Решение №ИП-06/16594 Решение дела №016/01/16-704/2019 по признакам нарушения пунк... от 6 ноября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №016/01/16-704/2019

Исх. №ИП-06/16594 от 06.11.2019

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель комиссии: - <…>;

Члены комиссии: - <…>;

-<…>;

рассмотрев дело №016/01/16-704/2019 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) МКУ «Палата имущественных и земельных отношений муниципального образования «Лениногорский муниципальный район Республики Татарстан» (423250, РТ, г. Лениногорск, ул. Тукая, д.7, ОГРН: 1061689006433, ИНН/КПП 1649012681/164901001) (далее- Палата) и ООО «Водоканал» (423260, РТ, г. Лениногорск, ул. Корчагина, д.2, стр.1, ОГРН: 1131689002400, ИНН/КПП 1649021125/164901001) в части достижения антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к передаче без проведения торгов объектов водоснабжения хозяйствующему субъекту, в присутствии:

-представителей по доверенности ООО «Водоканал» <…> <…>;

-представителя по доверенности Палаты <…>;

-в отсутствии иных лиц, извещённых надлежащим образом;

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Татарстанского УФАС России от 21 февраля 2019 года №01/96-пр в отношении Палаты была проведена плановая выездная проверка.

По результатам проведения проверки Инспекцией Татарстанского УФАС России установлено, что Палата передала в аренду ООО «Водоканал» водопроводные сети, находящиеся в муниципальной собственности Лениногорского муниципального района без проведения торгов.

На основании вышеизложенного издан приказ Татарстанского УФАС России №01/220-к от 30 мая 2019 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Палаты и ООО «Водоканал» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в части достижения антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к передаче без проведения торгов объектов водоснабжения хозяйствующему субъекту.

В ходе рассмотрения дела №016/01/16-704/2019 Комиссией Татарстанского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

Объекты водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, без проведения торгов переданы Палатой во владение и пользование ООО «Водоканал» на основании договора аренды № 014-0186 от 20 ноября 2015 года.

Согласно пункту 1.2 указанного договора срок аренды устанавливается с 20 ноября 2015 года по 19 ноября 2018 года. Согласно пункту 4.3 договор с истекшим сроком действия считается расторгнутым. Таким образом, муниципальное имущество должно быть возвращено из пользования арендатора 20 ноября 2018 года.

11 апреля 2018 года между Палатой и ООО «Водоканал» заключено дополнительное соглашение к договору от 20 ноября 2015 года № 014-0186, согласно которому пункт 4.3 договора изложено в следующей редакции: «По истечении срока договора аренды, он автоматически пролонгируется на 11 месяц на тех же условиях до заключения концессионного соглашения. По окончании срока договора, если ни одна из сторон в течение двух месяцев не заявит о намерении расторгнуть договор, он считается возобновленным на тот же срок до заключения концессионного соглашения».

Таким образом, фактически Палата два раза без проведения торгов передала ООО «Водоканал» водопроводные сети, находящиеся в муниципальной собственности Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, без проведения торгов: первый раз при заключении договора аренды № 014-0186 от 20 ноября 2015 года, а второй раз при заключении дополнительного соглашения к договору аренды № 014-0186 от 20 ноября 2015 года.

В соответствии с частью 6 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее- Закон о водоснабжении и водоотведении) договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

В соответствии с частью 5 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении конкурс на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются системы и (или) объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, является открытым.

Таким образом, по общему правилу передача объектов водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов не допускается.

Передача прав владения и пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и пользования в отношении данного имущества лиц.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении государственного или муниципального имущества.

Следовательно, действия по передаче в аренду объектов водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Однако в рассматриваемом случае действия Палаты и ООО «Водоканал» не образуют состава нарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Согласно схеме водоснабжения и водоотведения города Лениногорск до 2024 года, утверждённой Решением Совета муниципального образования города Лениногорск от 19 ноября 2014 года №168 (далее- Схема), водопроводные сети города Лениногорск находятся в собственности муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» (страница 29 Схемы).

Также право собственности Лениногорского муниципального района на водопроводные сети подтверждается свидетельством о регистрации права от 16 июля 2015 года.

Комиссией установлено, что Палата по договору аренды № 014-0186 от 20 ноября 2015 года (а также дополнительному соглашению от 11 апреля 2018 года) передала ООО «Водоканал» во владение и пользование водопроводные сети, находящиеся в муниципальной собственности Лениногорского муниципального района.

Также согласно Схеме (страница 30) Сугушлинская, Старо-Письмянская и Юлтимировская водонасосные станции принадлежат на праве собственности ООО «Агат».

Согласно договору аренды №1, заключённого между ООО «Агат» и ООО «Водоканал» 25 декабря 2013 года, Арендодатель (ООО «Агат») предоставил, а арендатор (ООО «Водоканал») принял во владение и пользование нежилые помещения согласно приложению №1.

Согласно приложению №1 ООО «Агат» передало ООО «Водоканал» во владение и пользование вышеуказанные водонасосные станции.

Таким образом, к моменту получения во владение и пользование водопроводных сетей, находящихся в муниципальной собственности Лениногрского муниципального района, ООО «Водоканал» уже владело и пользовалось Сугушлинской, Старо-Письмянской и Юлтимировской водонасосными станциями на основании договора аренды №1 от 25 декабря 2013 года, заключённого с ООО «Агат»

На странице 16 Схемы описан технологический процесс водоснабжения города Лениногорск с момента заборы воды до подачи воды конечному потребителю. Так, Сугушлинская и Старо-Письманская водонасосные станции осуществляют забор воды и подают воду в накопительные резервуары сборного пункта. Со сборного пункта вода поступает по самотечным отводам до узловых точек, а затем вода поступает к потребителям через уличные распределительные и внутриквартальные сети.

Таким образом, Сугушлинская и Старо-Письманская водонасосные станции, а также водопроводные сети, переданные Палатой во владение пользование ООО «Водоканал», совместно обеспечивают питьевой водой город Лениногорск: водонасосные станции осуществляют забор воды, которая доводится до потребителя при помощи водопроводных сетей, переданных Палатой ООО «Водоканал».

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды.

В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

В соответствии с пунктом 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации №83 от 13 февраля 2006 года, технологически связанные сети - принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, для передачи объекта водоснабжения хозяйствующему субъекту без проведения торгов в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции необходима совокупность двух юридически значимых обстоятельств:

  1. участок сети водоснабжения, подлежащий передаче, должен являться частью соответствующей сети, которая находится во владении или пользовании у лица, претендующего на такой участок сети;
  2. данные часть сети и сеть являются технологически связанными;

В рассматриваемом случае передача Палатой ООО «Водоканал» водопроводной сети, находящейся в муниципальной собственности Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, по договору аренды № 014-0186 от 20 ноября 2015 года и дополнительному соглашению к нему от 11 апреля 2018 года, отвечает вышеуказанным критериям для применения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Так, во-первых, Сугушлинская, Старо-Письманская и Юлтимировская водонасосные станции, переданные ООО «Агат» по договору аренды №1 от 25 декабря 2013 года ООО «Водоканал», и водопроводные сети, переданные Палатой по договору аренды № 014-0186 от 20 ноября 2015 года ООО «Водоканал», входят в централизованную систему водоснабжения города Лениногорск, что подтверждается Схемой, а именно описанием технологического процесса водоснабжения города Лениногорск, приведённым на странице 16 Схемы.

Во-вторых, к моменту передачи Палатой ООО «Водоканал» водопроводных сетей по договору аренды № 014-0186 от 20 ноября 2015 года, ООО «Водоканал» уже владело объектами водоснабжения, входящими в централизованную систему водоснабжения города Лениногорск, а именно водонасосными станциями (Сугушлинская, Старо-Письманская, Юлтимировская).

В-третьих, указанные водонасосные станции и водопроводные сети являются технологически связанными, что подтверждается наличием точек присоединения водопроводных сетей к водонасосным станциям. Точки присоединения обозначены на графической схеме системы водоснабжения города Лениногорск.

При указанных обстоятельствах передача Палатой ООО «Водоканал» водопроводных сетей по договору аренды № 014-0186 от 20 ноября 2015 года и дополнительному соглашению от 11 апреля 2018 года не образует состава нарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить производство по делу №016/01/16-704/2019, возбуждённого в отношении МКУ «Палаты имущественных и земельных отношений муниципального образования «Лениногорский муниципальный район Республики Татарстан» (423250, РТ, г. Лениногорск, ул. Тукая, д.7, ОГРН: 1061689006433, ИНН/КПП 1649012681/164901001) и ООО «Водоканал» (423260, РТ, г. Лениногорск, ул. Корчагина, д.2, стр.1, ОГРН: 1131689002400, ИНН/КПП 1649021125/164901001) по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижения антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к передаче без проведения торгов объектов водоснабжения хозяйствующему субъекту.

Председатель комиссии: <…>

Члены комиссии <…>

<…>

Исп. <…>

Тел. <...>

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны