Решение №АР-05/1770 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/11-1102/2019 от 14 февраля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

АР-05/1770 от 14.02.2020

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/11-11102/2019 в отношении АО «Татэнерго» по факту совершения действий, содержащих признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в совершении в ходе закупки транспортных услуг действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

Приказом №01/121-пр «О проведении плановой документарной и выездной проверки» была проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении АО «Татэнерго» (420021, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Марселя Салимжанова, д. 1, ИНН 1657036630). По результатам проверки был составлен акт проверки №12/05 от 09.04.2019 года.

Согласно акту проверки, в ходе изучения договоров оказания транспортных услуг установлено следующее.

19.12.2013 ОАО «Генерирующая компания» (правопреемник - АО «Татэнерго») размещено извещение о закупке № 31300767110 на право заключения договора оказания транспортных услуг для филиалов и управления ОАО «Генерирующая компания» (далее – закупка).

Закупка проведена в форме запроса предложений на основании приказа № 364 от 10.12.2013 и включала в себя 9 лотов, в соответствии с количеством структурных подразделений ОАО «Генерирующая компания»:

-  лот № 1 – Оказание транспортных услуг Управлению ОАО «Генерирующая компания»;

- лот № 2 – Оказание транспортных услуг филиалу ОАО «Генерирующая компания» – Казанская ТЭЦ-1;

- лот № 3 – Оказание транспортных услуг филиалу ОАО «Генерирующая компания» – Казанская ТЭЦ-2;

- лот № 4 – Оказание транспортных услуг филиалу ОАО «Генерирующая компания» - санаторий-профилакторий «Балкыш»;

- лот № 5 – Оказание транспортных услуг филиалу ОАО «Генерирующая компания» - Набережночелнинская ТЭЦ;

- лот № 6 – Оказание транспортных услуг филиалу ОАО «Генерирующая компания» - Елабужская ТЭЦ;

- лот № 7 – Оказание транспортных услуг филиалу ОАО Генерирующая компания» - Нижнекамской ГЭС;

- лот № 8 – Оказание транспортных услуг филиалу ОАО «Генерирующая компания» - Заинская ГРЭС;

- лот № 9 – Оказание транспортных услуг филиалу ОАО «Генерирующая компания» - Нижнекамские тепловые сети.

Согласно пункту 4 извещений о закупке №2013-оЭ310-у-257, начальная (максимальная) цена договора:

Лот №1 –45 907 629 руб. (без учета НДС);

Лот №2 –14 165 433руб. (без учета НДС);

Лот №3 –18 839 062руб. (без учета НДС);

Лот №4 – 7 765 382 руб.(без учета НДС);

Лот №5 – 43 274 676 руб. (без учета НДС);

Лот №6 – 17 444 599 руб.(без учета НДС);

Лот №7 – 16 560 874 руб.(без учета НДС);

Лот №8 – 33 597 443 руб.(без учета НДС);

Лот №9 – 19 131 229 руб.(без учета НДС).

Согласно протоколу заседания Закупочной комиссии по оценке Предложений и выбору победителя №2013-оЭ310-у-257 от 30.12.2013, срок оказания услуг по каждому лоту: 01.01.2014-31.12.2014.

В техническом задании к закупке ОАО «Генерирующая компания» указало определенные брэнды и марки автомобилей с конкретными объемами двигателей, опциями и комплектациями по каждому лоту. Так перечень автомобилей по лоту № 1 выглядит следующим образом:

Марка/модель автомобиля

Объем двигателя

Кол-во

Опции/комплектация

Мерседес S500 4 MATIC

5

1

Электростеклоподъемники, Обогрев сидений , Парктроник , ESP , Бортовой компьютер , Центральный замок , Сигнализация, Подушка безопасности водителя,  Подушка безопасности пассажира, Боковые подушки безопасности, Обогрев зеркал, Ксенон, Климат-контроль, Электропривод зеркал, Круиз-контроль,  Легкосплавные диски, Датчик дождя, Регулировка сидения водителя, CD проигрыватель, Противотуманные фары, Датчик света,  Навигация

Хендэ IX 55

3 дизель

1

Электростеклоподъемники, обогрев сидений, ЕSP, бортовой компьютер, центральный замок,сигнализация, климат-контроль, подушка безопасности водителя, обогрев зеркал, подушка безопасности пассажира, элктропривод зеркал, тонировка, датчик дождя, ксеноновые лампы головного света, омыватели фар,автокорректор фар.

Лексус LX 570

5,7

1

Омыватели высокого давления фар, противотуманные фары, обогрев  заднего стекла, фильтр салона, ГУР, регулировка руля, подогрев всех сидений, парктроник, центр.замок, охранная сигнализация,  АБС, круиз - контроль, иммобилайзер, ремни безопасности с ограничителями, подушки безопасности - фронтальные, боковые  спереди и сзади, в коленях водителя, надувные шторки.

Лексус LX 570

5,7

1

Омыватели высокого давления фар, противотуманные фары, обогрев  заднего стекла, фильтр салона, ГУР, регулировка руля, подогрев всех сидений, парктроник, центр.замок, охранная сигнализация,  АБС, круиз - контроль, иммобилайзер, ремни безопасности с ограничителями, подушки безопасности - фронтальные, боковые  спереди и сзади, в коленях водителя, надувные шторки.

Тойота-Ленд Круизер Прадо 150

4

1

Омыватели высокого давления фар, противотуманные фары, обогрев  заднего стекла, фильтр салона, ГУР, регулировка руля, подогрев всех сидений, парктроник, центр.замок, охранная сигнализация,  АБС, круиз - контроль, иммобилайзер, ремни безопасности с ограничителями, подушки безопасности - фронтальные, боковые  спереди и сзади, в коленях водителя, надувные шторки.

Тойота-Ленд Круизер Прадо

4

1

Омыватели высокого давления фар, противотуманные фары, обогрев  заднего стекла, фильтр салона, ГУР, регулировка руля, подогрев всех сидений, парктроник, центр.замок, охранная сигнализация,  АБС, круиз - контроль, иммобилайзер, ремни безопасности с ограничителями, подушки безопасности - фронтальные, боковые  спереди и сзади, в коленях водителя, надувные шторки.

Тойота-Ленд Круизер Прадо (Престиж)

4

1

Омыватели высокого давления фар, противотуманные фары, обогрев  заднего стекла, фильтр салона, ГУР, регулировка руля, подогрев всех сидений, парктроник, центр.замок, охранная сигнализация,  АБС, круиз - контроль, иммобилайзер, ремни безопасности с ограничителями, подушки безопасности - фронтальные, боковые  спереди и сзади, в коленях водителя, надувные шторки.

Тойота-Ленд Круизер Прадо

4

1

Омыватели высокого давления фар, противотуманные фары, обогрев  заднего стекла, фильтр салона, ГУР, регулировка руля, подогрев всех сидений, парктроник, центр.замок, охранная сигнализация,  АБС, круиз - контроль, иммобилайзер, ремни безопасности с ограничителями, подушки безопасности - фронтальные, боковые  спереди и сзади, в коленях водителя, надувные шторки.

Тойота Камри

2,5

1

АКПП, электростеклоподъемники, обогрев сидений, ESP, бортовой компьютер, центральный замок, сигнализация, подушка безопасности водителя, климат-контроль, подушка безопасности пассажира, электропривод зеркал, боковые подушки безопасности, датчик дождя, датчик света, ксеноновые лампы головного света

Тойота-Камри

3,5

1

АКПП, электростеклоподъемники, обогрев сидений, ESP, бортовой компьютер, центральный замок, сигнализация, подушка безопасности водителя, климат-контроль, подушка безопасности пассажира, электропривод зеркал, боковые подушки безопасности, датчик дождя, датчик света, ксеноновые лампы головного света

Тойота-Камри

3,5

1

АКПП, электростеклоподъемники, обогрев сидений, ESP, бортовой компьютер, центральный замок, сигнализация, подушка безопасности водителя, климат-контроль, подушка безопасности пассажира, электропривод зеркал, боковые подушки безопасности, датчик дождя, датчик света, ксеноновые лампы головного света

Тойота-Камри

3,5

1

АКПП, электростеклоподъемники, обогрев сидений, ESP, бортовой компьютер, центральный замок, сигнализация, подушка безопасности водителя, климат-контроль, подушка безопасности пассажира, электропривод зеркал, боковые подушки безопасности, датчик дождя, датчик света, ксеноновые лампы головного света

Хендэ Соната - НФ

2

1

автомат, велюровый салон,климат контроль,подушки безопасности,подогрев сидений, иммобилайзер, ГУР, бортовой компьютер, аудиоаппаратура, противотуманные фары, центральный замок, дефлекторы обдува для  задних сидений

Тойота Камри

2,5

1

АКПП, электростеклоподъемники, обогрев сидений, ESP, бортовой компьютер, центральный замок, сигнализация, подушка безопасности водителя, климат-контроль, подушка безопасности пассажира, электропривод зеркал, боковые подушки безопасности, датчик дождя, датчик света, ксеноновые лампы головного света

Хендэ-Соната

2

1

автомат, велюровый салон,климат контроль,подушки безопасности,подогрев сидений, иммобилайзер, ГУР, бортовой компьютер, аудиоаппаратура, противотуманные фары, центральный замок, дефлекторы обдува для  задних сидений

Хендэ-Соната

2

1

автомат, велюровый салон,климат контроль,подушки безопасности,подогрев сидений, иммобилайзер, ГУР, бортовой компьютер, аудиоаппаратура, противотуманные фары, центральный замок, дефлекторы обдува для  задних сидений

Хендэ-Соната

2

1

механика, велюровый салон,климат контроль,подушки безопасности,подогрев сидений, иммобилайзер, ГУР, бортовой компьютер, аудиоаппаратура, противотуманные фары, центральный замок, дефлекторы обдува для  задних сидений

Хендэ-Соната

2

1

механика, велюровый салон,климат контроль,подушки безопасности,подогрев сидений, иммобилайзер, ГУР, бортовой компьютер, аудиоаппаратура, противотуманные фары, центральный замок, дефлекторы обдува для  задних сидений

Хендэ-Соната

2

1

автомат, кожанный салон,климат контроль,подушки безопасности -подогрев сидений, иммобилайзер, ГУР, бортовой компьютер, аудиоаппаратура, противотуманные фары, центральный замок, дефлекторы обдува для  задних сидений

Хендэ-Соната

2

1

автомат, кожанный салон,климат контроль,подушки безопасности - подогрев сидений, иммобилайзер, ГУР, бортовой компьютер, аудиоаппаратура, противотуманные фары, центральный замок, дефлекторы обдува для  задних сидений

Хендэ-Соната

2

1

автомат, кожанный салон,климат контроль,подушки безопасности - подогрев сидений, иммобилайзер, ГУР, бортовой компьютер, аудиоаппаратура, противотуманные фары, центральный замок, дефлекторы обдува для  задних сидений

Хендэ-Соната

2

1

механика, кожанный салон,климат контроль,подушки безопасности -подогрев сидений, иммобилайзер, ГУР, бортовой компьютер, аудиоаппаратура, противотуманные фары, центральный замок, дефлекторы обдува для  задних сидений

ГАЗ-2705

2

1

базовая- ГУР, обогрев салона, ремни безопасности, освещение салона, аудиоаппаратура

Митсубиси Лансер

1,5

1

 

Согласно протоколу вскрытия поступивших на запрос предложений конвертов № 2013-оэ310-у-257, в закупке принимали участие следующие организации: ООО «Энерготранс» (ИНН 1661010320) по лотам №№ 1, 2, 3, 4, АО «ТЭФ «КАМАтранссервис» (ИНН 1650164262) по лотам №№ 5, 6, 7, 8, 9.

 Согласно протоколу заседания Закупочной комиссии по оценке Предложений и выбору победителя №2013-оЭ310-у-257 от 30.12.2013, победителями закупки стали следующие организации:  ООО «Энерготранс» по лотам №№ 1, 2, 3, 4, АО «ТЭФ «КАМАтранссервис» по лотам №№ 5, 6, 7, 8, 9.

По результатам закупки по лотам №№ 1, 2, 3, 4 были заключены договоры № Д311-22 от 23.01.2014, Д370/340 от 30.01.2014, 313/4 от 01.01.2014, № 902/0172 от 04.02.2014 между ОАО «Генерирующая компания» и ООО «Энерготранс».

Договор № Д 370/340 от 30.01.2014 (ЛОТ 1) заключен между Управлением ОАО «Генерирующая компания» и ООО «Энерготранс» сроком с 01.01.2014 по 31.12.2014, с автоматической пролонгацией на сумму 51 487 272,90 рублей.

Согласно названному договору ООО «Энерготранс» предоставляет автотранспортные услуги и спецтехнику для ОАО «Генерирующая компания». Перечень автомобилей и спецтехники (Приложение № 1 к договору) составляет 28 объектов с соответствующим тарифом к каждому транспорту в «рублей/час» и «рублей/км» (приложение № 2 к договору) на 30.01.2014.

Дополнительным соглашением № ДГ/109 от 01.06.2014 стороны  внесли дополнения к приложению № 1 договора № 370/340: BMW X5 Drive 50i.

Дополнительным соглашением № № ДГ/123 от 01.07.2014стороны  внесли дополнения к приложению № 1 договора № 370/340: Тойота Камри 2,5 АТ (Элеганс), Тойота Камри 2,5 АТ (комфорт), Тойота Камри 2,5 АТ (комфорт) с соответствующими тарифами.

Дополнительным соглашением № ДГ/124 от 01.07.2014 стороны  внесли дополнения к приложению № 1 договора № 370/253 от 08.12.2018: LAND ROVER RANGE ROVER, FORD EXPLORER, Hyundai Santa Fe.

Дополнительным соглашением № ДГ/09 от 12.01.2018, актуализировали перечень транспортных средств, представляемых ООО «Энерготранс» ОАО «Генерирующая компания».

01 августа 2014 ООО «Энерготранс» и ОАО «Генерирующая компания» заключили дополнительное соглашение № ДГ/175 от 01.08.2014 к договору № 370/340, которым стороны внесли изменения к Приложению № 2 «Тарифы на услуги ООО «Энерготранс» в части тарифов за 1 час эксплуатации к применению с 1 августа 2014 года.

Кроме того, дополнительными соглашениями  №№  б/н от 01.09.2014, № ДГ/167 от 10.10.2014, № ДГ/167 от 10.10.2014, ДГ/168 от 15.10.2014, № ДГ/184 от 05.12.2014, № ДГ/184 от 05.12.201, № ДГ/132 от 05.03.2015, № ДГ/07 от 14.01.2015, ДГ/40 от 14.01.2015, № ДГ/60, № ДГ/129 от 28.07.2015, ДГ/147 от 07.09.2015, ДГ/148 от 07.09.2015, ДГ/147 от 07.09.2015, ДГ/163 от 21.09.2015, ДГ/147 от 07.09.2015 и т.д. стороны также изменяли тарифы на оказываемые услуги.

В 2018 году последним соглашением, изменявшим тарифы на оказываемые услуги, стало дополнительное соглашение № ДГ/240 от 05.12.2018, вносившее изменения в приложение № 2 к договору № Д370/340 от 30.01.204, применяемые с 01.12.2018. 

Проанализировав, представленные данные, Управление выявило, что к 2019 году тарифы были увеличены от 5 до 10%.

Так, тариф на автомобиль КИА Спектра на 30.01.2014 составлял 344,99 руб., на 01.12.2018 – 364,22  руб. (+7%), тариф на автомобиль Тойота Лендкрузер 150 (Прадо Престиж) на 30.01.2014 составил – 534,97 руб., на 01.12.2018 – 589,72 руб. (+10%), тариф на автобус КамАЗ 42111 на 30.01.2014 составлял 451,66 руб., на 01.12.2018 – 476,84 руб.(+5%).

 Договор № Д313/4 от 01.01.2014 (ЛОТ № 2) заключен между филиалом ОАО «Генерирующая компания» Казанская ТЭЦ-1 и ООО «Энерготранс» сроком с 01.01.2014 по 31.12.2014, с автоматической пролонгацией, на сумму 16 520 172,40 рублей.

Согласно названному договору ООО «Энерготранс» предоставляет автотранспортные услуги и спецтехнику для филиала ОАО «Генерирующая компания» Казанская ТЭЦ-1. Перечень автомобилей и спецтехники (Приложение № 1 к договору) составляет 14 объектов с соответствующим тарифом к каждому транспорту в «рублей/час» и «рублей/км» (приложение № 2 к договору) на 01.01.2014.

Стороны неоднократно меняли цену договора.

Так, согласно Дополнительному соглашению № 10 от 31.12.2015, ориентировочная стоимость услуг на 2016 год составляет 18 838 600,85 руб.

Согласно Дополнительному соглашению № 18 от 28.12.2016, ориентировочная стоимость услуг на 2017 год составляет 19 578 860,88 руб.

Согласно Дополнительному соглашению № 29 от 11.01.2018, ориентировочная стоимость услуг на 2018 год составляет 22 234 794,37 руб.

Согласно Дополнительному соглашению № 34 от 06.08.2018, ориентировочная стоимость услуг на 2019 год составляет 20 121 496,29 руб., на 2020 год – 23 059 780,33 руб., на 2021 – 20 121 496,29 руб.

Кроме того, названные соглашения актуализировали объем оказываемых услуг и утверждали тариф на каждый соответствующий год.

Помимо этого, сторонами заключались дополнительные соглашения №№ 1 от 01.04.2014, № 2 от 01.08.2014, № 3 от 01.10.2014, № 6 от 01.04.2015, № 11 от 01.04.2016, № 22 от 16.02.2017, № 30 от 12.02.2018 (и так далее), которые также меняли тариф на оказываемые услуги.  

Увеличение тарифа на 2019 год для филиала ОАО «Генерирующая компания» Казанская ТЭЦ-1 произошло идентично увеличению тарифа на 2019 год для Управления ОАО «Генерирующая компания» (до 10%). Для структурных подразделений установлен единый тариф.

  Договор № Д311-2 от 23.01.2014 (ЛОТ № 3) заключен между филиалом ОАО «Генерирующая компания» Казанская ТЭЦ-2 и ООО «Энерготранс» на период с 01.01.2014 по 31.12.2014, с автоматической пролонгацией, на сумму 23 153 709,19 рублей.

Согласно названному договору ООО «Энерготранс» предоставляет автотранспортные услуги и спецтехнику для филиала ОАО «Генерирующая компания» Казанская ТЭЦ-2. Перечень автомобилей и спецтехники (Приложение № 1) составляет 18 транспортных средств с соответствующим тарифом к каждому транспортному средству в «рублей/час» и «рублей/км» (приложение № 2) на 23.01.2014.

Как и в случае с договором № Д313/4 от 01.01.2014 ОАО «Генерирующая компания» и ООО «Энерготранс» неоднократно изменяли цену договора. 

Дополнительным соглашением № 6 от 30.11.2014 ООО «Энерготранс» и  филиал ОАО «Генерирующая компания» Казанская ТЭЦ-2 установили ориентировочную стоимость услуг по договору на 2015 год – 22 096 658,56 руб.

Дополнительным соглашением № 11 от 31.12.2015 стороны установили ориентировочную стоимость услуг по договору на 2016 год – 20 766 404,47 руб.

Дополнительным соглашением № 19 от 23.12.2016 стороны установили ориентировочную стоимость услуг по договору на 2017 год – 21 275 646,34 руб.

Дополнительным соглашением № 27 от 12.01.2018 стороны установили ориентировочную стоимость услуг по договору на 2018 год – 22 659 145,35 руб.

Дополнительным соглашением № 34 от 29.12.2018 стороны установили ориентировочную стоимость услуг по договору на 2019 год – 23 987 275,88 руб., на 2020 год – 24 076 791,00 руб., на 2021 год 24 078 315, 21 руб. 

Кроме того, названные соглашения актуализировали объем оказываемых услуг и утверждали тариф на каждый соответствующий год.

Помимо этого, сторонами заключались дополнительные соглашения № 1 от 10.04.2014, № 3 от 31.07.2014, № 7 от 16.04.2015, № 12 от 08.04.2016, № 21 от 14.02.2017, № 30 от 06.07.2018, (и прочие), которые также меняли тариф на оказываемые услуги.  

Увеличение тарифа на 2019 год для филиала ОАО «Генерирующая компания» Казанская ТЭЦ-2 произошло идентично увеличению тарифа на 2019 год для Управления ОАО «Генерирующая компания» и филиала Казанская ТЭЦ-1(до 10%).

Ряд дополнительных соглашений изменяли объем и перечень транспортных средств к договору № Д311-22 от 23.01.2014.

К таковым относятся дополнительные соглашения № 2 от 11.07.2014, № 8 от 07.07.2015, № 14 от 31.05.2016, № 17 от 22.12.2016, № 24 от 03.09.2017, № 26 от 28.12.2017, № 27 от 12.01.2018, № 32 от 13.08.2018.

По состоянию на 29.12.2018 объем представляемых ООО «Энергортнас» транспортных средств по договору № Д311-22 от 23.01.2014 изменился с 18 на 17 единиц. 

  Договор № Д902 от 04.02.2014 (ЛОТ № 4) заключен между филиалом ОАО «Генерирующая компания» санаторий-профилакторий «Балкыш» и ООО «Энерготранс» на период с 01.01.2014 по 31.12.2014, с автоматической пролонгацией, на сумму 8 871 455,36 рублей.

Согласно названному договору ООО «Энерготранс» предоставляет автотранспортные услуги и спецтехнику для ОАО «Генерирующая компания» санаторий-профилакторий «Балкыш». Перечень автомобилей и спецтехники (Приложение № 1 к договору) составляет 7 транспортных средств с соответствующим тарифом к каждому транспортному средству в «рублей/час» и «рублей/км» (приложение № 2 к договору) на 04.02.2014.

Дополнительным соглашением № 7 от 30.12.2017 ООО «Энерготранс» и  ОАО «Генерирующая компания» санаторий-профилакторий «Балкыш» установили ориентировочную стоимость услуг по договору на 2018 год – 7 894 840,63 руб.

Дополнительным соглашением (б/н, без даты) ООО «Энерготранс» и  ОАО «Генерирующая компания» санаторий-профилакторий «Балкыш» установили ориентировочную стоимость услуг по договору на 2019 год – 8 938 032,27 руб., на 2020 год – 8 938 032,27 руб., на 2021 год – 8 938 032,27 руб.

Кроме того, названные соглашения актуализировали объем оказываемых услуг и утверждали тариф на каждый соответствующий год.

Дополнительное соглашение № б/н от 2015 года, № 1 от 21.04.2016,  № 2 от 11.05.2016, № 6 от 28.03.2017, № б/н от 15.05.2018 (и другие) вносят изменение в установленные тарифы. 

Дополнительные соглашения №№ б/н от 01.01.2014 к договору № 902/0172-14  изменяет как объем оказываемых услуг, так и установленный тариф. 

Увеличение тарифа на 2019 год для ОАО «Генерирующая компания» санаторий-профилакторий «Балкыш» произошло аналогично увеличению тарифа на 2019 год для Управления ОАО «Генерирующая компания», филиала Казанская ТЭЦ-1 и филиала Казанская ТЭЦ – 2 (до 10%).

На 2019 год объем представляемых ООО «Энергортнас» транспортных средств по договору № Д311-22 от 23.01.2014 изменился с 7 на 5 единиц.

По результатам закупки по лотам №№ 5, 6, 7, 8, 9 были заключены договоры № 314/06 от 14.01.2014, № 343/10 от 21.01.2014, 2014/Д330/5 от 10.01.2014, Д301/2 от 01.01.2014, 2014/Д378/1/102 от 10.01.2014  между ОАО «Генерирующая компания» и ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис».

  Договор № 314/06 от 14.01.2014 (ЛОТ № 5) заключен между филиалом ОАО «Генерирующая компания» Набережночелнинская ТЭЦ и ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» на период с 01.01.2014 по 31.12.2014, с автоматической пролонгацией, на сумму 50 513 181,79 руб.

Согласно названному договору ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» предоставляет автотранспортные услуги и спецтехнику для филиала ОАО «Генерирующая компания» Набережночелнинская ТЭЦ. Перечень автомобилей и спецтехники (Приложение № 1 к договору) составляет 68 транспортных средств с соответствующим тарифом к каждому транспортному средству в «рублей/час» и «рублей/км» (приложение № 2 к договору) на 14.01.2014.

Дополнительным соглашением № Дс314/06 от 14.01.2016 стороны  внесли дополнения к приложению № 1 договора № 370/340: кран-балка (2 ед.), трал Вольво У413ВН 116 RUS.

Дополнительным соглашением № Дс314/88 от 02.05.2017 стороны  внесли дополнения к приложению № 1 договора № 370/340: кран-балка (2 ед.), трал Вольво У413ВН 116 RUS.

Дополнительным соглашением № Дс314/17 от 26.01.2018 стороны  актуализировали приложение № 1 договора № 370/340. Количество транспортных средств, согласно измененному перечню - 70 ед.

ОАО «Генерирующая компания» и ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» неоднократно изменяли цену договора.

Дополнительным соглашением № Дс314/946 от 29.12.2016 ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» и  филиала ОАО «Генерирующая компания» Набережночелнинская ТЭЦ установили ориентировочную стоимость услуг по договору на 2017 год – 55 609 359,58 руб.

Дополнительным соглашением № Дс314/328 от 26.12.2017 2018 ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» и  филиала ОАО «Генерирующая компания» Набережночелнинская ТЭЦ установили ориентировочную стоимость услуг по договору на 2018 год – 58 425 171руб.

Дополнительным соглашением №Дс314/241 от 11.10.2018  ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» и  филиала ОАО «Генерирующая компания» Набережночелнинская ТЭЦ установили ориентировочную стоимость услуг по договору на 2019 год – 10 317 454,56 руб., на 2020 -  10 317 454,56 руб., на 2021 - 10 317 454,56 руб.

Кроме того, названные соглашения актуализировали объем оказываемых услуг и утверждали тариф на каждый соответствующий год.

Также сторонами неоднократно заключались дополнительные соглашения №Д314/601 от  04.08.2016, № Д314/657 от 09.09.2016, № Д314-864 от 9.12.2016 № Дс314/80 от 12.04.2017,  № Дс 314/88 от 12.04.2017, Дс314/27 от 07.02.2018 (и прочие), которые меняли тариф на оказываемые услуги.

Проанализировав, представленные данные, Инспекция выявила, что к 2019 году тарифы были увеличены от 8 до 10%.

Так, тариф на автомобиль КИА Спектра на 14.01.2014 составлял 322,83руб./час, на 18.12.2018 – 348,81  руб./час (+8%), тариф на автомобиль Volkswagen Passat на 14.01.2014  составил – 443,11 руб./час, на 18.12.2018 – 478,77 руб./час (+8%), тариф на автобус ПАЗ-3205 на 14.01.2014  составил – 374,77 руб./час, на 18.12.2018 – 404,60 руб./час (+9%).

Договор № 343/10 от 21.01.2014 (ЛОТ № 6) заключен между филиалом ОАО «Генерирующая компания» «Елабужская ТЭЦ» и ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» на период с 01.01.2014 по 31.12.2014, с автоматической пролонгацией, на сумму 20 398 136 руб.

Согласно названному договору ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» предоставляет автотранспортные услуги и спецтехнику для филиала ОАО «Генерирующая компания» «Елабужская ТЭЦ». Перечень автомобилей и спецтехники (Приложение № 1 к договору) составляет 17 транспортных средств с соответствующим тарифом к каждому транспортному средству в «рублей/час» и «рублей/км» (приложение № 2 к договору) на 14.01.2014.

Дополнительным соглашением № Дс3/Д343/40 от 19.01.2016 2018 ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» и  филиала ОАО «Генерирующая компания» Елабужская ТЭЦ установили ориентировочную стоимость услуг по  договору на 2016 год – 23 247 639 руб., утвердили список представляемых транспортных средств в размере 18 единиц и актуализировали тарифы на предоставляемые услуги.

Дополнительным соглашением № ДС8/Д343/10 от 16.09.2016 стороны  внесли изменения приложение № 1 договору № 343/10, в результате перечень состоял из 3 транспортных средств: Тойота Камри, Хундай Соната и ПАЗ-32053. Этим же соглашением, была изменена ориентировочная цена договора на 2016 год – 850 000 руб. 

Дополнительными соглашениями Дс6/Д340/10 от 11.05.2016, Дс7/Д340/10 от 19.05.2016  стороны актуализировали тарифы на оказываемые услуги.

Дополнительными соглашениями Дс7/Д340/10 от 19.05.2016  стороны прекратили действие договора с 01.12.2016.

Договор № 2014/Д330/5 от 10.01.2014 (ЛОТ № 7) заключен между филиалом ОАО «Генерирующая компания» Нижнекамская ГЭС и ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» на период с 01.01.2014 по 31.12.2014, с автоматической пролонгацией, на сумму 19 017 191 руб.

Согласно названному договору ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» предоставляет автотранспортные услуги и спецтехнику для филиала ОАО «Генерирующая компания» Нижнекамская ГЭС. Перечень автомобилей и спецтехники (Приложение № 1 к договору) составляет 21 транспортных средств с соответствующим тарифом к каждому транспортному средству в «рублей/час» и «рублей/км» (приложение № 2 к договору) на 10.01.2014.

ОАО «Генерирующая компания» и ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» неоднократно изменяли цену договора.

Дополнительным соглашением № 5 от 29.01.2016 ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» и  филиала ОАО «Генерирующая компания» Нижнекамская ГЭС установили ориентировочную стоимость услуг по договору на 2016 год – 18 853 353,94 руб.

Дополнительным соглашением № 12 от 19.12.2016 ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» и  филиала ОАО «Генерирующая компания» Нижнекамская ГЭС установили ориентировочную стоимость услуг по договору на 2017 год – 22 875 450,52 руб.

Дополнительным соглашением № 18 от 22.12.2017 ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» и  филиала ОАО «Генерирующая компания» Нижнекамская ГЭС установили ориентировочную стоимость услуг по договору на 2018 год – 21 400 697 руб.

Дополнительным соглашением № 24 от 12.12.2018 ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» и  филиала ОАО «Генерирующая компания» Нижнекамская ГЭС установили ориентировочную стоимость услуг по договору на 2019 год – 23 496 154,85 руб., на 2020 - 23 496 154,85 руб., на 2021 - 23 496 154,85 руб.

Кроме того, названные соглашения актуализировали объем оказываемых услуг и утверждали тариф на каждый соответствующий год.

По состоянию на 12.12.2018 ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» предоставляет транспортные средства по договору 2014/Д330/5 от 10.01.2014 в размере 24 единиц, что на 3 единицы больше первоначального перечня.

Дополнительное соглашение № 7 от 05.04.2016 года, № 8 от 01.05.2016,  № 9 от 30.09.2017, и другие (около 18 соглашений) вносят изменение в установленные тарифы. 

Увеличение тарифа на 2019 год для филиала ОАО «Генерирующая компания» Нижнекамская ГЭС произошло аналогично увеличению тарифа на 2019 год для филиала ОАО «Генерирующая компания» Набережночелнинская ТЭЦ (до 10%).

Договор № 301/2 от 01.01.2014 (ЛОТ № 8) заключен между филиалом ОАО «Генерирующая компания» Заинская ГРЭС и ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» на период с 01.01.2014 по 31.12.2014, с автоматической пролонгацией, на сумму 20 398 136 руб.

Согласно названному договору ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» предоставляет автотранспортные услуги и спецтехнику для филиала ОАО «Генерирующая компания» Заинской ГРЭС. Перечень автомобилей и спецтехники (Приложение № 1) составляет 17 транспортных средств с соответствующим тарифом к каждому транспортному средству в «рублей/час» и «рублей/км» (приложение № 2) на 01.01.2014.

Дополнительным соглашением № 2 от 31.12.2015 ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» и  филиала ОАО «Генерирующая компания» Нижнекамские тепловые сети установили ориентировочную стоимость услуг по договору на 2016 год – 41 205 922 руб. Данное соглашение также актуализирует объем оказываемых услуг и утверждает тариф на 2016 год.

После 2016 года изменений условий договора не осуществлялось.

Договор № 2014/Д378/1/102 от 01.01.2014 (ЛОТ № 9) заключен между филиалом ОАО «Генерирующая компания» Нижнекамские тепловые сети и ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» на период с 01.01.2014 по 31.12.2014, с автоматической пролонгацией, на сумму 22 339 447 руб.

Согласно названному договору ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» предоставляет автотранспортные услуги и спецтехнику для филиала ОАО «Генерирующая компания» Нижнекамские тепловые сети. Перечень автомобилей и спецтехники (Приложение № 1 к договору) составляет 31 транспортных средств с соответствующим тарифом к каждому транспортному средству в «рублей/час» и «рублей/км» (приложение № 2 к договору) на 01.01.2014.

Дополнительным соглашением № 2 от 31.12.2015 ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» и  филиала ОАО «Генерирующая компания» Нижнекамские тепловые сети установили ориентировочную стоимость услуг по договору на 2016 год – 26 060 517,58 руб. Данное соглашение также актуализирует объем оказываемых услуг и утверждает тариф на 2016 год.

Дополнительные соглашения №№ 5, 6, 7, 8, 9 к договору  № 2014/Д378/1/102 от 01.01.2014 вносят изменение в установленные тарифы в течении года. 

Более того, Управлением установлено, что между АО «Татэнерго» (филиал Нижнекамские тепловые сети) и АО «ТЭФ «КАМАтранссервис» на основании открытого запроса предложений в электронной форме №2017-оЭ310-у-233-2 (Протокол от 16.12.2016 закупки № 31604440109) заключен так же договор №2017/Д378/8/102 от 21.12.2016 на оказание автотранспортных услуг.

В условиях рассматирваемой закупки аналогично вышеописанной, так же были определены конкретный перечень автомобилей с указанием объема двигателя, комплектации и опций.

Согласно техническому заданию закупки начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет 23 204 631,97 руб. без учета НДС; 27 381 465,72 с учетом НДС.

Условия и сроки оказания услуг с 01.01.2017 по 31.12.2017г.;

Срок исполнения договора заказчиком и подрядчиком (исполнителем) - с 01.01.2017 по 14.02.2018 г.;

Согласно п. 4.1 договора ориентировочная стоимость по договору составляет 27 381 283,05 руб., в том числе НДС 4 176 805,89 руб., изменению в сторону увеличения не подлежит.

Согласно разделу 11 договора «срок действия договора соответствует сроку, заявленному в закупочной документации: с 01.01.2017 по 14.02.2018».

Вместе с тем, между сторонами договора был заключен ряд дополнительных соглашений, а именно:

№ п/п

дата

ориентировочная цена с НДС (если не указано иное)

срок

1

24.01.2017

изменение тарифов

с 01.01.2017

2

22.02.2017

изменение тарифов

с 10.02.2017

3

05.05.2017

изменение тарифов

с 01.04.2017

4

02.06.2017

изменение тарифов

с 01.05.2017

5

14.08.2017

добавление авто

25.05.2017

6

30.01.2018

29 955 066,2

01.01.2018

7

05.03.2018

изменение тарифов

01.02.2018

8

03.05.2018

добавление авто

20.03.2018

9

не указана

изменение тарифов

10.05.2018

10

01.08.2018

изменение тарифов

07.06.2018

11

10.10.2018

на 2019 – 31 487 665,12

01.01.2019

на 2020 – 31 487 665,12

на 2021 – 31 487 665,12

12

16.01.2019

изменение тарифов

01.12.2018

13

не указана

на 2019 – 32 162 537,35

01.01.2019

на 2020 – 32 162 537,35

на 2021- 32 16 253,35

Помимо прочего, из указанных дополнительных соглашений следует, что они систематически заключались после даты, на которую установлено их действие; а соглашения №11 и №13 фактически устанавливают разные условия для одного и того же периода действия, а так же прямо противоречат не только нормам действующего законодательства, но и самому тексту заключенного договора, предусматривающего в п. 4.1 договора невозможность увеличения стоимости договора, а в п. 11.2 предусматривающего возможность пролонгации только на 1 календарный год (тогда как соглашения устанавливают условия на 3 года).

Кроме того, исходя из информации, размещенной в ЕИС в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/documents.html?d-2765352-p=2&regNumber=31604440109) следует, что дополнительные соглашения №6 от 30.01.2018, №11 от 10.10.2018, №13 б/д были размещены в системе только 29.03.2019 (т.е. после получения Требований Инспекции УФАС со стороны АО «Татэнерго»):

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Закона о закупках в течение трех рабочих дней со дня заключения договора, в том числе договора, заключенного заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) товаров, работ, услуг, стоимость которых превышает размеры, установленные частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

В целом рассматриваемые договоры 2014 и 2016 годов, заключены фактически на один и тот же предмет с 2016 года.

Аналогичная ситуация установлена по закупке №31604440131 от 06.12.2016, по итогам проведения которой на аналогичный предмет заключен договор №Д301/736 от 27.12.2016 с АО «ТЭФ «КТС» на ориентировочную сумму 35 359 700,45 руб. без возможности увеличения.

Согласно закупочной документации общий срок выполнения работ (оказания услуг) с 01.01.2017 по 31.12.2017г.; Срок исполнения договора заказчиком и подрядчиком (исполнителем) с 01.01.2017 по 14.02.2018 г.

Вместе с тем, условия рассматриваемого соглашения были изменены:

- дополнительным соглашением №8 от 21.12.2017 установлена ориентировочная сумма договора 42 878 331,85 руб. на 2018 год;

- дополнительным соглашением №13 от 06.08.2018 установлены ориентировочные суммы договора на 2019-2021 годы по 45 290 307,18 руб. в каждом;

- дополнительным соглашением №14 от 14.12.2018 установлены ориентировочные суммы договора на 2019-2021 годы в размере 46 057 939,50 руб. в каждом. Кроме того, в нарушение ч. 2 ст. 4.1 Закона о закупках указанное соглашение было размещено в ЕИС (http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/documents.html?regNumber=31604440131) только 28.03.2019:

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Таким образом, союз «или», используемый в норме части 5 статьи 4 Закона о закупках говорит о том, что изменение нескольких характеристик договора в совокупности (объем, цена, срок) невозможно.

Комиссией установлено, что названные организации имеют историческую юридическую связь: АО «Татэнерго» являлось соучредителем ООО «Энерготранс» до 13.08.2013 года.  В свою очередь, директор ООО «Энерготранс» - <…> – [физическое лицо] в период с 26.12.2016г. (по сведениям ответчиков; по ЕГРЮЛ – с 12.01.2017) по 24.05.2017 (по сведениям ответчиков; по ЕГРЮЛ - до 01.06.2017) являлся руководителем АО «ТЭФ «КАМАтранссервис».

Схема представлена ниже:

На основании изложенного издан приказ Татарстанского УФАС России (исх.№ 01/316-к от 26.07.2019) о возбуждении дела № 016/01/11-1102/2019 по признакам нарушения АО «Татэнерго» (ИНН 1657036630), ООО «Энерготранс» (ИНН 1661010320) и АО «ТЭФ «КАМАтранссервис» (ИНН 1650164262) ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

В ходе рассмотрения дела Ответчики выразили несогласие с вменяемым нарушением, предоставили следующие пояснения по рассматриваемым обстоятельствам.

Письменными пояснениями исх.№015-119-20/910 от 28.08.2019 АО «Татэнерго» сообщило следующее:

«Антимонопольным органом не были учтены следующие обстоятельства:

1. Заключение договоров с контрагентами в январе 2014 года.

В соответствие со ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Так согласно Положению о закупках АО «Татэнерго» (в редакции на 01.01.2014) договоры на оказание услуг по транспорту заключались в форме запроса предложений (п. 2.1.4 положения о закупках).

При проведении закупочной процедуры на площадке в составе закупочной документации был размещен проект Договора, включавший в себя следующее пункты:

-              право Заказчика корректировать количество и технические характеристики представляемого транспорта и изменения тарифа в случае наличия объективных причин для его замены (п.3.3.1 Договора);

-              право сторон пролонгировать срок действия (п.7.2 Договора).

Таким образом, АО «Татэнерго», установив вышеуказанные условия, публично указало в техническом задании и проекте договора на желание выбрать контрагента и заключить договоры на долгосрочную перспективу, что в целом не противоречит ни Закону о закупках, ни Гражданскому кодексу РФ, ни иным нормативным правовым актам.

Более того, данный подход АО «Татэнерго» в полной мере коррелируется с позицией о том, что Заказчик по Закону о закупках самостоятельно вправе опередить свои потребности в товарах, работах, услугах.

С учётом долгосрочного характера деятельности по производству и передаче электрической энергии и регулирования соответствующих цен (затраты учитываются с учётом их экономической обоснованности и выпадающего дохода по итогам предыдущего периода, а с 2015 года прогнозом на долгосрочный период регулирования (не менее 3-х лет), такой подход АО «Татэнерго» не выходит за пределы нормальной хозяйственной деятельности компании.

Также АО «Татэнерго» не установило каких-либо ограничений для потенциальных контрагентов на участие в закупке. Указание же в закупке на конкретные технические характеристики не запрещено Законом о защите конкуренции и не было запрещено на момент проведения Закупок в 2014 году (положение п.6.1 о запрете введено только в 2018 году ФЗ от 31.12.2017 №505), а, следовательно, не является нарушением закона и признаком заключения антиконкурентного соглашения.

В ходе проведения закупочной процедуры в 2013 году были получены заявки по 9 лотам от двух участников. Приложение 1 к проекту договора, в котором по мнению УФАС по РТ были указаны конкретные марки и комплектации закупаемых автотранспортных средств, использовалось в качестве образца для подачи предложений, и фактически формировались из ранее использованных Транспортных средств, которые в полной мере удовлетворяли потребности компании.

Оценка же заявок проводилась в соответствии с пунктом 4.3.1.1 закупочной документации, содержащего требования к участникам - с обязанностью обеспечить наличие достаточного количества и типов транспортных средств. Под типом транспортного средства в соответствие с постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 №19 понимаются транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях. Таким образом, следует, что участникам допускалась изменять техническое задание в части замены транспортных средств на аналоги.

Также по мнению АО «Татэнерго» заявившиеся на закупочную процедуру участники не имели какой-либо взаимосвязи между собой (в материалах антимонопольного дела такие доказательства также отсутствуют), и были обоснованно выбраны победителями соответствующих закупок.

Сам факт участия АО «Татэнерго» в составе одной из компаний участников в прошлом при наличии публичной процедуры закупок не является нарушением норм Закона о защите конкуренции.

В этой связи заключение Договоров по итогам конкурентной процедуры закупок в полном соответствие с требованием Закона о закупках и Положением о закупках не может считаться заключением антиконкурентого соглашения по смыслу ст. 11 Закона о защите конкуренции.

2. Изменение условий заключенных Договоров

Договор порождает обязательства, то есть права и обязанности его сторон (ст.307 ГК РФ), которые возникают с момента его заключения (п. 1 ст. 425 ГК РФ)

ч. 5 ст. 4 Закона о закупках предусматривает, что информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, подлежит размещению в установленном этим Законом порядке, что само по себе подтверждает возможность изменения договора, заключенного в соответствии с Законом о закупках.

В связи с изложенным при заключении и исполнении договора правомерно внесение изменений в договор относительно объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. Внесение иных изменений, изменяющих существенные условия договора, по мнению Департамента, неправомерно.

Учитывая изложенное, если договором, заключенным по итогам закупки, предусмотрено право пролонгации такого договора и при этом в случае пролонгации не изменяются существенные условия договора (за исключением объема, иены закупаемых товаров, работ, услуг и сроков исполнения договора), то продление срока действия договора без проведения повторной закупочной процедуры не противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ. (Письмо Министерство экономического развития РФ от 24.03.2017 №Д28и-1993[1]).

Таким образом, в разъяснениях прямо указано, что внесение изменений в предмет и цену не влияет на возможность пролонгации Договора и не противоречит Закону.

При этом довод Комиссии о том, что в данном случае допустимо изменять только одно из условий при наличии союза «или», полагаем, основан не неверном толковании закона, что подтверждается правоприменительной практикой и разъяснениями органов

Законом о закупках предусмотрено право сторон на изменение договора по определению объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора. Подобные изменения возможны при условии обеспечения информационной открытости таких изменений (указано на допустимость множественных изменений) путем размещения соответствующей информации на официальном сайте в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор. Целью предоставления права изменять договор являются рациональное использование денежных средств и эффективное участие предусмотренных частью 2 статьи 1 Закона о закупках субъектов, а требование о размещении информации соотносится с общим принципом обеспечения гласности и прозрачности закупки.

Изменение условий договора с победителем допускается по основаниям, определенным гражданским законодательством, что само по себе не может свидетельствовать о нарушении требований частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции; недобросовестность действий заказчика и победителя истцом не доказана. ("Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

2.1.        Правомерность совершенной пролонгации Договоров.

Условиям заключенных Договоров прямо была указана возможность пролонгировать сроки их действия.

Реализуя указанное право, стороны при этом не изменили период оказания услуг, а, следовательно, такая позиция в полной мере коррелируется с Законом о закупке и многочисленными разъяснениям Министерства экономического развития РФ (в частности от 10 мая 2017 г. N Д28и-2031[2]), позволяющее реализовывать сторонами изначально предусмотренное в договоре, заключенном по итогам закупок, право на пролонгацию.

Информация о такой пролонгации в полной мере размещалась в Единой информационной системе. Само по себе незначительное[3] нарушение сроков размещения информации о продлении сроков не является нарушением ст. 11 Закона о защите конкуренции и не может свидетельствовать о каком-либо соглашении между сторонами.

Сведения о дополнительных соглашениях размещены по ссылке:

http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/contractInfo.html?regNumber=31300767110# всего 90 записей с начала исполнения договора.

2.2.        Потребность и правовое обоснование изменений количества и технических характеристик транспортных средств

Потребность в автотранспорте при заключении договоров и дополнительных соглашений к ним обуславливается текущей производственной деятельностью компании: доставка вахтового персонала к месту работы, перевозка грузов для эксплуатации и ремонта оборудования, обеспечение аварийно-восстановительных работ на тепловых сетях. Изменения в номенклатуре предоставляемых транспортных средств носили точечный характер, технические характеристики введенного транспорта сопоставимы с характеристиками выведенного транспорта из эксплуатации. К замене подлежал транспорт, требующий значительных затрат на ремонт после аварий, транспорт не обеспечивающий безопасную перевозку персонала и грузов, эксплуатационные затраты на поддержание в работоспособном состоянии становились существенными.

2.3.        Экономическая обоснованность изменения цены

В первоначальном проекте договора, размещенном в составе закупочной документации на обеспечение транспортом в 2014 году, было прямо предусмотрено, что цена по договору является ориентировочной (п.1.1).

Все дополнительные соглашения, влияющие на цену договора, заключены на условиях первоначального договора, а именно в соответствии с п.3.4.2 проекта договора - Стороны имеют право «изменять переменную часть тарифов в случае изменения стоимости горюче-смазочных (далее ГСМ) как в большую, так и в меньшую сторону».

Также проектом договора на закупку была предусмотрена возможность  замены заявленного транспортного средства на транспортное средство, отсутствующего в «Списке автомобилей». Такое изменение оформляется заключением дополнительного соглашения, в котором прописывается в общем порядке:            марка, модель, технические характеристики предоставляемого транспортного средства, а также тариф на его использование.

В 2016 году на электронной торговой площадке проводилась конкурентная закупочная процедура на приобретение транспортных услуг для двух предприятий АО «Татэнерго» - Заинской ГРЭС и Нижнекамских тепловых сетей. Участие приняла только одна организация АО ТЭФ «Каматранссервис», что косвенно свидетельствует о том, что количество организаций способных удовлетворить потребность в транспортном обеспечении АО «Татэнерго» не велико.

С единственным участником закупки по обоим лотам были заключены договоры на транспортное обслуживание.

Таким образом, все заключенные Договоры и дополнительные соглашения к ним не содержат условий об антиконкурентном соглашения с участниками закупки, в материалах дела доказательства сговора, в том числе и косвенных отсутствуют в материалах антимонопольного дела отсутствуют.»

На заседании Комиссии 05 сентября 2019 года представители АО «Татэнерго» изложенную позицию поддержали; указали, что действовали в соответствии с нормами 223-ФЗ и собственного Положения о закупках, что, по их мнению, исключает возможность квалификации рассматриваемых действий как нарушающих Закон о защите конкуренции. По изменению цен на оказываемые услуги и заключению иных соглашений пояснили, что их оформление происходит позднее фактического начала применения ввиду процедуры согласования условий (проверка действительного наличия повышения цен на ГСМ и другое). Указано о несогласии толкования Комиссией положения ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ в части невозможности одновременного изменения нескольких условий договора. Полагают, что союз «или» в указанной норме говорит о необходимости размещения каждого из поименованных в норме изменений в ЕИС, но не об ограничении количества одновременных изменений условий.

Письмом исх.№119-17/332 от 09.10.19 АО «Татэнерго» также пояснило, в частности, следующие обстоятельства в ответ на поставленные Комиссией вопросы:

– «До 2014 года транспортные услуги для АО «Татэнерго» осуществлялись следующими компаниями:

- ООО «ЭнергоТранс» (ИНН 1661010320);

-АО «ТЭФ Каматранссервис» (ИНН 1650164262).

24 июня 2013 года Советом директоров ОАО «Генерирующая компания» было принято Решение о прекращении участия ОАО «Генерирующая компания» в ООО «Энерготранс» в связи осуществлением ООО «Энерготранс» непрофильного вида деятельности, - согласно выписки и ЕГРЮЛ основным видом деятельности в ОАО «Генерирующая компания» являлось «Производство электроэнергии (35.11)», а основным видом деятельности ООО "ЭНЕРГОТРАНС являлась «Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками (52.29)».

Транспортный комплекс имущества ООО «Энерготранс» в состав имущества ОАО «Генерирующая компания» до выхода из состава учредителей ООО «Энерготранс» не входил»

– «Заключение дополнительных соглашений осуществлялось в полном соответствии с условиями основных договоров, допускающих изменение состава транспортных средств (п.3.3.1 Договоров) и переменных частей тарифов, связанных с изменением стоимости ГСМ (п. 3.4.2 Договоров).

Необходимость заключения повторного дополнительного соглашения, изменяющего одни и те же условия на аналогичный период действия договора, а именно изменение стоимости договора с 01.01.2019г., было обусловлено изменением с 01.01.2019г. налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость с 18% до 20 %».

– «Согласно ст.421 Гражданского кодекса РФ стороны свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Таким образом, стороны имеют право включить в договор условие о пролонгации договора, что и было сделано.

Возможность пролонгации договора, с учетом предусмотренных договором условий о возможности изменений состава транспортных средств и переменной части тарифа, способствует эффективному удовлетворению собственных потребностей, в отличие от заключения договора на долгосрочный период, так как, в случае неудовлетворительного исполнения условий договора одной из сторон, имеется возможность не продлевать действие договора на следующий период.

Таким образом, заключение договора с условиями о пролонгации обеспечивает Заказчика дополнительными гарантиями соблюдения его интересов, а также способствует более эффективному удовлетворению хозяйственных потребностей».

– «Заключение договоров №2017/Д378/8/2012 от 21.12.2016, №Д301/736 от 27.12.2016 было связано с проведением конкурентных закупок способом запрос предложений в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" с целью изучение рынка автотранспортных услуг, услуг специальной (строительной) техники и выявления новых участников.

Однако, проведение закупки выявило отсутствие новых контрагентов по вышеуказанным услугам, так как единственным претендентом на участие в запросе предложений, подавшим заявки на участие в запросе предложений, являлся АО «ТЭФ «КТС». 

В связи с этим, на основании протоколов заседания комиссии по оценке и выбору победителя запроса предложений №750636 №2017- оЭ310-р-233-2 №75063 №2017-оЭ310-у-233-1, договоры были заключены с единственным заявившемся участником АО «ТЭФ «КТС».»

Изучив вышеприведенные возражения, Комиссия полагает, что указанные выводы не опровергают фактических обстоятельств, установленных по делу.

1. Довод о том, что право пролонгировать срок действия договора закреплено в самом договоре (п. 7.2), который в указанной части соответствует проекту в составе документации закупки, является необоснованным ввиду того, что по условиям договора пролонгация осуществляется «на следующий год» путем неизъявления воли по его расторжению (т.е. бездействия), тогда как в рассматриваемом случае имело место продление на 3 года путем заключения дополнительного соглашения (т.е. действия), возможность которого не предусмотрена ни закупочной документацией, ни условиями самого договора.

При этом, ссылки ответчиков на то, что продление договора в принципе возможно исходя из норм действующего гражданского законодательства в настоящем случае не обоснованы ввиду того, что для АО «Татэнерго», как субъекта 223-ФЗ, нормы и принципы указанного закона являются специальными по отношению к гражданскому законодательству.

2. Довод о том, что действующее законодательство позволяет одновременно изменять несколько условий договора, основано на ошибочном толковании норм закона и не соотносится с правоприменительной практикой.

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Таким образом, союз «или», используемый в норме части 5 статьи 4 Закона о закупках говорит о том, что изменение нескольких характеристик договора в совокупности (объем, цена, срок) невозможно.

Согласно выводам судов трех инстанций (судебные дела №А07-3718/2016, А65-24864/2018)  изменение объема поставки товара, увеличение стоимости товара и изменение порядка поставки товаров в дополнительных соглашениях по сравнению с указанными характеристиками в договоре поставки является фактически проведением новой закупки товара на совершенно иных условиях без соблюдения требований Закона о закупках.

Кроме того, указанный довод не подтвержден ни закупочной документацией, ни условиями самого договора.

3. Помимо вышеизложенного, для договоров, заключаемых в 2016 году, довод о возможности увеличения цены договора вступает в явное противоречие с условиями такого договора, так как согласно прямому указанию п. 4.1 договора, стоимость по нему «изменению в сторону увеличения не подлежит». Однако, нарушение указанного условия ни один из ответчиков в ходе рассмотрения настоящего дела объяснить не смог.

4. Довод о том, что проводимые изначальные закупки являлись конкурентными, а участники были обоснованно выбраны в качестве победителя, не имеет значения в настоящем случае, так как Комиссия антимонопольного органа не вменяет заказчику нарушение 223-ФЗ при отборе победителя закупки, но говорит о достижении антиконкурентного соглашения, приведшего к ограничению конкуренции не на этапе отбора победителя, но еще на этапе формирования закупочной документации путем указания конкретных марок, моделей и характеристик товара.

5. Довод о том, что проведение закупочной процедуры в 2016 году подтвердило отсутствие альтернативных поставщиков на рынке является необоснованным в силу того, что техническое задание к закупкам 2016 года формировалось по принципу, аналогичному с закупками 2013 года – с указанием конкретных марок, моделей, технических характеристик транспортного средства.

Вместе с тем, изучив материалы дела, Комиссия пришла к выводу о недостаточной совокупности доказательств для констатации того, что рассматриваемые действия стали следствием предварительной договоренности между заказчиком и исполнителями. Соответственно, Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемые преимущества, которые получили ООО «Энерготранс» и АО ТЭФ «КТС» являются самостоятельным волеизъявлением АО «Татэнерго». В связи с изложенным действия АО «Татэнерго» были переквалифицированы Комиссией на ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Для определения товарного рынка необходимо установление его продуктовых границ и географических границ.

При этом в рассматриваемом случае продуктовые границы определены предметом рассматриваемых договоров на предоставление автотранспортных услуг. 

Географические границы совершения нарушения определяются местом заключения и реализации договоров и дополнительных соглашений и определены Республикой Татарстан.

Время совершения нарушения – с 19.12.2013 (время опубликования документации по первоначальной закупке) по настоящее время, так как спорные договоры, в силу заключения дополнительных соглашений, исполняются по настоящее время.

Исходя из сведений, имеющихся в распоряжении Управления, а также анализа общедоступных сведений сети «Интернет», на рассматриваемом товарном рынке, помимо ответчиков, действуют такие хозяйствующие субъекты, как: ООО «ТК «ТрансТрейд-2», ИНН 1648033079; ООО «ЕлАЗ-Транс», ИНН 1646031301; ООО «ГК «Сокол», ИНН 1660240642; ООО «СТА ЛОГИСТИК ЦЕНТР», ИНН 1655340151; ООО «КАРСАР», ИНН 1624004368; ООО "Транзит", ИНН 1611009506; ООО "СД-Сервис", ИНН 1650178635; ООО "ТАМЕРЛАН ТРАНС", ИНН 1645030834; ООО "АВТОСФЕРА", ИНН 1648040943.

Из указанного следует о конкурентности рассматриваемого рынка.

30 января 2020 года АО «Татэнерго» предоставлены возражения на заключение об обстоятельствах дела.

Исходя из указанных возражений Ответчик сообщает о своем согласии с неправомерностью заключения дополнительных соглашений о продлении действий договора на 3 года, однако полагает, что указанные действия надлежит квалифицировать по ст. 7.32.3 КоАП РФ. Аналогичная позиция указана и в отношении нарушения сроков опубликования дополнительных соглашений к закупкам №31604440109 и 31604440131.

Относительно квалификации рассматриваемых действий в качестве нарушающих ч. 1 ст. 17 135-ФЗ Ответчик выразил свое несогласие, указал на непроведение анализа состояния конкуренции на рынке, поддержал ранее высказанную позицию относительно свободы заказчика в формировании предмета закупки и стандартности запрошенных комплектаций автотранспортных средств. Также Ответчиком указано, что всем организациям, указанным в заключении об обстоятельствах дела, было направлено предложение об участии в закупке. Тот факт, что указанные организации не вышли на рассматриваемые торги, опровергает по мнению Общества вывод Комиссии о высокой конкурентности рынка. Кроме того, Ответчик поддержал ранее заявленную позицию о том, что ч. 5 ст. 4 Закона о закупках не содержит запрета на одновременное изменение нескольких поименованных условий договора.

Рассмотрев указанные доводы, Комиссия приходит к выводу о невозможности принятия доводов в части невозможности квалификации действий Общества как нарушающих положение Закона о защите конкуренции, а также в части отсутствия в ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ запрета на одновременное изменение нескольких условий договора ввиду того, что правоприменение, использованное Управлением, подтверждается сложившейся практикой, в том числе Обзором судебной практики по вопросам, связанными с применением Закона о закупках (утв. Президиумом ВС РФ от 16.05.2018), на который ссылается сам ответчик. Доводы Ответчика о возможности пропорционального изменения цены и срока действия договора не основаны на нормах действующего законодательства. Довод ответчика относительно привязки цены договора к конкретному объему услуг Комиссия признает не соответствующим фактическим условиям договора.

Относительно доводов о непроведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке Комиссия приходит к выводу о его несоответствии фактическим обстоятельствам и тексту Заключения, в котором отражены характеристики рассматриваемого рынка.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов Ответчика в части формирования документации закупок, ввиду чего считает в указанной части нарушение неустановленным.

Учитывая изложенное, ранее указанное время начала совершения нарушения подлежит корректировке и будет определяться с ноября 2014 года исходя из заключения первых дополнительных соглашений с одновременным изменением нескольких условий договоров.

Таким образом, Комиссия установила, что заказчик намеренно, несмотря на условия закупочной документации, договоров и требования законодательства, заключил дополнительные соглашения об одновременном изменении цены и срока действия договора.

В случае проведения ежегодно новых закупок, а также установления более объективных технических характеристик товара возникает риск заключения контракта с иными организациями и необходимость совершения дополнительных действий со стороны АО «Таэнерго» по соблюдению принципов информационной открытости проведения закупки с единственным поставщиком,  равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» определяет, что целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии со статьей 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики должны руководствоваться:

1) информационной открытостью закупки;

2) равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевой и экономически эффективным расходованием денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, определено, что Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Исследованные Комиссией обстоятельства противоречат основным целям Федерального закона от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», таким как эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Вышеописанные действия являются антиконкурентными, приводят к ограничению числа участников, имеющих намерение оказать соответствующие услуги, более того отсутствует экономия денежных средств.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурентных торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов  в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Самостоятельные действия хозяйствующих субъектов, не подразумевают предоставления им конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами без каких либо правовых оснований.  

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, Татарстанским УФАС России выявлено следующее.

1. Ни в 2013, ни в 2016 году иные лица на участие в закупке не заявились, что, с учетом широкого круга лиц, действующих на рынке в целом, свидетельствует об ограничении конкуренции. При этом возражения ответчика в указанной части являются необоснованными так как ни одно иное лицо, которому были направлены приглашения для участия, не могло знать, что заключение предлагаемого договора было бы произведено на существенно более длительный период, нежели тот, который указан в документации.

2. Заключив договоры с возможностью их пролонгации только на год, заказчик продлил действие договоров на 3 года путем заключения дополнительных соглашений.

3. При этом, такие соглашения также противоречат положениям  части 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», так как одновременно изменили как условие о сроке, так и о цене договора.

4. Для договоров 2016 года увеличение цены договора также противоречит самому условию договора.

5. Помимо прочего, изменение условий закупок №31604440109 и №31604440131 произведены с нарушениями части 2 статьи 4.1 Закона о закупках в части сроков опубликования дополнительных соглашений к изначальному договору.

Действующее законодательство определяет вину юридического лица (как субъекта административного правонарушения, не обладающего возможностью психического отношения к совершенному противоправному деянию) как наличие у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятии всех зависящих от него мер по их соблюдению. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения норм законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина АО «Татэнерго» выражается в том, что у общества имелась возможность не заключать дополнительные соглашения в обход конкурентных процедур, а заключить новый договор по итогам проведения конкурентных процедур АО «Татэнерго» на принципах добросовестности, открытости, соперничества, однако, ответчик не предпринял мер для соблюдения соответствующих принципов, а направленность действий свидетельствует о намеренном совершении указанного противоправного поведения.

Доказательства, свидетельствующие о принятии АО «Татэнерго» всех зависящих от Общества мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых антимонопольным законодательством предусмотрена ответственность, отсутствуют.

Материалами дела опровергается тот факт, что вменяемое ответчику нарушение антимонопольного законодательства было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России считает вину АО «Татэнерго» в нарушении части 1 статьи 17 Закона  защите конкуренции установленной.        

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 41.1, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать АО «Татэнерго» нарушившим ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в совершении в ходе закупки транспортных услуг действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.  

2. Выдать АО «Татэнерго» предписание об устранении допущенного нарушения.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

4. Основания для принятия иных мер реагирования отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

[1] «О пролонгации договоров при закупках отдельными видами юридических лиц».

[2] «О пролонгации договора при закупках ГУП (МУП)».

[3] по материалам дела пропуск сроков составил не менее 5 месяцев, в отдельных случаях – более года.

Связанные организации

Связанные организации не указаны