Решение №СП-05/16715 Дело №016/01/11-931/2019, возбужденное в отношении ООО «Лика... от 8 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №016/01/11-931/2019

Исх.№ СП-05/16715 от 08.11.2019

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/11-931/2019, возбужденное в отношении ООО «Ликада Плюс» (ИНН 1635009054), АО «Трейд-ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл»), ИНН 1639038289), ООО «АЛЬЯНС ОЙЛ» (ИНН 1655291401) по признакам нарушения пунктов 1, 5  части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении и исполнении ограничивающего конкуренцию соглашения об отказе от заключения договоров на поставку топлива с ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина и установлении наценок на соответствующий товар,

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 26.07.2018 №02/352-пр «О проведении плановой выездной и документарной проверки» была проведена внеплановая документарная и выездная проверка в отношении ООО «Ликада Плюс» (422060, Республика Татарстан, Сабинский район, пгт.Богатые Сабы, ул.Строителей, д.6, ИНН 1635009054).

По результатам проведения проверки Инспекцией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.

Инспекцией проанализированы хозяйственные договоры проверяемого лица, по итогам чего установлено следующее.

С 2014 года ООО «Ликада Плюс» и АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл») участвуют в договорных отношениях. В частности, между обществами были заключены следующие договоры:

- Агентский договор № 319/14 от 02.04.2014г.

- Агентский договор №337/14 02.06.2014 г.

- Договор поставки нефтепродуктов № 380/15-ОЛ от 26.09.2015г.

- Договор поставки нефтепродуктов № 269/2016 году от11.01.2016 г.

- Договор поставки нефтепродуктов № 26/16 от 13.10.2016г.

- Договор № 280/2016 от 11.07.2016г.

По итогам изучения вышеобозначенных договоров установлено, что по обоим агентским договорам №319/14 и 337/14 принципалом является АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл»).  По договору №380/15-ОЛ «Поставщиком» выступает ООО «Ликада Плюс». По договорам №№  269/2016, 26/16 «Поставщиком» является АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл»). По договору № 280/2016 от 11.07.2016г. «Продавцом» является АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл»).

Кроме того, ООО «Ликада Плюс» участвует в договорных отношениях с ООО «ТД «Ядран», учредителем которого с долей 51% ранее выступало АО «Ядран Ойл», соответственно, ООО «ТД «Ядран» и АО «Ядран Ойл» входили в группу лиц по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 9 135-ФЗ, что свидетельствует о взаимосвязи указанных лиц. Схема соответствующих отношений предоставлена в схеме ниже.

Пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

 

В частности, согласно договору поставки нефтепродуктов № 005/14-ОЛ от 21.04.2014г, ООО «Ликада Плюс» является поставщиком, ООО «ТД «Ядран» - покупателем. По договору поставки № 22/14 от 22.04.2014г поставщиком является ООО «ТД «Ядран».  

Необходимо отметить, что согласно материалам, представленным ООО «Ликада Плюс», сумма поставок по договорам с АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл»), где первые являются поставщиком, составляет 255 693 962 руб. 90 коп. (в т.ч. НДС). В то время как, согласно выписки из КФ АО «Автоградбанка» по р/с ООО «Ликада Плюс» (далее – выписка), выплаты со стороны АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл») за 2016-2018 гг. по р/с ООО «Ликада Плюс» составляют 456 565 518 руб.

Кроме того, согласно товарным накладным, представленным ООО «Ликада Плюс», ООО «ТД «Ядран» поставляло обществу нефтепродукты в  2016 - 2018 годах. Однако согласно выписке по р/с проверяемого лица суммы, указанные в накладных, на расчетный счет ООО «Ликада Плюс» поступали не в полном объеме.

Указанные сведения свидетельствуют о предоставлении ООО «Ликада Плюс» в адрес Инспекции заведомо недостоверных сведений (информации).

Согласно части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Инспекцией также установлено, что согласно дополнительному соглашению № 2 к Договору поставки нефтепродуктов № 380/15-ОЛ от 26.09.2015 года, (далее – соглашение), ООО «Ликада Плюс» обязуется поставить Судовое маловязкое топливо (далее - СМТ) в объеме 4000 тонн по цене 29 000 рублей за тонну. Также согласно выписке по р/с проверяемого лица, указанный вид топлива поставлялся в ООО «ТД «Ядран», входивший в группу лиц АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл»).

Вместе с тем, согласно приложению к сопроводительному письму ООО «Ликада плюс» по делу 05-10/2018 от 27 апреля 2018 года, общество приобрело СМТ у АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл») в объеме 256,687 тонн.

Кроме того, исходя из анализа выписки по р/с ООО «Ликада Плюс», последние осуществляли поставку нефтепродуктов АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл») и ООО «ТД «Ядран» и наоборот.

Необходимо отметить, что в письменных пояснениях по делу №05-10/2018 о нарушении антимонопольного законодательства от 10 апреля 2018 года ООО «Ликада-Плюс» в обоснование заключения договора именно с АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл») приводит такой аргумент, как «осуществление [АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл»)] прямого приобретения продукции у завода-изготовителя».

Таким образом, несмотря на то, что АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл»), является комитентом  ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина, кроме того, осуществляет прямое приобретение продукции у завода изготовителя, приобретает нефтепродукты у ООО «Ликада-Плюс». ООО «Ликада Плюс», в свою очередь, приобретает аналогичную продукцию у АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл»).

В результате реализации вышеописанной схемы взаимоотношений стоимость конкретного товара, подвергшегося неоднократной перепродаже, необоснованно возрастает для очередного покупателя.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Самостоятельные действия хозяйствующих субъектов, не подразумевают предоставления им конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами без каких либо правовых оснований.  

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, основным видом хозяйственной деятельности ООО «Ликада Плюс», ООО «ТД «Ядран» и АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл») является «Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами» (Код ОКВЭД2 46.71). Соответственно, указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами, действующими на одном товарном рынке.

Согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. 

В силу пунктов 1, 5 части 1 статьи 11 Федерального Закона № 135-ФЗ от 26.07.2007г. «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

 - отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Избранная модель поведения ООО «Ликада Плюс», АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл») и ООО «ТД «Ядран» фактически направлена на отказ от заключения договоров непосредственно с ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина и приводит к необоснованному установлению наценок на судового маловязкого топлива.

Акт проверки №28704 от 24.10.2018г. (исх.СП-05/17962 от 09.11.2018г.) направлен по юридическому адресу общества - 422060, Россия, РТ, Сабинский р-н, пгт Богатые Сабы, ул. Строителей, 6. Акт вручен 28.11.2018г., что подтверждается вернувшимся уведомлением о вручении письма. Возражения на данный акт проверки  не получены.

Таким образом, в действиях ООО «Ликада Плюс» (ИНН 1635009054»), АО «Ядран Ойл» (ИНН 1639038289), ООО «ТД «Ядран» (ИНН 1655291401) содержатся ппризнаки нарушения пунктов 1,5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении и исполнении антиконкурентного соглашения по отказу от заключения договоров на поставку судового маловязкого топлива с ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина и установлении наценок на соответствующий товар.

Стоит отметить, что в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц ООО «ТД «Ядран» (ИНН 1655291401) 08.11.2018 года было переименовано в ООО «АЛЬЯНС ОЙЛ» (ИНН 1655291401), государственный регистрационный номер записи 6181690452620.

На основании вышеизложенного, издан Приказ Татарстанского УФАС России от 26.06.2019г. № 01/265-к о возбуждении дела №016/01/11-931/2019 в отношении ООО «Ликада Плюс» (ИНН 1635009054»), АО «Ядран Ойл» (ИНН 1639038289), ООО «АЛЬЯНС ОЙЛ» (прежнее наименование - ООО «ТД «Ядран») (ИНН 1655291401) по признакам нарушения пунктов 1,5  части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении и исполнении антиконкурентного соглашения по отказу от заключения договоров на поставку судового маловязкого топлива с ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина и установлении наценок на соответствующий товар.

В ходе рассмотрения дела №016/01/11-931/2019 со стороны участников по указанному делу были представлены письменные и устные пояснения относительно обстоятельств дела, а также представлены запрошенные документы. В результате, Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.

В соответствии с информацией, представленной АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл»), между указанным лицом и ООО «Ликада Плюс»

Заключен ряд договоров в сфере реализации нефтепродуктов. В частности, Агентский договор №319/14 от 02.04.2014 г. - прекратил свое действие 01.06.2014г. (см. п.8.1. Договора) (данный договор не исполнялся), и Агентский договор №337/14 от 02.06.2014 г.

В соответствии с Агентским договор №337/14 от 02.06.2014г. ООО «Ликада Плюс» (Агент) обязуется по поручению и за счет Принципала обеспечить поиск покупателей на нефтепродукты, производимые ОАО «ТАНЕКО», в том числе вести переговоры с потенциальными покупателями, изучить рынок нефтепродуктов по направлениям поставки, проводить сопровождение договорной работы.

Помимо вышеуказанных агентских договоров между вышеуказанными сторонами были заключены договоры поставки, согласно которым АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл») выступал Поставщиком/Продавцом разных категорий товаров, а ООО «Ликада Плюс» выступал Покупателем:

-        Договор поставки нефтепродуктов №269/2016 от 11.01.2016 г. (бензин, дизельное топливо, реактивное топливо и другие продукты, полученные при переработке нефти);

-        Договор поставки нефте- и газопродуктов № 26/16 от 31.10.2016 г. (нефте- и газопродукты);

-        Договор №280/2016 от 11.07.2016 г. (топливо для реактивных двигателей (керосин авиационный)).

Одновременно с этим между сторонами был заключен договор поставки нефтепродуктов №380/15-ОЛ от 26.09.2015г., согласно которому ООО «Ликада Плюс» выступало Поставщиком, а АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл») - Покупателем нефтепродуктов. Заключение указанного договора продиктовано условиями делового оборота, на случай необходимости АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл») в дополнительных объемах нефтепродуктов (одной из категорий нефтепродуктов) для дальнейшей реализации третьим лицам.

В указанный период (2016-2019 г.г.) между АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл») и ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина были заключены два договора:

-        договор комиссии №13-2НП/1222-2 от 22.12.2015 г. (реализация на внутреннем рынке топлива дизельного ЕВРО, керосина для технических целей, бензина неэтилированного марки АИ-92-К5, бензина неэтилированного марки АИ-95-К5, дизельной технологической фракции гидроочищенной, топлива для реактивных двигателей производства АО «ТАНЕКО»);

-        договор комиссии №13-2НП/629-2 от 29.06.2018 г. (реализация на внутреннем рынке судового маловязкого топлива и дизельной технологической фракции гидроочищенной производства АО «ТАНЕКО»).

Указанные товары продавались по цене, установленной комитентом. Следовательно, у АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл») отсутствовала возможность установления наценки на соответствующий товар.

АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл») в последний раз приобретало у ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина и принимало от него на комиссию судовое маловязкое топливо в 2014 году. При этом данное судовое маловязкое топливо не было в дальнейшем реализовано в адрес ООО «Ликада Плюс» и ООО «ТД «Ядран» (ООО «Альянс Ойл»).

Со стороны АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл») также представлен реестр контрагентов, с которыми указанная организация сотрудничала в 2018-2019 гг. При этом не указаны цены договоров. АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл») даны пояснения, что цены договоров не могут быть указаны, в связи с тем, что АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл») реализует продукцию по рыночной цене, которая формируется по законам экономики. По мнению ответчика, рынок нефтепродуктов является саморегулируемым и любое завышение цены (относительно рыночной на момент продажи) сделает невозможным реализацию нефтепродуктов в силу отсутствия спроса на продукт по завышенной цене.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что максимальная наценка, устанавливаемая АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл») составляет 1%. При этом, согласно устным пояснениям ответчика, данный вид наценки устанавливается лишь при закупке товара ниже рыночной стоимости на 1%.

Также в ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России, назначенного на 05 сентября 2019 года, установлено, что АО «Ядран-Ойл» (ИНН 1639038289) было переименовано в АО «Трейд-Ойл» (ИНН 1639038289), номер реестровой записи 6191690116337 от 15.08.2019 года.

В соответствии с информацией, представленной ООО «АЛЬЯНС ОЙЛ», между указанной организацией и АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл») заключены следующие договоры в сфере реализации нефтепродуктов: Основной договор №422/15 от 01.07.2015, Договор поставки нефтепродуктов №210/2014 от 23.04.2014, договор №210-П/14 от 01.05.2014.

В соответствии с договором №210-П/14 от 01.05.2014 Заказчик (АО «Трейд Ойл») поручает, а исполнитель обязуется за вознаграждение совершать от своего имени и за свой счет сделки (заключать договоры) и иные действия с третьими лицами в целях:

-        Продвижение товаров (далее - Товар), продаваемых Заказчиком Исполнителю по договору поставки нефтепродуктов №210/2014 от 23.04.2014;

-        Роста популярности товара, повышения уровня продаж товара:

-        Увеличения объема закупок Исполнителем товара по договору поставки нефтепродуктов №210/2014 от 23.04.2014.

Заключение вышеуказанных договоров продиктовано свободой в заключении договоров и коммерческой выгодой. ООО «АЛЬЯНС ОЙЛ» помимо получения. прибыли при продаже Товара, купленного у АО «Трейд Ойл» по договору поставки нефтепродуктов №210/2014 от 23.04.2014, получало вознаграждение по Договору №210-П/14 от 01.05.2014, сумма которого исчислялась в зависимости от объема купленного Товара.

Со стороны ООО «АЛЬЯНС ОЙЛ» также представлен реестр контрагентов, с которыми указанная организация сотрудничала в 2018-2019 гг. При этом не указаны цены договоров. ООО «АЛЬЯНС ОЙЛ» даны пояснения, что цены договоров не могут быть указаны, в связи с тем, что ООО «АЛЬЯНС ОЙЛ» реализует продукцию по рыночной цене, которая формируется по законам экономики. По мнению ответчика, рынок нефтепродуктов является саморегулируемым и любое завышение цены (относительно рыночной на момент продажи) сделает невозможным реализацию нефтепродуктов в силу отсутствия спроса на продукт по завышенной цене.

Согласно сведениям, представленным ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина, сообщалось, что в 2016-2019 гг. ООО «Ликада Плюс»,  АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл»), ООО «АЛЬЯНС ОЙЛ» не обращались в ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина с предложениями заключить договор на поставку судового маловязкого топлива.

Со стороны АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл») и ООО «АЛЬЯНС ОЙЛ» даны устные пояснения об отсутствии указанных договоров, в связи с невыгодными условиями договоров поставки, предлагаемых ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина в части необходиомости обеспечения предоплаты в размере 100%. 

Комиссией Татарстанского УФАС России также установлено, что начиная с 2019 года ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина реализует топливо только через портал оптовой и мелкооптовой реализации нефте-газопродуктов ПАО «Татнефть» им.В.Д.Шашина https://tender.tatneft.ru путем заключения типового договора, условия которого также предусматривают предоплату в размере 100%.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что ООО «Ликада Плюс», ООО «АЛЬЯНС ОЙЛ» не заключали договор напрямую с ПАО «Татнефть» им.В.Д.Шашина ввиду невыгодных условий договоров поставки, предагаемых указанной организацией, по этой причине основной объем продукции закупался указанными организациями у АО «Трейд Ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл»), с которым у ПАО «Татнефть» им.В.Д.Шашина были заключены договоры комиссии. При этом наценка при перепродаже топлива не устанавливалась.

В связи с чем, не подтвержден факт заключения и исполнения между ООО «Ликада Плюс», ООО «АЛЬЯНС ОЙЛ» и АО «Трейд Ойл» ограничивающего конкуренцию соглашения об отказе в заключении договоров на поставку топлива с ПАО «Татнефть» им.В.Д.Шашина и установлении наценок на соответствующий товар.

Учитывая изложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «Ликада Плюс», ООО «АЛЬЯНС ОЙЛ» и АО «Трейд Ойл» признаков нарушения пунктов 1, 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось заключения и исполнения ограничивающего конкуренцию соглашения об отказе в заключении договоров на поставку топлива с ПАО «Татнефть» им.В.Д.Шашина и установлении наценок на соответствующий товар.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Рассмотрение дела №016/01/11-931/2019, возбужденного в отношении  ООО «Ликада Плюс» (ИНН 1635009054), АО «Трейд-ойл» (бывшее наименование АО «Ядран-Ойл»), ИНН 1639038289), ООО «АЛЬЯНС ОЙЛ» (ИНН 1655291401)  по признакам нарушения пунктов 1, 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны