Решение №04-04/10737 Решение по делу №016/06/108-1391/2020 о нарушении законодате... от 13 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/10737 от 13.08.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика Исполнительного комитета г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 07.08.2020 г. №б/н), до перерыва <…> – [должностное лицо] (доверенность от 06.08.2020 г. №б/н), представителей заявителя ООО «БЛ ЭНЕРГО» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 11.06.2020 г. №10), до перерыва <…> – [должностное лицо] (доверенность от 11.06.2020 г. №10/1), в отсутствии представителей уполномоченного органа Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО «БЛ ЭНЕРГО» (вх. №10670 от 03.08.2020 г.) на действия уполномоченного органа Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан,  заказчика Исполнительного комитета г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан при проведении закупки  №0111300029820000153  на предмет: «Оказание услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации системы наружного освещения муниципального образования г.Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан»,

У С Т А Н О В И Л А:

Изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта №0111300029820000153  размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 04.08.2020г.

Уполномоченный орган – Исполнительный комитет Нурлатского муниципального района Республики Татарстан.

Заказчик – Исполнительный комитет г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан.

Начальная (максимальная) цена контракта – 74 242 770,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия уполномоченного органа, заказчика и позиции уполномоченного органа, заказчика, изучения документации конкурса приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неустановлении заказчиком ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств.

Пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

Таким образом, в случае если условиями контракта предусмотрена поставка радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, являющийся приложением к Постановлению N 878, применяются положения указанного постановления Правительства Российской Федерации.

Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.

Техническим заданием открытого конкурса на оказание услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации системы наружного освещения муниципального образования г.Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан заказчиком также предусмотрена поставка и монтаж энергосберегающих светодиодных светильников.

В соответствии с Перечнем отдельных видов радиоэлектронной продукции светодиоды отнесены к радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что Постановление Правительства РФ №878 применяется при осуществлении закупок исключительно товаров (в случае, если предметом контракта является поставка товара), тогда как предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Таким образом, даже если используемый при выполнении закупаемых работ товар (светодиодные светильники) включен в перечень товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то в случае, если объектом закупки является оказание услуг с поставкой товара, положения Постановления Правительства Российской Федерации №878 не применяются.

Довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя об установлении заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию «Предложение о сумме».

Частью 3 статьи 108 Закона о контрактной системе установлено, что начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:

1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;

2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;

3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.

Согласно части 9 статьи 108 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 настоящей статьи, для определения лучших условий исполнения энергосервисного контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия вместо такого критерия оценки заявки на участие в конкурсе, как цена контракта, оценивает и сопоставляет такой критерий, как предложение о сумме, в целях выявления лучших условий исполнения этого контракта, соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту. При этом рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе в соответствии с таким критерием, как предложение о сумме, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 32 настоящего Федерального закона в отношении такого критерия, как цена контракта, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с частью 6 статьи 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение указывают также в конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок одного из следующих предложений:

1) предложение о цене контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, о проценте экономии;

2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;

3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 настоящей статьи.

Разделом 2.10 «Начальная (максимальная) цена контракта» конкурсной документации заказчиком установлено следующее:

«Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 74 242 770 (Семьдесят четыре миллиона двести сорок две тысячи семьсот семьдесят) рублей 00 копеек.

Минимальный размер экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов: 6 381 900 кВт*ч, что в процентном отношении – не менее 60% от Показателей базового уровня потребления электрической энергии в 2019 году.

Минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов: 44 545 662 (Сорок четыре миллиона пятьсот сорок пять тысяч шестьсот шестьдесят два) рубля 00 копеек.

Подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов: 99%».

Таким образом, начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определена в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе.

Следовательно, в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 108 Закона о контрактной системе заказчиком должно быть указано в конкурсной документации  на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи.

Частью 3 документации установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме:

1. Предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов, предложенной участником такой закупки (далее - Предложение о сумме) – 60 %. Коэффициент значимости (КЗ) равен 0,6.

2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее – Квалификация участников) - 40 %. Коэффициент значимости (КЗ) равен 0,4.

Следовательно, в части 3 заказчиком правомерно установлен критерий оценки заявок на участие в конкурсе.

Вместе с тем, частью 16 статьи 108 Закона о контрактной системе установлено, что размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется заказчиком в документации о закупке от пяти до тридцати процентов одной из следующих величин:

1) максимальный процент фиксированного размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

2) фиксированный процент минимального размера экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки соответствующих энергетических ресурсов, подлежащий уплате исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;

3) максимальный процент минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.

Учитывая, что начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта определена в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен рассчитываться согласно пункту 2 части 16 статьи 108 Закона о контрактной системе исходя из фиксированного процента минимального размера экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки соответствующих энергетических ресурсов, подлежащий уплате исполнителю по энергосервисному контракту.

Разделом 2.8 конкурсной документации заказчиком установлено, что обеспечение исполнения контракта установлено в размере 5 % от максимального процента минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, что составляет 2 205 010,27 (два миллиона двести пять тысяч десять) рублей  27  копеек.

Согласно пояснениям заказчика, в конкурсной документации в разделе 2.8 допущена техническая ошибка.

Таким образом, заказчиком неверно установлен процент минимального размера экономии от которого исчисляется обеспечение исполнения контракта в нарушение требований пункта 2 части 16 статьи 108 Закона о контрактной системе.

Доводы заявителя признаны частично-обоснованными.

Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 16 статьи 108 Закона о контрактной системе.

Относительно довода заявителя о том, что заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:

а) качество товаров (качество работ, качество услуг);

б) функциональные, потребительские свойства товара;

в) соответствие экологическим нормам.

Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Пунктом 2 части 3  «Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсной документации» заказчиком установлено следующее.

Оценка заявок (предложений) по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» осуществляется по показателю: «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема»

Значимость критерия принята равной 40 %.

Коэффициент значимости (КЗ) равен 0,4.

Для определения рейтинга, присуждаемого заявке участника конкурса по данному критерию, установлены следующие показатели:

 

№ п/п

Наименование показателя

Значимость показателя, %

Коэффициент значимости показателя

1.

Количество заключенных энергосервисных контрактов, предметом которых является оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии за 2020 г.

100

1,0

 

Итого:

100

1,0

 

Количество заключенных энергосервисных контрактов, предметом которых является оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии за 2020 г.

Величина значимости показателя составляет 100 %, коэффициент значимости –1,0.

В рамках указанного показателя оценивается общее количество заключенных энергосервисных контрактов (договоров) направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности за 2020 г.

Заказчиком установлена шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения

- наличие от 1 до 5 (включительно) контрактов (договоров) - 20 баллов

- наличие от 6 до 10 (включительно) контрактов (договоров) - 40 баллов

- наличие от 11 до 15 (включительно) контрактов (договоров) - 60 баллов

- наличие от 16 до 25 (включительно) контрактов (договоров) - 80 баллов

- наличие 26 и более контрактов (договоров) - 100 баллов

- отсутствие контрактов (договоров) - 0 баллов.

По данному критерию оценка производится на основании данных, о количестве заключенных энергосервисных контрактов (договоров) направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, указанных участником конкурса.

Каждый из указанных в реестре заключенных энергосервисных контрактов (договоров) должен соответствовать одновременно всем следующим условиям:

•          Энергосервисный контракт (договор) не расторгнут на дату размещения на официальном сайте http://zakupki.gov.ru извещения о проведении настоящего конкурса.

•          Предметом контракта (договора) является оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов электрической энергии.

Участник конкурса предоставляет реестр энергосервисных контрактов (договоров). Реестр контрактов (договоров) должен содержать номера сведений о контракте (номера реестровых записей), содержащихся в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов (44-ФЗ), реестре договоров на сайте www.zakupki.gov.ru.

Значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, корректируется с учетом коэффициента значимости показателя:

НЦБi1  = КЗ  х КБ,

где:

НЦБi1 - количество баллов, присуждаемое i-й заявке по указанному показателю критерия;

 - коэффициент значимости показателя критерия (КЗ = 1,00);

- общее количество баллов, присуждаемое по показателю критерия, согласно предложению участника закупки.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленный заказчиком порядок оценки заявок не противоречит действующему законодательству.

Довод заявителя о том, что оценке должны подлежать не только энергосервисные контракты, но и любые контракты на поставку товаров/выполнение работ, аналогичных поставляемым/выполняемым в рамках энергосберегающих мероприятий является несостоятельным, так как предметом контракта является оказание услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации системы наружного освещения.

Следовательно, сопоставимыми также являются контракты, предметом которых является оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии.

Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки. При этом, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такие показатели нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, позволяющие полно и всесторонне осуществить оценку соответствия уровня квалификации участника и минимизировать, тем самым, количество недобросовестных участников при определении поставщика.

Установление критериев оценки заявок на участие может повлиять исключительно на оценку заявки участника в случае установления соответствующего показателя.

Кроме того, установленный заказчиком нестоимостной критерий квалификации применяется ко всем участникам в равной степени.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленный нестоимостной критерий в конкурсной документации не выходят за рамки требований действующего законодательства о контрактной системе и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 Правил оценки заявок.

Довод заявителя признан необоснованным.

Вместе с тем, Комиссией Татарстанского УФАС России в ходе проведения внеплановой документарной проверки на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено следующее.

Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что заказчик необоснованно оценивает наличие контрактов только за 2020 год.

Наличие иных договоров, в том числе заключенных с заказчиками ранее, а именно в 2018, 2019 годах не влияет на уровень квалификации участника закупки.

Наличие данного критерия ведет к ограничению конкуренции, так как участники закупки, имеющие контракты заключенные ранее 2020 года при оценке заявок получают заведомо меньшее количество баллов.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что заказчиком неправомерно установлен порядок оценки по критерию  «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в части того, что оценке подлежат только энергосервисные контракты, предметом которых является оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии за 2020г.

Заказчиком нарушены требования пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

Относительно довода заявителя о том, что проект контракта, размещенный в составе конкурсной документации не соответствует требованиям действующего законодательства.

Относительно довода заявителя о том, что проект контракта не содержит один определенный способ определения объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий.

Согласно части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).

Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 N636 установлены требования к условиям энергосервисного договора (контракта) и особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота).

Согласно пункту 6 Постановления Приложение №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 636 в требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) установлено определение объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий, осуществляемое одним из следующих способов:

при наличии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса, - на основании планируемого объема потребления энергетического ресурса, сформированного заказчиком по фактическим данным об объеме потребления энергетического ресурса, определенным при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса в предшествующий период до реализации исполнителем перечня мероприятий;

при отсутствии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса:

при установке исполнителем прибора учета используемого энергетического ресурса и фиксации сторонами данных об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученных при помощи этого прибора за период, который составляет не менее одного календарного месяца до начала реализации перечня мероприятий, данные об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученные при помощи указанного прибора учета, принимаются как объем потребления с учетом пункта 8 настоящих требований;

расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении.

Пунктом 5.2 проекта контракта заказчиком установлено, что базовый уровень потребления электрической энергии устанавливается на основании показаний приборов учета электрической энергии за базовый период в целом и по каждому месяцу базового периода в отдельности. Показатели (мощность и время работы оборудования) базового уровня потребления электрической энергии приведены в Приложении 2 (таблицы 1, 2, 3), к настоящему Договору (Контракту).

В случае отсутствия отдельных приборов учета электрической энергии на Объекте энергосервиса объем потребления электрической энергии определяется расчетно-измерительным способом в соответствии с Методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, утвержденной приказом Минэнерго России от 04 февраля 2016 г. № 67 (зарегистрирован в Минюсте России 25 марта 2016 г., регистрационный № 41575).

В случае если Заказчик не может привести оборудование, подлежащее замене, в рабочее состояние, пригодное для определения базового уровня потребления, Стороны принимают решение зафиксировать установленную базовую мощность и, соответственно, базовое потребление электрической энергии расчётным путём: количество оборудования умножить на мощность такого оборудования (определяемая согласно общедоступным информационным источникам) и умножить на количество часов работы в год (месяц).

В данном случае, в пункте 5.2 проекта контракта указаны ситуации, при которых используется тот или иной способ определения объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий.

Предписывая возможные способы определения объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий, вышеуказанный п. 6 Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ №636 не требует от заказчика включения в текст контракта описания того, каким именно способом он определил объем потребления. Необходимо, чтобы определенный заказчиком объем потребления соответствовал способам, указанным в п. 6 данного Постановления Правительства РФ.

На основании вышеизложенного Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что поскольку проект контракта содержит сведения об объеме потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий, следовательно, заказчиком соблюдены требования п. 6 Приложения №1 к Постановлению Правительства РФ № 636.

Кроме того, представителем заявителя на заседании Комиссии не представлено достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов.

Довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя о том, что проект контракта содержит размер экономии электрической энергии, который исполнитель обязан обеспечить.

Согласно пункту 3 Постановления Приложение №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 636 в требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) установлено следующее.

Определение размера экономии энергетического ресурса, который должен обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта в натуральном выражении исходя из размера экономии в денежном выражении, сложившегося в результате определения исполнителя государственного (муниципального) заказа на энергосервис путем проведения конкурса, запроса котировок, аукциона (в том числе открытого аукциона в электронной форме), на условиях, предусмотренных для закупок частью 3 статьи 108 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и стоимости единицы энергетического ресурса, действующей на дату опубликования и (или) размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, запроса котировок, направления приглашения принять участие в закрытом конкурсе или аукционе (далее - объявление о проведении отбора).

Определение стоимости единицы энергетического ресурса при осуществлении расчетов за поставку (куплю-продажу, передачу) энергетического ресурса по нескольким ценам (тарифам) как средневзвешенной цены (тарифа), равной отношению суммы произведений объемов поставки (купли-продажи, передачи) энергетического ресурса, потребляемых заказчиком в течение не менее 6 календарных месяцев, предшествующих дате объявления о проведении отбора, по которым осуществлялись расчеты энергетического ресурса, и цен (тарифов), по которым осуществлялись расчеты за соответствующие объемы энергетического ресурса, к суммарному объему поставки (купли-продажи, передачи) энергетического ресурса.

Согласно пункту 5.3 проекта контракта размер экономии электрической энергии в натуральном выражении, определенный настоящим Контрактом, который должен обеспечить Исполнитель в результате исполнения настоящего Договора (Контракта) за весь срок действия Договора (Контракта), а также доли размера экономии в натуральном выражении за отчетный период, указаны в Приложении № 3 к настоящему Договору (Контракту) (далее – Плановые показатели экономии электрической энергии).

Приложением № 3 к муниципальному энергосервисному (договору) контракту заказчиком установлены минимальные плановые значения экономии электрической энергии (в натуральном выражении), которые должны быть достигнуты Исполнителем в период (срок) достижения экономии электрической энергии Объектом энергосервиса.

Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» энергосервисный договор (контракт) должен содержать:

1) условие о величине экономии энергетических ресурсов (в том числе в стоимостном выражении), которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);

2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;

3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.

Таким образом, установление заказчиком в приложение №3 к муниципальному энергосервисному (договору) контракту минимальных плановых значений экономии электрической энергии (в натуральном выражении), которые должны быть достигнуты Исполнителем в период (срок) достижения экономии электрической энергии Объектом энергосервиса не противоречит требованиям действующего законодательства.

Довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя о том, что проект контракта содержит условие о том, что достижение доли размера экономии/ размера  экономии определяется только в первом отчетном периоде.

В соответствии с пунктом 11 Приложения №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 636 энергосервисный контракт должен содержать начальный и конечный срок достижения предусмотренного контрактом размера экономии, а также периоды достижения долей размера экономии, продолжительность которых не может быть менее одного месяца и более одного года.

Согласно пункту 5 Приложения №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 636 энергосервисный контракт должен содержать условие:

- об определении размера экономии (доли размера экономии) в натуральном выражении, достигнутого в результате исполнения контракта, как разницы между объемом потребления заказчиком энергетического ресурса за период, равный календарному периоду достижения предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии), определенным до начала реализации перечня мероприятий, и объемом потребления заказчиком энергетического ресурса, определенным после реализации исполнителем перечня мероприятий, с учетом изменения факторов, оказывающих влияние на объем потребления энергетических ресурсов.

- об определении размера экономии (доли размера экономии) энергетических ресурсов в стоимостном выражении, достигнутого в результате исполнения контракта, как разницы между объемом потребления заказчиком энергетических ресурсов в стоимостном выражении за период, равный календарному периоду достижения предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии), определенным до начала реализации перечня мероприятий, и объемом потребления заказчиком энергетических ресурсов в стоимостном выражении, определенным после реализации исполнителем перечня мероприятий, с учетом изменения факторов, оказывающих влияние на объем потребления энергетических ресурсов.

При определении размера экономии (доли размера экономии), достигнутого в результате исполнения контракта, используется объем потребления энергетического ресурса до начала реализации исполнителем перечня мероприятий за период, соответствующий календарному периоду достижения предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии).

Согласно пункту 7.2 проекта контракта определение фактической величины достигнутой экономии электрической энергии за весь период действия настоящего Договора (Контракта) осуществляется Сторонами по итогам первого отчетного периода после реализации энергосберегающих мероприятий. Определенная Сторонами величина экономии электрической энергии признается достигнутой в остальные отчетные периоды. Достигнутая величина экономии электрической энергии фиксируется в Акте о достигнутом размере (доле размера) экономии, на основании которого производятся дальнейшие расчеты, порядок которых определен в разделе 9 настоящего Договора (Контракта).

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что объем потребления электрической энергии в различные отчетные периоды может варьироваться в зависимости от различных факторов. Достижение доли размера экономии в первом отчетном периоде не означает достижение доли размера экономии и в других отчетных периодах. При этом, в обязанности исполнителя энергосервисного контракта входит достижение доли размера экономии в каждом отчетном периоде.

Довод заявителя признан обоснованным, заказчиком нарушены требования пункта 5 Приложения №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 636.

Относительно довода заявителя о том, что проект контракта предусматривает нетвердую цену контракта.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Согласно части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде:

1) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

2) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;

3) процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.

Пунктом 8.1 проекта контракта установлено, что цена настоящего Контракта определяется в виде фиксированного процента экономии, достигнутой за весь период действия настоящего Договора (Контракта), и подлежащего уплате Исполнителю по настоящему Договору (Контракту) и составляет:

при фактической величине экономии за отчетный период, равной плановому показателю доли экономии электрической энергии – 99 % (девяносто девять процентов);

при фактической величине экономии за отчетный период, превышающей плановый показатель доли экономии электрической энергии, 99 % (девяносто девять) в части дополнительной экономии, превышающей плановый показатель доли экономии электрической энергии.

Под дополнительной экономией понимается значение, составляющее произведение цены (тарифа) электрической энергии, определяемой в соответствии с условиями настоящего Договора (Контракта), и положительной разницы между размером достигнутой в результате исполнения настоящего Договора (Контракта) экономии в натуральном выражении (доли размера экономии) и размером экономии в натуральном выражении, который должен обеспечиваться Исполнителем.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что денежная сумма, выплачиваемая исполнителю, зависит от достигнутой доли размера экономии.

Учитывая вышеизложенное, при заключении энергосервисных контрактов цена контракта может быть и не твердой.

Довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя об установлении заказчиком возможности индексирования (увеличения) стоимости электрической энергии.

Согласно пункту 12 Приложения №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 636 энергосервисный контракт должен содержать следующие условия:

«Включение в контракт положения, согласно которому в случае, если достигнутый исполнителем в календарном периоде размер экономии (доля размера экономии), определенный в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующий энергетический ресурс, фактически сложившимся за период достижения предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии), менее размера экономии (доли размера экономии) соответствующих расходов заказчика на оплату энергетического ресурса, предусмотренного контрактом для соответствующего периода, размер платежа рассчитывается от фактически достигнутого.

Включение в контракт положения, согласно которому в случае, если достигнутый в календарном периоде исполнителем размер экономии (доля размера экономии) более установленного контрактом размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего периода, то размер платежа в части установленного контрактом размера экономии (доли размера экономии) устанавливается в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, а в части, превышающей установленный контрактом размер экономии (долю размера экономии), - в соответствии с пунктом 10 настоящих требований.

Определение в целях оплаты контракта фактически сложившихся за период исполнения контракта цен (тарифов) на соответствующие энергетические ресурсы как средневзвешенной цены (тарифа), равной отношению суммы произведений объемов поставки (купли-продажи, передачи) энергетического ресурса и тарифов (цен), по которым осуществлялись расчеты за соответствующие объемы энергетического ресурса, сложившихся за период достижения размера экономии (доли размера экономии), к суммарному объему поставки (купли-продажи, передачи) энергетического ресурса за этот период.

Если фактически сложившиеся за период исполнения контракта цены (тарифы) на соответствующие энергетические ресурсы меньше стоимости единицы энергетического ресурса, действующей на дату опубликования и (или) размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, запроса котировок, направления приглашения принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, то фактически сложившиеся за период исполнения контракта цены (тарифы) на соответствующие энергетические ресурсы принимаются равными стоимости единицы энергетического ресурса, действующей на дату опубликования и (или) размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, а также запроса котировок, направления приглашения принять участие в закрытом конкурсе или аукционе.

Пунктом 8.6 проекта контракта установлено, что стороны предусмотрели возможность индексирования (увеличения) в одностороннем порядке по инициативе Исполнителя стоимости электрической энергии в размере не более 4 % (четырех) процентов от стоимости, указанной в п. 8.6. настоящего Договора (Контракта), ежегодно начиная с даты подписания Акта о достигнутой экономии электрической энергии, путем письменного уведомления Заказчика не менее чем за 30 календарных дней до даты увеличения.

Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 636 не предусмотрена возможность индексации.

Кроме того, пунктом 8.6 проекта контракта предусмотрена возможность индексирования только в сторону увеличения стоимости электрической энергии в одностороннем порядке.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что пункт 8.6 проекта контракта не соответствует требованиям действующего законодательства.

Довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пункта 12 Приложения №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 636.

Относительно довода заявителя об отсутствии в проекте контракта условий предусмотренных частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Вместе с тем, проект контракта заказчика не содержит положений, установленных частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод заявителя признан обоснованным, заказчиком нарушены требования части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Относительно довода заявителя о том, что срок действия банковской гарантии не соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 13.1 проекта контракта заказчиком установлено, что исполнитель при заключении настоящего Договора (Контракта) должен предоставить Заказчику обеспечение исполнения в размере 5 % (пяти процентов) фиксированного процента минимального размера экономии в денежном выражении расходов Заказчика, указанного в п. 8.1. настоящего Договора (Контракта).

Исполнение настоящего Договора (Контракта) может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения Договора (Контракта) определяется Исполнителем самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок, указанный в п. 3.1., не менее чем на два месяца.

Частью 3.1 проекта контракта установлено, что настоящий Договор (Контракт) вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует в течение 7 (семи) лет с момента его подписания.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установление срока действия банковской гарантии не менее чем два месяца не противоречит требованиям законодательства, так как статьей 96 Закона о контрактной системе установлено, что срок должен превышать месяц с исполнения обязательств, однако максимального предела срока действия банковской гарантии, который не может устанавливать заказчик законом не предусмотрено.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии исчисляется от срока исполнения обязательств по контракту, а не от срока действия контракта.

Таким образом, заказчиком в нарушение требований части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок, указанный в п. 3.1., не менее чем на два месяца. В пункте 3.1 проекта контракта установлен срок действия контракта.

Таким образом, довод заявителя признан частично обоснованным.

Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Относительно довода заявителя о том, что проект контракта не содержит надлежащие сроки выполнения энергосберегающих мероприятий.

Согласно пункту 1 Приложения №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 636 энергосервисный контракт должен содержать мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного договора (контракта) (далее соответственно - контракт, исполнитель, перечень мероприятий), с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения, сформированного заказчиком, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - заказчик), включенного в конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию об открытом аукционе в электронной форме или в извещение о проведении запроса котировок.

Пунктом 3.1 проекта контракта заказчиком установлено, что настоящий Договор (Контракт) вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует в течение 7 (семи) лет с момента его подписания.

Согласно пункту 3.2 проекта контракта срок выполнения энергосберегающих мероприятий составляет 8 (Восемь) месяцев с даты подписания Договора (Контракта) обеими Сторонами.

Таблицей 1 технического задания на оказание услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации системы наружного освещения муниципального образования г.Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан заказчиком установлен перечень Энергосберегающих мероприятий (График реализации Энергосберегающих мероприятий):

 

№ п/п

Наименование работ

Ед. измерения

Кол-во

Сроки выполнения работ

Электромонтажные работы

 

1

Обследование Объекта, составление монтажных карт выполнения работ и согласование с Заказчиком

 

 

В течение 1 (Одного) месяца с даты подписания Контракта

2

Демонтаж и вывоз существующих светильников

шт.

2 027

В течение 8 (Восьми) месяцев с даты подписания Контракта

3

Поставка, монтаж энергосберегающих светодиодных светильников

шт.

2 027

В течение 8 (Восьми) месяцев с даты подписания Контракта

4

Поставка, монтаж и подключение) многофункционального реле времени

шт.

85

В течение 8 (Восьми)  месяцев с даты подписания Контракта

Пуско-наладочные работы

 

5

Пуско-наладочные работы

 

 

В течение 8 (Восьми)  месяцев с даты подписания Контракта

Услуги по техническому сопровождению

6

Услуги по техническому сопровождению Контракта

лет

7

В течение 7 (Семи) лет с даты подписания Акта о достигнутом размере (доле размера) экономии электрической энергии

 

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что сроки выполнения энергосберегающих мероприятий законодательством не регламентированы, данное условие определяется сторонами.

Установленные заказчиком сроки не противоречат требованиям действующего законодательства и не являются невыполнимыми для исполнителя государственного контракта.

Довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя о том, что заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к товарам.

5.1. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Техническим заданием заказчиком установлено, что целью оказания услуг является достижение размера экономии в соответствии с Минимальными плановыми значениями экономии электрической энергии (в натуральном выражении), указанными в Приложении №3, за счет реализации Энергосберегающих мероприятий в отношении сети уличного освещения муниципального образования   Нурлат с обязательным обеспечением (приведением) уровня освещенности Объекта энергосервиса в соответствие с действующими нормативными требованиями СП 52.13330-2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*.

Пунктом 4.2 технического задания на оказание услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации системы наружного освещения муниципального образования г.Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан установлено, что к установке допускается оборудование, отвечающее следующим требованиям:

-           коэффициент пульсаций светового потока – не более 1%.

Таблицей 7.10 СП 52.13330-2016 установлены нормируемые показатели освещения улиц и дорог городских населенных пунктов с регулярным транспортным движением.

 

Класс объекта

Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее

Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее

Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ul, не менее

Пороговое приращение яркости TI, %, не более

Средняя освещенность дорожного покрытия Eср, лк, не менее

Равномерность освещенности дорожного покрытия Uh, не менее

Коэффициент пульсации освещенности, Kп, %, не более

Относительная удельная мощность при нормируемой освещенности, Dp, мВт·м-2·лк-1, не более

А1

2,00

0,40

0,70

10

30,0

0,35

3 <1>

60

А2

1,60

10

20,0

50

А3

1,40

12

20,0

45

А4

1,20

12

20,0

45

Б1

1,20

0,40

0,60

12

20,0

0,35

5 <1>

45

Б2

1,00

15

15,0

53

В1

0,80

0,40

0,50

15

15,0

0,25

5 <1>

50

В2

0,60

0,40

0,50

15

10,0

50

В3

0,40

0,35

0,40

20

6,0

50

 

<1> Значения приведены для осветительных установок со светодиодными источниками света. Для осветительных установок с разрядными источниками света норма коэффициента пульсации освещенности не применяется.

Кроме того, согласно пункту 22 Постановления Правительства РФ от 10.11.2017 N 1356 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения» коэффициент пульсации светового потока светильника со светодиодами на этапе 1 должен составлять не более 10 процентов, на этапе 2 - не более 5 процентов.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком установлено требование коэффициента пульсаций светового потока  не более 1%, которое ограничивает число участников, так как действующими нормативно-правовыми актам установлено, что коэффициент пульсации светового потока должен быть не более 3% и не более 5%.

Довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования части 1 пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

5.2. Пунктом 4.2 технического задания на оказание услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации системы наружного освещения муниципального образования г.Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан установлено, что к установке допускается оборудование, отвечающее следующим требованиям:

-           степень защиты корпуса светильника – не ниже IP66 по ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013). Межгосударственный стандарт. Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP).

Установление вышеуказанного требованиям обусловлено требованиями заказчика, так как светильники с классом защиты IP66 относятся к влагозащищенным светильникам, пригодным для уличного освещения и архитектурной подсветки.

Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и не ограничивают количество участников.

Довод заявителя признан необоснованным.

5.3. Пунктом 4.2 технического задания на оказание услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации системы наружного освещения муниципального образования г.Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан установлено, что к установке допускается оборудование, отвечающее следующим требованиям:

-           номинальная cветоотдача светодиодных светильников для уличного и внутриквартального освещения – ≥ 160 Лм/Вт;

Согласно доводам заявителя в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.11.2017 N 1356 к минимальным нормированным значениям световой отдачи светильников со светодиодами наружного утилитарного освещения на этапе 2 устанавливается 110 лм/Вт.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации и не ограничивают количество участников.

Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что установление вышеуказанного требования ограничивает круг потенциальных участников до 1-2 производителей.

Довод заявителя признан необоснованным.

5.4. В соответствии с п. 26 Постановления Правительства РФ от 10.11.2017 N 1356 26. Светильники для уличного освещения со световым потоком более 5000 лм на этапах 1 и 2 должны иметь вторичную оптику (линзы, рассеиватель или отражатель).

Согласно доводам заявителя, в зависимости от назначения светильников со светодиодами указывается конструкция, где для светильников  наружного утилитарного освещения указано: прозрачный рассеиватель (защитное стекло). Требование о наличии прозрачного рассеивателя (защитного стекла) отсутствуют в техническом задании.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что неустановление заказчиком вышеуказанного требования в техническом задание не нарушает требования действующего законодательства, является правом заказчика и не ограничивает число потенциальных участников.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «БЛ ЭНЕРГО» (вх. №10670 от 03.08.2020г.) на действия уполномоченного органа Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан,  заказчика Исполнительного комитета г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан при проведении закупки  №0111300029820000153  на предмет: «Оказание услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации системы наружного освещения муниципального образования г.Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан», обоснованной в части неверного установления обеспечения исполнения контракта от максимального процента минимального размера экономии, условия о том, что достижение доли размера экономии/ размера  экономии определяется только в первом отчетном периоде, возможности индексирования (увеличения) стоимости электрической энергии, отсутствия в проекте контракта условий предусмотренных частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, установления требования к коэффициенту пульсации светового потока, ограничивающего число участников.

Признать уполномоченный орган Исполнительный комитет Нурлатского муниципального района Республики Татарстан,  заказчика Исполнительный комитет г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан нарушившим требования части 1 пункта 1 статьи 33, части 30 статьи 34, пункта 8 части 1 статьи 54.3, части 3 статьи 96, пункта 2 части 16 статьи 108 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктов 5, 12 Приложения №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)».

3. Выдать уполномоченному органу, заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны