Определение №ВЧ-08/5361 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 016/05/28-667/2022 по призн... от 22 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх № ВЧ-08/5361 от 22.04.2022

Председатель Комиссии антимонопольной службы по Республике Татарстан, по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, <…> –[должностное лицо], рассмотрев материалы дела в отношении ООО «СМАРТПЕЙДЖ» (ИНН 6670419574, ОГРН 1146670005052, адрес регистрации: 620075, Свердловская область г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 71, офис. 605) по признакам нарушения пункта части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения государственного надзора Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, а также в рамках рассмотрения обращений гражданина [физического лица] (вх. №3220 от 16.03.2022, №3154 от 15.03.2022, №2887 от 10.03.2022, №2721/ж от 04.03.2022) были установлены признаки правонарушения по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «Renault КАН АВТО в Казани. Автомобили в наличии! Только до 31 января ставка по кредиту 5,9% на автомобили Renault. Звоните сейчас!...», содержащей признаки Закона «О рекламе».

Фотоизображение рекламы представлено ниже:

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования являются услуги по продаже автомобилей.

Информация со сведениями: «Renault КАН АВТО в Казани. Автомобили в наличии! Только до 31 января ставка по кредиту 5,9% на автомобили Renault. Звоните сейчас!...» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Согласно поступившему ответу от ООО «ЯНДЕКС» реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № 34569/15 от 01.04.2015, заключённого между ООО «Яндекс» и ООО «СМАРТПЕЙДЖ» (ОГРН: 1146670005052, ИНН: 6670419574, адрес: 620075, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 71, офис 605.).

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Условиями, влияющими на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

При этом, как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, с помощью которого пользователь может перейти на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта.

 При этом, вышеуказанные страницы не содержат всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. (Письмо ФАС России от 13.08.2010 N АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг»).

Вышеуказанная реклама не содержит ряд условий, а именно срок предоставления кредита, подробную информацию о фактической стоимости кредита для заемщика.

Таким образом, информация обо всех условиях кредитования не была доведена до потребителей надлежащим образом, отсутствовала часть существенной информации, а именно полная стоимость кредита, условия предоставления указанной процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту, рекламирования в целом.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьей 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, предусмотренных вышеуказанными нормами, несет ответственность рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В связи с указанными обстоятельствами, а также учитывая положения договора возмездного оказания услуг № 34569/15 от 01.04.2015, заключённого между Яндексом и ООО «СМАРТПЕЙДЖ», Управление возбуждает данное дело в отношении ООО «СМАРТПЕЙДЖ» (ОГРН: 1146670005052, ИНН: 6670419574, адрес: 620075, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 71, офис 605.).

Вместе с тем, необходимо привлечь АО «РН Банк» (ИНН 5503067018, ОГРН 1025500003737, юридический адрес: 109028, г.Москва, Серебряническая наб., дом 29) в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 016/05/28-667/2022 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

2. Назначить дело № 016/05/28-667/2022 к рассмотрению на 18 мая 2022 года в 13 часов 30 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.

3. Привлечь АО «РН Банк» (ИНН 5503067018, ОГРН 1025500003737, юридический адрес: 109028, г.Москва, Серебряническая наб., дом 29) в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

4. Привлечь в качестве заинтересованного лица [физического лица]

5. Признать лицо, в действиях которого содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «СМАРТПЕЙДЖ» (ОГРН: 1146670005052, ИНН: 6670419574, адрес: 620075, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 71, офис 605.).

6. ООО «СМАРТПЕЙДЖ» в срок до 11 мая 2022 года (включительно) представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту <…>) согласно следующему перечню.

информацию о видах деятельности, фактических осуществляемых обществом в период с 2020 года по настоящее время, в том числе на рынке, связанного с автомобилями;

копии всех договоров на изготовление, размещение и распространение вышеуказанного рекламного материала, с приложением документов, подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение и т.д.), в том числе документы и договоры, на распространение вышеуказанного рекламного материала;

информацию на территории каких субъектов РФ распространялась реклама с текстом: «Renault КАН АВТО в Казани. Автомобили в наличии! Только до 31 января ставка по кредиту 5,9% на автомобили Renault. Звоните сейчас!...»;

сведения о лице, утвердившем рекламный макет, пояснения лица;

паспортные данные лица (лицевая сторона, прописка), утвердившем рекламный макет;

подробные условия проведения вышеуказанной акции;

подробные условия предоставления кредита с процентной ставкой 5,9 %;

информацию о лице, изготовившем вышеуказанную рекламу;

иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.

7. АО «РН Банк» в срок до 11 мая 2022 года (включительно) представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту <…>) согласно следующему перечню.

информацию о наличии/отсутствии договоров о сотрудничестве в рамках программ автокредитования с ООО «СМАРТПЕЙДЖ»;

полную информацию об условиях предоставления услуг кредитования АО «РН Банк» с условиями, указанными в рекламе (5,9 % в месяц), с приложением подтверждающих документов;

иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна.

ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) Управление рекомендует представлять свои интересы путем направления письменных пояснений, без непосредственного присутствия (по возможности) на заседании, либо подключением к TrueConf по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/2936565323. В случае принятия решения о явке на заседание Комиссии просим обязательно обеспечить меры предосторожности и на заседании использовать медицинскую маску (иные средства защиты).

Об участии посредством удаленного доступа необходимо предварительно проинформировать ответственного исполнителя с направлением документов, подтверждающих полномочия для участия в рассмотрении настоящего дела.

<…> –[должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны