Решение №АЯ-04/456 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-2483/2021 от 17 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/456  от 17.01.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ФКП «КГКПЗ» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ООО «Водовоз Сервис» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу ООО «Водовоз Сервис» (вх. №17285/ж от 27.12.2021 г.) на действия ФКП "КПЗ" при проведении закупки №32110876838 на предмет: «Оказание услуг по гидродинамической и механической прочистке производственной канализации»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении закупки №32110876838 размещено в Единой информационной системе 29.11.2021 года.

Способ проведения закупки:          Аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Заказчик –     ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАЗЕННЫЙ ПОРОХОВОЙ ЗАВОД".

Начальная (максимальная) цена контракта —    700 000,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства, а именно, заявка участника была неправомерно отклонена ввиду необоснованного описания объекта закупки, а именно, отсутствия указания в техническом задании перечня работ, предусматривающих их лицензирование.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАЗЕННЫЙ ПОРОХОВОЙ ЗАВОД» (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пунктам 2, 9, 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к участникам такой закупки;

- описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1.10.1 Положения Единая комиссия отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:

1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 1.9.1 настоящего Положения;

2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;

3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;

4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

В соответствии с пунктом 26.3 документации заявка на участие в аукционе признается несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, определенных требованиями ко вторым частям заявок; несоответствия представленных документов и информации требованиям документации об аукционе, а также наличия в представленных документах недостоверных сведений об участнике закупки на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

2) несоответствия участника закупки требованиям, установленным пунктом 4.2. Положения о закупке (пунктом 5 документации об аукционе).

В соответствии с протоколом № 32110876838-2 подведения итогов аукциона в электронной форме заявка заявителя (№303864) была признана несоответствующей требованиям документации по следующему основанию:

- во второй части заявки участника отсутствует требуемый в соответствии с пп.3 п. 7.2. документации документ, подтверждающий соответствие участника закупки обязательным требованиям, установленным заказчиком в пункте 5.1. документации: - лицензия на сбор и транспортировку отходов 3–4 класса опасности, В соответствии с требованиями ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 – 4 классов опасности»). В заявке представлена лицензия только на транспортирование отходов IV класса опасности.

Пунктом 5.2 аукционной документации было установлено дополнительные квалификационные требования к участникам закупки о наличии лицензии на сбор и транспортировку отходов 3 –4 класса опасности, В соответствии с требованиями ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 – 4 классов опасности»).

В соответствии с пп. 3 п. 7.2 аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, если в документации установлены квалификационные требования к участникам закупки (в соответствии с пунктом 5.2. документации).

В ходе анализа заявки заявителя установлено, что участником в составе заявки была представлена лицензия на транспортирование отходов IV класса опасности, что не соответствовало требованиям пункта 5.2 аукционной документации.

По мнению заявителя, Заказчик неправомерно установил требование о наличии лицензии на сбор и транспортировку отходов 3 –4 класса опасности, поскольку в описании объекта закупки не отражен перечень работ, предусматривающий сбор и вывоз отходов.

Согласно пункту 30 част 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" утвержден порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами).

В ходе анализа установлено, что техническое задание аукционной документации содержит следующие условия выполнения работ:

«Услуги по гидродинамической и механической прочистке производственной канализации оказываются по письменной заявке Заказчика. Заявка содержит информацию о месте (объект), виде спецтехники, времени подачи и объеме оказываемых услуг. Заявка направляется Исполнителю не менее чем за 24 часа до начала оказания услуг посредством факсимильной или электронной связи.

Минимальное время работы по одной заявке – 4 часа.

Исполнитель собственными силами и средствами, согласно заявке Заказчика доставляет спецтехнику и оказывает услуги. Время необходимое для доставки спецтехники на объект Заказчика не включается в объем оказанных услуг.

 

Требования к специализированной технике Исполнителя для проведения работ:

Наименование

Конкретные показатели используемого оборудования, соответствующие значениям, установленным документацией

Гидродинамическая установка для промывки труб

Производительность установки: не менее 85 лит/мин.

Диаметр очищаемой трубы: от 150 мм и до 600 мм

Длина рукава: от 80 м.

Необходимые насадки для прочистки: конусовидная, корнерез, гранатообразная.

Бензиновая прочистная механическая машина

Мощность двигателя: не менее 4.8 кВт

Максимальная рабочая длина со стержнем: не менее 60 м.

Рабочая область с диаметром: от 100 до 600 мм

Комплект насадок с корнерезами-наличие

Газоанализатор    

Измерение уровня концентрации газов: О2, СО, H2S

(с результатами последней поверки)

Телеинспекционная установка для обследования трубопровода

Диаметр исследуемой трубы от 100 до 600 мм с роликовыми центраторами и возможностью записи на флэш-карту.

 

Транспортное средство и оборудование, должно находиться в исправном состоянии, отвечать требованиям, предъявляемым к эксплуатируемым транспортным средствам данных типов и оборудованию.

В случае технической неисправности Транспортного средства или оборудования Исполнитель предпринимает все меры по ее устранению либо предоставляет на замену аналогичный транспорт с соответствующими техническими характеристиками и дополнительным оборудованием в течение 1 часа. Ремонт на территории предприятия не допускается.

Исполнитель несёт полную материальную ответственность за причинённый ущерб Заказчику или третьим лицам в ходе оказания услуг.

Ответственность за вред, причиненный третьим лицам спецтехникой, предоставленной Заказчику, несет Исполнитель.

Исполнитель обязан обеспечить выполнение на территории предприятия Заказчика необходимых мероприятий по технике безопасности, охране окружающей среды, зелёных насаждений и земли во время проведения работ. Исполнитель за счет собственных средств обеспечивает себя и несет ответственность за применение спецодежды и средств индивидуальной защиты в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством РФ, нормами и правилам, действующими на предприятии Заказчика.

Требования при оказании услуг:

1.Выполнение нормативных мероприятий, регламентированных действующим законодательством РФ.

2. Организация услуг должна обеспечивать целенаправленность всех организационных, технических и технологических решений на достижение конечного результата - уборки с необходимым качеством и в установленные сроки.

3. Исполнитель должен выполнять требования, предъявляемые Заказчиком при осуществлении контроля, за ходом выполнения и качества услуг.

4. Качество применяемых материалов должно соответствовать государственным стандартам и подтверждаться сертификатами.

5. Отключение существующих инженерных систем, сетей или отдельных их участков могут производиться только по предварительному согласованию с Заказчиком».

Согласно представленным пояснениям Заказчика при выполнении работ в рамках оказания услуг по гидродинамической и механической прочистке производственной канализации в составе промышленных канализационных отходов присутствуют и выделяются отходы производства спецхимии, включающие осадки нейтрализации кислотно-щелочных и спиртовых стоков, бензомаслосодержащие отходы, относящиеся к отходам 3 класса опасности.

Согласно технологии выполнения работ и принципам работы специализированных каналопромывочных машин прочистка трубопроводов от засора происходит под напором воды, подаваемой под давлением через шланги. Вымытый мусор и иловые отложения из трубопровода с помощью шлангов и насосов каналопромывочной машины должны извлекаться Исполнителем из канализационного колодца, транспортироваться и утилизироваться в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Из пояснений Заказчика следовало, что в рассматриваемом случае отсутствие установления требования о наличии соответствующей лицензии на сбор и вывоз отходов может повлечь нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Вместе с тем, в техническом задании аукционной документации отсутствовали работы, подлежащие лицензированию.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Предметом закупки было определено оказание услуг по гидродинамической и механической прочистке производственной канализации, не являющихся лицензируемыми видами деятельности, в связи с чем установленное требование о наличии лицензии по сбору и вывозу отходов было осуществлено неправомерно.

В рассматриваемом случае отсутствие описания полного перечня работ в рамках объекта закупки не отвечает требованиям объективного описания предмета закупки, что как следствие ввело в заблуждение участника закупки при подаче заявке.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам анализа приходит к следующим выводам.

Документацией о закупке Заказчиком было установлено требование к участникам о представлении соответствующей лицензии на сбор и транспортировку отходов 3 –4 класса опасности в составе заявки.

Пунктом 1.10.1 Положения ФКП «КГКПЗ», пунктом 26.3 аукционной документации были определены основания, по которым заявка участника не допускается к участию в закупке.

Подавая заявку на участие в закупке, заявитель выразил согласие на участие в конкурентном отборе со всеми условиями, установленными документацией.

Таким образом, учитывая несоответствие поданной заявки требованиям аукционной документации, действия Заказчика при отклонении заявки участника не выходят за рамки требований Положения ФКП «КГКПЗ» и отклонение было осуществлено в соответствии с аукционной документацией.

Вместе с тем, при описании объекта закупки Заказчиком были не соблюдены требования пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках,

так как техническое задание аукционной документации не содержало перечень работ, подлежащих лицензированию.

С учетом изложенного, Заказчиком были нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Довод заявителя признан обоснованным частично в части установления требования о наличии лицензии на сбор и транспортировку отходов 3 –4 класса опасности в рамках оказания услуг по гидродинамической и механической прочистке производственной канализации.

Учитывая, что ценовое предложение заявителя было на последнем месте, что в конечном итоге не повлияет на результаты определения поставщика, Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Водовоз Сервис» (вх. №17285/ж от 27.12.2021г.) на действия ФКП "КПЗ" при проведении закупки №32110876838 на предмет: «Оказание услуг по гидродинамической и механической прочистке производственной канализации» обоснованной частично в части установления требования о наличии лицензии на сбор и транспортировку отходов 3 –4 класса опасности в рамках оказания услуг по гидродинамической и механической прочистке производственной канализации.

Признать Заказчика ФКП "КПЗ" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 15 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны