Решение №04-04/1390 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-193/2024 от 15 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/1390 от 15.02.2024 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика МУП "ГОРКОММУНХОЗ" – <…> – [должностное лицо], <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ООО «Спектр безопасности» - <…> – [должностное лицо], рассмотрев по видеоконференции жалобу заявителя ООО «Спектр безопасности» (вх. №1074 от 02.02.2024 г.) на действия МУП "ГОРКОММУНХОЗ" при проведении закупки №32313095468 на предмет: «Поставка терминального бескондукторного оборудования, оборудования информирования пассажиров, аппаратуры спутниковой навигации, системы учета пассажиропотока и видеонаблюдения»

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения текущей редакции извещения о проведении закупки №32313095468 в Единой информационной системе - 15.12.2023 года.

Способ проведения закупки - аукцион в электронной форме.

Объект закупки - Поставка терминального бескондукторного оборудования, оборудования информирования пассажиров, аппаратуры спутниковой навигации, системы учета пассажиропотока и видеонаблюдения.

Начальная (максимальная) цена договора — 57 414 002,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП «Горкоммунхоз» (далее – Положение), утвержденным директором МУП «Горкоммунхоз» 19.12.2023 г., а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Относительно довода заявителя о допущенном противоречии в предмете закупки в извещении и проекте договора.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке).

Согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

В извещении электронного аукциона, техническом задании аукционной документации предметом проводимой закупки была определена поставка терминального бескондукторного оборудования, оборудования информирования пассажиров, аппаратуры спутниковой навигации, системы учета пассажиропотока и видеонаблюдения.

При этом, в пункте 1.1 размещенного проекта договора в составе аукционной документации было определено, что Поставщик обязуется поставить (передать в собственность Заказчика), произвести установку и ввод в эксплуатацию, а также оказывать гарантийное обслуживание терминального бескондукторного оборудования, оборудования информирования пассажиров, аппаратуры спутниковой навигации, системы учета пассажиропотока и видеонаблюдения, установленных на транспортных средствах Заказчика (далее – Оборудование) в соответствии с Приложением №1 к настоящему Договору, в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.

Из представленных пояснений представителей Заказчика следовало, что при формировании извещения в техническом задании, извещении было отражено некорректно неполное наименование предмета договора. В рамках исполнения обязательств по договору предусматривается как поставка, так и установка, ввод в эксплуатацию, а также оказание услуг по гарантийному обслуживанию оборудования.

Таким образом, Заказчиком были допущены нарушения требований части 8 статьи 4 Закона о закупках при отражении данных о предмете договора в извещении, техническом задании, несоответствующего условиям проекта договора.

Довод заявителя признан обоснованным.

Относительно довода заявителя о допущенных ошибках при формировании технического задания.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано в том числе описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно доводам жалобы в пункте 2.1.7. технического задания по позиции «Бескондукторное терминальное стационарное оборудование AQSI CUBE +AQSI 5Ф (касса у водителя)» указано требование об использовании карт SOLVO duo 10, что противоречит возможности интеграции системы с автоматизированной системой оплаты проезда (АСОП) города Набережные Челны Единого оператора автоматизированной системы оплаты проезда Республики Татарстан, так как такая возможность имеется только с использованием карт формата AV2. Кроме того, по указанной позиции установлено требование использования иерархической системы в виде Master-Slave1-Slave2, что также будет невозможно реализовать в существующей системе автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП) города Набережные Челны Единого оператора автоматизированной системы оплаты проезда Республики Татарстан, поскольку указанная иерархическая система соответствует системе АСОП «Золотая Корона», которая не интегрирована с действующей. Таким образом, установленные заказчиком в техническом задании в указанной части требования являются фактически неисполнимыми.

В ходе заседания Комиссии представителями Заказчика был подтверждён факт допущенных нарушений в указанной заявителем части. Согласно представленным пояснениям Заказчика причиной, послужившей указанию в техническом задании некорректных эксплуатационных требований, являлась срочная необходимость быстрого проведения закупки в связи с поставкой новых автобусов в целях их оперативного оснащения, в связи с чем за основу были взяты технические задания ранее проводимых закупок.

С учетом изложенных обстоятельств в совокупности, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

Заказчиком были допущены нарушения части 6.1 статьи 3, пункта 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Вместе с тем, учитывая, что Заказчиком 06 февраля 2024 г. был заключен договор поставки, оснований для выдачи предписания у Комиссии не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Спектр безопасности» (вх. №1074 от 02.02.2024 г.) на действия МУП "ГОРКОММУНХОЗ" при проведении закупки №32313095468 на предмет: «Поставка терминального бескондукторного оборудования, оборудования информирования пассажиров, аппаратуры спутниковой навигации, системы учета пассажиропотока и видеонаблюдения» обоснованной.

Признать заказчика МУП "ГОРКОММУНХОЗ" нарушившим требования части 6.1 статьи 3, части 8, пункта 15 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны