Решение №АЯ-04/242 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-2481/2021 от 12 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-04/242  от 12.01.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ООО "РТ-ИНФОРМ" -  <…> – [должностное лицо] (доверенность №567 от 23.12.2021г.), в присутствии представителя заявителя ООО «Айтифорс» - <…> – [должностное лицо], третьего лица АО «НПО Радиоэлектроника» им. В.И. Шимко – <…> – [должностное лицо] (доверенность №85 от 26.12.2020 г.) рассмотрев жалобу ООО «Айтифорс» (вх. № 16793/ж от 17.12.2021г.) на действия Заказчика - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РТ-ИНФОРМ" при проведении закупки № 32110930338 на предмет: 1179-2021-00294. Поставка системных комплектов и мониторов,

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения текущей редакции извещения о проведении закупки №32110930338 в Единой информационной системе – 10.12.2021 года.

Способ проведения закупки - Запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Объект закупки - «1179-2021-00294. Поставка системных комплектов и мониторов»

Заказчик –     ООО "РТ-ИНФОРМ".

Начальная (максимальная) цена договора — 5 846 472,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно доводам жалобы заявителя, заказчиком в закупочной документации установлен к поставке конкретный товар, без возможности поставки эквивалента.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Единым Положением о закупке Государственной корпорации "Ростех" (далее – Положение), от 16.08.2021 г., а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий, а именно:

- описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с положениями части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно пункту 10.3.1 Положения Требования к продукции устанавливаются инициатором закупки на основе реальных потребностей, исходя из необходимости своевременного и полного удовлетворения таких потребностей путем приобретения продукции с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в требуемом объеме.

Исходя из пункта 10.3.2. Положения        Требования к продукции представляют собой показатели, характеристики, свойства продукции, имеющие практическую ценность для заказчика в рамках удовлетворения существующей потребности, и могут включать в себя технические, функциональные (потребительские), качественные, количественные, эксплуатационные и иные характеристики продукции.

Согласно п. 6.6.8 Положения Под внутригрупповой закупкой у единственного поставщика понимается неконкурентный способ закупки, при котором заключение договора с конкретным поставщиком (Корпорацией или организацией, входящей в структуру Корпорации) вызвано наличием у такого поставщика внутренней компетенции, позволяющей удовлетворить потребности заказчика в поставке продукции.

В соответствии с приложением №2 к извещению «Требования к продукции» заказчиком установлены следующие характеристики закупаемого товара:

№ п/п

Наименование

Требования к продукции

Гарантийный срок, мес.

Кол-во, шт.

1

СИСТЕМНЫЙ КОМПЛЕКТ ARBYTE QUINT MD4-H470/ iH470/ i5-10400/ 92x92x25/ 8_DDR4_21300/ 2,5_256_SATA_SSD/ Quint (без блока питания)/ 500W ATX/ Кабель питания внешний

Форм фактор – Midi tower

Процессор- I5-10400

Объем оперативной памяти – 8ГБ

Частота памяти -2666МГц

Объем SSD – 256GB

Блок питания -  500ВТ

 

 

60

 

100

 

2

Монитор Philips 27" 273V7QSB/00 1920x1080 IPS LED 16:9 8ms VGA DVI-D 10M:1 178/178 250cd

Диагональ – 27”

Разрешение – 1920x1080FHD

Тип Матрицы – IPS

Яркость – 250 кд/м2

Контрастность – 1000:1

Углы обзора – 178/178

Время отклика – 8 мс

Разъемы – VGA DVI-D

 

 

 

12

100

В соответствии с доводами жалобы заявителя, заказчиком в нарушении требований действующего законодательства установлен к поставке конкретный товар, без возможности поставки его эквивалента.

В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России представитель заказчика пояснил, что между ООО "РТ-ИНФОРМ" и АО «НПО Радиоэлектроника» им. В.И. Шимко заключен договор на поставку оборудования от 12.11.2021 г. №РТИ/21/20-805 со сроком поставки в течение 12 недель с даты подписания договора (внутригрупповая закупка). Предметом заключенного товара явился товар, на закупку которого и была объявлена вышеуказанная закупка.

В ходе заседания Комиссии, была заслушана позиция АО «НПО Радиоэлектроника» им. В.И. Шимко, относительно того, в связи с чем, заказчику необходимо конкретное оборудование. Пояснения и доказательства необходимости приобретения именно конкретного оборудования предоставлено не было.

Кроме того, представитель заказчика пояснил, что в Российской Федерации существует неограниченное количество поставщиков способных произвести поставку закупаемого оборудования, в связи с чем, ограничение конкуренции отсутствует.

Также, в ходе заседания Комиссии представитель заказчика пояснил, что при заключении договора с АО «НПО Радиоэлектроника» им. В.И. Шимко не уточняли, в связи с чем Обществу необходимо именно указанное оборудование.

Комиссия Татарстанского УФАС России изучив доводы заявителя, представителя заказчика пришла к выводу, что заказчиком не предоставлено обоснование необходимости приобретения конкретного товара, без возможности поставки эквивалентного товара.

Кроме того, фактическим приобретателем товара АО «НПО Радиоэлектроника» им. В.И. Шимко также, на заседание комиссии не представлено доказательств необходимости приобретения конкретного товара, без возможности поставки его эквивалента, в том числе с улучшенными характеристиками.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заключенный с ООО "РТ-ИНФОРМ договор, был заключен с целью обхода конкурентных процедур, что также нарушает основные принципы Закона о контрактной системе, а также не способствует качественному исполнению договора. 

Также, Комиссия отмечает, что указанные действия заказчика нарушают принципы Закона о закупках, предусмотренные частью 1 статьи 3 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы заявителя обоснованной.

Заказчиком нарушены положения части 1 статьи 3, части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В связи с тем, что, на участие в закупке была подана только одна заявка, на основании п. 11.8.1(10) Положения, закупка была признана несостоявшейся. Комиссия решила предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Айтифорс» (вх. № 16793/ж от 17.12.2021г.) на действия Заказчика - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РТ-ИНФОРМ" при проведении закупки № 32110930338 на предмет: 1179-2021-00294. Поставка системных комплектов и мониторов обоснованной.

Признать заказчика ООО "РТ-ИНФОРМ" нарушившим требования части 1 статьи 3, части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны