Определение №АЯ-06/10422 Определение о назначении дела №016/01/15-1316/2023 о нарушен... от 6 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-06/10422 от 06.10.2023 г.

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> – [должностное лицо] – заместитель руководителя,

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе по соблюдению изменившихся требований установленных в Законе о защите конкуренции, в части установления запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках, введены Федеральным законом № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – Закон №485-ФЗ). Действия настоящего закона начинается с 08.01.2020 г. (за исключением отдельных положений).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС) на рассмотрении находится письмо Прокуратуры Республики Татарстан (вх. №12611 от 05.10.2022 г.) по вопросам бездействия органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг.

По итогам рассмотрения и изучения документов, представленных органами местного самоуправления Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, были установлены следующие обстоятельства.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц 26 августа 2022 года муниципальному унитарному предприятию «Служба капитального строительства Тукаевского муниципального района», добавлен дополнительный вид деятельности (код и наименование вида деятельности): 96.03 «Организация похорон и представление связанных с ним услуг». При этом основным видом деятельности данного унитарного предприятия, согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность, связанная с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора (71.12.1).

Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, запрос о выдаче заключения о соответствии изменения видов деятельности унитарного предприятия антимонопольному законодательству в Татарстанское УФАС России не направлялся. Таким образом, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан не воспользовалась правом, установленным частью 1 статьи 35.2 Закона о защите конкуренции.

Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Вместе с тем Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" вводит с 08.01.2020 общий запрет на создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности и определяет закрытый перечень исключений из общего запрета.

Согласно пп. «б» п. 1 ст. 1 и п. 3 ст.1 Закона № 485-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 14.11.2020 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон № 161-ФЗ) и в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающие исключительные случаи создания, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона № 161-ФЗ и с частью 1 статьи 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

- захоронение радиоактивных отходов;

- водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

- ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Таким образом, в рассматриваемом случае изменение вида деятельности МУП «Служба капитального строительства Тукаевского муниципального района», в части добавления дополнительного вида деятельности: 96.03 «Организация похорон и представление связанных с ним услуг» не отвечает требованиям пп. «б» п. 1 ст. 1 и п. 3 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федерального закона "О защите конкуренции".

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, действия Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан содержат признаки нарушения п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в принятии решения об изменении вида деятельности МУП «Служба капитального строительства Тукаевского муниципального района» в части добавления дополнительного вида деятельности: 96.03 «Организация похорон и представление связанных с ним услуг», что не соответствует требованиям, приведенным пп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральном законе "О защите конкуренции".

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в принятии решения об изменении вида деятельности МУП «Служба капитального строительства Тукаевского муниципального района» в части добавления дополнительного вида деятельности: 96.03 «Организация похорон и представление связанных с ним услуг», что не соответствует требованиям, приведенным пп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральном законе "О защите конкуренции", что приводит или может привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в адрес Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района было выдано предупреждение №П06-20/2023 (исх. №АШ-06/5397 от 29.05.2023 г.) о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер по приведению учредительных документов МУП «Служба капитального строительства Тукаевского муниципального района» в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства с учетом запрета, установленного ч. 1 ст. 35.1 Закона N 135-ФЗ и с соблюдением прав граждан, установленных законодательством о погребении и похоронном деле, при выполнении требований настоящего предупреждения.

Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан предупреждение №П06-20/2023 (исх. №АШ-06/5397 от 29.05.2023 г.) было получено 29.05.2023 г. в системе электронного документооборота «Практика», что подтверждается присвоением предупреждению №П06-20/2023 входящего номера (вх. №2733-ИК от 29.05.2023 г.).

Предупреждение №П06-20/2023 (исх. №АШ-06/5397 от 29.05.2023 г.) необходимо было выполнить в течении 90 дней с момента получения.

Однако по состоянию на 07 сентября 2023 года Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан не представил Татарстанскому УФАС России доказательств исполнения предупреждения №П06-20/2023.

Таким образом, предупреждение №П06-20/2023 Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в установленный срок не исполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного,  Татарстанским УФАС России издан приказ №01/178-к от 21 сентября 2023 года о возбуждении дела №016/01/15-1316/2023 в отношении Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан по признакам нарушения п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, которое выразилось в принятии решения об изменении вида деятельности МУП «Служба капитального строительства Тукаевского муниципального района» в части добавления дополнительного вида деятельности: 96.03 «Организация похорон и представление связанных с ним услуг», что не соответствует требованиям, приведенным пп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральном законе "О защите конкуренции", что приводит или может привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции.

ОПРЕДЕЛИЛ:

Назначить дело №016/01/15-1316/2023 к рассмотрению на 24 октября 2023 года в 10 часов 00 минут по адресу: 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.

Привлечь к участию в деле в качестве ответчика Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (423800, г.Набережные Челны, пр-кт Мусы Джалиля, д. 46; ОГРН: 1061682000016, Дата присвоения ОГРН: 11 января 2006 г., ИНН: 1639031830, КПП: 165001001).

Привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица муниципальное унитарное предприятие «Служба капитального строительства Тукаевского муниципального района» (423800, Республика Татарстан, Тукаевский район, д. Ургуда, ул. Садовая; ОГРН: 1111682000891, Дата присвоения ОГРН: 10 марта 2011 г., ИНН: 1639045014, КПП: 163901001).

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан не позднее 20 октября 2023 года необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

                4.1. письменные пояснения относительно обстоятельств настоящего дела;

                4.2. копию документов, которыми вносились изменения в Устав МУП «Служба капитального строительства Тукаевского муниципального района» за период с 2020 года и по день получения настоящего запроса;

                4.3. копию действующего Устава МУП «Служба капитального строительства Тукаевского муниципального района»;

                4.4. информацию об организациях, оказывающих ритуальные услуг на территории Тукаевского муниципального района, с указанием наименования организации, ИНН;

                4.5. информацию об организации, оказывающей гарантированный перечень услуг по погребению на территории Тукаевского муниципального района в настоящее время, с указанием наименования организации, ИНН, а также информацию об организации, оказывавшего гарантированный перечень услуг по погребению на территории Тукаевского муниципального района до вышеуказанной организации, с указанием наименования организации, ИНН;

4.6. иные документы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения дела.

5. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» МУП «Служба капитального строительства Тукаевского муниципального района» не позднее 20 октября 2023 года необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

5.1.  письменные пояснения относительно фактов, изложенных в настоящем Определении о назначении;

5.2. информацию о видах деятельности МУП «Служба капитального строительства Тукаевского муниципального района» с указанием получаемого дохода по каждому виду деятельности за период с 2022 года, а также с приложением копии соответствующих документов;

5.3. иные документы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения дела.

В случае, если вышеуказанные пункты не реализованы, указать мотивированную причину, в том числе со ссылкой на действующее законодательство.

Обращаем Ваше внимание, что за непредставление или несвоевременное представление сведений, либо предоставление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган физические, должностные или юридические лица несут административную ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае обеспечения явки на заседание Комиссии представителям необходимо иметь при себе надлежащим образом оформленную доверенность, а лицам, имеющим право на представление интересов без доверенности, необходимо иметь документ, подтверждающий полномочие представлять юридическое лицо без доверенности.

Разъясняю, что согласно статье 43 Закона о защите конкуренции, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны