Постановление №АР-08/13725 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 11 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-08/13725 от 11.09.2019

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <…> – [должностное лицо], рассмотрев протокол и материалы дела №016/04/14.3-1426/2019 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица ООО «ЯНДЕКС» (место нахождение юридического лица: <…>; ОГРН: <…>, ИНН: <…>, КПП: <…>, дата присвоения ОГРН: <…> г.)  по факту нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года     № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закона «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 5     статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствии ООО «ЯНДЕКС» или его представителя по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) были установлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских услуг с текстом: «ЭЛИФ. КОЛОНОСКОПИЯ. Колоноскопия в Казани. Дезинфекция высокого уровня! Процедура проводится в одноразовых шортах! https:// <…>» без предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, а также необходимости получения консультации специалистов (рисунок 1).

Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Согласно части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Информация, распространявшаяся в «Яндекс.Директ» «ЭЛИФ. КОЛОНОСКОПИЯ. Колоноскопия в Казани. Дезинфекция высокого уровня! Процедура проводится в одноразовых шортах! https:// <…>» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующими рекламодателями.

С учетом изложенного, рекламное объявление с текстом следующего содержания: «ЭЛИФ. КОЛОНОСКОПИЯ. Колоноскопия в Казани. Дезинфекция высокого уровня! Процедура проводится в одноразовых шортах! https:// <…>» имеет признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

Согласно пояснениям директора ООО «ЭЛИФ» ответственный за изготовление, согласование и размещение рекламы является ФИО1 В объяснительной ФИО1 было пояснено, что ею с целью исполнения обязанностей, возложенных приказом, были подготовлены баннеры для размещения в «Яндекс» и были учтены требования законодательства о необходимости размещения предупреждающей надписи «имеются противопоказания, необходима консультация со специалистом». Но после согласования с ФИО2 (по договору работает с ООО «ЭЛИФ» и отправляет рекламные материалы в «Яндекс»), который указал на то, что по правилам «Яндекс» при размещении текстово-графических рекламных материалов, «Яндекс» автоматически подставляет данное предупреждение, ФИО1 убрала данное предупреждение из баннера с целью избежать задвоения информации.

Согласно пояснениям ООО «Яндекс», в соответствии с пунктом 3.1 Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ» обязательным условием оказания Яндексом Услуг является принятие и соблюдение Рекламодателем, применение к отношениям сторон по Договору требований и положений, определенных документами, обязательных для соблюдения Рекламодателем, в частности, документ «Правила показа», размещенный в сети Интернет по адресу: https:// <…>/ (далее – Правила).

В пункте 5.1 Правил указано, что объявления медицинской тематики, сопровождаются предусмотренными ФЗ «О рекламе» и/или рекламной политикой Яндекса предупреждениями стандартного вида, а именно:

«Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом» — для рекламы лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий.

Сопровождение объявлений предупреждениями указанного вида производится путем автоматического определения тематики объявлений и/или через службу поддержки с помощью формы обратной связи по адресу: https:// <…>/. Контроль за надлежащим определением тематики объявления и обязательным наличием в объявлениях соответствующей тематики необходимого предупреждения обязуется обеспечивать Рекламодатель.

В силу технической ошибки тематика рекламы была определена некорректно, однако после выявления такой ошибки, реклама размещалась с сопровождением предупреждения «Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом».

В соответствии с частью 6, 7 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель, рекламораспространитель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 N АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

Рекламодателем является ООО «ЭЛИФ» (ОГРН <…>; ИНН <…>; место нахождения: <…>).

Рекламораспространителем является ООО «ЯНДЕКС».

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок ­– влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия ООО «ЯНДЕКС», выразившиеся в нарушении законодательства о рекламе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ.

Время совершения ООО «ЯНДЕКС» административного правонарушения: 12.03.2019 г.

Место совершения ООО «ЯНДЕКС» административного правонарушения: территория распространения ненадлежащей рекламы на интернет-странице: https:// <…>»,  https:// <…>».

ООО «ЯНДЕКС» надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.

На дату рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении от представителя ООО «ЯНДЕКС» по доверенности ФИО1 поступило ходатайство (Вх. №<…> от <…> г.) о рассмотрении дела в отсутствии представителя  по доверенности ООО «ЯНДЕКС».

Рассмотрение дела об указанном правонарушении состоялось  09 сентября 2019 года в 13 часов 45 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55, в отсутствии ООО «ЯНДЕКС» или его представителя по доверенности.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (Исх.: № АР-08/7875 от 30.05.2019) по делу №016/05/24-464/2019 реклама, распространенная ООО «ЯНДЕКС» в «Яндекс.Директ» «ЭЛИФ. КОЛОНОСКОПИЯ. Колоноскопия в Казани. Дезинфекция высокого уровня! Процедура проводится в одноразовых шортах! https:// <…>» признана ненадлежащей, несоответствующей части 7 статьи 24 Закона «О рекламе», в части распространения рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, а также необходимости получения консультации специалистов.

Доказательствами по данному делу являются материалы дела     №016/05/24-464/2019, возбужденного Татарстанским УФАС России по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая то обстоятельство, что у ООО «ЯНДЕКС» имелись условия для соблюдения требований Закона «О рекламе», оснований для признания указанного правонарушения в силу статьи 2.9 КоАП РФ малозначительным не имеется.

Совершенное правонарушение, не является исключительным случаем, поэтому не могло быть расценено в качестве малозначительного. Ответственность за указанные деяния наступает независимо от возникновения или не возникновения общественно опасных последствий. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.

Обязанность каждого соблюдать закон, закреплена в Конституции Российской Федерации.

В рассматриваемом случае совершенное правонарушение посягает на права неопределенного круга лиц, как возможных потребителей рекламируемых услуг на получение полной и достоверной информации, что создает в результате совершения данного правонарушения существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы.

При рассмотрении настоящего дела обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не выявлено, равно, как отсутствуют и иные основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 5 статьи 14.3, частью 3.2 и 3.3 статьи 4.1, частью 2 статьи 25.1, статьей 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «ЯНДЕКС» (место нахождение юридического лица: <…>; ОГРН: <…>, ИНН: <…>, КПП: <…>, дата присвоения ОГРН: <…> г.), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

Банк получателя – <…>;

БИК Банка – <…>;

Расчетный счет – <…>;

Получатель – <…>)

ИНН получателя – <…>;

КПП получателя – <…>;

ОКТМО – <…>;

КБК – <…>;

УИН – <…>.

Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства о рекламе, налагаемое федеральным органом государственной власти по делу №016/04/14.3-1426/2019. 

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу в Татарстанское УФАС России,             ул. Московская д. 55, г. Казань, 420021, тел. (факс): 8(843) 238-19-46.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны