татарстан при проведении торгов на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан по регулируемым тарифам и карт соответствующих маршрутов обоснованной.

Признать организатора торгов Исполнительного комитета Камско-Устьинского района Республики Татарстан нарушившим требования части 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Выдать организатору торгов Исполнительному комитету Камско-Устьинского района Республики Татарстан предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны