Постановление №АР-05/12856 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №016/04/14.31-1480/... от 18 октября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №016/04/14.31-1480/2022 об административном правонарушении

Исх. АР-05/12856 от 18.10.2022

[должностное лицо] Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №016/04/14.31-1480/2022, возбужденного в отношении юридического лица – ООО Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (ИНН: 1660274803, КПП: 166001001, ОГРН: 1161690118754, Дата присвоения ОГРН: 24.06.2016, 420087, РТ, г. Казань, ул. Родины, д. 8, офис 10) по факту нарушения антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В соответствии с поручением ФАС России исх.№ ВК/116146/20 от 30.12.2020, а также во исполнение Приказа ФАС России №1051/20 от 29.10.2020 года, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее также - Татарстанское УФАС России, Управление) был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) в 2020 году. Для целей проведения указанного анализа Татарстанским УФАС России были направлены запросы в адрес ООО «УК «ПЖКХ», ООО «Гринта», а также операторов, оказывающих услуги по транспортированию ТКО на территории Республики Татарстан.

По результатам изучения представленных документов Управлением установлено следующее.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления закреплены в Федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Закон №89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона №89-ФЗ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с ч.1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

По результатам конкурсного отбора, проведенного в порядке, предусмотренном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881, и в соответствии с Соглашением об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан от 09.11.2018 № 72 статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Западной зоны деятельности регионального оператора Республики Татарстан присвоен ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803).

В соответствии с Приложением №1 к Соглашению об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан от <…> № <…> (далее также - Соглашение) определен перечень муниципальных образований, входящих в Западную зону деятельности, а именно: городской округ «город Казань» и 21 муниципальный район: <…>.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона №89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Таким образом, Законом №89-ФЗ предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой.

В соответствии с частью 1 ст. 13.3 Закона №89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.

Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 №1133 (далее - Правила № 1133).

Пунктом 10 Правил №1133 предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан провести аукцион в следующих случаях:

- если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, то в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

- если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором, то в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации

Согласно пункту 3.1. Соглашения региональный оператор обязан формировать цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне своей деятельности в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. №1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора».

Пунктом 9 Правил № 1133 также установлено, что услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот.

В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на <…> лота (территории).

Татарстанским УФАС России установлено, что в целях соблюдения вышеуказанных положений в <…> году ООО «УК «ПЖКХ» в Единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru/ были размещены 3 закупки по следующим объектам:

№п/п

Идентификационный номер закупки

Объект Закупки

Начальная максимальная цена контракта

1

<…>

<…>

<…>

2

<…>

<…>

<…>

3

<…>

<…>

<…>

Все вышеуказанные аукционы были признаны несостоявшимися в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05.03.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (не подано ни одной заявки на участие).

В соответствии с пунктом 13 Правил № 1133 в случае, если аукцион признан несостоявшимся, организатор аукциона вправе самостоятельно обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов или проводит аукцион повторно.

Вместе с тем, со стороны ООО «УК «ПЖКХ» аукционы на право оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Западной зоны деятельности регионального оператора повторно не проводились, для указанных целей ООО «УК «ПЖКХ» были заключены гражданские договоры с ООО «Чистый город», а именно:

№п/п

Наименование договора

Наименование территории

Перечень муниципальных образований, расположенных на указанной территории

Стоимость договора, руб.

Срок действия договора

1

Договор №<…> от <…> года

<…>

<…>

<…>

<…> лет с момента установления тарифа Регионального оператора

2

Договор №<…> от <…> года

<…>

<…>

<…>

<…> лет с момента установления тарифа Регионального оператора

3

Договор №<…> от <…> года

<…>

<…>

<…>

<…> лет с момента установления тарифа Регионального оператора

Татарстанское УФАС России полагает, что заключение гражданско-правовых договоров без проведения повторных аукционов не отвечает требованиям пункта 13 правил №1133.

Также, по мнению Комиссии Татарстанского УФАС России, под самостоятельным обеспечением транспортирования по общим правилам понимается выполнение соответствующих работ без привлечения третьих лиц с использованием собственной техники и сотрудников. Иная же трактовка противоречит логике определения подрядчика по результатам проведения конкурентной процедуры.

Кроме того, <…> года между ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Чистый город» заключен Договор №<…> на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Казанского кластера Западной зоны деятельности Регионального оператора (только в отношении объектов, расположенных на территории г. Казань, за исключением Кировского и Авиастроительного районов).

При этом до заключения Договора №<…> от <…> года закупочных процедур с предметом «Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Казанского кластера Западной зоны деятельности регионального оператора» не проводилось.

Таким образом, между ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Чистый город» заключены договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Западной зоны деятельности Регионального оператора сроком на 10 лет, при этом со стороны ООО «УК «ПЖКХ» нарушен порядок отбора организаций, осуществляющих транспортирование ТКО, установленный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. №1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора».

В нарушение требований пункта 13 Правил № 1133, после признания закупок с реестровыми №№<…>, <…>, <…> несостоявшимися, ООО «УК «ПЖКХ» аукционы повторно не проведены, транспортирование ТКО самостоятельно не осуществлялось. В <…> году были заключены 3 договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, предмет которых совпадал с предметом закупок с реестровыми №№<…>, <…>, <…>.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что общая стоимость начальной максимальной цены контракта по закупкам с реестровыми №№<…>, <…>, <…> составила <…> рублей.

Общая стоимость договоров №№<…>, <…>, <…>, <…> от <…>года, заключенных между ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Чистый город», составила <…> рублей.

Таким образом, общая стоимость договоров №№<…>, <…>, <…>, <…> от <…> года, заключенных между ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Чистый город», превысила общую начальную максимальную цену контрактов с реестровыми №№<…>, <…>, <…> на <…> рублей.

Как указано в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), в тех случаях когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, может влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, ООО «УК «ПЖКХ» в силу своего статуса регионального оператора, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключив договоры с ООО «Чистый город» без повторного проведения конкурентных процедур по предмету оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории <…> зоны деятельности регионального оператора, злоупотребило своим доминирующим положением, что привело к ограничению конкуренции на товарном рынке оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, поскольку создало для иных хозяйствующих субъектов препятствие доступу на указанный товарный рынок.

Указанные действия содержат признаки нарушения п.9 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п.9 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

На основании изложенного, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан издан Приказ №01/76-к от 23.03.2021 года о возбуждении дела №016/01/10-421/2021 в отношении ООО «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок по оказанию услуг транспортирования твердых коммунальных отходов.

В рамках рассмотрения дела №016/01/10-421/2021 со стороны ООО «УК «ПЖКХ» были представлены следующие пояснения.

По мнению ООО «УК «ПЖКХ», аукционы проводились в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также – Закон №44-ФЗ), и согласно результатам проведенных электронных аукционов, они признаны несостоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционах не было подано ни одной заявки на участие в нем (в соответствии с ч.4 ст.71 Закона №44-ФЗ), при этом согласно пункта 5 главы III Постановления №1133 при проведении аукциона на организатора аукциона не распространяются положения Закона №44-ФЗ, регламентирующие последствия признания аукциона в электронной форме несостоявшимся, предусмотренные частью 4 статьи 71 Закона №44-ФЗ.

ООО «УК «ПЖКХ» также ссылается на вышеуказанное положение, не соглашаясь с выводом Комиссии Татарстанского УФАС России в части самостоятельного транспортирования отходов, в случае, если аукционы признаны несостоявшимися.

По мнению регионального оператора, согласно п.13 Правил №1133 организатор аукциона вправе самостоятельно обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов, что может быть реализовано путем заключения гражданско-правовых договоров с иными операторами.

Комиссия Татарстанского УФАС России не может согласиться с указанным доводом в силу следующего.

Проведение конкурентных процедур, в частности аукциона, подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, в то время как заключение гражданско-правовых договоров без формирования конечной цены договора без проведения установленного порядка отбора может оказывать влияние на конкуренцию, поскольку потенциальные участники ограничены в возможности получения доступа на указанный рынок и в заключении договора с региональным оператором непосредственно, что также может повлиять на конечную стоимость оказания услуг по транспортированию ТКО.

Как отмечалось ранее, под самостоятельным обеспечением транспортирования по общим правилам понимается выполнение соответствующих работ без привлечения третьих лиц с использованием собственной техники и сотрудников. Иная же трактовка противоречит логике определения подрядчика по результатам проведения конкурентной процедуры.

Таким образом, самостоятельное транспортирование ТКО не подразумевает возможность привлечения третьих лиц без проведения конкурентного отбора.

На невозможность привлечения третьих лиц в случае выбора самостоятельного обеспечения транспортирования также указывают уточнения, внесенные в п.13 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2021 № 414 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами»: «В случае если аукцион, в том числе аукцион, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, признан несостоявшимся по основаниям, указанным в части 4 статьи 71 Федерального закона, организатор аукциона вправе самостоятельно (без привлечения операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов) обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов на условиях и по цене, не превышающей цену предмета несостоявшегося аукциона, или проводит новый аукцион».

Кроме того, на указанные обстоятельства также указывает существующая судебная практика, например, судебные акты по делу №А40-307297/2019.

В рамках рассмотрения дела №016/01/10-421/2021 Ответчиком неоднократно заявлялся довод о том, что требование о повторном проведении аукциона было введено позднее размещения закупок в <…> году.

Вместе с тем, требование о проведении повторного аукциона содержалось в п.13 Правил №1133 также до проведения рассматриваемых аукционов:

«В случае если аукцион признан несостоявшимся по основаниям, указанным в части 4 статьи 71 Федерального закона, организатор аукциона вправе самостоятельно обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов или проводит аукцион повторно» (Правила №1133 в редакции от 15.09.2018 года).

Таким образом, подтверждается факт нарушения со стороны ООО «УК «ПЖКХ» порядка отбора организаций в соответствии с Правилами №1133.

В ходе рассмотрения настоящего дела со стороны ООО «УК «ПЖКХ» был также представлен довод о том, что Татарстанским УФАС России ранее проводилась проверка процедуры проведения аукционов, было выдано предупреждение №П05-174/2018, при этом иных мер реагирования не принималось.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что предупреждение №П05-174/2018 является неотносимым к настоящему делу, так как указанное предупреждение было выдано в связи с выявлением фактов, указывающих на возможное укрупнение лота и исходящего из этого факта сокращение числа потенциальных участников, а не в связи с нарушением порядка отбора, установленного в соответствии с Правилами №1133.

Кроме того, в соответствии со сведениями, представленными ООО «Чистый город» в <…> гг. указанная организация осуществляла привлечение субподрядных организаций, с целью исполнения обязательств по договорам, заключенным с ООО «УК «ПЖКХ».

Так, в период <…> гг. ООО «Чистый город» в целях транспортирования ТКО на территории Республики Татарстан привлекло <…> субподрядные организации (ООО «<…>», ООО «<…>», МУП «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>» (ИНН <…>), ООО «<…>» (ИНН <…>), ООО «<…>», АО «<…>», ООО «<…>», МУП «<…>», МУП «<…>», ООО «<…>» <…>», МУП «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>», АО «<…>», ООО «<…>», МУП «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>», МУП ТРЕСТ «<…>», ИП <…>, ООО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>» (ИНН <…>), ООО «<…>» (ИНН <…>), АО «<…>», АО <…> «<…>», ООО «<…>», ООО «<…> «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>», ИП <…>, ООО «<…>», ОАО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>»), которыми были оказаны услуги в общем объеме <…> м3, при этом в этот же период ООО «Чистый город» непосредственно было оказано услуг в общем объеме <…> м3.

Таким образом, фактическое оказание услуг транспортирования ТКО в муниципальных образований Республики Татарстан осуществляется субподрядными организациями, а не только ООО «Чистый город». При этом объем оказанных услуг субподрядными организациями существенно превышает объем услуг, оказанных ООО «Чистый город».

Следовательно, рынок услуг транспортирования ТКО является конкурентным, заключение гражданско-правовых договоров исключительно с одной организацией в обход обязательных процедур, установленных Правилами №1133, указывает на создание со стороны регионального оператора хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок по оказанию услуг транспортирования твердых коммунальных отходов.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела №016/01/10-421/2021 Татарстанским УФАС России установлено, что стоимость оказания услуг по договорам, заключенным между ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Чистый город», существенно превышают стоимость оказания услуг субподрядными организациями:

№п/п

Сведения о договоре (наименование, номер, дата заключения)

Наименование кластера

Наименование муниципального образования

Стоимость услуг транспортирования ТКО, оказанных ООО «Чистый город» в 2020 году, руб./м3

Стоимость услуги транспортирования, оказанных субподрядными организациями в 2020 году, руб./м3

1

Договор №<…> от <…> года

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

2

Договор №<…> от 30.12.2018 года

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

3

Договор №<…> от <…>года

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

4

Договор №<…> от <…> года

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Так, например, из представленной таблицы видно, что в рамках заключенного между ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Чистый город» Договора №<…> от <…>года оплата производилась в размере <…> руб./м3, при этом субподрядными организациями на территории ряда муниципальных образований, входящий в указанный кластер, услуги по транспортировке ТКО оказывались почти в два раза дешевле (например, сумма оказания услуг субподрядными организациями на территории <…>, <…> районов составила <…>руб./м3, на территории <…> – <…> руб./м3).

Кроме того, в рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что в <…> году ООО «Чистый город» начислило ООО «УК «ПЖКХ» за услуги по транспортированию плату в размере <…> рублей (3 кластера, помимо казанского, а также с учетом исключения территории г. Казани с иных кластеров), при этом в отношении субподрядных организаций плата была произведена в размере <…> рублей (разница - <…> рублей).

Таким образом, заключение договора непосредственно между ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Чистый город» без соблюдения требований правил №1133, в частности пункта 13, повлекло невозможность иным потенциально заинтересованным лицам производить транспортировку ТКО на более выгодных условиях.

При этом стоит отметить, что расходы регионального оператора, связанные с транспортированием ТКО, учитываются исполнительным органом, ответственным за установление тарифов на территории Республики Татарстан в отношении регулируемых видов деятельности.

На территории Республики Татарстан указанную деятельность осуществляет Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.

В соответствии с пояснениями, представленными в ходе рассмотрения настоящего дела Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам, в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. №484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Основы ценообразования) в расходы на транспортирование ТКО включаются расходы на транспортирование ТКО, предусмотренных схемой потоков ТКО, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, до объектов размещения ТКО, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также от указанных объектов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО.

В соответствии с пунктом 90 (2) Основ ценообразования в случае, если в целях обеспечения транспортирования ТКО региональный оператор привлекает операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО, учет расходов на транспортирование ТКО производится в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг по транспортированию ТКО, с учетом положений пунктов 12, 14 и 90 (1) Основ ценообразования.

Таким образом, размер расходов подлежит обязательному учету при формировании тарифов для обращения с ТКО для населения. При этом учету подлежат расходы, понесенные региональным оператором (в рассматриваемом случае – ООО «УК «ПЖКХ») по договорам, заключенных непосредственно с подрядной организацией (в рассматриваемом случае – ООО «Чистый город»), а не с иными лицами, привлекаемыми в качестве субподрядных организаций.

Исходя из вышеприведенной таблицы можно сделать вывод о том, что реальная стоимость оказания услуг транспортирования ТКО может быть значительно ниже установленной в соответствии с договорами транспортирования ТКО, заключенными между ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Чистый город». Следовательно, расходы, которые несет региональный оператор также могут быть снижены, а значит, указанные обстоятельства могут быть учтены при последующем установлении/пересмотре тарифов на услуги по обращению с ТКО со стороны Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам.

Вместе с тем, действия ООО «УК «ПЖКХ» по нарушению порядка отбора организации, транспортирующей ТКО, приводят к невозможности пересмотра указанной стоимости, а также влекут ущемление интересов потенциальных конкурентов ООО «Чистый город», оказывающих услуги транспортирования ТКО.

Указанные действия содержат признаки нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Западной зоны деятельности регионального оператора Республики Татарстан в целях оценки состояния конкурентной среды на указанном рынке, а также установления доминирующего положения ООО «УК «ПЖКХ» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства №016/01/10-421/2021.

Временной интервал исследования – <…> -<…> (период начала деятельности регионального оператора с <…>, при этом по состоянию на <…> имеется возможность наиболее объективно оценить влияние действий ООО «УК «ПЖКХ» на рынок обращения с твердыми коммунальными отходами и смежные рынки).

Продуктовые границы товарного рынка.

Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Исходя из характера оказываемых услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, необходимости наличия лицензий для оказания соответствующих услуг, услуги, способные заменить услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, не выявлены.

Стоит отметить, что услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку.

Учитывая вышеизложенное, продуктовые границы рынка определены как услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом в рамках рассмотрения дела и проведения анализа установлено следующее.

По результатам конкурсного отбора, проведенного в порядке, предусмотренном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881, и в соответствии с Соглашением об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан от 09.11.2018 № 72 статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Западной зоны деятельности регионального оператора Республики Татарстан присвоен ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803).

Согласно пункту 3.1. Соглашения региональный оператор обязан формировать цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне своей деятельности в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. №1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора».

Пунктом 10 Правил №1133 предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан провести аукцион в следующих случаях:

- если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, то в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

- если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором, то в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации

Таким образом, в силу доминирующего положения на рынке обращения с ТКО, а также в силу обязанности по отбору организаций для оказания услуг транспортирования ТКО в порядке конкурентного отбора в соответствии с требованиями п.10 Правил №1133, региональный оператор также оказывает существенное влияние на смежный товарный рынок – рынок оказания услуг по транспортированию ТКО в зоне деятельности регионального оператора, выступая в качестве конечного Заказчика услуг транспортирования ТКО, без которых оказание услуг по обращению с ТКО не представляется возможным.

Географические границы рассматриваемого товарного рынка закреплены в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.03.2018г. №149, которым утверждена Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО Республики Татарстан, в соответствии с которой зоной деятельности ООО «УК «ПЖКХ» является Западная зона деятельности. Выбор регионального оператора и (или) потребителя услуг, не входящих в зону деятельности, законодательством не предусмотрен.

Исходя из положений Приложения №1 к Соглашению об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан от <…> № <…> в <…> зону деятельности входят следующие муниципальные образования: <…> и <…> муниципальный район: <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, доли хозяйствующих субъектов на рынке.

В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах), статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники твердых коммунальных отходов, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, жилых домов, домовладений, лица, пользующиеся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющие коммунальные услуги, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Учитывая круг потребителей услуг ООО «УК «ПЖКХ», население и юридические лица Республики Татарстан в соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, так как ООО «УК «ПЖКХ» является региональным оператором на всей территории Западной зоны деятельности.

В настоящее время на рассматриваемом товарном рынке отсутствуют иные хозяйствующие субъекты, помимо ООО «УК «ПЖКХ» в границах Западной зоны деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, соответственно, весь объем товарного рынка приходится на указанное лицо, его доля на рынке составляет 100%.

Уровень концентрации рынка.

В соответствии с пунктом 7.1 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, для определения уровня концентрации товарного рынка используются показатели:

1) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

2) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <= CR <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <= CR < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при CR < 45% или HHI < 1000.

Коэффициент рыночной концентрации составляет 100% и находится в границах: 70% <= CR <= 100%.

Значение индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) равно 10000 и находится в границах: 2000 <= HHI <= 10000.

Учитывая вышеизложенное, по результатам анализа установлено, что рынок услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Западной зоны деятельности регионального оператора Республики Татарстан за рассматриваемый период относится к высококонцентрированному товарному рынку.

Основным барьером входа на товарный рынок по обращению с твердыми коммунальными отходами является ограниченная возможность по приобретению статуса регионального оператора. Данный статус присваивается на основании конкурентного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кроме того, для оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами также необходимо получение соответствующего регулируемого тарифа (административный барьер).

Экономическими ограничениями для рынка услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами явялются необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений; ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Ввиду изложенного, ООО «УК «ПЖКХ» занимает доминирующее положение в Западной зоне деятельности регионального оператора, следовательно, на указанное лицо распространяются требования и запреты, установленные в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

На основании изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что действия ООО «УК «ПЖКХ», выразившееся в несоблюдении порядка отбора организаций, оказывающих услуги по транспортированию ТКО, установленного в соответствии с Правилами №1133, содержат признаки нарушения п.9 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

12 августа 2021 года Комиссия Татарстанского УФАС России, руководствуясь ч.1 ст.48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», вынесла Заключение об обстоятельствах дела №016/01/10-421/2021.

В соответствии с пунктом 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Вместе с тем, со стороны ООО «УК «ПЖКХ» письменных возражений на указанное заключение не представлено, в ходе последующих заседаний комиссии Татарстанского УФАС России устно поддержана позиция, изложенная ранее.

На основании вышеизложенного Комиссия Татарстанского УФАС России решением по делу № 016/01/10-421/2021 от 01.11.2021 (исх. № АР-05/13956 от 02.11.2021) признала ООО «УК «ПЖКХ» нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в создании хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок по оказанию услуг транспортирования твердых коммунальных отходов, результатом чего явилось недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Злоупотребление ООО «УК «ПЖКХ» доминирующим положением, которое выразилось в создании хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок по оказанию услуг транспортирования твердых коммунальных отходов, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, запрещенное пунктом 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

Событие административного правонарушения и виновность ООО «УК «ПЖКХ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, установлена и подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела.

Время совершения ООО УК «ПЖКХ» административного правонарушения – с <…> годы.

Местом совершения административного правонарушения является г. Казань Республика Татарстан.

Согласно представленной ООО УК «ПЖКХ» информации (вх. 12077 от 22.09.2022) сумма расходов на приобретение услуг транспортирования твердых коммунальных отходов за 2020 год составляет <…> рублей.

Выручка ООО УК «ПЖКХ» от реализации всех товаров (работ, услуг) в 2020 году составила <…> рублей.

Таким образом, сумма расходов правонарушителя на приобретение услуг транспортирования твердых коммунальных отходов за 2020 год превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Сумма минимального размера административного штрафа за административное правонарушение, обстоятельства которого рассматриваются в рамках настоящего дела об административном правонарушении, совершенного ООО УК «ПЖКХ», составляет <…> рублей.

Сумма максимального размера административного штрафа за административное правонарушение, обстоятельства которого рассматриваются в рамках настоящего дела об административном правонарушении, совершенного ООО УК «ПЖКХ», составляет <…> рублей.

Размер административного штрафа, рассчитанного в соответствии с пунктом 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, составляет <…> рублей.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность

В адрес Татарстанского УФАС России поступили письменные пояснения от ООО УК «ПЖКХ» (вх. 12644 от 06.10.2022 г.) о применении ряда смягчающих обстоятельств при вынесении административного наказания.

Согласно п.2 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2-7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

В свою очередь, указание на такое смягчающее обстоятельство как раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ является несостоятельным, в виду того, что оно не может применяться при назначении наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Также ООО УК «ПЖКХ» ссылается на применение пункта 3 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, а именно: добровольное сообщение лицом об административном правонарушении. Вместе с тем, в данном случае нарушение антимонопольного законодательства, которое влечет за собой административную ответственность, было выявлено в ходе проведения анализа конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с поручением ФАС России №ВК/11646/20 от 30.12.2020 года.

Также ООО УК «ПЖКХ» ссылается на применение п.5 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ в частности предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения. Однако на момент рассмотрения административного дела документов либо сведений, подтверждающих, что обществом предотвращены либо устранены вредные последствия, не представлены. Напротив, представление со стороны ООО «УК «ПЖКХ» «дорожной карты» по проведению торгов по транспортированию ТКО, а также привлечение регионального оператора к административной ответственности за неисполнение предписания и последующее вынесение Комиссией определения (исх. АР-05/11606 от 16.09.2022) об установлении новых сроков исполнения предписания по делу №016/01/10-421/2021, свидетельствует о невозможности применения такого смягчающего обстоятельства.

При назначении административного штрафа по делу № 016/04/14.31-1480/2022 в отношении ООО УК «ПЖКХ» обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, должностным лицом не установлены.

В соответствии с ч. 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с п. 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях является защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Должностное лицо считает, что, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, применительно к обстоятельствам совершенного правонарушения и субъекту административной ответственности возможно применение меры административного взыскания в виде штрафа с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Снижая размер наказания до твердой суммы в рублях должностное лицо исходит из того, что снижение на ½ является правом должностного лица и принимает во внимание доводы привлекаемого лица, которое указывает на тяжелые последствия от совершенного правонарушения в виде неблагоприятных последствий для хозяйствующего субъекта.

В соответствии с представленной ООО УК «ПЖКХ» информации (вх. 12644 от 06.10.2022) ООО УК «ПЖКХ» просит принять во внимание имущественное положение, а именно финансовый убыток от регулируемого вида деятельности в 2019 году – <…> млн. рублей, в 2020 году – <…> млн. рублей, в 2021 году – <…> млн. рублей, а также ООО УК «ПЖКХ» признает вменяемое правонарушение и принимает меры для устранения данного нарушения, была представлена «дорожная карта» проведения торгов на транспортирование отходов.

Так, должностное лицо признает наличие совокупности исключительных обстоятельств в рассматриваемом деле, которые связаны с санитарно-эпидемиологическими мерами, введение в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и введёнными в 2022 году международными санкциями, связанными и действующие до настоящего времени, которые влекут значительные препятствия для экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов и в этой связи значительный размер административного штрафа повлечет чрезмерное ограничение имущественных прав ООО УК «ПЖКХ».

Снижение в данном случае административного наказания направлено на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления экономической деятельности субъекта. С учетом характера совершенного административного правонарушения, его последствий, имущественного и финансового положения юридического лица, установленных по делу обстоятельств при квалификации действий ООО УК «ПЖКХ» (ИНН 1650093741) по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ размер административного штрафа составляет <…>рублей.

В целях извещения ООО УК «ПЖКХ» о дате, времени и месте составления протокола направлялось уведомление о составлении протокола посредством системы электронного документооборота «Практика» (исх. № АР-05/11617 от 16.09.2022 г.). Документ зарегистрирован 19.09.2022 года с присвоением входящего номера 10280.

В день составления протокола по настоящему административному делу (22 сентября 2022 года в 9 часов 30 минут) в Татарстанское УФАС России явился представитель ООО УК «ПЖКХ» по доверенности №<…> от <…> года <…>, личность удостоверена паспортом.

Определением (исх. ВЧ-05/12394 от 07.10.2022) рассмотрение административного дела №016/04/14.31-1480/2022 было отложено в связи с необходимостью дополнительного выяснения обстоятельств настоящего дела. Рассмотрение административного дела назначено на 11 октября 2022 года в 16 часов 30 минут.

В день вынесения постановления по настоящему административному делу (11 октября 2022 года в 16 часов 30 минут) для участия в административном производстве в Татарстанское УФАС России явился представитель явился представитель ООО УК «ПЖКХ» по доверенности №<…> от <…> года <…>, личность удостоверена паспортом.

Срок давности привлечения юридического лица ООО УК «ПЖКХ» к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, за нарушение антимонопольного законодательства на момент вынесения настоящего постановления не истек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями: ст. 1.2, ст. 3.5, ст. 4.1 ст.14.31, ст.23.48, ст.ст.29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо ООО Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (ИНН: 1660274803, КПП: 166001001, ОГРН: 1161690118754, Дата присвоения ОГРН: 24.06.2016, 420087, РТ, г. Казань, ул. Родины, д. 8, офис 10) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

2. Применить в отношении ООО УК «ПЖКХ» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 18 964 249 рублей (восемнадцать миллионов девятьсот шестьдесят девять тысяч двести сорок девять рублей) 35 копеек.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

Получатель

УФК по РТ (Татарстанское УФАС России л/с 04111475540)

ИНН

1653003714

КПП

165501001

Банк получателя (реквизит 13)

ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН БАНКА РОССИИ//УФК по Республике Татарстан                  г. Казань

БИК (реквизит 14)

019205400

Номер счета банка получателя средств (реквизит 15)

40102810445370000079

Номер счета получателя средств (реквизит 17)

03100643000000011100

КБК

16111601141010031140

Назначение платежа – УИН

<…>

   

Назначение платежа – УИН <…> денежное взыскание (штраф) по делу №016/04/14.31-1480/2022 за нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральном законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

[lолжностное лицо] <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны