Решение №04-04/7582 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-897/2022 от 15 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/7582 от 15.06.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" -  <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителей заявителя ООО «Промышленная геодезия» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев после перерыва посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «Промышленная геодезия» (вх. №7035/ж от 25.05.2022г.) на действия КНИТУ-КАИ при проведении закупки №32211390336 на предмет: 96_Оказание услуг по проведению трехмерного сканирования выкладочной оснастки с применением высокоточного измерительного оборудования для нужд НУЛ «СЦК «Технологии композитов» КНИТУ-КАИ,

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения текущей редакции извещения о проведении закупки №32211390336 в Единой информационной системе – 17.05.2022 года.

Способ проведения закупки - открытый аукцион в электронной форме.

Объект закупки - 96_Оказание услуг по проведению трехмерного сканирования выкладочной оснастки с применением высокоточного измерительного оборудования для нужд НУЛ «СЦК «Технологии композитов» КНИТУ-КАИ.

Начальная (максимальная) цена договора — 4 485 000,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил на Заседании Комиссии устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупках ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неправомерном установлении заказчиком требований к техническим характеристикам оборудования с помощью которого будут осуществлены работы.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Техническим заданием аукционной документации были определены следующие характеристики к оборудованию, с помощью которого необходимо было осуществлять работы:

Использовать оборудование и программное обеспечение, совместимое с оборудованием Заказчика и конечного Заказчика (марка, модель, тип вспомогательной оснастки, версия программного обеспечения) для получения взаимозаменяемых и воспроизводимых результатов сканирования, а также для возможности проверки результатов сканирования на программном обеспечении Заказчика. Для оказания услуг у Исполнителя в наличии должно быть оборудование и специализированное программное обеспечение согласно перечню и в соответствии с указанными характеристиками:

4.1.1 Лазерный трекер с возможностью применения выносного беспроводного щупа и сканирующего устройства, соответствующий характеристикам по описанию типа средств измерений:

- Объемная точность лазерного трекера - ±0,015+0,005 мм/м.;

- Минимальный рабочий диапазон измерений (радиус от объектива инструмента) - не более 0,1 м;

- Максимальный рабочий диапазон измерений (радиус от объектива инструмента) - не менее 50 м;

- Возможность автоматического горизонтирования трекера – требуется;

- Погрешность встроенного автоматизированного уровня - 2" (0,00056˚);

- Диапазон работы системы автоматического поиска отражателя - не менее 30˚;

- Конструкция лазерного трекера - со встроенным контроллером и аккумулятором;

- Максимальная масса лазерного трекера с учетом контроллера и аккумулятора - не более 11 кг;

- Степень защиты от пыли и влаги (по классификации IP) - не хуже IP54, с предоставлением подтверждающего документа;

           - Габариты лазерного трекера (с учетом встроенного контроллера):

Длина - не менее 198 мм, не более 200 мм;

Ширина - не менее 198 мм, не более 200 мм;

Высота - не менее 428 мм, не более 430 мм.

- Минимальный рабочий диапазон измерений со щупом (радиус от объектива трекера) - не более 0,1 м.;

- Максимальный рабочий диапазон измерений со щупом (радиус от объектива трекера) - не менее 40 м.;

- Точность измерения 3D точки, как по горизонтали, так и по вертикали, с использованием измерительного щупа на расстоянии 7 метров (включая погрешность прибора) - не более ±55мкм;

- Габариты беспроводного щупа - не более 180 х 120 х 80 мм;

- Программное обеспечение для регулировки, сбора данных и постобработки результатов - Spatial Analyzer Ultimate или эквивалент;

- Вспомогательная прецизионная оснастка для создания опорной базы, измерения базовых элементов оснастки (базовые ¬/ контрольно-фиксирующие отверстия, пазы, цилиндры, плоскости).

4.1.2 Машина координатно-измерительная мобильная по типу «Рука» с лазерным сканером:

- Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений координат точки (по сфере):            ± 0,027 мм;

- Пределы допускаемой абсолютной объемной погрешности измерений контактным методом:    ± 0,038 мм;

- Пределы допускаемой абсолютной объемной погрешности измерений лазерным сканером:        ± 0,048 мм;

- Параметры приведены в соответствии со стандартом ASME B89 4.22. Ввиду необходимости использования оборудования, аналогичного оборудованию конечного Заказчика, для осуществления возможности проведения им контроля качества при приемке услуг, оборудование, сертифицированное по другим стандартам, недопустимо.

- Степень защиты от пыли и влаги (по классификации IP) не хуже IP51, с предоставлением подтверждающего документа.

4.1.3 Система координатно-измерительная по типу лазерный радар с возможностью бесконтактного сканирования.

- Диапазон измерения расстояний от 2 м до 24 м;

- Горизонтальный угол поля зрения 360 °;

- Вертикальный угол поля зрения ±45 °;

- Погрешность определения расстояния ±(10 мкм + 2,5 мкм * L м);

- Погрешность определения углов ±6,8 мкм/м;   

- Суммарная погрешность одного измерения ±(3,2  мкм  + 9,9 мкм * Lм);

- Скорость сканирования до 4000т/сек;

- L- дистанция в до цели в м.

4.1.4 Программное обеспечение Spatial Analyzer Ultimate или эквивалент для регулировки, сбора данных и постобработки результатов;

4.1.5 Программное обеспечение PolyWorks Inspector или эквивалент для сбора данных и обработки результатов.

4.1.6 Вспомогательная прецизионная оснастка для создания опорной базы, измерения базовых элементов оснастки (базовые ­/ контрольно-фиксирующие отверстия, пазы, цилиндры, плоскости).

4.2 Используемое оборудование должно быть в Государственном реестре средств измерений и иметь действующее, в период проведения работы, свидетельство о поверке.

4.3 Производить оценку готовности объектов к проведению 3D сканирования с последующим формированием перечня дополнительных мероприятий по принятию необходимых мер со стороны Заказчика.

4.4 Производить метрологическую подготовку объектов и помещения перед 3D сканированием (горизонтирование оснастки, установка опорной базы, проверку точности измерительного оборудования).

4.5 Производить трехмерное сканирование элементов оснастки для изготовления деталей из ПКМ, с точностью измерения не хуже ± 0,15 мм, согласно утвержденному плану оказания услуг.

4.6 Осуществляет высокоточные измерения базовых примитивных элементов (отверстия, пазы, цилиндры, плоскости) с точностью не хуже ±0,015+0,005 мм/м

4.7 Выполнять обработку результатов сканирования данных с получением полигональной модели (*.stl), графический файл (комплект изображений формата *.jpeg) с обозначениями геометрических параметров базовых примитивных элементов (отверстия, пазы, цилиндры, плоскости) в табличном виде.

4.8 Оформляет иллюстративный технический отчет с информацией по оказанным услугам, с описанием используемого оборудования, программного обеспечения и графическим изображением полученных результатов.

Согласно доводам жалобы заявителя, заказчиком установлены такие требования к оборудованию, используемого в ходе исполнения контракта, под которые подпадает лишь оборудование определенной модели, при этом, осуществление данных работ с использованием иного оборудования, с иными характеристиками, не приводит к изменению, ухудшению качества оказанных услуг. При этом установление данных характеристик существенно ограничивает количество возможных участников закупки. Кроме того, заказчиком в аукционной документации не отражен, в связи с чем, работы необходимо осуществить на оборудовании с обозначенными характеристиками, в то время как на рынке присутствует и иное оборудование, использование которого не приведет к ухудшению качества результата работ.

Согласно представленным пояснениям Заказчика требование об использовании оборудования с указанными характеристиками, в первую очередь обусловлено тем, что использование указанного оборудования предусмотрено договором с головным заказчиком, во исполнение которого и была осуществлена настоящая закупка. Кроме того, характеристики установлены ввиду необходимости осуществления работ, более качественно и в сжатые сроки, так как оплата контракта осуществляется, непосредственно за затраченное на выполнение работ время.  Также, при выполнении работ будет происходить обмен опытом со специалистами КНИТУ-КАИ, обученными работать именно на этом оборудовании.

Как установлено из анализа представленных и имеющихся материалов дела объектом рассматриваемой закупки является работы по трехмерному сканированию выкладочной оснастки с применением высокоточного измерительного оборудования.

Таким образом, в рамках предмета закупки поставка оборудования не предусмотрена.

Потребность Заказчика заключается непосредственно в получении результата трехмерного сканирования, а не в получении опыта работ, обучения использования конкретного оборудования, а также не его поставка.

При этом, в целях возможности участия в закупке организация, оказывающая услугу, должна иметь оборудование с определенными характеристиками, соответствующие одному оборудования, тем самым ставя в более выгодное положение тех участников закупки, которые ранее уже работали и работают с данным оборудованием, тогда как выполнение работ на оборудовании с данными характеристиками не отличается от выполнения таких же работ с оборудованием иного оборудования.

Факт соответствия указанным характеристикам оборудования лишь одного производителя заказчиком не оспаривается.

Рассмотрев представленные материалы дела, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что заказчиком не представлено доказательств невозможности использования при проведении работ, оборудования с иными характеристиками. Кроме того, указанные заказчиком характеристики оборудования, не обозначены и в договоре, заключенном с головным заказчиком.

В рассматриваемом случае Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование об оказании работ на оборудовании с определенными характеристикам, не может быть применено в равной степени к участникам закупки, поскольку участник закупки, не имеющий соответствующего оборудования, попросту не сможет принять участие в закупке либо будет попросту отклонен в случае подачи заявки.

Подобными действиями заказчик ограничивает число участников закупки, так как отсутствие оборудования с конкретными характеристиками, не свидетельствует о невозможности исполнить договор либо об отсутствии положительного опыта выполнения аналогичных работ и квалифицированного персонала у участника закупки.

Кроме того, в аукционной документации не было установлено соответствующее обоснование выполнения работ на оборудовании, позволяющее подтвердить правомерность установления такого требования.

Комиссия приходит к выводу, что устанавливаемые заказчиком требования к участникам закупки в указанной части в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках должны в равной степени применяться ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, действия Заказчика не отвечают целям равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и приводят к ограничению допуска к участию в закупке путем установления требований к участникам закупки об осуществлении выполнения работ на оборудовании с конкретными характеристиками, в то время как невозможность использования иного оборудования заказчиком не подтверждена.

Таким образом, довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пунктов 2, 4 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Промышленная геодезия» (вх. №7035/ж от 25.05.2022г.) на действия заказчика при проведении закупки №32211390336 на предмет: 96_Оказание услуг по проведению трехмерного сканирования выкладочной оснастки с применением высокоточного измерительного оборудования для нужд НУЛ «СЦК «Технологии композитов» КНИТУ-КАИ обоснованной.

Признать заказчика ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" нарушившим требования пунктов 2, 4 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заказчику ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны