Решение №АЯ-06/12442 Решение по делу №016/01/16-411/2021 от 30 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-06/12442 от 30.09.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Рассмотрев дело №016/01/16-411/2021 в отношении МКУ «Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан» (ИНН 1646018212) (далее-Палата) и ООО «ГазТеплоАвтоматика» (ИНН 1636008078) по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в неоднократной передаче Палатой ООО «ГазТеплоАвтоматика» муниципальных объектов теплоснабжения, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, в отсутствии участвующих в деле лиц, извещённых надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступили обращения (вх.№686 от 21.01.202; вх.№1352 от 03.02.2021) по вопросу правомерности передачи объектов теплоснабжения с кадастровыми номерами 16:47:000000:207, 16:47:011405:569, 16:47:000000:1029, 16:18:150101:320, 16:47:011405:9987, 16:47:011322:319, 16:47:000000:1205 ООО «ГазТеплоАвтоматика».

Для объективного рассмотрения обращений Татарстанское УФАС России направило запросы информации в адрес Палаты (исх.№АЯ-06/939 от 29.01.2021, исх.№АР-06/1795 от 16.02.2021), ООО «ГазТеплоАвтоматика» (исх.№АР-06/1794 от 16.02.2021).

Изучив обращения, а также информацию, представленную Палатой (вх.№1644 от 09.02.2021, вх.№2626 от 03.03.2021), ООО «ГазТеплоАвтоматика» (вх.№2592 от 02.03.2021), Татарстанское УФАС России установило следующее.

Согласно распоряжению Палаты №02-586 от 28 декабря 2020 года в перечень имущества казны Елабужского муниципального района Республики Татарстан были включены следующее объекты теплоснабжения:

Котельная, расположенная по адресу: РТ, г. Елабуга, пр. Нефтяников, строение 92, кадастровый номер: 16:47:000000:207, дата ввода в эксплуатацию-1967 год

Котельная КПУ, расположенная по адресу: РТ, г. Елабуга, ул. Набережная, д.7, кадастровый номер: 16:47:011405:569, дата ввода в эксплуатацию-1967 год;

Теплосетевой комплекс- котельная «Дет. сада №14», расположенный по адресу: РТ, г. Елабуга, ул. Тугарова, кадастровый номер: 16:47:000000:1029, дата ввода в эксплуатацию- 1986 год;

Котельная санатория «Тарловский», расположенная по адресу: РТ, г. Елабуга, санаторий Тарловский, кадастровый номер: 16:18:150101:320, дата ввода в эксплуатацию-1970 год;

Котельная, расположенная по адресу: РТ, г. Елабуга, ул. Туганова, Инв.№8075, кадастровый номер: 16:47:011405:9987, дата ввода в эксплуатацию- 2000 год;

Теплосетевой комплекс- котельная «УППВОС-1», расположенный по адресу: РТ, г. Елабуга, ул. Габдулы Тукая, д.38, кадастровый номер: 16:47:011322:319, дата ввода в эксплуатацию- 1975 год;

Теплосетевой комплекс- котельная «Школы милиции», расположенный по адресу: РТ, г. Елабуга, ул. Набережная, д.16А, кадастровый номер: 16:47:000000:1205, дата ввода в эксплуатацию- 1978 год;

28 декабря 2020 года ООО «ГазТеплоАвтоматика» написало заявление на имя председателя Палаты И.С. Гиззатуллина с просьбой заключить договор аренды с 01 января 2021 года на вышеуказанные объекты теплоснабжения (вх.№3095 от 28.12.2020).

На основании распоряжения Палаты №02-588 от 29 декабря 2020 года, обращения ООО «ГазТеплоАвтоматика» (вх.№3095 от 28.12.2020),  в соответствии со статьёй 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) между Палатой и ООО «ГазТеплоАвтоматика» заключён договор аренды №24/а от 29 декабря 2020 года, согласно пункту 1.1 которого Арендодатель (Палата) передаёт Арендатору (ООО «ГазТеплоАвтоматика») во владение и пользование объекты теплоснабжения:

Котельная, расположенная по адресу: РТ, г. Елабуга, пр. Нефтяников, строение 92, кадастровый номер: 16:47:000000:207;

Котельная КПУ, расположенная по адресу: РТ, г. Елабуга, ул. Набережная, д.7,  кадастровый номер: 16:47:011405:569;

Теплосетевой комплекс- котельная «Дет. сада №14», расположенный по адресу: РТ, г. Елабуга, ул. Тугарова, кадастровый номер: 16:47:000000:1029;

Котельная санатория «Тарловский», расположенная по адресу: РТ, г. Елабуга, санаторий Тарловский, кадастровый номер: 16:18:150101:320;

Котельная, расположенная по адресу: РТ, г. Елабуга, ул. Туганова, Инв.№8075, кадастровый номер: 16:47:011405:9987;

Теплосетевой комплекс- котельная «УППВОС-1», расположенный по адресу: РТ, г. Елабуга, ул. Габдулы Тукая, д.38, кадастровый номер: 16:47:011322:319;

Теплосетевой комплекс- котельная «Школы милиции», расположенный по адресу: РТ, г. Елабуга, ул. Набережная, д.16А, кадастровый номер: 16:47:000000:1205.

Согласно пункту 1.4 договора аренды №24/а от 29 декабря 2020 года срок аренды имущества устанавливается с 01 января 2021 года по 31 января 2021 года (включительно). Согласно пункту 2.1 договора аренды №24/а от 29 декабря 2020 года арендатор ежемесячно не позднее 20-го числа текущего месяца перечисляет арендную плату в сумме 62 000 (шестьдесят две тысячи) рублей 00 копеек в месяц без учёта НДС.

Согласно акту приёма-передачи от 31 января 2021 года ООО «ГазТеплоАвтоматика» вернуло Палате объекты теплоснабжения с кадастровыми номерами 16:47:000000:207, 16:47:011405:569, 16:47:000000:1029, 16:18:150101:320, 16:47:011405:9987, 16:47:011322:319, 16:47:000000:1205.

Относительно договора №24/а от 29 декабря 2020 года следует отметить, что пункт 1.4 указанного договора существуют в двух редакциях. Так, в приложении к заявлению, поданному ООО «ГазТеплоАвтоматика» в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам с целью открытия тарифного дела, пункт 1.4 договора аренды №24/а от 29 декабря 2020 года изложен в следующей редакции: «Срок аренды имущества устанавливается с 01 января 2021 года по 31 января 2021 года (включительно)».

Редакция пункта 1.4 договора №24/а от 29 декабря 2020 года, представленного Палатой и ООО «ГазТеплоАвтоматика» в адрес Татарстанского УФАС России, изложена следующим образом: «Срок аренды имущества, устанавливается с 01 января 2021 года по 30 января 2021 года (включительно)».

Срок договора аренды имеет существенное значение, так как пункт 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции позволяет предоставить муниципальное имущество без проведения торгов сроком не более чем на 30 дней.

21 января 2021 года между Палатой и ООО «ГазТеплоАвтоматика» заключён договор ответственного хранения имущества до востребования, согласно пункту №1.1 которого Палата передаёт ООО «ГазТеплоАвтоматика» на ответственное хранение муниципальное имущество согласно Приложению №1 к настоящему договору, именуемое в дальнейшем Имущество, на срок до момента передачи Имущества по концессионному соглашению.

Согласно пункту 5.3 договора ответственного хранения имущества до востребования от 21 января 2021 года настоящий договор вступает в силу с 01 февраля 2021 года и действует до исполнения сторонами договорных обязательств.

Согласно приложению №1 к договору ответственного хранения имущества до востребования от 21 января 2021 года Палата передала ООО «ГазТеплоАвтоматика» те же объекты теплоснабжения, что и по договору аренды №24/а от 29 декабря 2020 года.

Договором ответственного хранения имущества до востребования от 21 января 2021 года предусмотрено, что ООО «ГазТеплоАвтоматика» обязуется возвратить Палате объекты теплоснабжения по первому требованию (пункты 1.2, 2.2.5 указанного договора).

Передача указанных объектов теплоснабжения по договору аренды №24/а от 29 декабря 2020 года и по договору ответственного хранения имущества до востребования от 21 января 2021 года противоречит требованиям Закона о защите конкуренции и Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее- Закон о теплоснабжении).

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с частью 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона (указанных случаев Комиссией не установлено).

Учитывая то обстоятельство, что всем объектам теплоснабжения с кадастровыми номерами 16:47:000000:207, 16:47:011405:569, 16:47:000000:1029, 16:18:150101:320, 16:47:011405:9987, 16:47:011322:319, 16:47:000000:1205 намного больше 5 лет, Палата могла передать указанные объекты теплоснабжения исключительно по результатам открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения. Однако Палата не провела открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения, а заключила договор аренды №24/а от 29 декабря 2020 года с ООО «ГазТеплоАвтоматика» и договор ответственного хранения имущества до востребования от 21 января 2021 года.  Оба договора заключены без проведения конкурентных процедур.

В соответствии со статьёй 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Передача органом местного самоуправления муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов свидетельствует о наличии признаков соглашения, запрещённого статьёй 16 Закона о защите конкуренции, между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом. Однако в рассматриваемом случае действия Палаты и ООО «ГазТеплоАвтоматика», выразившиеся в неоднократной передаче Палатой ООО «ГазТеплоАвтоматика» муниципальных объектов теплоснабжения, не образуют состава нарушения, предусмотренного статьёй 16 Закона о защите конкуренции.

Так, 21 декабря 2020 года между Палатой и ООО «Тепловик» заключён договор пожертвования №11, согласно которому Жертвователь (ООО «Тепловик») безвозмездно передаёт Одаряемому (Палата) принадлежащее Жертвователю на праве собственности имущество согласно приложению №1 по акту приёма-передачи в муниципальную собственность Елабужского муниципального района.

Согласно приложению №1 к договору пожертвования №11 от 21 декабря 2020 года ООО «Тепловик» передало Палате в том числе следующее имущество:

- котельная, расположенная по адресу: РТ, г. Елабуга, пр. Нефтяников, строение 92, кадастровый номер: 16:47:000000:207;

- котельная КПУ, расположенная по адресу: РТ, г. Елабуга, ул. Набережная, д.7, кадастровый номер: 16:47:011405:569.

Также 21 декабря 2020 года между Палатой и ООО «Теплоинвест 2» заключён договор №12, согласно которому Жертвователь (ООО «Теплоинвест 2») безвозмездно передаёт Одаряемому (Палата) принадлежащее Жертвователю на праве собственности имущество согласно приложению №1 по акту приёма-передачи в муниципальную собственность Елабужского муниципального района.

Согласно приложению №1 к договору пожертвования №11 от 21 декабря 2020 года ООО «Теплоинвест 2» передало Палате в том числе следующее имущество:

-теплосетевой комплекс- котельная «Дет. сада №14», расположенный по адресу: РТ, г. Елабуга, ул. Тугарова, кадастровый номер: 16:47:000000:1029;

-котельная санатория «Тарловский», расположенная по адресу: РТ, г. Елабуга, санаторий Тарловский, кадастровый номер: 16:18:150101:320;

-котельная, расположенная по адресу: РТ, г. Елабуга, ул. Туганова, Инв.№8075, кадастровый номер: 16:47:011405:9987;

-теплосетевой комплекс- котельная «УППВОС-1», расположенный по адресу: РТ, г. Елабуга, ул. Габдулы Тукая, д.38, кадастровый номер: 16:47:011322:319;

-теплосетевой комплекс- котельная «Школы милиции», расположенный по адресу: РТ, г. Елабуга, ул. Набережная, д.16А, кадастровый номер: 16:47:000000:1205.

Согласно пояснениям, представленным ООО «Теплоинвест 2» (вх.№7412 от 01.06.2021), ООО «Теплоинвест 2» передало объекты теплоснабжения в муниципальную собственность в связи с тем, что аномально высокие температуры в зимний период 2019-2020 годов, а также пандемия COVID-19  привели к резкому и значительному падению доходов ООО «Теплоинвест 2», что указывало на признаки банкротства организации. Таким образом, для обеспечения бесперебойного теплоснабжения потребителей было принято решение о безвозмездной передаче объектов теплоснабжения на баланс Палаты.

Аналогичные пояснения представило и ООО «Тепловик» (вх.№7411 от 01.06.2021).

Согласно пояснениям Палаты, представленным Комиссии в ходе рассмотрения настоящего дела (вх.№5955 от 28.04.2021), «объекты теплоснабжения, переданные по договору ответственного хранения являются опасными производственными объектами, осуществляющие подачу тепла в многоквартирные дома и социальные объекты (детский сад, школа). В связи с тем, что вышеуказанные объекты были переданы в муниципальную собственность Елабужского муниципального района 21.12.2020 года (в зимний период года), для сбережения, сохранности и бесперебойной подачи тепла муниципалитет был вынужден передать котельные специализированной организации. В настоящее время Палатой готовится конкурсная документация, необходимая для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, согласно Федеральному закону от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»».

Таким образом, во время отопительного сезона в муниципальную собственность поступили объекты теплоснабжения, для обслуживания которых в срочном порядке необходимо было найти обслуживающую организацию в целях обеспечения бесперебойного теплоснабжения потребителей. Как указывалось выше, рассматриваемые объекты теплоснабжения могли быть переданы эксплуатирующей организации по результатам открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения. Однако формирование конкурсной документации, согласование конкурсной документации с органом регулирования тарифов (Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам), проведение самого конкурса требуют затраты большого количество времени, которого у органа местного самоуправления во время отопительного сезона для обеспечения потребителей бесперебойным теплоснабжением не имеется.

Необходимо отметить, что Палата передала объекты теплоснабжения ООО «ГазТеплоАвтоматика» по заявлению самого ООО «ГазТеплоАвтоматика», которое поступило в Палату 28 декабря 2020 года. Учитывая срочную необходимость Палаты передать объекты теплоснабжения эксплуатирующей организации во время отопительного сезона, действия Палаты по заключению договора аренды объектов теплоснабжения, а затем договора ответственного хранения вполне объяснимы именно необходимостью обеспечения потребителей бесперебойным теплоснабжением.

Также в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено, что Палата проводит работу по заключению концессионного соглашения. Так, Палатой представлено письмо Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (исх.№ЛХ-29/1512/2021 от 06.04.2021), в котором Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам указывает Палате на недочёты в представленной конкурсной документации.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Палата передавала ООО «ГазТеплоАвтоматика» объекты теплоснабжения без конкурентных процедур не с целью предоставления ООО «ГазТеплоАвтоматика» конкурентных преимуществ, а с целью обеспечения бесперебойного теплоснабжения потребителей в отопительный сезон. При указанных обстоятельствах неоднократная передача Палатой ООО «ГазТеплоАвтоматика» муниципальных объектов теплоснабжения без проведения конкурентных процедур не образует состава нарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить производство по делу №016/01/16-411/2021, возбуждённого в отношении МКУ «Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан» (ИНН 1646018212) и ООО «ГазТеплоАвтоматика» (ИНН 1636008078) по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в неоднократной передаче Палатой ООО «ГазТеплоАвтоматика» муниципальных объектов теплоснабжения, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны