Определение №АР-05/14522 Определение о назначении дела № 016/01/10-2037/2021 о наруше... от 15 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. АР-05/14522 от 15.11.2021

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> — [должностное лицо]

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

Во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы (вх.№ 9146 от 07.07.2021) Татарстанское УФАС России осуществляет мониторинг рынка услуг по обеспечению воздушных перевозок авиатопливом и хранению ГСМ в аэропортах Республики Татарстан.

В ходе проведения мониторинга в рамках предоставленных полномочий Татарстанским УФАС России было установлено следующее.

Согласно информации предоставленной АО «Международный аэропорт Казань» на территории международного аэропорта «Казань» услуги по обеспечению заправки авиационным топливом воздушных судов осуществляют ООО «Татнефтьавиасервис» (<…>), ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» (<…>, далее также – ООО «АЛС»).

В ответ на запрос информации ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» предоставило информацию (вх.№ 11318 от 20.08.2021), согласно которой датой начала деятельности ООО «АЛС» на территории Международного аэропорта «Казань» им. Г.М. Тукая является <…>.

В соответствии с приказом ООО «АЛС» №<…> от <…> стоимость оказания услуги по заправке воздушных судов по состоянию на текущую дату составляет 1 <…> руб./т (без НДС). Установлено, что ООО «АЛС» взимает плату с контрагентов на основании вышеуказанного тарифа.

Вместе с тем, деятельность по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом регулируется государством.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях), услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере естественной монополии.

Согласно абзацу 5 статьи 6 Закона о естественных монополиях перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

Вышеуказанным постановлением Правительства РФ утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в который включены, в том числе услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом (пункт 5 перечня услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293; далее – Перечень).

Таким образом, ООО «АЛС» занимает доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом на территории международного «Казань», что подтверждается обзором состояния конкурентной среды на рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом на территории международного аэропорта «Казань».

Согласно пункту 5.3.21.24 Положения о Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 ФАС России устанавливает (утверждает, регистрирует) цены (тарифы) на услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Таким образом, в силу абзаца 5 статьи 6 Закона о естественных монополиях, пункта 5 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, ООО «АЛС», осуществляя деятельность по оказанию услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, обязано было обратиться в орган регулирования субъектов естественных монополий, а именно: в ФАС России для установления соответствующего тарифа на данную услугу, согласно действующему законодательству.

Однако из материалов следует, что ООО «АЛС» самостоятельно устанавливает тарифы для своих контрагентов, согласно внутреннему приказу, что подтверждается сведениями, представленными Обществом, а также информацией с официального сайта общества с информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: <…>.

При указанных обстоятельствах, действия ООО «АЛС» по установлению и взиманию с потребителей платы без установленного уполномоченным государственным органом тарифа за услуги по заправке воздушных судов авиационным топливом, нарушают установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования.

Учитывая изложенное, действия ООО «АЛС» по установлению и взиманию с потребителей платы без установленного уполномоченным государственным органом тарифа за услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом на территории международного аэропорта «Казань», имеют своим результатом ущемление интересов неопределенного круга потребителей, поскольку последние вынуждены оплачивать указанные услуги по экономически необоснованной, не установленной государственным органом цене.

В связи с этим, действия ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» по установлению и взиманию с потребителей платы без установленного уполномоченным государственным органом тарифа за услуги по заправке воздушных судов авиационным топливом, нарушают установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования, а также являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России от 01.11.2021 №01/299-к о возбуждении дела №016/01/10-2037/2021 в отношении ООО «Авиэйшн лоджистик Сервисес» (ИНН <…>) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении ООО «Авиэйшн лоджистик Сервисес» (ИНН <…>) порядка формирования тарифа на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах.

Руководствуясь частями 13, 14 и 15 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.            Назначить дело № 016/01/10-2037/2021 к рассмотрению на 02 декабря 2021 года в 11 часов 00 минут по адресу: 420021, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, д. 55, 2 этаж, зал заседаний.

2.            Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-2037/2021 ООО «Авиэйшн лоджистик Сервисес» (<…>) в качестве ответчика.

3.            В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Авиэйшн лоджистик Сервисес» в срок до 26 ноября 2021 года включительно представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню:

письменные пояснения по обстоятельствам, изложенным в настоящем Определении;

учредительные документы Вашей организации, в том числе устав в редакции, действующей на момент получения настоящего определения;

сведения о группе лиц Вашей организации по состоянию на 01.01.2020, 01.01.2021 в соответствии со ст. 9 Закона о защите конкуренции в форме, утвержденной Приказом ФАС РФ № 293 от 20.11.2006 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц»;

информацию (в форме справки за подписью руководителя организации)
о сумме выручки Вашей организации за 2018, 2019, 2020 гг. (руб., с НДС / без НДС) с разбивкой суммы выручки по видам деятельности и приложением копии отчета о прибылях и убытках за указанный период, либо копии налоговой декларации;

реестр основных средств Вашей организации по состоянию на 01.01.2019г., 01.01.2020г., 01.01.2021г., 10.11.2021г.;

копии всех договоров, заключенных Вашей организацией с АО «МАК» (ИНН <…>) со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами и спецификациями;

локальные нормативные акты Вашей организации за период с 01.01.2020 по дату получения настоящего определения (приказы, распоряжения, и др.), регулирующие стоимость оказания услуг по заправке воздушных судов;

копии всех договоров об оказании услуг по заправке воздушных судов, заключенных с авиакомпаниями за период с 01.01.2020 по дату получения настоящего определения со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами и спецификациями;

информацию об объеме заправленного в воздушные суда авиатоплива (в разбивке по каждому контрагенту Вашей организации с указанием наименования организации и ИНН), согласно приведенной таблице:

Наименование авиакомпании

ИНН

Объем заправки

в 2020 году

Объем заправки

в 2021 году

 

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить
об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии
с требованиями ст.ст. 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции».

Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений
в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.

Разъясняю, что согласно ст. 43 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки
из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме Комиссии, приводить свои доводы
по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться
с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

Явка представителей с надлежаще оформленной доверенностью
на участие в рассмотрении дела № 016/01/10-2037/2021 в Татарстанском УФАС России обязательна.

[должностное лицо]               <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны