Решение №АЯ-06/500 Решение по делу №016/01/15-2114/2021 от 18 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. АЯ-06/500 от 18.01.2022

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Рассмотрев дело №016/01/15-2114/2021 по признакам нарушения Палатой имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в отсутствии мер по возврату муниципального имущества, а именно котельной общей площадью 12 кв. метров, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. К. Марса, 11А, а также автономно-блочной котельной, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. Чайковского, 9А, из незаконного владения и пользования АО «РПО «Таткоммунэнерго», а также в отсутствии мер, направленных на передачу указанных объектов эксплуатирующей организации по результатам конкурентных процедур в присутствии:

-представителя Палаты имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района Республики Татарстан <...> [должностное лицо],

-представителя АО «РПО «Таткоммунэнерго» <...> [должностное лицо],

в отсутствии:

-представителя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьёй 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных статьёй 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (пункт 6.5.1 Положения).

В ходе осуществления своей деятельности, в рамках предоставленных полномочий, Татарстанским УФАС России было установлено следующее.

Между Палатой имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района Республики Татарстан (далее- Палата) и АО «РПО «Таткоммунэнерго» заключён договор аренды муниципального имущества №014-016, согласно которому Арендодатель (Палата) передал арендатору (АО «РПО «Таткоммунэнерго») котельную общей площадью 12 кв. метров, расположенную по адресу: г. Агрыз, по ул. К. Марса, 11А. Договор заключён в 2015 году (число и дату из содержания договора установить невозможно) сроком на 11 месяцев.

Также между Палатой и АО «РПО «Таткоммунэнерго» заключён договор аренды муниципального имущества №014-010 от 11 июня 2016 года, согласно которому Арендодатель (Палата) передал арендатору (АО «РПО «Таткоммунэнерго») автономно-блочную котельную, расположенную по адресу: г. Агрыз, по ул. Чайковского, 9А, сроком на 11 месяцев.

Указанные договоры заключены без проведения торгов.

02 июля 2021 года Татарстанское УФАС России направило запрос информации в адрес Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (исх.№АЯ-06/8048 от 02.07.2021) о предоставлении материалов тарифного дела, на основании которых Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам установил тариф на тепловую энергию АО «РПО «Таткоммунэнерго» (постановление № 327-50/тэ-2020 от 30.11.2020).

Согласно представленным Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам материалам тарифного дела (вх.№9248 от 08.07.2021), в составе тарифного дела, на основании которого Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам установил тариф на тепловую энергию для АО «РПО «Таткоммунэнерго» (постановление № 327-50/тэ-2020 от 30.11.2020), присутствовали договор аренды муниципального имущества №014-016 и договор аренды муниципального имущества №014-010 от 11 июня 2016 года.

Таким образом, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о том, что АО «РПО «Таткоммунэнерго» использует указанные котельные на основании договора аренды муниципального имущества №014-016 и договора аренды муниципального имущества №014-010 от 11 июня 2016 года, срок действия которых истёк.

Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие  закону и иным  правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время, частью 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной, муниципальной собственности.

Такие особенности устанавливаются в том числе и антимонопольным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее-Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее- Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, объекты теплоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы эксплуатирующей организации исключительно по результатам проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды (в зависимости от даты ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения). Использование эксплуатирующей организацией объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без договорных отношений действующим законодательством не предусмотрено.

Необходимо отметить, что 18 июня 2021 года Палата на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru/) разместила извещение о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения (извещение №160621/0095589/01 от 18.06.2021). Дата и время окончания подачи заявок- 03 августа 2021 года в 11:30.

Согласно извещению передаче по концессионному соглашению подлежат следующие объекты теплоснабжения: Котельная по адресу: РТ г.Агрыз, ул. Нариманова, 17, кад.№ 16:01:220263:39 (МБДОУ №1); Здание блочной модульной котельной ледового дворца по адресу: РТ г.Агрыз, ул.К.Маркса, д.103б, кад.№ 16:01:220401:522; Здание котельной по адресу: РТ г.Агрыз, ул.Нариманова, д.27, кад.№ 16:01:220272:84 (Гимназии № 1); Блочная котельная, по адресу: РТ г.Агрыз, ул.М.Горького, д.84, кад.№ 16:01:220260:67 (МБДОУ №7); Котельная по адресу: РТ г.Агрыз, ул.Заводская, д.43, кад.№ 16:01:220527:206 (МБДОУ №4); Котельная в административном здании по адресу: РТ г.Агрыз, ул. Саетова, д. 8А, кад.№ 16:01:220247:34 (Котельная МБУК «Музей»); Котельная по адресу: РТ, г.Агрыз, ул.Октябрьская, д.25, кад.№ 16:01:220250:17 (МБОУ СОШ № 3); Котельная в здании районной библиотеки по адресу: РТ, г. Агрыз, ул. Саетова, д.11, кад.№ 16:01:220231:122; Котельная водогрейная модульная МК-В-1,6 по адресу: РТ г.Агрыз, ул.Ометова, д. 30, кад.№ 16:01:220253:250 (МБУ СОК «Олимп»).

В числе объектов, подлежащих передаче по концессионному соглашению, отсутствует котельная общей площадью 12 кв. метров, расположенная по адресу: г. Агрыз, по ул. К. Марса, 11А. а также автономно-блочная котельная, расположенная по адресу: г. Агрыз, по ул. Чайковского, 9А.

Таким образом, Палата не предпринимает действий по передаче в установленном законом порядке на конкурентной основе котельной общей площадью 12 кв. метров, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. К. Марса, 11А (год ввода в эксплуатацию – 1996), а также автономно-блочной котельной, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. Чайковского, 9А (год ввода в эксплуатацию – 2007), в то время как данные котельные незаконно использует АО «РПО «Таткоммунэнерго».

Таким образом, бездействие Палаты, выразившееся в отсутствии мер по возврату муниципального имущества, а именно котельной общей площадью 12 кв. метров, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. К. Марса, 11А, а также автономно-блочной котельной, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. Чайковского, 9А, из незаконного владения и пользования АО «РПО «Таткоммунэнерго», а также в отсутствии мер, направленных на передачу указанных объектов эксплуатирующей организации по результатам конкурентных процедур, привело к нарушению части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

8 декабря 2021 года в адрес Татарстанского УФАС России поступило письмо с приложением актов приема-передачи от Палаты (вх.№ 16279 от 08.12.2021 года, также аналогичное письмо было направлено 15 декабря 2021 года посредством системы электронного документооборота «Практика» (вх.№16675 от 15.12.2021 года)), из содержания которого следовало, что здание котельной площадью 109,8 кв.м. по адресу: Республика Татарстан, г.Агрыз, ул.Чайковского, д.9А и Топочная котельная площадью 12 кв.м. по адресу: Республика Татарстан, г.Агрыз, ул.К.Маркса, д.11А возвращены в пользование Исполнительному комитету муниципального образование «город Агрыз» Агрызского муниципального района Республики Татарстан по актам приема-передачи от 27.08.2021 (между АО «РПО «Таткоммунэнерго», в лице  «Арендатора», Палатой имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района, в лице «Арендодателя» и Исполнительным комитетом Муниципального образования «город Агрыз» Агрызского муниципального района Республики Татарстан, в лице «Балансодержателя»). Данная информация была направлена Палатой в ответ на предупреждение №П06-38/2021 от 20.07.2021 о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссией установлено, что предупреждение необходимо было исполнить в течение 90 дней с момента получения. Предупреждение №П06-38/2021 получено Палатой в системе электронного документооборота «Практика» 21 июля 2021 года, что подтверждается присвоением Палатой предупреждению №П06-38/2021 входящего номера (вх.№768 от 21.07.2021).

Следовательно, предупреждение должно было быть исполнено не позднее 21 октября 2021 года. Однако, к указанному сроку Палата не представила доказательств исполнения предупреждения, в связи с чем Приказом №01/315-к от 12.11.2021 года было возбуждено настоящее дело.

В адрес Комиссии по рассмотрению данного дела также были направлены пояснения на определение о назначении дела №016/01/15-2114/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от АО «РПО «Таткоммунэнерго» (вх.№16916 от 20.12.2021 года). Так, в пояснениях сообщается, что в согласно Решениию Совета муниципального образования «город Агрыз» Агрызского муниципального района Республики Татарстан №3-4 от 27.11.2015 года «О внесении изменений в схему теплоснабжения муниципального образования «город Агрыз» Агрызского муниципального района Республики Татарстан» (далее – Решение) утверждена схема теплоснабжения муниципального образования «город Агрыз» Агрызского муниципального района Республики Татарстан», определив при этом единую теплоснабжающую организацию в муниципальном  образовании «город Агрыз» Агрызского муниципального района Республики Татарстан» - АО «РПО» «Таткоммунэнерго».

Данное Решение, согласно пояснениям АО «РПО «Таткоммунэнерго», принято во исполнение Закон о теплоснабжении, а также в рамках Требований к схемам теплоснабжений (Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения») и Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).

В рамках принятого Решения между Палатой и АО «РПО» «Таткоммунэнерго» заключены следующие договоры аренды муниципального имущества:

- №014-016, согласно которому Арендодатель (Палата) передал арендатору (АО «РПО «Таткоммунэнерго») котельную общей площадью 12 кв. метров, расположенную по адресу: г. Агрыз, по ул. К. Марса, 11А. Договор заключён в 2015 году (число и дату из содержания договора установить невозможно) сроком на 11 месяцев.

- №014-010 от 11 июня 2016 года, согласно которому Арендодатель (Палата) передал арендатору (АО «РПО «Таткоммунэнерго») автономно-блочную котельную, расположенную по адресу: г. Агрыз, по ул. Чайковского, 9А, сроком на 11 месяцев.

Пунктом 4.1 вышеуказанного договора аренды предусмотрено, что дополнения и изменения условий договора, его продление и расторжение производятся по соглашению сторон. Вносимые дополнения и изменения должны рассматриваться в месячный срок путем подписания сторонами дополнительного соглашения.

По мнению заинтересованного лица (АО «РПО» «Таткоммунэнерго»), в соответствии с пунктом 2 статьи 610 ГК РФ такой договор может быть прекращен в любое время по инициативе каждой из сторон с обязательным предупреждением другой стороны за 3 месяца. В силу пункта 2 статьи 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Таким образом, АО «РПО» «Таткоммунэнерго» считает, что пользование имуществом после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя означает возобновление договоров аренды на тех же условиях и на неопределенный срок.

Однако, в данном случае Комиссия считает необходимо отметить следующее.

Согласно пункту 28 статьи 2 Закона о теплоснабжении, единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения – теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» одним из критериев присвоения статуса единой теплоснабжающей организации является владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации.

Как было указано выше, согласно части 2 статьи 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие  закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время, частью 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной, муниципальной собственности.

Такие особенности устанавливаются в том числе и антимонопольным законодательством.

Из взаимосвязи части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, части 1 и части 3 статьи 28.1 Закон о теплоснабжении следует, что объекты теплоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы эксплуатирующей организации исключительно по результатам проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды (в зависимости от даты ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения). Использование эксплуатирующей организацией объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без договорных отношений действующим законодательством не предусмотрено.

Комиссия также акцентирует внимание на том, котельная общей площадью 12 кв. метров, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. К. Марса, 11А была введена в эксплуатацию в 1996 году, а автономно-блочная котельная, расположенная по адресу: г. Агрыз, по ул. Чайковского, 9А – в 2007 году.

Как уже было отмечено выше, договор аренды муниципального имущества №014-016, согласно которому Палата передала АО «РПО «Таткоммунэнерго» котельную общей площадью 12 кв. метров, расположенную по адресу: г. Агрыз, по ул. К. Марса, 11А был заключен в 2015 году, а договор аренды муниципального имущества №014-010, согласно которому Палата передала АО «РПО «Таткоммунэнерго» автономно-блочную котельную, расположенную по адресу: г. Агрыз, по ул. Чайковского, 9А был заключен 11 июня 2016 года.

Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" по состоянию на 2015 год и 2016 год в пункте 1 статьи 17.1 содержал прямое указание на необходимость заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением перечисленных в пункте 1 статьи 17.1 случаев.

По состоянию на 2015 год и на 2016 год Закон о теплоснабжении в части 3 статьи 28.1 содержал требование о передаче имущества по концессионному соглашению в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Необходимо отметить, что пояснения Палаты (вх.№ 16675 от 15.12.2021) и АО «РПО «Таткоммунэнерго» (вх.№16916 от 20.12.2021 года), направленные в ответ на определение о назначении дела №016/01/15-2114/2021 к рассмотрению (исх.АЯ-06/15129 от 26.11.2021), не содержат сведения, указывающие на правомерность передачи без конкурсных процедур котельной, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. К. Марса, 11А, а также автономно-блочной котельной, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. Чайковского, 9А ввиду наличия технической связи между данными котельными и имуществом, находящимся на законном основании у АО «РПО «Таткоммунэнерго».

Таким образом, исходя из имеющихся в деле материалов, Комиссия Татарстанского УФАС России констатирует неправомерность передачи котельных на основании договоров аренды муниципального имущества №014-016 и №014-010 в обход конкурентных процедур.

Дополнительно Татарстанское УФАС России отмечает, что в рамках рассмотрения дела №016/01/15-2114/2021 о нарушении антимонопольного законодательства от Палаты и от АО «РПО «Таткоммунэнерго» возражений на заключение об обстоятельствах не поступило.

В соответствии с пунктом 10.7 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие);

- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Временные границы существования товарного рынка для рассмотрения настоящего дела определены 2015-2021 годами.

Продуктовые границы определяются исходя из предмета заключённых договоров. Продуктовыми границами товарного рынка в рассматриваемом случае является рынок по предоставлению прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом - котельной общей площадью 12 кв. метров, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. К. Марса, 11А. а также автономно-блочная котельной, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. Чайковского, 9А.

Географическими границами товарного рынка по предоставлению прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом в рассматриваемом случае определяются границами территорий Республики Татарстан.

Согласно официальному сайту Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (https://kt.tatarstan.ru/na-teplovuyu-energiyu-5011869.htm) на 2021 год тарифы на территории Республики Татарстан на тепловую энергию Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам утверждены следующим организациям:

 

№ п./п.

Наименование муниципального образования, теплоснабжающей организации

 

Агрызский муниципальный район

1

АО «РПО «Таткоммунэнерго»

 

Азнакаевский  муниципальный район

2

МУП «Сельхозжилсервис»

3

АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей», г. Азнакаево

4

АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей», п.г.т. Актюбинский

 

Актанышский муниципальный район

5

ООО ПО «Коммунсервис-Актаныш»

 

Альметьевский муниципальный район

6

АО «Альметьевские тепловые сети»

7

ООО «Жилбытсервис - М»

8

ООО «Альтехносервис»

 

Арский муниципальный район

9

ООО «Тепло-Сервис»

 

Бавлинский муниципальный район

10

ООО «Газпром теплоэнерго Казань» филиал«Бавлинский»

11

ООО «Тепло-ЭнергоСервис+»

 

Бугульминский муниципальный район

12

ОАО «Бугульминское предприятие тепловых сетей»

13

Ульяновский территориальный участок Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению – структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД»

14

ООО «Тепло-ЭнергоСервис+»

 

Буинский муниципальный район

15

АО «Буинское предприятие тепловых сетей»

 

Верхнеуслонский муниципальный район

16

АО «РПО «Таткоммунэнерго»(котельная по адресу: с.Верхний Услон, ул.Автодорожная, 2)

17

ООО «Газпром трансгаз Казань»

18

АО «Особая экономическая зона «Иннополис»

 

Высокогорский муниципальный район

19

АО «Высокогорские коммунальные сети»

20

ООО «Теплокоминвест»

21

ООО «РСС-Комфорт»

 

Дрожжановский муниципальный район

22

МУП «Прогресс»

 

Елабужский муниципальный район

23

ООО «Альгазтранс-Елабуга»

24

ООО «Тепловик»

25

АО «Елабужское предприятие тепловых сетей»

26

ОАО «Алабуга-Соте»

27

АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга»

28

ООО «КЭР-Генерация»

 

Заинский муниципальный район

29

АО «Татэнерго», для потребителей город Заинск

30

ООО «Тепло-ЭнергоСервис+»

 

Зеленодольский муниципальный район

31

ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей»

32

Лечебно-профилактическое частное учреждение профсоюзов санаторий «Васильевский»

33

АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат»

34

ООО «Нижневязовской жилкомсервис»

35

АО «Энергоцентр Майский»

36

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

37

ООО «Осиновская теплоснабжающая компания»

38

АО «ТГК-16»

39

ОАО «Куйбышевско-Затонские коммунальные сети»

 

Кукморский муниципальный район

40

ООО «Инженерные сети»

 

Лаишевский муниципальный район

41

ООО «РСК «Инженерные  технологии»  с. Габишево

42

ООО «РСК «Инженерные  технологии»  г. Лаишево

43

ООО «Нармонский коммунальный сервис»

44

ООО «ТеплоГарант»

 

Лениногорский муниципальный район

45

ООО «Лениногорские тепловые сети»

 

Менделеевский муниципальный район

46

ЛПЧУ профсоюзов санаторий «Шифалы су» (целебная вода) «Ижминводы»

47

ООО «Газпром теплоэнерго Казань» филиал «Менделеевский»

 

Мензелинский муниципальный район

48

АО «Коммунальные сети Мензелинского района»

 

город Набережные Челны

49

ООО «КамгэсЗЯБ»

50

АО «Татэнерго», для потребителей, подключенных к сетям АО "Татэнерго"

51

АО «Татэнерго», для потребителей, подключенных к сетям ООО "Тепловые сети западного вывода"

 

Нижнекамский муниципальный район

52

ООО «Шереметьевский ЖилСтройСервис»

53

ООО «УК «Индустриальный парк – Сервис»

54

ПАО «Нижнекамскнефтехим»

55

ООО «Энергошинсервис»

56

АО «Татэнерго», для потребителей город Нижнекамск, Афанасовское сельское поселение и Красноключинское сельское поселение

 

Нурлатский муниципальный район

57

АО «Нурлатские тепловые сети»

 

Пестречинский муниципальный район

58

ООО «Энергоресурс»

59

ООО «Энергосистема»

60

МУП «Пестречинские коммунальные сети»

 

Рыбно-Слободский муниципальный район

61

МУП «Теплоэнергосервис»

 

Сабинский муниципальный район

62

АО «Сабинское МПП ЖКХ»

 

Сармановский муниципальный район

63

АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей», пгт. Джалиль

 

Спасский муниципальный район

64

ООО «Спасские коммунальные сети»

 

Тетюшский муниципальный район

65

ОАО «Тетюшское предприятие тепловых сетей»

 

Тукаевский муниципальный район

66

Челнинский филиал ООО «Татнефть-АЗС Центр»

67

Ульяновский территориальный участок Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению – структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД»

 

Чистопольский муниципальный район

68

ОАО «Чистопольское предприятие тепловых сетей»

69

ООО ПКФ «Восток-Энерго»

 

город Казань

70

АО «Татэнерго»

71

АО «ТГК-16»

72

АО «Казэнерго»

73

ФГБОУ ВО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана»

74

Филиал «Казаньнефтепродукт» АО ХК «Татнефтепродукт»

75

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»

76

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ»

76

Казанский территориальный участок Горьковской дирекции по тепловодоснабжению Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиал ОАО «РЖД» 

77

АО «НПО «Радиоэлектроника им. В.И.Шимко»

78

АО «РПО «Таткоммунэнерго»

79

ООО «КАРСАР»

80

ООО «Казанская строительно-сервисная компания»

81

ООО «Энергосистема»

82

ООО «Теплоснабсервис»

83

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Российской Федерации

84

ООО «Энергоресурс»

85

ООО «Казанский молочный комбинат»

86

ООО «РСК»

87

ООО «Теплоснабинвест»

88

ООО «ТеплоЭнергоСнабжение»

89

ООО «ТеплоГарант»

90

ООО «РегНефтеТорг-7»

91

ООО «Тепло»

 

Из указанного следует, что на территории Республики Татарстан, помимо АО «РПО «Таткоммунэнерго», имеются и иные хозяйствующие субъекты, которые могут быть заинтересованы в получении муниципального имущества Агрызского муниципального района для осуществления предпринимательской деятельности.

Передача Палатой АО «РПО «Таткоммунэнерго» объектов тепловой энергии без проведения торгов привела или могла привести к устранению, недопущению, ограничению конкуренции на рынке по осуществлению прав владения и (или)  пользования муниципальным имуществом Агрызского муниципального района, а именно объектами тепловой энергии, в границах Республики Татарстан, так как другие хозяйствующие субъекты, заинтересованные в предоставлении данных муниципальных объектов, не получили возможность получить такие объекты во владение и пользование.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция -соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Бездействие органа местного самоуправления, которое выражается в отсутствии мер по возврату муниципального имущества, в том числе объектов теплоснабжения, из незаконного владения и пользования объектами теплоснабжения эксплуатирующей организацией и которое выражается в не проведении торгов на право заключения договора по передаче прав владения и пользования, содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как во-первых, предоставляет такой эксплуатирующей организации необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности, а во-вторых, ограничивает доступ неопределённого круга лиц к муниципальному имуществу.

В тех случаях, когда требуется проведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем. Указанная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 8799/11 по делу № А66-7056/2010, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 № 307КГ15-1408.

Исходя из изложенного, в действиях Палатой имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района имеется состав нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части отсутствия мер по возврату муниципального имущества, а именно котельной общей площадью 12 кв. метров, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. К. Марса, 11А, а также автономно-блочной котельной, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. Чайковского, 9А, из незаконного владения и пользования АО «РПО «Таткоммунэнерго», а также в отсутствии мер, направленных на передачу указанных объектов эксплуатирующей организации по результатам конкурентных процедур.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В силу подпунктов «б», «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая, что в материалы настоящего дела представлены акты приема-передачи от 27.08.2021 от Палаты (вх.№ 16279 от 08.12.2021 года, вх.№16675 от 15.12.2021 года), из содержания которых следует, что здание котельной площадью 109,8 кв.м. по адресу: Республика Татарстан, г.Агрыз, ул.Чайковского, д.9А и Топочная котельная площадью 12 кв.м. по адресу: Республика Татарстан, г.Агрыз, ул.К.Маркса, д.11А возвращены в пользование Исполнительному комитету муниципального образование «город Агрыз» Агрызского муниципального района Республики Татарстан, основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать Палату имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района Республики Татарстан нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» что выразилось в отсутствии мер по возврату муниципального имущества, а именно котельной общей площадью 12 кв. метров, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. К. Марса, 11А, а также автономно-блочной котельной, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. Чайковского, 9А, из незаконного владения и пользования АО «РПО «Таткоммунэнерго», а также в отсутствии мер, направленных на передачу указанных объектов эксплуатирующей организации по результатам конкурентных процедур, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны