Решение №04-04/5869 Решение по делу №016/07/3-727/2022 от 5 мая 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №04-04/5869 от 05.05.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителя заказчика АО "ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО" – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ООО «Феррлайн» - <…> – [должностное лицо], рассмотрев посредством видеоконференции жалобу ООО «Феррлайн» (вх.№5254/ж от 18.04.2022 г., 5449 от 21.04.2022 г.) на действия АО "ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО" при проведении закупки №32211289766 на предмет: «Поставка моющих средств»,
У С Т А Н О В И Л А:
Дата размещения текущей редакции извещения о проведении закупки №32211289766 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 06.04.2022г.
Начальная (максимальная) цена договора – 1 579 670 рублей.
Способ размещения закупки - Запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупках Акционерного Общества "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" (далее – Положение о закупке), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Относительно довода заявителя о необоснованном отклонении заявки.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с протоколом рассмотрения, оценки и подведения итогов заявок №32211289766-01 от 13.04.2022г. заявка заявителя (№337014) была отклонена Заказчиком по следующему основанию:
«В соответствии с пунктом 8.7 Раздела I извещения о проведении запроса котировок в электронной форме комиссия отклоняет заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме: 1.Участник не предоставил документ согласно подпункту 2 пункта 6.3.3. Раздела I, извещения о проведении запроса котировок».
Подпунктом 2 пункта 6.3.3. раздела I извещения Заказчиком было установлено следующее требование:
«6.3. В составе заявки должны быть:
6.3.3. Перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям:
Для юридических лиц:
2. идентификационный номер налогоплательщика участника закупки или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица)…».
В ходе анализа заявки заявителя установлено, что в составе заявки участником был представлен файл «сведения об участнике», в котором был указан как ИНН общества (7718973344), так и руководителя организации (774305607496).
Согласно представленным пояснениям Заказчика в составе заявки необходимо было представление самого свидетельства ИНН организации.
Комиссия отмечает, что закупочная документация Заказчика не содержала прямого требования о предоставлении свидетельства ИНН в составе заявки.
Участником были указаны сведения об ИНН исходя из установленных требований документации.
Кроме того, в составе заявки заявителя имелись иные учредительные документы (Выписка из ЕГРЮЛ, Выписка из реестра СМП) содержащие также сведения об ИНН, и являющиеся достаточными для достоверной идентификации и проверки сведений об участнике закупки.
Заказчиком не были разъяснены и изложены объективные основания и причины необходимости представления свидетельства ИНН в составе заявки.
В рассматриваемом случае действия Заказчика при отклонении заявки заявителя по указанному основанию являются формальными и несут за собой никаких объективных, существенных последствий.
Действия Заказчика при отклонении заявки заявителя нарушают требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, учитывая отсутствие установления прямого требования о предоставлении свидетельства ИНН в документации.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.
Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
С учетом выявленных нарушений, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства о закупках.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО «Феррлайн» (вх.№5254/ж от 18.04.2022 г., 5449 от 21.04.2022 г.) на действия АО "ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО" при проведении закупки №32211289766 на предмет: «Поставка моющих средств» обоснованной.
Признать заказчика АО "ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО" нарушившим требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |