Решение №АЯ-04/15345 Решение по делу №016/10/18.1-1886/2022 от 19 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/15345 от 19.12.2022 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя организатора торгов Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов – <…> – [должностное лицо] (начальник отдела водных ресурсов по Республике Татарстан, доверенность от 05.07.2022г. №б/н), в отсутствии заявителя <…> – [физическое лицо], о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя <…> – [физическое лицо] (№15239/ж от 09.12.2022 г.) на действия организатора торгов Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов при проведении аукциона №22000147840000000015 на приобретение права на заключение договора водопользования в целях использования участка акватории Куйбышевского водохранилища для размещения сооружений для отстоя плавательных средств на 1841 км от устья р. Волга в районе п. Куземетьево, Кировский муниципальный район, г. Казань, Республика Татарстан,

УСТАНОВИЛА:

Извещение №22000147840000000015 о проведении торгов по приобретению права на заключение договора водопользования размещено на официальном сайте Российской Федерации https://torgi.gov.ru/ 20.10.2022г.

 

4.

Сведения о водном объекте

- название водного объекта

 

Границы части водного объекта

 

 

 

Координаты угловых точек, используемой акватории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Площадь акватории

 

Вид и способ использования водного объекта (ст.38 ВК)

 

Цель использования водного объекта

 

 

 

Срок договора водопользования

Участок акватории Куйбышевского водохранилища

 

 

Республика Татарстан, г. Казань Кировский муниципальный район, п. Куземетьево, 1841 км от устья р. Волга

 

(МСК-16):

Точка l 477517.344; 1290399.281

Точка 2 477470.067; 1290581.029

Точка 3 477441.137; 1290573.001

Точка 4 477487.745; 1290391.503

(ГСК-2011):

Точка l 55°48'17.58"С 48°52'42.78"В

Точка 2 55°48'16.06"С 48°52'53.22"В

Точка З 55°48'15.13"С 48°52'52.76"В

Точка 4 55°48'16.62"С 48°52'42.34"В

 

0,00558 км2;

 

совместное водопользование, без забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта;

 

использование акватории водного объекта для размещения сооружений для отстоя плавательных средств

 

10 лет

 

Начальная цена – 74 902,56 рублей.

Дата и время начала подачи заявок – 20.10.2022 10:00 (МСК)

Дата и время окончания подачи заявок – 05.12.2022 10:00 (МСК)

Дата проведения торгов – 20.12.2022 15:00 (МСК)

Суть жалобы, по мнению заявителя, торги проведены с нарушениями норм действующего законодательства.

Организатор торгов с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по торгам, которые приобщены к материалам дела.

Жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия организатора торгов и позиции организатора торгов, изучения документации приходит к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 16 ВК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Извещение №22000147840000000015 о проведении торгов на приобретение права на заключение договора водопользования в целях использования участка акватории Куйбышевского водохранилища для размещения сооружений для отстоя плавательных средств на 1841 км от устья р. Волга в районе п. Куземетьево, Кировский муниципальный район, г. Казань, Республика Татарстан размещено на официальном сайте Российской Федерации https://torgi.gov.ru/ 20.10.2022г.

Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования (далее – Правила).

Согласно пункту 15 Правил в извещении должны быть указаны:

а) организатор аукциона;

б) предмет аукциона, в том числе сведения о водном объекте, срок договора водопользования и его условия;

в) место, дата и время начала и окончания срока подачи заявок;

г) место, дата и время проведения аукциона;

д) начальная цена предмета аукциона и "шаг аукциона";

ж) банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств;

з) размер средств, внесенных в качестве обеспечения заявки (далее - задаток), и условия их внесения.

В соответствии с пунктом 17 Правил документация разрабатывается и утверждается организатором аукциона и кроме сведений, указанных в извещении, должна содержать следующую информацию:

а) требования к содержанию и форме заявки, инструкция по заполнению заявки;

б) порядок отзыва заявок и внесения изменений в них;

в) формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений, содержащихся в документации;

г) порядок проведения осмотров предоставляемого в пользование водного объекта заинтересованными лицами и заявителями (далее - заявитель);

д) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками, а также место, дата и время рассмотрения комиссией этих заявок;

е) срок и порядок внесения задатка, банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств.

Пунктом 28 Правил установлено, что датой начала подачи заявок является дата размещения на официальном сайте извещения. Прием заявок прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками. В указанный срок заявитель подает заявку по форме, установленной в документации.

Согласно доводам заявителя, в документации организатора торгов присутствуют противоречивые сведения в части сроков окончания подачи заявок на участия и сроков вскрытия конвертов.

В соответствии с извещением о проведении торгов организатором установлено: начало приёма заявок – 20 октября 2022 г. с 10:00 часов; окончание приёма заявок – 05 декабря 2022 г. до 10:00 часов.

Согласно пункту 8.1 аукционной документации вскрытие конвертов с заявками будет осуществляться 05 декабря 2022 г. в 12:00, по адресу: 420073, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Аделя Кутуя, д.50, каб.414.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что действующим законодательством, а также в частности Правилами, утвержденными ПП N 230 не установлено, что время окончания подачи заявок на участие в торгах, а также время вскрытия конвертов с заявками участников должны соответствовать друг другу. Организатор торгов самостоятельно определяет указанные даты и время проведения процедуры аукциона.

В рассматриваемом случае действия организатора торгов не противоречат требованиям действующего законодательства.

Участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия организатора торгов.

Однако, заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов не представил.

Вместе с тем, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 3 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации при заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается изменение условий аукциона на основании соглашения сторон этого договора или в одностороннем порядке.

Пунктом 8 Правил установлено, что организатор аукциона:

а) определяет порядок, место, дату и время начала и окончания приема заявок на участие в аукционе (далее - заявка);

б) организует подготовку и размещение извещения и документации, извещений о признании аукциона несостоявшимся, завершении аукциона или его отмене. Не позднее 60 дней до начала проведения аукциона организатор аукциона размещает извещение и документацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт). Информация о проведении аукциона, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы;

в) дает разъяснения по подлежащим представлению документам до окончания установленного срока приема заявок;

г) заключает договоры о задатке;

д) обеспечивает хранение зарегистрированных заявок и прилагаемых к ним документов, а также конфиденциальность содержащихся в них сведений;

е) формирует действующую на период проведения аукциона комиссию по проведению аукциона (далее - комиссия), утверждает ее персональный состав и назначает ее председателя;

ж) осуществляет организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии;

з) совершает иные действия, связанные с организацией аукциона.

Подпунктом б) пункта 15 Правил установлено, что в извещении должны быть указаны предмет аукциона, в том числе сведения о водном объекте, срок договора водопользования и его условия.

В соответствии с извещением о проведении торгов организатором торгов указаны, в том числе, координаты угловых точек, используемой акватории:

МСК-16):

Точка l 477517.344; 1290399.281

Точка 2 477470.067; 1290581.029

Точка 3 477441.137; 1290573.001

Точка 4 477487.745; 1290391.503

(ГСК-2011):

Точка l 55°48'17.58"С 48°52'42.78"В

Точка 2 55°48'16.06"С 48°52'53.22"В

Точка З 55°48'15.13"С 48°52'52.76"В

Точка 4 55°48'16.62"С 48°52'42.34"В

Кроме того, извещение о проведении торгов содержит информацию о площади водного объекта, выставленного на торги. Так, согласно извещению о проведении торгов площадь выставленного на торги водного объекта составляет 0,00558 км2.

Согласно пункту 9 Правил начальная цена предмета аукциона устанавливается в размере платы за пользование водным объектом за весь период действия договора водопользования, но не более чем за 10 лет, исходя из установленных ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципальных образований.

Соответственно, договор по результатам проведенного аукциона будет заключаться на условиях аукционной документации, в которой, в том числе, указаны координаты угловых точек, используемой акватории.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 8 Правил организатор торгов организует подготовку и размещение извещения и документации. Условия проведения аукциона должны быть достоверными, так как недостоверная информация может ввести потенциальных участников торгов в заблуждение, привести к заключению договора, который может быть признан судом недействительным.

В соответствии с пунктом 51 Правил нарушение процедуры организации и проведения аукциона, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом результатов аукциона и договора водопользования, заключенного по результатам такого аукциона, недействительными.

В ходе заседания Комиссии, было установлено, что исходя из имеющейся информации о координатах угловых точек, используемой акватории можно определить площадь акватории, которая выставляется на торги (без выезда на место).

Так, например, согласно сайту https://3planeta.com/googlemaps/google-maps-calculator-ploschadei.html Комиссией было установлено, что площадь выставленного на торги водного объекта составляет 5 651 м² (0,005651 км2).

Таким образом, площадь водного объекта, указанная в аукционной документации по рассматриваемым торгам не соответствует действительности. Площадь водного объекта составляет 5 651 м² (0,005651 км2), а не 5 580 м2 (0,00558 км2), как указано организатором торгов.

Кроме того, при расчете начальной стоимости выставляемой на торги части водного объекта в расчет берется и площадь объекта акватории. Неверно указанная площадь акватории, выставленной на торги, отражается в дальнейшем на стоимость заключаемого договора (которая будет сформирована в результате проведения аукциона).

Комиссия приходит к выводу, что организатором торгов в нарушение требований подпунктов «б», «з» пункта 8 Правил в извещении о проведении торгов указана недостоверная информация относительно площади выставленного на торги водного объекта, при этом организатором торгов были указаны угловые координаты точек выставленного на торги водного объекта, исходя из которых организатор торгов имел возможность рассчитать верную площадь выставленного на торги объекта. Кроме того, организатор торгов в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 15 Правил должен был указать достоверный предмет аукциона, в том числе сведения о водном объекте, срок договора водопользования и его условия.

Указание неверной площади в аукционной документации может привести к заключению договора с недостоверными сведениями. В дальнейшем, победитель, с которым будет заключен договор может потребовать от организатора торгов предоставления водного объекта согласно угловых точек, которые так же будут указаны в заключаемом договоре (подпункт «б» пункта 6 проекта договора, опубликованного в составе аукционной документации).

В данном случае, ошибка в площади реализуемого объекта, была указана в меньшую сторону (на 71м2) от фактической площади реализуемого (договор водопользования) объекта. Между тем, данный параметр влияет на устанавливаемую стоимость водопользования, поскольку плата устанавливается исходя из площади передаваемого объекта. Соответственно, влияет на сумму поступлений в бюджет от такого рода реализации (передачи прав).

Более того, неверная площадь реализуемого объекта водопользования способно ввести в заблуждение потенциальных участников торгов, уменьшить количество лиц, претендующих на заключение договора водопользования акватории водного объекта, следовательно, ограничить конкурентный способ передачи объекта.

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, довод заявителя <…> – [физическое лицо] (№15239/ж от 09.12.2022 г.) признается необоснованным.

Вместе с тем, Комиссией Татарстанского УФАС России выявлены нарушения требований подпункта «б» пункта 15, подпунктов «б», «з» пункта 8 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230.

Учитывая, положения частей 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия принимает решение о необходимости выдачи организатору торгов предписания об устранении выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя <…> – [физическое лицо] (№15239/ж от 09.12.2022 г.) на действия организатора торгов Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов при проведении аукциона №22000147840000000015 на приобретение права на заключение договора водопользования в целях использования участка акватории Куйбышевского водохранилища для размещения сооружений для отстоя плавательных средств на 1841 км от устья р. Волга в районе п. Куземетьево, Кировский муниципальный район, г. Казань, Республика Татарстан необоснованной.

2.         Признать организатора торгов Отдел водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов нарушившим требования подпункта «б» пункта 15, подпунктов «б», «з» пункта 8 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230.

3.         Выдать организатору торгов предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

4.         Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны