Решение №АБ-04/8651 Решение по делу №016/07/3-1089/2020 от 2 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АБ-04/8651 от 02.07.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика АО «ОЭЗ «Иннополис» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 22.112019 г. №113), представителей заявителя ООО СТК «Астория» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 11.06.2020 г. №б/н), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 25.06.2020 г. №б/н), рассмотрев жалобу ООО СТК «Астория» (вх. №8567/ж от 19.06.2020 г.) на действия заказчика АО «ОЭЗ «Иннополис» при проведении закупки №32009158605 на предмет: «Выполнение работ по обустройству интерьеров и монтажу инженерных коммуникаций «Демо-зала» АДЦ им. А.С. Попова»,

У С Т А Н О В И Л А:

Изменение извещения о проведении конкурса в электронной форме №32009158605 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 29.05.2020 года.

Заказчик – Акционерное общество «Особая экономическая зона «Иннополис».

Начальная (максимальная) цена контракта – 14 043 910,47 рублей.

Дата начала срока подачи заявок   18.05.2020

Дата и время окончания подачи заявок    08.06.2020 в 10:00

Дата подведения итогов 10.06.2020

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушением норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные и устные пояснения, а также документацию по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «ОЭЗ «ИННОПОЛИС» (далее – Положение), утвержденным решением Совета директоров ОАО «ОЭЗ «Иннополис» от 17.07.2013г. (Протокол №03-2013 от 19.07.2013).

Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 N 925  установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N925  установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).

В соответствии с пунктом 2 Постановления при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Пунктом 6 Постановления установлено, что приоритет не предоставляется в случаях, если:

а) закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;

б) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;

в) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;

г) в заявке на участие в закупке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;

д) в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

Пунктом 7.4.1 конкурсной документации заказчиком указано, что во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемых, оказываемых иностранными лицами» (далее – Постановление № 925) устанавливается приоритет (см. п. 29 Раздела II настоящей документации).

Оценка допущенных заявок на участие в закупке, которые содержат предложения об оказании услуг российскими лицами, по критерию «Цена договора» производится по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Особенности предоставления приоритета:

Необходимо указание (декларирование) участником закупки в Пояснительной записке о функциональных, качественных и количественных характеристиках товара (Форма № 1 к конкурсной документации) наименования страны происхождения поставляемых товаров. В случае, если участник закупки не указал страну происхождения товара, то оценка такой заявки будет производиться без применения приоритета, то есть как заявка, содержащая предложение о поставке иностранных товаров. В случае, если заказчик выявит, что участник закупки предоставил недостоверные сведения о стране происхождения товара, то заявка на участие в закупке такого участника будет отклонена.

Приоритет не предоставляется:

а) в случаях, если закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки (одна допущенная заявка);

б) в случаях, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения;

в) в случаях, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения;

г) в случаях, если в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров российского происхождения, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров.

Приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.

Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, умноженных на их значимость. Значимость критериев определяется в процентах. Сумма значимостей критериев оценки составляет 100 процентов.

Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения договора производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер.

В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора (с учетом положений Постановления № 925) и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Порядок оценки заявок на участие в конкурсе, установленный в документации о закупке также применяется при подведении итогов переторжки.

 Согласно доводам заявителя, при оценке и сопоставлении заявок участников заказчиком не применен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 N 925.

В своей заявке ООО СТК «Астория» указала на использования товара российского происхождения.

Согласно пояснениям заказчика, в соответствии с подпунктом «в» п. 6 Постановления N 925 приоритет не предоставляется в случаях, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.

П. 2 Раздела II «Информационная карта конкурса» конкурсной документации установлено, что предметом закупки является выполнение работ по обустройству интерьеров и монтажу инженерных коммуникаций «Демозала» АДЦ им. А.С. Попова.

Так как участники закупки ООО «Стройстандарт» и ООО СТК «Астория» являются российскими юридическими лицами, Заказчиком при проведении процедуры оценки и сопоставлении заявок по критерию «Цена договора»  (см. Протокол оценки и сопоставления заявок от 10.06.2020 года) приоритет не предоставлялся.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.

Согласно разделу VI начальная (максимальная) цена договора определена локальным сметным расчетом Заказчика и составляет:

 

№ п/п

Наименование объектов, видов работ

Стоимость (руб. с НДС)

 
 
 
 

1

Общестроительные работы

9 356 330,09

 

2

Система электроснабжения

1 059 943,57

 

3

Система отопления, вентиляции и кондиционирования

3 329 943,49

 

4

Системы безопасности и слабых токов

297 693,32

 

 

Всего стоимость Работ по Договору с НДС (20%)

14 043 910,47

 

 

В том числе НДС -20%

2 340 651,75

 

 

Таким образом, общестроительный работы составляют большую часть затрат подрядчика. Стоимость товаров, поставляемых заказчику (которые ставятся на баланс предприятия) и предусмотренных техническими требованиями (напр., кондиционеры, люстры, светильники) составляют менее 50% от общей цены контракта.

Заявка ООО «Стройстандарт» не содержит указания на страну происхождения товаров, используемых при выполнении работ, в том числе поставляемых заказчику (напр., кондиционеры, люстры, светильники). Таким образом, согласно п. 7.1.4 документации если участник закупки не указал страну происхождения товара, то оценка такой заявки производиться без применения приоритета, то есть как заявка, содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

Заявке ООО СТК «Астория» содержит указание использование товаров российского происхождения.

Следовательно,  в заявках на участие ООО  СТК «Астория» и ООО «Стройстандарт» содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения в заявке ООО СТК «Астория», стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг (так как стоимость товаров поставляемых заказчику составляет менее 50% от общей цены контракта согласно пункту г части 6 Постановления от 16.009.2016г. №925).

Участники ООО «Стройстандарт» и ООО СТК «Астория» в соответствии с выписками из единого государственного реестра юридических лиц являются российскими организациями.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае не применяется приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 г. № 925.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО СТК «Астория» (вх. №8567/ж от 19.06.2020 г.) на действия заказчика АО «ОЭЗ «Иннополис» при проведении закупки №32009158605 на предмет: «Выполнение работ по обустройству интерьеров и монтажу инженерных коммуникаций «Демо-зала» АДЦ им. А.С. Попова», необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны