Определение №АР-05/11385 Определение о назначении дела № 016/01/10-1281/2022 о наруше... от 9 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. АР-05/11385 от 09.09.2022

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> — [должностное лицо]

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Татарстанское УФАС России обратилось АО «Сетевая компания» (вх. 1063 от 28.01.2022 года) по вопросу нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее Правила №861), территориальной сетевой организации ООО «Энерго-Про» (ИНН 1656058905).

Как следует из обращения АО «Сетевая компания», ООО «Энерго-Про» в нарушение Правил №861 заключило договор технологического присоединения ЖК «<…>», расположенного по адресу: РТ, <…>.

Подключение объектов заявителя было осуществлено в отсутствии объектов электросетевого хозяйства у ООО «Энерго-Про» для исполнения договора технологического присоединения, а также в отсутствие требуемой мощности для такого подключения. 

Для полного и всестороннего рассмотрения данного обращения в соответствии с частью 1 статьи 23, статьи 25, частью 2 статьи 44 Федерально закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» был направлен запрос в ООО «Энерго-Про», проводился комплекс проверочных мероприятий.

По результатам анализа имеющихся документов Татарстанским УФАС России установлены следующее фактические обстоятельства.

05 марта 2020 года в адрес АО «Сетевая компания» обратилось ООО <…> с заявкой на технологическое присоединение объектов капитального строительства, расположенных по адресу: <…> ЖК «<…>» (кадастровые номера: <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>), с присоединяемой мощностью в размере 1998 кВт при напряжении 0,4 кВ.

<…> года был заключен договор об осуществлении технологического присоединения №<…>.

Письмом №<…> от <…> года ООО <…> уведомило АО «Сетевая компания» об аннулировании заявки на технологическое присоединение в связи с заключением договора на технологическое присоединение с иной сетевой организацией, приложив копию агентского договора и технических условий на технологическое присоединение с ООО «Энерго-Про».

Действительно, <…> года ООО «Энерго-Про» заключает договор №<…> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с ООО «<…>», которая действует от имени ООО <…> по агентскому договору №<…> от <…> года.

По договору №<…> от <…> ООО «Энерго-Про» (сетевая организация) принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта заявителя в точках присоединения, определенных техническими условиями.

Согласно техническим условиям к договору о технологическом присоединении № <…>, местоположение энергопринимающих устройств установлено: <…> ЖК «<…>» (кадастровые номера: <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>) с выделением 1721,3 кВт максимальной мощности при напряжении 0,4кВ. Центр питания: ПС «Оптика», ТП-5. Источник питания: вновь построенный БКТП.

Общая сумма платы за технологическое присоединение по договору № <…> составляет <…> рублей.

<…> года ООО «Энерго-Про» обращается в АО «Сетевая компания» за увеличением максимальной мощности в целях технологического присоединения жилого комплекса «Беседа», максимальной мощностью 1721,3 кВт, в то время как договор технологического присоединения № <…> с ООО «<…>» заключен на аналогичное количество мощности в размере 1721,3 кВт.

По результатам изучения поступивших материалов, оценив позиции АО «Сетевая компания» и ООО «Энерго-Про», Управление приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ООО «Энерго-Про» является сетевой организацией, имеет установленный тариф на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям, выступает субъектом естественной монополии.

Отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861, Правила технологического присоединения).

Технологическое присоединение объекта капитального строительства к электрическим сетям осуществляется в соответствии с Правилами №861, которые устанавливают порядок заключения и исполнения договора о технологическом присоединении, существенные условия договора, обязательства сторон по его исполнению.

Технологическое присоединение – это услуга, оказываемая сетевой организацией на основании договора о технологическом присоединении для подключения энергопринимающих устройств юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей к электрическим сетям.

В силу пункта 7 Правил № 861 подача заявки является неотъемлемой частью процедуры технологического присоединения, предшествующей заключению договора. При этом, ненадлежащее составление, оформление и предоставление заявки является одним из оснований, препятствующих заключению договора о технологическом присоединении к электрическим сетям.

Как следует из положений п. 8 Правил № 861, заявка подлежит направлению в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии.

При этом, действующие Правила предоставляют заявителю право выбора сетевой организации только в случае, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций.

Имеющиеся в распоряжении антимонопольного органа материалы указывают, что на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя как на момент подачи заявки, так и на момент заключения договора №<…> от <…>, отсутствовали объекты электросетевого хозяйства ООО «Энерго-Про».

При этом, расстояние от объектов электросетевого хозяйства АО «Сетевая компания» до объектов ООО <…> составляло 15 метров.

При изложенных обстоятельствах договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, подключаемых по договору №<…> от <…>, подлежал заключению и исполнению со стороны АО «Сетевая компания».

При этом, позиция ООО «Энерго-Про» о том, что общество было обязано выполнить в отношении ООО «<…>» мероприятия по технологическому присоединению в силу пункта 3 Правил № 861 является ошибочной и опровергается имеющими материалами дела.

Согласно абзацу 2 пункта 3 Правил № 861 независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1 (юр. лица с запрашиваемой мощностью до 150 кВ), 14 (заявка физ. лица с запрашиваемой мощностью до 15кВ) и 34 (при распределении мощности) настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Таким образом, в данном случае при присоединении объектов ООО «<…>» с запрашиваемой мощностью 1721,3 кВт требуется обязательное наличие технической возможности для технологического присоединения.

Согласно абз. 8 п. 2 Правил № 861 определено, что сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В свою очередь, в соответствии со статьей 3 «Закона об электроэнергетике» объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

В соответствии с пунктом 28 Правил №861 критериями определения технической возможности являются:

-           сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;

-           отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

-           отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;

-           обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.

В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 критериев техническая возможность технологического присоединения отсутствует (пункт 29 Правил №861).

Разделом 4 технических условий к договору №<…> от <…> определены, в том числе, следующие мероприятия, осуществляемые исполнителем:

- произвести строительство БКТП, строительство КЛ-10кВ от ТП-5 до вновь построенных БКТП, строительство КЛ-0,4 кВ от вновь построенных БКТП до во ВРУ ж.д. №1 блок 1, ВРУ ж.д. №1 блок 2, ВРУ ж.д. №2 блок 1, ВРУ ж.д. №2 блок 2, ЩУ наружного освещения, ВРУ детского сада, ВРУ многоуровневой парковки;

- предоставить заявителю кабельные наконечники во ВРУ ж.л. №1 блок 1, ВРУ ж.д. №1 блок 2, ВРУ ж.д. №2 блок 1, ВРУ ж.д. №2 блок 2, ЩУ наружного освещения, ВРУ детского сада, ВРУ многоуровневой парковки.

В свою очередь, между ООО «Энерго-Про» и АО «<…>» <…> года был заключен предварительный договор купли-продажи Кабельных линий на 10 кВ и Трансформаторную подстанцию 5, в общей сложности длиной 1320 метров. Договор купли-продажи этих объектов электросетевого хозяйства был заключен <…> года, то есть после принятия заявки и заключения договора технологического присоединения с ООО «<…>».

То есть, на момент заключения договора №<…> от <…> ТП-5, упомянутое в качестве центра питания в технических условиях, не принадлежало ООО «Энерго-Про», что свидетельствует об отсутствии технической возможности для исполнения договора с ООО «<…>».

При этом, приобретенные у АО «<…>» объекты электросетевого хозяйства расположены на расстоянии более 300 метров от точек присоединения ЖК «<…>» по договору №<…> от <…>.

Отсутствие технического возможности также подтверждается тем, что ООО «Энерго-Про» обратилось в АО «Сетевая компания» для выделения мощности, так как имело ограничения на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства.

В свою очередь, согласно пункту 30 Правил №861 в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.

На основании пункта 30.1 Правил №861 если при присоединении энергопринимающих устройств требовалось строительство (реконструкция) объекта электросетевого хозяйства, ООО «Энерго-Про» надлежало в 30-дневный срок после получения заявки направить в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

В соответствии с ответом на запрос ООО «Энерго-Про» (вх. 2651 от 03.03.2022) «За установлением платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту ЖК «<…>» в Государственный комитет по тарифам ООО «Энерго-Про» не обращалось. Размер платы за технологическое присоединение рассчитан в соответствии с Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам №6-140/тп от 18.12.2019 года».

Таким, образом, ООО Энерго-Про» в нарушение Правил №861 рассчитало стоимость технологического присоединения объекта ЖК «<…>».

В нарушение статьи 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике», действия ООО «Энерго-Про» при заключении и исполнении договора №<…> от <…> фактически были направлены на развитие существующей инфраструктуры.

В виду отсутствия в непосредственной близости к жилому комплексу по ул. <…>, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ООО «Энерго-Про», общество заключило договор №<…> от <…>, в рамках которого осуществило строительство БКТП, кабельных линий, а также по договору купли-продажи от <…> выкупило кабельные линии у АО «<…>», и присоединило указанные БКТП через вновь построенные кабельные линии к кабельным линиям, выкупленным у АО «<…>».

Таким образом, в результате указанных действий ООО «Энерго-Про» приобрело возможность получения дохода от исполнения договора №<…> от <…> и расширило границы своей деятельности на рынке услуг по передаче электрической энергии в ущерб законным интересам АО «Сетевая компания».

ООО «Энерго-Про» осуществляет деятельность по передаче электроэнергии, в том числе по технологическому присоединению объектов электросетевого хозяйства

В соответствии со статьей 3 Федерального закона №35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 указанного Федерального закона.

Технологическое присоединение – это услуга, оказываемая сетевой организацией для подключения энергопринимающих устройств юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей к электрическим сетям, является одной из составляющих частей услуги по передаче электроэнергии. Технологическое присоединение это - техническая составляющая услуг по передаче электрической энергии, без осуществления технологического присоединения передача электроэнергии невозможна.

В силу технологических оснований (расположение объектов и сетей покупателей и продавца в определенном месте, наличие технологического присоединения сетей потребителя к сетям продавца с учетом принципа однократности такого присоединения, наличие технической возможности подключения) и правовых оснований реализации данного товара (право владения, распоряжения, пользования сетями, участвующими в процессе предоставления услуги), услуги по электроснабжению и технологическому присоединению предоставляются в пределах географических границ, определенных территорией расположения объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.

Услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона №147-ФЗ от 17.05.1995 года «О естественных монополиях».

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

По результатам проведенного анализа конкурентной среды, на основании статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», установлено, что ООО «Энерго-Про» занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, в границах расположения объектов электросетевого хозяйства ООО «Энерго-Про» (далее – локальный рынок).

Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России пришло к выводу, что на ООО «Энерго-Про» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии частью 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

При этом, к злоупотреблениям доминирующим положением могут быть отнесены в том числе действия (бездействие), которые не причиняют вреда контрагентам непосредственно (например, цена договора отвечает экономическим интересам контрагента), но могут повлечь наступление неблагоприятных последствий на смежных товарных рынках и в связи с этим в целом затрагивают интересы участников соответствующего рынка.

Установленные обстоятельства свидетельствуют, что в результате неправомерных действий ООО «Энерго-Про», среди прочего, возникли неблагоприятные последствия на смежном товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в границах расположения объектов электросетевого хозяйства АО «Сетевая компания» (далее – смежный товарный рынок).

Неблагоприятные последствия на смежном товарном рынке выразились в ущемлении интересов АО «Сетевая компания», так как в силу прямого указания пункта 8 Правил № 861 технологическое присоединение объектов ЖК «Беседа» должно было осуществляться акционерным обществом. При этом, необходимо отметить, что вследствие действий ООО «Энерго-Про» оно получило возможность увеличить объем оказываемых услуг по передаче электрической энергии, что в рассматриваемом случае является извлечением необоснованной (монопольной) выгоды.

Таким образом, по мнению антимонопольного органа действия ООО «Энерго-Про» привели ущемлению интересов АО «Сетевая компания» на смежном товарном рынке и усилению в связи с этим собственной позиции на локальном рынке.

На основании вышеизложенного был издан Приказ Татарстанского УФАС России от 25.08.2022 №01/144-к о возбуждении дела №016/01/10-1281/2022 в отношении ООО «Энерго-Про» (ИНН: 1656058905) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Руководствуясь частями 13, 14 и 15 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

Назначить дело № 016/01/10-1281/2022 к рассмотрению на 29 сентября 2022 года в 15 часов 00 минут по адресу: 420021, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, д. 55, 2 этаж, зал заседаний.

Привлечь ООО «Энерго-Про» (420059, РТ, г. Казань, ул. Павлюхина, д.108, офис 1,2,2А,3,5,6,7,8,9; ИНН 1656058905; КПП 165901001; ОГРН 1111690026348) к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1281/2022 в качестве ответчика по делу.

Привлечь АО «Сетевая компания» (420094, РТ, г. Казань, ул. Бондаренко, д. 3; ИНН 1655049111; КПП 165701001; ОГРН 1021602830930) к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1281/2022 в качестве заявителя.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Энерго-Про» в срок до 22 сентября 2022 года представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню:

<…>;

<…>;

<…>;

<…>;

<…>;

<…>;

<…>;

<…>;

 <…>.

5.         <…>

В целях оптимизации представления и обработки информации рекомендуем представлять запрошенную информацию в электронном виде (например, таблицы в формате Excel) на электронном носителе или на электронные адреса: <…>.

При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии
с требованиями ст.ст. 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции».

Разъясняю, что согласно ст. 43 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки
из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме Комиссии, приводить свои доводы
по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться
с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

Явка представителей ООО «Энерго-Про» и АО «Сетевая компания» с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела № 016/01/10-1281/2022 в Татарстанском УФАС России обязательна.

[должностное лицо] <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны