Решение №ВЧ-08/7430 Решение по делу № 016/05/5-442/2023 в отношении ООО «Федерал... от 19 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 Решение по делу № 016/05/5-442/2023

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:       <…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии                    <…> –[должностное лицо];

                                                <…> –[должностное лицо];

рассмотрев дело №016/05/5-422/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в социальной сети «ВКонтакте» рекламы с текстом «<…>», что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон «О рекламе»), что имеет признаки нарушения части 3 статьи 5, пункта 2 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение (вх. №1347/ж от 09.02.2023 г.) по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Фотоизображение приведено ниже:

<…>

<…>

В рекламных записях <…>, <…>, ООО «Федеральное юридическое бюро» (ИНН 1655437957) выявлена следующая рекламная запись: «<…>» «Для того что бы получить инструкцию по списанию долгов за три месяца надо перейти по гиперссылке нажав ссылку получить перенаправляет па сайг <…> где предлагается получить инструкцию по списанию долгов при этом на сайте указана иная организация ООО «Юридическая компания Правда» (ОГРН 1211600019510, ИНН 1655454430, зарегистрированная 420015, Республика Татарстан, город Казань, ул. Пушкина, ЗД. 46, помещ. 1028, ОФ. 12).

Инструкция не предоставляется даже после заполнения заявки.

На заседании Комиссии представитель ООО «Юридическая компания Правда» пояснил, что Общество не оказывает услуги по банкротству физических или юридических лиц. К рассматриваемым в деле обстоятельствам Общество отношения не имеет. 

Кроме того, согласно пояснениям представителя ООО «Юридическая компания Правда», ООО «Федеральное юридическое бюро» переехало, а также сменило наименование на Международное юридические бюро.

Управлением был осуществлен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно социальной сети «ВКонтакте», где на сайте <…> (<…>) указано новое наименование. 

<…>

На основании вышеизложенного Комиссия приняла решение о прекращении рассмотрения дела в отношении ООО «Юридическая компания Правда».

По результатам изучения представленных документов и рассмотрения настоящего дела Комиссия приходит к следующим выводам.

Данные рекламные записи вводит в заблуждение потребителей возможностью не исполнения взятых па себя договорных обязательств путем «4 способа списания долгов без банкротства» «<…>» списания имеющихся долгов, что в целом побуждает потребителя изначально отказаться от необходимости оплаты кредита и долгов, не смотря на имеющуюся силу договора и закона.

Так информация со словами и словосочетаниями «списания долгов без банкротства» <…>» акцентируют внимание на абсолютной возможности физического лица - должника избавится от кредита, что среди некоторых категорий потребителей может, расценена как побуждение «брать кредиты и не отдавать»

Реклама, по своей сути, это информация, которую ее получатель не ищет, не запрашивает, реклама появляется в поле зрения потребители именно с целью привлечь внимание к какому-либо объекту рекламирования, вызвать у потребителя интерес к такому объекту, сформировать желание воспользоваться таким объектом, приобрести его.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Способы распространения рекламы не ограничены, к таким способам распространения относится также информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет». Специальных требований к рекламе в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» нс предусмотрено, однако такая реклама должна соответствовать как общим требованиям установленным Федеральным законом «О рекламе», в том числе требованиям достоверности и добросовестности, так и специальным требованиям, установленным указанным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечения внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введение в оборот.

В рассматриваемой рекламной информации объектом рекламирования являются юридические услуги, по вопросам банкротства физические лиц.

В рекламной записи по средствам сети «Интернета» в социальной сети «Вконтакте» с пометкой «рекламная запись» указана информация «<…>», но по состоянию на 06.04.2023 г. никаких законных способов, по которым можно без последствий списать долги по кредитам или займам, не существует.

Единственный способ полностью избавиться от долгов — объявить себя банкротом (Статьей 2 ФЗ от 26.10.2002 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Это можно сделать в упрощенном порядке или через суд. Но в любом случае банкротство — это не просто способ избавиться от кредитов, которые не хочется платить, а крайняя мера с довольно неприятными последствиями (Статья 213.30 федерального закона от 26.10.2002 № 127-03 «О несостоятельности устанавливает последствия признания гражданина банкротом).

В рекламной записи нс содержится информация, каким именно образом будет происходить процесс списания долгов, а также не конкретизированы детали процедуры, включая последствия и ограничения.

В рекламной записи указано только привлекательные условия оказания юридических услуги, что недопустимо, исходя из того, что реклама направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, а по средствам, предоставления лишь «привлекательной информации», возможно, обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. В рекламе должны содержаться условия, которые позволяют потребителю правильно и в полном объеме отменить приемлемость условий получения необходимой ему услуги.

Отсутствие в рекламной записи указание на последствия о списании долгов свидетельствуют об отсутствии в рекламе всей существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях ее использования, что искажает информацию и вводит потребители рекламы в заблуждение относительно дайной услуги и нарушает ч. 7 ст. 5 закона о рекламе.

В рекламной записи ООО «Федеральное юридическое бюро» в тексте рекламного сообщения указана незначительная информацию об услугах рекламирования, и гиперссылки, что указывает иа предоставление информации нс полном объёме о рекламируемых юридических услугах.

Согласно п. 1 и 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Недостоверной является реклама, содержащая сведения, которые не соответствуют действительности: выдуманные преимущества конкретного рекламируемого товара перед товарами конкурентов предлагает 4 способа внебанкростного списания долгов, что является ложной информации при обращении в данный центр предлагается только два способа.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ ник го нс вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

  1. Действия направлены на получение преимуществ, которые обеспечивают ему возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий.
  2. Такие действия противоречат требованиям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Опи являются недобросовестными, неразумными и несправедливыми по отношению как к потребителям, так и конкурентам. Такие действия нельзя признать обычной потребностью бизнеса и вошедшей в деловой оборот практикой введения в заблуждение потребителей, в любом случае осуществляющим выбор между несколькими исполнителями услуг, являются нечестным методом ведения бизнеса.
  3. Распространение таких недостоверных сведений способно ввести потребителей в заблуждение относительно гарантированной возможности освобождения от всех финансовых обязательств без каких-либо расчетов с кредиторами и без каких-либо последствий.

Не соответствующее истине утверждение об услуге, обязательствах рекламодателя, формируя у потребителя определенные, но ничем не оправданные ожидания, вводя потребителя в заблуждение относительно существа тех или иных обязательств рекламодателя, способно предопределить его выбор и вынудить совершить действия, частично или полностью отвечающие его интересам.

Согласно статьей 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований части 5, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Федеральное юридическое бюро» (ИНН 1655437957, 420015, РТ, г. Казань, ул. Пушкина, 3Д. 46, пом. 1020).

Следует отметить, что при вынесении решения Комиссия Татарстанского УФАС России руководствовалась доказательствами и материалами, полученными в рамках рассмотрения обращения, явившегося основанием для возбуждения настоящего дела.

ООО «Федеральное юридическое бюро» в рамках производства по настоящему делу не представило информацию и документы, запрошенную Комиссией Татарстанского УФАС России,  не обеспечило явку представителя Общества на заседание комиссии с целью представления позиции и пояснений, что подтверждает безучастность Общества в установлении всех обстоятельств по настоящему делу, не свидетельствует о принятии исчерпывающих мер, направленных на восстановление нарушенных прав заявителей, а также препятствует своевременному, объективному и всестороннему рассмотрению указанного дела. 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «Федеральное юридическое бюро» (ИНН 1655437957, 420015, РТ, г. Казань, ул. Пушкина, 3Д. 46, пом. 1020) в социальной сети «ВКонтакте» рекламы с текстом «<…>», поскольку в ней нарушены требования часть 3 статьи 5, пункт 2 части 5 статьи 5, часть 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. ООО «Федеральное юридическое бюро» (ИНН 1655437957, 420015, РТ, г. Казань, ул. Пушкина, 3Д. 46, пом. 1020) выдать предписание об устранении нарушения Закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 19 июля 2023 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                                               <…>

Члены Комиссии                                                                                            <…>

            <…> 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны