Определение №АЯ-06/14995 Определение о назначении дела №016/01/15-1916/2020 о нарушен... от 11 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/14995 от 11.11.2020

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> -  [должностное лицо]

УСТАНОВИЛ:

В адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение ООО «БЛИК» (вх. № 6698 от 15.05.2020), направленное прокуратурой г. Набережные Челны по вопросу правомерности установления сроков действия разрешения, выданного ООО «БЛИК» на основании Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны № 1218 от 13.03.2020.

Для полного и всестороннего рассмотрения данной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 23, статьи 25, частью 2 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Татарстанским УФАС России были направлены соответствующие запросы информации.

По итогам рассмотрения обращения, а также изучения документов, представленных Исполнительным комитетом  муниципального образования г. Набережные Челны, Татарстанским УФАС России (далее - Управление) установлено, что ООО «Блик» 12.11.2019 на основании статьи 36.36 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 обратилось в Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка сроком с 01.12.2019 по 01.12.2068.

Однако письмом от 19.11.2019 № 06/6928 ООО «БЛИК» получил отказ в выдаче разрешения на основании пп. «а» п. 14 Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан  от 5 июня 2015 года № 416, а именно не указанно обоснование размещения запрашиваемого объекта.

22.11.2019 ООО «БЛИК» обратился с повторным заявлением о выдаче разрешения сроком с 01.12.2019 по 01.12.2068, 27.11.2019 ООО «БЛИК» повторно получил отказ в выдаче разрешения с указанием об отсутствии обоснования размещения запрашиваемого объекта.

18.02.2020 Арбитражный суд РТ решением по делу А65-35538/2019 по заявлению ООО «Блик» к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны признал отказ незаконным и необоснованным.

13.02.2020 Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны от 13.03.2020 № 1218 «О выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации» ООО «БЛИК» разрешено использовать земельный участок площадью 55,9 кв.м. (кадастровый квартал 16:52:050204), расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, за остановкой 6-ой комплекс, со стороны 15 микрорайона, для размещения нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения (временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), сезонного аттракциона, пункта проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковки, имеющий координаты характерных точек границ земельного участка согласно схеме, позволяющей однозначно определить его местоположение и расположение соседних земельных участков, сроком использования – 1 месяц.

Постановление на использование земельного участка № 1218 от 13.03.2020 было выдано сроком на один месяц т.е. до 13.04.2020, данное постановление было направленно ООО «БЛИК» 20.03.2020, получено 26.03.2020.

Указами Президента Российской Федерации дни с 30.03.2020 по 30.04.2020 были объявлены нерабочими в связи с чем, ООО «БЛИК» не имело возможности в период срока действия разрешения заниматься предпринимательской деятельностью посредством использования рассматриваемого земельного участка.

Порядок предоставления данной муниципальной услуги предусмотрен административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (далее также – Административный регламент, Регламент), утвержденным   Постановлением Исполнительного комитета города Набережные Челны от 26.04.2017 № 2566 в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, а также Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан  от 05.06.2015 № 416.

В рассматриваемом случае, Исполнительный комитет города Набережные Челны при выдаче разрешения ООО «БЛИК» сроком на один месяц руководствовался вышеуказанным регламентом, однако Регламентом, а также Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан  от 05.06.2015 № 416 не  предусмотрены основания для сокращения сроков предоставления разрешения на использование земельного участка, указанного в заявлении (заявление ООО «БЛИК» сроком 49 лет), таким образом, Исполнительным комитетом муниципального образования г. Набережные Челны при выдаче разрешения ООО «БЛИК» необоснованно был существенно сокращен срок действия выдаваемого разрешения.

Предоставление разрешения на использование вышеуказанного земельного участка ООО «БЛИК» сроком на 1 месяц, по мнению Управления, может привести к созданию дискриминационных условий для ООО «БЛИК» при получении муниципального имущества для осуществления предпринимательской деятельности в области организации обслуживания зон отдыха, сезонного аттракциона, пункта проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, ввиду короткого срока использования земельного участка.

Кроме того, исходя из материалов, представленных в обращении, а так же материалов, представленных Исполнительным комитетом муниципального образования г. Набережные Челны, установлено, что при обращении с начала 2020 года в Исполнительный комитет других хозяйствующих субъектов с целью получения разрешения на использование земель или земельных участков, срок выданных разрешений как видно из приведенной ниже таблицы, в подавляющем числе случаев был не менее 11 месяцев (за исключением ООО «БЛИК»), исходя из чего можно сделать вывод о том, что имеет место создание в отношении ООО «БЛИК» дискриминационных условий относительно других хозяйствующих субъектов, ведущих свою деятельность посредством использования земельных участков, находящихся в публичной собственности.

Необходимо отметить, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, среди прочих видов деятельности осуществляемых следующими заявителями: ООО «БЛИК», ООО ТД «Берег», ООО «Агрокомплекс+», ИП Крюков М.И., ИП Усачева М.З. и т.д. установлены и схожие виды, например оптовая и розничная торговля, следовательно, можно предположить, что данные хозяйствующие могут осуществлять свою деятельность в пределах одного товарного рынка.

 

Дата изготовления Постановления

Срок запрашиваемый в заявлении (месяцев)

Срок предоставления земельного участка (месяцев)

Наименование заявителя

Месторасположение земельного участка

22.01.2020

11

11

ООО ТД "Берег"

<…>

26.03.2020

588

11

ИП Усачева М.З.

<…>

26.03.2020

588

11

ИП Усачева М.З.

<…>

26.03.2020

588

11

<…>

<…>

26.03.2020

588

11

ИП Крюкова М.И.

<…>

17.03.2020

588

11

ИП Крюкова М.И.

<…>

16.03.2020

588

11

<…>

<…>

16.03.2020

588

11

<…>

<…>

17.03.2020

588

11

<…>

<…>

18.03.2020

11

11

ИП Хузин К.М.

<…>

17.03.2020

60

11

<…>

<…>

26.03.2020

588

11

ИП Крюков М.И.

<…>

26.03.2020

588

11

ИП Крюков М.И.

<…>

26.03.2020

588

11

ИП Крюков М.И.

<…>

26.03.2020

588

11

ИП Крюков М.И.

<…>

26.03.2020

588

11

ИП Крюков М.И.

<…>

26.03.2020

588

11

ИП Усачева М.З.

<…>

27.03.2020

588

11

ИП Усачева М.З.

<…>

27.03.2020

588

11

ИП Усачева М.З.

<…>

27.03.2020

588

11

ИП Усачева М.З.

<…>

06.04.2020

588

11

ИП Усачева М.З.

<…>

17.04.2020

60

11

ООО "Агрокомплекс+"

<…>

13.04.2020

11

11

<…>

<…>

08.05.2020

11

11

<…>

<…>

13.04.2020

60

11

ИП Азмиев И.И.

<…>

Кроме того, необходимо отметить, что Административный регламент, утвержденный Исполнительным комитетом муниципального образования г. Набережные Челны, не содержит конкретных критериев правомочия органа местного самоуправления по выдаче разрешения на использование земельного участка на определенный срок. Данный пробел правового регулирования позволяет органу местного самоуправления, руководствуясь действующей редакцией вышеуказанного Регламента, произвольно и выборочно осуществлять выдачу разрешений на использование земельного участка заинтересованным лицам на определенный срок по своему усмотрению, что является недопустимым.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия)  существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В соответствии со статьей 1 ЗК РФ, среди основных принципов, на которых основывается земельное законодательство, являются:

- участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При предоставлении и использовании муниципального имущества приобретатели должны находиться в равных условиях. Запрещаются действия, которые могут привести к нарушению равенства хозяйствующих субъектов и граждан при получении муниципального имущества.

Дискриминационными условиями признаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, условия использования муниципального имущества, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается создание дискриминационных условий.

Таким образом, в действиях Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в создании дискриминационных условий в использовании ООО «БЛИК» муниципального имущества, расположенного на территории г. Набережные Челны.

На основании вышеизложенного в адрес Исполнительного комитета было направлено предупреждение №П06-40/2020 (вх.№ АЯ-06/11290 от 24.08.2020) о необходимости прекращения нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем отмены Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны от 13.03.2020 № 1218, повторного рассмотрения заявления ООО «БЛИК», а также путем внесения изменений в Административный регламент, утвержденный   Постановлением Исполнительного комитета города Набережные Челны от 26.04.2017 № 2566,  в части установления конкретного срока, на который выдается разрешение на использование земельного участка, в зависимости от предполагаемой цели его использования.

Предупреждение необходимо было исполнить в течение 30 дней с момента получения. Предупреждение получено Исполнительным комитетом города Набережные Челны 25 августа 2020 года.

Предупреждение должно было быть исполнено 25 сентября 2020 года (крайний срок).

В соответствии с частью 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Однако по состоянию на сегодняшний день доказательств исполнения предупреждения в адрес Татарстанского УФАС России Исполнительным Комитетом города Набережные Челны не направлено.

На предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы (№АЯ-06/11290 от 24.08.2020г.) Исполнительным комитетом муниципального образования города Набережные челны был отправлен ответ (№12908 от 16.09.2020г.) о направленном заявлении о признании предупреждения незаконным. Однако вышеуказанный ответ (№12908 от 16.09.2020г.) не свидетельствует об исполнении предупреждения.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании вышеизложенного Татарстанским УФАС России издан приказ №02/296-к от 26 октября 2020 года о возбуждении дела №016/01/15-1916/2020 в отношении Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны (ИНН 1650135166) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в создании дискриминационных условий в использовании ООО «БЛИК» муниципального имущества, расположенного на территории г. Набережные Челны, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

Назначить дело №016/01/15-1916/2020   к рассмотрению на 08 декабря 2020 года в 09 часов 30 минут по адресу: 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.

Привлечь к участию в деле в качестве ответчика Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны (423805, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, прос. Т. Хасана Туфана, 23, ОГРН: 1051614258740, Дата присвоения ОГРН: 29.12.2005, ИНН: 1650135166, КПП: 165001001);

Привлечь к участию в деле в качестве заявителя ООО «Блик» (423800, Республики Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Тан, д. 207, корп. А, кв. 21, ОГРН: 1171690054711, Дата присвоения ОГРН: 06.06.2017, ИНН: 1650349785, КПП: 165001001);

В соответствии со статьёй 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны не позднее 24 ноября 2020 года необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

письменные пояснения относительно фактов, изложенных в настоящем Определении;

реестр всех выданных разрешений на использование земель за 3 года (в период с 09.11.2017 по 09.11.2020г.) на территории г. Набережные Челны, по следующей форме;

Дата изготовления Постановления

Срок запрашиваемый в заявлении (месяцев)

Срок предоставления земельного участка (месяцев)

Наименование заявителя

Месторасположение земельного участка

Цель предоставления

разрешения

 

 

 

 

 

 

В соответствии со статьёй 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Блик» не позднее 24 ноября 2020 года необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

письменные пояснения относительно фактов, изложенных в настоящем Определении;

В случае если вышеуказанные пункты не реализованы, указать мотивированную причину, в том числе со ссылкой на действующее законодательство.

Обращаем Ваше внимание, что за непредставление или несвоевременное представление сведений, либо предоставление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган физические, должностные или юридические лица несут административную ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае обеспечения явки на заседание Комиссии представителям необходимо иметь при себе надлежащим образом оформленную доверенность, а лицам, имеющим право на представление интересов без доверенности, необходимо иметь документ, подтверждающий полномочие представлять юридическое лицо без доверенности.

Разъясняю, что согласно статье 43 Закона о защите конкуренции, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны