Предостережение №06-06/2024 ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ о недопустимости совершения действий, которы... от 6 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №06-06/2024 от 06.03.2024 г.

Основанием для выдачи предостережения в отношении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан является обнаружение Татарстанским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) поступило заявление (вх. № 12446 от 23.11.2023) содержащее обстоятельства, свидетельствующее о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства. По итогам изучения представленных документов, в рамках своей компетенции, Татарстанское УФАС России сообщает следующее.

Органы местного самоуправления расположенные на территории Республики Татарстан при проведении закупочных процедур, на предмет разработки проектов установления, сокращения санитарно-защитных зон сибиреязвенных захоронений (0111300036823000024, 0111300036823000025, 0111300036822000033, 0111300010722000035, 0111300060622000050) включают условия по передачи части работ в рамках заключения контрактов по разработке и согласованию проектов санитарно-защитной зоны для сибиреязвенного захоронения в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)».

Указанные действия органов местного самоуправления обусловлены наличием публичных рекомендаций, разработанных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) (далее – Роспотребнадзор РТ) и размещенных на официальном сайте Роспотребнадзора РТ в разделе «В помощь органам местного самоуправления» (https://16.rospotrebnadzor.ru/466/-/asset_publisher/aUM0/content/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA-%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE-%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B8-%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0-1?redirect=https%3A%2F%2F16.rospotrebnadzor.ru%2F466%3Fp_p_id%3D101_INSTANCE_aUM0%26p_p_lifecycle%3D0%26p_p_state%3Dnormal%26p_p_mode%3Dview%26p_p_col_id%3Dcolumn-1%26p_p_col_count%3D1) по порядку изменения (сокращения) размеров санитарно-защитной зоны скотомогильника.

По результатам осмотра официального интернет-сайта на предмет наличия публичных рекомендаций, указанных органами местного самоуправления, Татарстанским УФАС России был составлен акт осмотра официального сайта Роспотребнадзора РТ №1 от 19.02.2024 года. 

Так исходя из указанных рекомендаций следует, что исполнителем мероприятий по проведению отбора проб и лабораторных исследований почвы и подземных вод, а также подготовка актов отбора проб с протоколами лабораторных исследований является аккредитованная в установленном порядке организация ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» (пункт 1.1.11).

Исполнителем мероприятий по рассмотрению проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника и выдача экспертного заключения является ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)», экспертная организация, аккредитованная в установленном порядке (пункт 2.2).

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке, в целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и эксперты, аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которые проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 №52-ФЗ).

Согласно пункту 1023 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 (ред. от 25.05.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" лабораторные исследования клинического, секционного и полевого материала при подозрении на сибирскую язву проводятся лабораториями, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с материалом, заражённым или подозрительным на заражённость возбудителем сибирской язвы.

Пунктом 1024 СанПиН 3.3686-21 все работы с материалом, подозрительным на заражённость возбудителем сибирской язвы, включая отбор, транспортировку и подготовку материала для исследований, проводятся в соответствии с требованиями главы IV СанПиН 3.3686-21, в том числе, пунктом 134 предусмотрено требование о наличии лицензии на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных, для организаций, подразделения которых выполняют работы с возбудителями инфекционных заболеваний I-IV групп патогенности (опасности) (сибирская язва – это острая особо опасная зоонозная бактериальная инфекционная болезнь, возбудитель которой относится ко II группе патогенности).

Взятие материала из сырья животного происхождения и из объектов окружающей среды проводится в тех случаях, когда необходимо установить источник возбудителя инфекции или фактор его передачи, выявить наличие микроба на территориях почвенных очагов, в том числе сибиреязвенных захоронений и моровых полей (пункт 1029 СанПиН 3.3686-21). Решение об исследовании материала сырья, продукции животного происхождения и из объектов окружающей среды принимается органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Отбор материала и его упаковку осуществляют специалисты организаций, обеспечивающих осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (пункт 1030 СанПиН 3.3686-21).

Исследования материала с целью обнаружения возбудителя сибирской язвы проводятся в лабораториях, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с ПБА II группы патогенности (пункт 1078 СанПиН 3.3686-21).

Таким образом, исходя из пояснений Роспотребнадзора РТ и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» следует, что на территории Республики Татарстан деятельность, связанную с использованием возбудителей сибирской язвы в части исследований объектов окружающей среды (почвы, подземных вод), вправе осуществлять 3 лаборатории: ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан», ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» Республики Татарстан, ФГБНУ «ФЦТРБ-ВНИВИ», имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензию на указанную деятельность.

А также, оценку эпидемиологической опасности сибиреязвенного захоронения и прилегающей к нему санитарно-защитной зоны проводят научно-исследовательские институты Роспотребнадзора, такие как ФБУН «Центральный НИИ эпидемиологии», ФКУЗ «Ставропольский противочумный институт», а также региональные ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».

Оценка опасности почвенных очагов сибирской язвы проводится на основе комплексного анализа эпизоотологической и эпидемиологической ситуации, характеристики почвенного очага, а также природных, социальных и биологических факторов риска с применением методов ретроспективного эпидемиологического анализа. То есть для ее проведения необходимы специальные познания в области эпидемиологии.

Таким образом, комплексную оценку эпидемиологической опасности сибиреязвенных захоронений вправе проводить организации, аккредитованные в установленном порядке на проведение такой оценки в соответствии с требованиями СанПиН 3.3686-21 и МР 3.1.0232-21.

При этом, Татарстанское УФАС России полагает, что действия Управления по публичному указанию органам местного самоуправления при формировании закупочной документации на предмет разработки проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника, в частности, порядка изменения (сокращения) размеров санитарно-защитной зоны скотомогильника, на конкретную организацию по проведению как комплексной оценки эпидемиологической опасности сибиреязвенных захоронений, так и по рассмотрению проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника и выдачи экспертного заключения без каких-либо уточнений или оговорок относящихся к рекомендационному характеру, влекущие в последующем к ошибочному восприятию органами местного самоуправления о недопустимости проведения таких работ иными надлежащими субъектами аккредитованными в данной области, могут привести к нарушению части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Таким образом, Татарстанское УФАС России на основании статьи 25.7 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предостерегает от совершения вышеуказанных действий (бездействия), в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 <…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны