Решение №АЯ-04/6558 РЕШЕНИЕ по делу № 016/07/3-781/2022 от 19 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/6558 от 19.05.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ПАО "ТАТТЕЛЕКОМ" – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ООО «ГК ЛИТИОН» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «ГК ЛИТИОН» (вх. №6237 от 11.05.2022 г., вх.№5913/ж от 29.04.2022 г.) на действия заказчика ПАО "ТАТТЕЛЕКОМ" при проведении закупки №32211329619 на предмет: «СП-110 Поставка аккумуляторов»

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения текущей редакции извещения о проведении закупки №32211329619 в Единой информационной системе - 27.04.2022 года.

Способ проведения закупки - сопоставление коммерческих предложений в электронной форме.

Объект закупки - СП-110 Поставка аккумуляторов, лот №1 Поставка аккумуляторов емкостью 50-250Ач.

Начальная (максимальная) цена договора по лоту №1— 468631.86 $ руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил на Заседании Комиссии устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке "Таттелеком" (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неправомерности установления критерия по лоту №1 о предоставлении образцов ПО.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 4.1.4 информационной карты закупочной документации Заказчиком был установлен один из критериев оценки и сопоставления заявок по лоту №1, опреваемый заявителем:

 

4.1.4.

Предоставление образцов (ПО)

ПО=20 баллов, если Поставщик предоставил образец:

ПО=10 баллов-  аккумуляторы емкостью 70Ач не менее 5 шт.

ПО=10 баллов- аккумуляторы емкостью 250Ач не менее 5 шт.

ПО=0 баллов, если Поставщик не предоставил образец.

 

По мнению заявителя, оценка по критерию необходимости предоставления образцов аккумуляторов не имеет логического и объективного практического смысла проведения закупки, учитывая, что предметом договора является сама по себе поставка определенных аккумуляторных батарей и при входном контроле оборудования при поставке товара со стороны Заказчика в любом случае будет проводиться проверка технических характеристик АБ. Указанное указывает на нецелесообразность установления такого критерия.

Согласно представленным пояснениям Заказчика установленные требования к участникам не являются обязательными и носят исключительно оценочный характер. В случае невозможности предоставления образцов участнику присваиваются 0 баллов, при этом заявка участника не отклоняется. Установление критерия о предоставлении образцов обуславливалось необходимостью обеспечения защиты собственных интересов в части возможности проверки заявленных участником характеристик товара, защиты от недобросовестных поставщиков.

Согласно представленным пояснениям представителей Заказчика оценка на соответствие качества товара будет производиться в лабораториях. На этапе проведения закупки Заказчик при осуществлении дозапроса участникам при необходимости может выявить несоответствие предлагаемого к поставке товара требованиям документации. В указанной ситуации Заказчик отклоняет заявку такого участника, а в случае не представления образцов по критерию заявке будет присвоено 0 баллов.

Комиссия Татарстанское УФАС России по результатам анализа приходит к следующим выводам.

В целях расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны закупочной комиссии в целях определения победителя проводимой закупки.

В этой связи, в закупочной документации должны быть раскрыты сведения о порядке формирования и подачи заявок, разрешения вопроса об их соответствии закупочной документации, порядке определения победителя закупки (с указанием всех осуществляемых закупочной комиссией в этих целях действий, включая сведения о порядке присвоения заявкам балльных оценок в случае их сопоставления по набранным баллам), а также о порядке заключения договора по результатам проведенной закупки.

Обратное неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны заказчиков, стремящихся, используя несовершенство действующего законодательства, заключить договоры именно с заранее определенными лицами.

Критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников закупки, поскольку их наличие является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае установленный порядок оценки заявок (предоставление образцов) не позволяют выявить наилучшее предложение условий исполнения договора, оставляют оценку заявок на субъективное усмотрение Комиссии, учитывая, в том числе, и то обстоятельство, что в закупочной документации всесторонне не определено каким образом комиссия Заказчика оценит указанное предложение участника закупки с точки зрения наибольшей эффективности и достижения наилучшего результата.

Более того, из содержания технического задания следует необходимость поставки по лоту №1 5 видов аккумуляторов, тогда как предоставление образцов со слов представителей Заказчика в ходе заседания Комиссии обязательно только по 2-м видам аккумуляторов, которые необходимо поставить в большем объеме.

Следовательно, наличие указанного критерия не позволяет сделать вывод о возможности обезопасить Заказчика от рисков поставки некачественной продукции, а лишь создает дополнительные препятствия потенциальным участникам и может привести к созданию преимущественных условий для определённых субъектов.

Согласно представленным пояснениям представителей Заказчика необходимость предоставления образцов в количестве не менее 5 шт., обуславливалась тем, что работа оборудования была бы возможна лишь при таком количестве аккумуляторов одновременно. При этом, важно отметить, что фактически поставляться будут аккумуляторы, идентичные между собой по характеристикам. Оценка на соответствие поставляемого товара техническому заданию со слов представителей Заказчика будет осуществляться в лабораториях. С учетом изложенного, для проверки соответствия качества товара достаточно предоставление и 1 образца аккумулятора.

Кроме того, необходимо отметить и то обстоятельство, что согласно установленным условиям договора поставляемый товар должен быть новым, произведенным не ранее 2 квартала 2022 года, тогда как со слов представителей Заказчика к образцам требование в части срока их выпуска не установлено. Следовательно, образцы можно предложить любой даты производства. Указанное позволяет сделать вывод о том, что представляемые образцы не обязательно могут быть товаром, требуемым к поставке, соответственно, в рассматриваемом случае установлением такого критерия Заказчик также не сможет обеспечить безопасность поставки качественного товара, следовательно, объективность установления данного требования отсутствует.

Разработанный таким образом порядок оценки не дает возможность участникам закупки, претендующим на заключение договора, подготовить предложение в аспекте получения по нему объективно предсказуемого количества баллов. Установление критерия подобным образом может повлечь присвоение баллов в произвольном порядке, исходя из субъективной оценки членов комиссии заказчика, следствием чего может явиться неверное определение исполнителя по договору и привести к неэффективности осуществленной закупки.

Таким образом, изучив установленные требования к участникам закупки, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что порядок оценки заявок по предоставлению образцов в закупочной документации не повлияет на качество поставляемой продукции.

Следовательно, критерий является не объективным.

На основании изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

Заказчиком нарушены требования пунктов 2, 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства по лоту №1.

Относительно довода заявителя о неправомерности установления срока предоставления образцов до 04.05.2022г.

Согласно пункту 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).

Согласно пункту 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).

Информационной картой закупочной документации был установлен следующий срок предоставления образцов при подаче заявок:

 

10.4

Период предоставления образцов

С момента публикации закупки до 04.05.2022 10:00 по московскому времени.

Согласно п.14.2.1 Положения при проведении сопоставления коммерческих предложений в электронной форме заказчик за 5 дней до дня проведения такого сопоставления коммерческих предложений размещает извещение о проведении сопоставления коммерческих предложений в электронной форме и документацию о проведении сопоставления коммерческих предложений, проект договора в единой информационной системе и/или на ЭТП. Днем сопоставления коммерческих предложений является день окончания подачи коммерческих предложений участниками закупки.

В соответствии с п. 14.2.4. Положения в случае внесения изменений в извещение о проведении сопоставления коммерческих предложений, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной и/или на ЭТП системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее двух дней.

Первоначально извещение о проведении сопоставления коммерческих предложений в электронной форме был размещено 20.04.2022г.

В первоначальной редакции извещения были установлены следующие сроки начала и окончания подачи заявок:

 

Дата начала подачи заявок, предоставления разъяснений документации

20.04.2022

Дата окончания подачи заявок

28.04.2022 в 09:00 по московскому времени

Период предоставления образцов

С момента публикации закупки до 28.04.2022 09:00 по московскому времени.

 

            26.04.2022г. Заказчиком были внесены изменения в закупочную документацию и размещена действующая редакция извещения в ЕИС 27.04.2022.

            В действующей редакции извещения были установлены следующие сроки окончания подачи заявок:

           

Дата окончания подачи заявок

04.05.2022 в 10:00 по московскому времени

Период предоставления образцов

С момента публикации закупки до 04.05.2022 10:00 по московскому времени.

 

            Таким образом, срок окончания подачи заявок был продлен и был установлен в соответствии с п. 14.2.4. Положения.

            Срок предоставления образцов был установлен в соответствии с установленным сроком окончания подачи заявок, что не противоречит требованиям закупочной документации и действующего законодательства о закупках.

            Довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя о неправомерности установления требования о производстве оборудования, подлежащего поставке, не ранее 2 квартала 2022 года и не бывшего в эксплуатации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Пунктом 3.3 Проекта договора заказчиком было установлено следующее требование, оспариваемое заявителем:

«Товар должен по качеству соответствовать стандартам, техническим условиям и требованиям Договора и действующего законодательства Российской Федерации, что при необходимости подтверждается Поставщиком документами установленной формы. Товар должен быть допущен к использованию на территории РФ. Поставляемый Товар должен быть новым, произведенным не ранее 2 квартала 2022 года и не бывшим в эксплуатации».

В рамках требований закона о закупках заказчик вправе любым, не противоречащим законодательству способом обеспечить получение товаров, работ, услуг с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также обеспечить эффективное использование денежных средств.

Из установленных требований в проекте договора следует, что необходимость поставки товара, произведенного не ранее 2 квартала 2022 года, применяется к победителю закупки после заключения договора.

Кроме того, у победителя имеется достаточный срок (180 календарных дней) после заключения договора для возможности поставки надлежащего товара.

Заказчик при установлении данных требований руководствовался необходимостью обеспечения защиты собственных интересов, защиты от недобросовестных поставщиков, контроля за целевым использованием денежных средств и обоснованностью осуществления расходов по договору.

Кроме того, на участие в закупке были направлены заявки от 6-ти участников, что подтверждает возможность исполнения условий договора.

Комиссия отмечает, что установленное условие о поставке товара не ранее 2 квартала 2022 года никак не влияет на допуск/отклонение участников закупки, не является оценочным критерием, а также обязательным на этапе подачи заявок.

Установленное требование регулирует отношения, возникающие впоследствии между победителем (поставщиком) и заказчиком.

Все участники находятся в равных условиях и при подаче заявок соглашаются/ не соглашаются с устанавливаемыми условиями заказчика.

Следовательно, вышеуказанное не свидетельствует об ограничении заказчиком конкуренции при проведении закупки.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о признании довода заявителя необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «ГК ЛИТИОН» (вх. №6237 от 11.05.2022г., вх.№5913/ж от 29.04.2022г.) на действия заказчика ПАО «ТАТТЕЛЕКОМ» при проведении закупки №32211329619 на предмет: «СП-110 Поставка аккумуляторов» обоснованной частично по доводу 1.

Признать заказчика ПАО «ТАТТЕЛЕКОМ» нарушившим требования пунктов 2, 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заказчику ПАО «ТАТТЕЛЕКОМ» выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства по лоту №1.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны