Предупреждение №АШ-06/5206 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П06-21/2023 о прекращении действий (бездейст... от 24 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АШ-06/5206 от 24.05.2023 г.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе по соблюдению изменившихся требований установленных в Законе о защите конкуренции, в части установления запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках, введены Федеральным законом № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – Закон №485-ФЗ). Действия настоящего закона начинается с 08.01.2020 (за исключением отдельных положений).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС) на рассмотрении находится письмо Прокуратуры Республики Татарстан (вх. №12611 от 05.10.2022) во вопросам бездействия органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг.

По итогам рассмотрения и изучения документов, представленных органами местного самоуправления Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, были установлены следующие обстоятельства.

Специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан на основании Постановления Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан от 28.03.2023 №100пи «О возложении обязанностей специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Рыбно-Слободского муниципального района на муниципальное унитарное предприятие «Теплоэнергосервис» определено муниципальное унитарное предприятие «Теплоэнергосервис» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1634009125).

                В пункте 2 Постановления №100пи от 28.03.2023 г. «О возложении обязанностей специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Рыбно-Слободского муниципального района на муниципальное унитарное предприятие «Теплоэнергосервис» говорится о внесении соответствующих изменений в учредительные и организационно-распорядительные документы муниципального унитарного предприятия «Теплоэнергосервис» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, при возложении на него обязанностей специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, 11 апреля 2023 года муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнергосервис» добавлен дополнительный вид деятельности (код и наименование вида деятельности): 96.03 «Организация похорон и представление связанных с ним услуг». При этом основным видом деятельности данного унитарного предприятия, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность по распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) (35.30.3).

Исполнительным комитетом Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан запрос о выдаче заключения о соответствии изменения видов деятельности унитарного предприятия антимонопольному законодательству в Татарстанское УФАС России не направлялся. Таким образом, Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан не воспользовался правом, установленным частью 1 статьи 35.2 Закона о защите конкуренции.

Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Вместе с тем Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" вводит с 08.01.2020 общий запрет на создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности и определяет закрытый перечень исключений из общего запрета.

Согласно пп. «б» п. 1 ст. 1 и п. 3 ст.1 Закона № 485-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 14.11.2020 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон № 161-ФЗ) и в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающие исключительные случаи создания, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона № 161-ФЗ и с частью 1 статьи 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

- захоронение радиоактивных отходов;

- водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

- ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Таким образом, в рассматриваемом случае изменение вида деятельности МУП «Теплоэнергосервис», в части добавления дополнительного вида деятельности: 96.03 «Организация похорон и представление связанных с ним услуг» не отвечает требованиям пп. «б» п. 1 ст. 1 и п. 3 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федерального закона "О защите конкуренции".

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, действия Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан содержат признаки нарушения п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в принятии решения об изменении вида деятельности МУП «Теплоэнергосервис» в части добавления дополнительного вида деятельности: 96.03 «Организация похорон и представление связанных с ним услуг», что не соответствуюет требованиям, приведенным пп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральном законе "О защите конкуренции".

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в принятии решения об изменении вида деятельности МУП «Теплоэнергосервис» в части добавления дополнительного вида деятельности: 96.03 «Организация похорон и представление связанных с ним услуг», что не соответствует требованиям, приведенным пп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральном законе "О защите конкуренции", Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер по приведению учредительных документов МУП "Теплоэнергосервис" Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства с учетом запрета, установленного ч. 1 ст. 35.1 Закона N 135-ФЗ и с соблюдением прав граждан, установленных законодательством о погребении и похоронном деле, при выполнении требований настоящего предупреждения.

Предупреждение необходимо выполнить в течение 90 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны