Решение №АЯ-04/3387 Решение по делу №016/07/3-471/2022 от 16 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/3387 от 16.03.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Станция очистки воды -Нижнекамскнефтехим» – <…> – [должностное лицо], <…> – [должностное лицо] (доверенность от 31.08.2021 г. №б/н), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 10.03.2022 г. №б/н), в присутствии представителя заявителя ООО «ТрейдПоставка» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 10.03.2022 г. №б/н), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «ТрейдПоставка» (вх. №2673/ж от 03.03.2022 г., №2717/ж, 2724/ж от 04.03.2022 г.) на действия заказчика АО «Станция очистки воды - Нижнекамскнефтехим» при проведении закупки №32211158145 на предмет: «Поставка коагулянта гидроксохлорида алюминия для обработки воды в питьевом водоснабжении»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32211158145 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 22.02.2022 года.

Заказчик – АО «Станция очистки воды - Нижнекамскнефтехим».

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 212 000,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно доводов заявителя о том, что аукционная документация опубликована заказчиком с нарушением требований Закона о закупках и Положения о закупках.

1.1. Относительно довода заявителя о неправомерном установлении заказчиком критериев оценки заявок при проведении аукциона.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Станция очистки воды – Нижнекамскнефтехим», утвержденным от 17.12.2021г. (далее – Положение).

Согласно части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

 

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

Документацией установлены критерии оценки сопоставления предложений от участников в аукционе в электронной форме УЗ вх. № 195745:

 

Наименование критерия

Наименование необходимых сведений

Соответствие требованиям

Порядок сопоставления предложений

Отборочные критерии

Требования к участнику закупочных процедур

  - соответствие требованиям, изложенным в требованиях к Участнику закупки;

  - наличие  обязательных  документов  в  соответствии с перечнем документов, необходимых для рассмотрения  предложений  участников  закупочных процедур;

- предоставление Участниками достоверных сведений и документов.

да / нет

В случае невыполнения одного из требований, предложения не рассматриваются

Требования к предмету закупки (Технические

характеристики), в том числе требование

по срокам поставки

Соответствие  требованиям,  изложенным  в закупочной документации на электронной торговой площадке.

да / нет

 

Условия оплаты

Форма оплаты-безналичная. В течение 15 рабочих дней с даты поставки Товара на склад Покупателя, при предоставлении документов, оформленных надлежащим образом.

да / нет

 

Заключение ведущего юрисконсульта о проверке контрагента

Положительное

да / нет

 

Требование к непре-

вышению начальной максимальной цены

Непревышение  цены  позиции  лота  над  начальной максимальной ценой позиции лота

да / нет

 

Оценочные критерии

Цена+страна-производитель

Цена расчетная, с учетом географического происхождения товаров, лиц, выполняющих работы, оказывающих услуги, приведенная к баллам

100

1. Расчет цены предложения с учетом географического происхождения товаров, лиц, выполняющих работы, оказывающих услуги:

S1, 2, 3,…,n = Sпредлож - 15% (в случае если товар российского происхождения/ выполнение работ, оказание услуг осуществляется российскими лицами)

или  S1, 2, 3,…n = Sпредлож (в случае если товар иностранного происхождения /  выполнение работ, оказание услуг осуществляется иностранными лицами)

где S1, 2, 3,…n-цена предложения участника закупочной процедуры расчетная с учетом выгоды (требований о приоритете товаров российского происхождения,  выполнении работ, оказании услуг российскими лицами)

 2. Присвоение баллов:

(Smin / S1, 2, 3,...,n)*100,

 где 100 - максимальное количество баллов по данному частному критерию согласно Критериям оценки закупочной документации;

S1, 2, 3,...n - цена предложения участника закупочной процедуры расчетная с учетом требований о приоритете товаров российского происхождения выполнении работ, оказании услуг российскими лицами);

Smin - минимальная цена предложения из предложений всех участников закупочной процедуры с учетом выгоды.

Выбор предложений определяется по критериям оценки предложений. Участники, набравшие наибольшее количество баллов (100 баллов из 100), определяются победителями.

100

 

 

 

Согласно доводам заявителя, заказчик разместил извещение, техническое задание, проект договора и критерии оценки, согласно которым, участники, набравшие наибольшее количество баллов (100 баллов из 100), определяются победителями. Критерии разделены на отборочные и оценочные. В случае невыполнения одного из отборочных требований, предложения не рассматриваются. Предметом договора является поставка товара с заранее известными и точно определенными характеристиками, для которого есть функционирующий рынок; сравнивать такие товары можно только по их ценам. Победителем аукциона должен быть признан участник, предложивший наиболее низкую цену.

Согласно пояснениям заказчика, отборочные критерии в закупочной документации направлены на определение соответствия участника требованиям закупочной документации, присвоение баллов по критериям оценки проводится только по цене (с учетом географического происхождения товаров). Таким образом, в случае соответствия заявки участника отборочным критериям, победителем аукциона должен быть признан участник, предложивший наиболее низкую цену.

Согласно пункту 37.8.22 статьи 37 раздела 4 «Осуществление закупки путем проведения электронного аукциона» Положения документация о закупке содержать требования к Участникам закупки, установленные в соответствии со статьей 17 настоящего положения.

Пунктом 17.2 Положения установлены обязательные требования к участникам закупки, не зависящие от предмета закупки, устанавливаемые в каждой документации о закупке:

17.2.1. Участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам закупки, в том числе:

17.2.1.1.          быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в установленном в РФ порядке (для российских индивидуальных предпринимателей);

17.2.1.2.          быть зарегистрированным в качестве субъекта гражданского права в соответствии с законодательством государства по месту нахождения (для иностранных участников);

17.2.1.3.          не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), не быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом);

17.2.1.4.          не являться организацией, на имущество которой в части, необходимой для выполнения договора, наложен арест по решению суда, административного органа и (или) деятельность, которой приостановлена;

17.2.1.5.          отсутствие в отношении участника закупки мер таких как административное приостановление деятельности, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в закупочной процедуре;

17.2.1.6.          отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадёжными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год.

Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

17.2.1.7.          отсутствие у участника закупки конфликта интересов с работниками заказчика;

17.2.2. обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев размещения заказа на создание произведений литературы или искусства (за исключением программ для ЭВМ, баз данных), на финансирование проката или показа национального фильма.

Согласно пункту 17.3 Положения иные единые требования к участникам, в том числе квалификационные требования, устанавливаются в документации о конкурентной закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами общества к поставщикам (исполнителям, подрядчикам).

17.3.1. к таким требованиям относится наличие:

17.3.1.1.          финансовых ресурсов для исполнения договора;

17.3.1.2.          на праве собственности или ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов для исполнения договора;

17.3.1.3.          опыта осуществления поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке. При этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки;

17.3.1.4.          деловой репутации;

17.3.1.5.          необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.

Пунктом 17.5 Положения установлено, что перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям, предусматривается в документации о конкурентной закупке. В документации о конкурентной закупке могут быть включены и иные требования к участникам, не перечисленные в пунктах 17.2. – 17.4.  настоящего положения. Включение таких требований допускается при наличии у заказчика соответствующего обоснования.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, отборочные критерии установлены заказчиком в соответствии со статьей 17 «Требования к Участникам закупочных процедур» Положения о закупках. В случае несоответствия указанным критериям (требованиям) заявка участника закупки отклоняется, предложения не рассматриваются.

Единственным оценочным критерием является цена расчетная, с учетом географического происхождения товаров, лиц, выполняющих работы, оказывающих услуги, количество баллов составляет 100.

Таким образом, победителем закупки будет признан участник, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке (отборочный критерий), и которой предложил наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона (оценочный критерий).

Следовательно, в рассматриваемом случае победитель определяется на условиях, в соответствии с которыми определяется победитель аукциона. Установление заказчиком отборочных и оценочных критериев оценки заявок на участие никак не повлияло на процедуру и порядок определения победителя обжалуемой закупки (электронного аукциона).

Кроме того, заявителем на заседании не представлено достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, а также ограничения конкуренции со стороны заказчика.

Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан необоснованным.

1.2. Относительно довода заявителя о несоблюдении заказчиком сроков размещения извещения о проведении закупки и внесения изменений в извещение и продлении сроков подачи заявок на участие.

Согласно части 19 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В соответствии с частью 3 статьи 3.4 Закона о закупках заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении:

1) конкурса в электронной форме в следующие сроки:

а) не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей;

б) не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе в случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает тридцать миллионов рублей;

2) аукциона в электронной форме в следующие сроки:

а) не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей;

б) не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает тридцать миллионов рублей.

Аналогичные требования к срокам проведения процедуры установлены заказчиком в пункте 12.8.2 Положения.

Частью 11 статьи 4 Закона о закупках установлено, что изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

В рассматриваемом случае аукцион проводился для субъектов малого и среднего предпринимательства, начальная цена договора составляет 4 212 000,00 рублей.

Следовательно, исходя из требований части 3 статьи 3.4 Закона о закупках заказчик должен был разместить извещение о проведении закупки не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. А при внесении изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки срок подачи заявок на участие должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее четырех дней.

Дата размещения извещения – 22.02.2022 (МСК)

Дата принятия решения о внесении изменений – 25.02.2022 (МСК)

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) – 02.03.2022 в 11:00 (МСК)

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком при осуществлении конкурентной закупки соблюдены сроки, предусмотренные частью 3 статьи 3.4, частью 11 статьи 4 Закона о закупках.

Довод заявителя признан необоснованным.

1.3. Относительно довода заявителя об отсутствии в единой информационной системе документации о закупке.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Комиссией в ходе анализа официального сайта единой информационной системы https://zakupki.gov.ru/ установлено, что заказчиком размещены файлы со следующими наименованиями: «Заявка на участие», «Извещение», «Карточка сведений контрагента», «Критерии оценки», «Обоснование НМЦД для ЭТП», «Проект договора», «Техническое задание».

Таким образом, вышеуказанные документы в совокупности представляют собой документацию об электронном аукционе и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

Довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя об установлении заказчиком избыточных требований к участникам закупки в части предоставления образца коагулянта гидроксохлорида алюминия для проведения испытаний.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Извещением о проведении закупки в требованиях к Участникам закупки заказчиком установлено, что участник закупки обязан в течение трех рабочих дней с момента завершения аукциона предоставить образец коагулянта гидроксохлорида алюминия для проведения испытаний. Образец предоставляется со следующими документами:

- паспортом качества – оригинал или заверенная копия (где указывается: товарный знак и наименование предприятия изготовителя, юр. адрес изготовителя, наименование продукта, марку, номер партии, дату изготовления, массу нетто, обозначение ТУ, дату отгрузки, подпись и штамп ОТК;),

- результатами анализа, на соответствие продукта требованиям ТУ.

Адрес предоставления образца: Республика Татарстан, Нижнекамский район, г. Нижнекамск, территория Промзона, сооружение 23, АО «СОВ-НКНХ». Доставка образцов за счет участника закупки.

Согласно пояснениям заказчика, лабораторные испытания представленных образцов коагулянта проводятся с целью проверки на соответствие химического состава, предлагаемого участником закупки коагулянта техническим характеристикам, указанным в закупочной документации о проведении аукциона (Техническое задание). Так как АО «СОВ-НКНХ» является ресурсоснабжающей организацией, деятельность которой направлена на подготовку и обеспечение всех потребителей г. Нижнекамска питьевой водой, применение некачественного коагулянта недопустимо. Данный коагулянт применяется для очистки питьевой воды и напрямую связан с жизнью и здоровьем населения.

Комиссией установлено, что согласно пункту 17.8 Положения заказчик вправе проверять соответствие участников, предлагаемых ими товаров, работ, услуг требованиям документации о конкурентной закупке (извещения о проведении запросов котировок) достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, в том числе путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству РФ, включая официальные сайты государственных органов и организаций в сети Интернет.

С марта 2021г. вступили в силу новые Санитарные правила СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», согласно которым содержание остаточного алюминия в питьевой воде снижено с 0,5мг/дм³ до 0,2мг/дм³. В целях недопущения превышения содержания остаточного алюминия в питьевой воде, его минимальное значение по результатам пробной коагуляции будет являться одним из определяющих факторов при выборе потенциального поставщика. Так же повышенное содержание остаточного алюминия в осветленной воде ведет к сокращению фильтро-цикла на песчаных фильтрах (т.е. вырастет расход промывной воды и затраты на электроэнергию).

По результатам проведенных испытаний составляется отчет с учетом эффективности и экономической целесообразности использования коагулянта того или иного производителя и на основании отчета принимается решение. При одинаковых минимальных дозах разных коагулянтов признается наиболее эффективным   коагулянт, обеспечивающий более высокую степень очистки воды по всем требуемым показателям.

Согласно пункту 2.4.1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Указанные принципы предусматривают, по сути, необходимость установления единых требований ко всем участникам одной закупки и недопустимость использования разных требований или критериев оценки заявок участников.

Учитывая, что Положением Заказчика предусмотрена возможность проведения проверки соответствия предлагаемых участниками товаров требованиям документации о конкурентной закупке, а также, учитывая, что установленные требования относятся ко всем участникам закупки, Комиссия приходит к выводу, что установление необходимости проведения испытаний, которые будут выполняться в аккредитованной лаборатории АО «СОВ-НКНХ» г. Нижнекамск не противоречит требованиям действующего законодательства.

Довод заявителя признан необоснованным.

2.2. Относительно довода заявителя об установлении заказчиком избыточных требований к участникам закупки в части предоставления в составе заявки на участие документов, непредусмотренных действующим законодательством, а также предоставления доступа на производство коагулянта.

 В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пунктам 10, 11 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов:

10) предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки;

11) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

В соответствии с частью 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 настоящей статьи.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с извещением о проведении закупки заказчиком установлен перечень обязательных документов, необходимых для рассмотрения заявок Участников закупочных процедур:  

1)  Заявка на участие в конкурентной закупке по установленной форме (первая часть заявки);

2)  Карточка сведений о контрагенте в соответствии с приложенной формой;

3) Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

4) Копия свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

5)  Копия Устава организации в действующей редакции;

6)  Копия Решения о создании (учреждении) юридического лица;

7) Копия Протокола (решения) об избрании (назначении) руководителя организации;

8) Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, либо Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (информация из ЕГРЮЛ, либо ЕГРИП), полученная не ранее, чем за 6 месяцев до дня размещения извещения о проведении закупки на ЭТП;

9) Фото производственных (в т.ч. складских) помещений и технологического оборудования;

10) Бухгалтерский баланс за 2021 год (ОКУД 0710001);

11) Сертификат официального партнера производителя;

Обязательные документы на производство коагулянта:

12) «Экспертное заключение о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам», выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, с обязательным наличием Приложения к экспертному заключению, с указанием нормативов показателей и фактических значений;

13) «Паспорт безопасности химической продукции;

14) Протокол лабораторных радиологических испытаний продукции, протокол лабораторных токсикологических исследований, выданный лабораторией, аккредитованной (аттестованной) в национальных системах аккредитации (аттестации) Сторон и внесенных в «Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза».

15) Сертификат соответствия.

16) ТУ на производство гидроксохлорида алюминия должно быть разработано в соответствии с  ГОСТ 2.114- 95, с подробным описанием химического состава, физико-химических характеристик, методов контроля реагента, требований безопасности, требований к охране окружающей среды, упаковке, маркировке, транспортировке и хранению коагулянта.

Обязательные документы на исходное сырье для производства коагулянта:

17) Прямые договора поставки (производитель) на исходное сырье с указанием объема поставки на 2020г. – 2022г;

18) Паспорт качества на сырье производства 2020г. – 2022г. – на каждый компонент;

19)  Паспорт безопасности на исходное сырье – на каждый компонент;

20)  ТУ, ГОСТ на исходное сырье, в полном объеме с подробным описанием состава исходного сырья для производства гидроксохлорида алюминия – на каждый компонент.

Также согласно пункту 3.9 технического задания на поставку коагулянта гидроксохлорида алюминия для очистки воды хозяйственно-питьевого назначения участник закупки при необходимости должен обеспечить представителю заказчика доступ на производство коагулянта.

Из буквального толкования положений Закона о закупках (части 6 статьи 3) следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о закупках, при формировании документации должны таким образом определить требования к участникам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара либо услуги именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что требования о предоставлении в составе заявки на участие фото производственных (в т.ч. складских) помещений и технологического оборудования, прямых договоров поставки (производитель) на исходное сырье с указанием объема поставки на 2020г. – 2022г, паспорта качества на сырье производства 2020г. – 2022г., паспорта безопасности на исходное сырье, ТУ, ГОСТ на исходное сырье, в полном объеме с подробным описанием состава исходного сырья для производства гидроксохлорида алюминия являются излишними и не предусмотрены действующим законодательством о закупках.

Установление вышеуказанных документов в качестве обязательных к предоставлению участниками закупки в составе заявки на участие и отказ в допуске участникам закупки в случае непредоставления документов ограничивает количество участников закупки и является неправомерном, так как действующим законодательством предоставление данных документов не предусмотрено.

Требовать от участника на этапе проведения закупки документов, подтверждающих наличие производственных (в т.ч. складских) помещений и технологического оборудования, а также доступа на производство коагулянта является неправомерным, так как на указанном этапе участник может не обладать производственными мощностями.

Кроме того, в рассматриваемом случае заказчиком проводится аукцион в электронной форме, а не конкурс, где одним из критериев может выступать опыт по успешной поставке товаров и оцениваться ранее исполненные договора участника закупки и документы по ним.

Также согласно части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках не допускается требовать представление документов (копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Указанные требования являются неправомерными, не несут за собой никаких объективных, существенных последствий, ограничивают конкуренцию и не отвечают принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения документации ограничивают количество участников закупки, нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3, части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках.

Доводы заявителя признаны обоснованными.

Относительно довода заявителя об установлении заказчиком требований к показателям товара не в соответствии с ГОСТ, а именно установления более узких диапазонов значений, чем предусмотрено ГОСТом.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 1 технического задания заказчиком установлено, что химическая формула, указанная в ТУ должна соответствовать ГОСТ Р 58580-2019 и иметь следующий вид AlnClm(OH)(3n-m).

Пунктом 2 установлено, что коагулянт гидроксохлорида алюминия для очистки воды хозяйственно-питьевого водоснабжения должен соответствовать следующим требованиям:

 

№ п/п

Наименование показателя

норма

1

Внешний вид

бесцветная, желтоватая, зеленовато-желтоватая жидкость, допускается подвижная взвесь

2

Массовая доля основного вещества в пересчете на оксид алюминия (Аl2О3 ), %

7,5-8,5

3

Плотность, г/см3

1,18-1,20

4

рН, ед.изм

1,8-2,6

5

массовая доля железа в пересчете на оксид железа (Ш), %, не более

0,2

6

массовая доля хлоридов в пересчете на хлор (Сl-), %, в пределах

10-16

7

массовая доля мышьяка в пересчете на оксид мышьяка (Ш), %, не более

0,002

8

массовая доля нерастворимого в воде остатка, %, не более

1

9

массовая доля ПАА и продуктов на его основе, %

Отсутствие

 

Приложением А к ГОСТ Р 58580-2019 установлены показатели качества полиоксихлорида алюминия:

 

Требования

Тип 1

Тип 2

Тип 3 <**>

Тип 4

Тип 5

Методика измерений

1 Массовая доля оксида алюминия (Al2O3), %, не менее

10,0 +/- 2,5

15,0 +/- 2,5

20,0 +/- 3,0

30,0 +/- 3,0

45,0 +/- 5,0

Приложение Б

2 Плотность (при 20 °C), г/мл, в пределах

1,24 +/- 0,04

1,33 +/- 0,07

1,24 - 1,38

-

-

Приложение Г

3 Массовая доля хлоридов, % масс, в пределах

10,0 +/- 5,0

20,0 +/- 2,5

10,0 +/- 4,5

33,0 +/- 5,0

21,0 +/- 7,0

Приложение В

4 Основность, в пределах %

25 - 55

30 - 55

50 - 83

50 - 83

50 - 83

Приложение Ж

5 pH (ед) водного раствора, в пределах

2,5 +/- 1,5

2,0 +/- 1,5

3,0 - 5,5

3,2 - 5,0

3,5 - 5,0

Приложение Д

6 Массовая доля нерастворимого в воде остатка, % масс, не более

0,1

0,1

0,1

1,0

1,0

Приложение Е

7 Массовая доля железа (Fe), % масс, не более

0,05

0,05

0,05

1,0

1,0

Приложение И

 

Таким образом, довод заявителя находит свое подтверждение, по показателям Массовая доля основного вещества в пересчете на оксид алюминия (Аl2О3), % (в ГОСТ 10,0±2,5), Плотность, г/см3 (в ГОСТ 1,24±0,04), рН, ед.изм (в ГОСТ 2,5±1,5), массовая доля хлоридов в пересчете на хлор (Сl-), %, (в ГОСТ 10,0±5,0) заказчиком установлены диапазоны значений более узкие, чем предусмотрено ГОСТ Р 58580-2019.

Указанные требования к характеристикам товара ограничивают конкуренцию среди участников закупки ввиду установки более узких диапазонов значений, чем предусмотрено ГОСТом.

Кроме того, в документации о закупке также не содержится обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а именно более узких показателей, предусмотренных ГОСТом в нарушение требования пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Вместе с тем, учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, на участие в закупке было подано три заявки на участие, все участники согласились с условиями и требованиями, установленными заказчиком в аукционной документации, по результатам проведения аукциона снижение от начальной цены договора составило 11%, ограничения конкуренции не выявлено, Комиссия принимает решение предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «ТрейдПоставка» (вх. №2673/ж от 03.03.2022г., №2717/ж, 2724/ж от 04.03.2022г.) на действия заказчика АО «Станция очистки воды- Нижнекамскнефтехим» при проведении закупки №32211158145 на предмет: «Поставка коагулянта гидроксохлорида алюминия для обработки воды в питьевом водоснабжении» частично обоснованной в части установления заказчиком избыточных требований к участникам закупки в части предоставления в составе заявки на участие документов, непредусмотренных действующим законодательством, а также предоставления доступа на производство коагулянта, а также установления требований к показателям товара не в соответствии с ГОСТ, а именно установления более узких диапазонов значений, чем предусмотрено ГОСТом.

Признать заказчика АО «Станция очистки воды- Нижнекамскнефтехим» нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3, части 19.3 статьи 3.4, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны