Решение №АЯ-04/2505 Решение по делу № 016/07/3-312/2021 от 3 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/2505 от 03.03.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя Заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА И ФАРМАЦИЯ ТАТАРСТАНА" – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 05.02.2019 г.), в отсутствии представителей заявителя ООО «Строймост» - не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев жалобу заявителя ООО «Строймост» (вх. 2070/ж от 18.02.2021г.) на действия Заказчика - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА И ФАРМАЦИЯ ТАТАРСТАНА" при проведении закупки № 32109964017 на предмет: Поставка изделий медицинского назначения,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32109964017 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 05.02.2021 года.

Заказчик – ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА И ФАРМАЦИЯ ТАТАРСТАНА".

Начальная (максимальная) цена контракта – 14 238 150,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

Заказчик представил письменные и устные пояснения, а также документацию по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг государственного унитарного предприятия «Медицинская техника и фармация Татарстана» (далее – Положение).

Относительно первого довода заявителя о том, что в позиции 17 технического задания Заказчиком прописан индикатор стерилизации с режимами, которые соответствуют продукции только одного производителя. Так же Заявитель ссылается на невозможность поставки данного индикатора, согласно письму производителя ООО, «Бозон» о снятии его с продажи.

В пункте 17 технического задания Заказчиком установлено следующее требование к характеристикам закупаемого товара:

Возможный вариант торгового наименования
(эквивалент)

Требования к форме выпуска, дозировке, фасовке

Требования к отгрузке товара

Техническая характеристика

17

Индикатор SteriTEC

для паровой стер в отдельной упаковке CI 142 (6класс)

Остаточный срок годности не менее 55%

Химические индикаторы 6 класса. Индикаторы предназначены для использования в паровых форвакуумных стерилизаторах при 134°C/5,3 мин. Индикаторы дают визуальное подтверждение достижения условий стерилизации в месте расположения индикатора внутри стерилизационной камеры. В процессе стерилизации индикаторные метки должны необратимо изменять свой цвет. В упаковке не менее 250 шт.

 

В соответствии с действующим Регистрационным удостоверением № ФСЗ 2012/12260 от 26.06.2015г., выданным «Йетинге Интернэшил Актиеболаг», Швеция, Getinge International Aktiebolag, Box 69,305 05 GETINGE, Sweden, индикаторы SteriTEC производятся компанией СтериТек Продактс Мфг., Ко., Инк.", США.

 

 

Согласно пояснениям со стороны Заказчика данные индикаторы поставляются на территорию России несколькими поставщиками.

К своей жалобе заявитель приложил письмо ООО «Бозон» от 10.12.2020 г. о том, что медицинское изделие согласно РУ ФСЗ 2012/12260 от 26.06.2015 г.: индикаторы SteriTEC для паровой, воздушной, газовой (этиленоксидной и формальдегидной) и плазменной стерилизации и очистки инструментов с принадлежностями сняты с продаж.

Сведения о том, что производитель снял вышеуказанный индикатор с производства, отсутствуют.

Кроме того, в целях недопущения ограничения конкуренции, Заказчиком был проведен анализ рынка, по результатам которого получена информация о возможности поставки товара с аналогичными характеристиками от разных поставщиков.

Также необходимо отметить, что нормы № 223-ФЗ направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и не между производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лица, исполнение договора которым в наибольшей степени удовлетворит потребности Заказчика в необходимом ему товаре. Установление характеристик товара обусловлено потребностями Заказчика и является его правом. Закон № 223-ФЗ не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.

Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств однозначно свидетельствующих об обоснованности своего довода не представил.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

Относительно довода заявителя о том, что в позициях 12 и 58 Заказчик предъявляет требование к материалу изготовления, а не к его свойствам и функционалу.

В пунктах 12, 58 Заказчиком установлены следующие требования:

Возможный вариант торгового наименования
(эквивалент)

Требования к форме выпуска, дозировке, фасовке

Требования к отгрузке товара

Техническая характеристика

12

Индикатор DGM Steriguard

плазма, химический, класс 4, №200

Остаточный срок годности не менее 55%

Прямоугольные полоски должны быть из нетканого материала с нанесенной индикаторной меткой  для вкладывания в лотки с инструментами медицинского назначения, подлежащими стерилизации с применением перекиси водорода. Индикатор должен соответствовать классу 4 по ГОСТ ISO 11140-1-2011. Целлюлоза в составе материалов индикатора должна отсутствовать. После прохождения стерилизационного цикла цвет индикаторных чернил должен изменяться контрастно.

58

Индикатор Медтест

ИКПлСт (4 класс) для плазмменой стерилизации, №500

Остаточный срок годности не менее 55%

Прямоугольные полоски должны быть из нетканого материала с нанесенной индикаторной меткой  для вкладывания в лотки с инструментами медицинского назначения, подлежащими стерилизации с применением перекиси водорода. Индикатор должен соответствовать классу 4 по ГОСТ ISO 11140-1-2011. Целлюлоза в составе материалов индикатора должна отсутствовать. После прохождения стерилизационного цикла цвет индикаторных чернил должен изменяться контрастно.

 

В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в данных пунктах технического задания Заказчик конкретизирует материал, на который наносится индикаторная метка с целью исключить поставку индикаторов, которые в своем составе могут содержать органические соединения. Из буквального толкования понятия «нетканый материал» следует, что это материал из волокон или нитей, соединённых между собой без применения методов ткачества и соответственно без применения целлюлозы. Так как материалы, впитывающие влагу, ткань, целлюлоза не пригодны для плазменного метода стерилизации, в силу вступления в химическую реакцию с пероксидом водорода и последующим биораспадом материала.

На текущий момент ГОСТ на плазменный метод стерилизации отсутствует. Возможность стерилизации изделия в плазменном стерилизаторе определяется его производителем и указана в документах на это изделие. Заказчик руководствовался при подборе расходного материала паспортом на имеющееся на балансе оборудование, а именно STERRAD® 100NX™, в инструкции которого в разделе «Предметы, не подлежащие обработке», указано «…предметы, изготовленные из материалов, содержащих целлюлозу или древесную массу (например, хлопок, бумага, картон, ткани, полотенца, перевязочный материал)». Инструкция также содержит прямой запрет на использование целлюлозы.

Инструкция на индикаторы STERRAD не содержит информации о материале изготовления, но, учитывая инструкцию на оборудование, становится очевидным, что индикатор изготовлен не из бумаги, так как, производитель запрещает применение целлюлозы в своем оборудовании.

Кроме того, изучив рынок расходных материалов для стерилизации, Заказчиком было установлено, что индикаторы марки ДГМ также не содержат в своем составе целлюлозу. Инструкция на оборудование марки (Фармстандарт-Медтехника) также содержит прямой запрет на использование изделий из древесины (т.е. бумаги), волокна, хлопка, марля т.п.), обычных материалов растительного происхождения.

Инструкция производителя оборудования Стериплаз, которое также установлено у Заказчика, содержит следующую информацию:

 

 

Таким образом, Заказчику известно, как минимум, о трех производителях стерилизационного оборудования, запрещающих использование бумаги. В данном случае индикаторы, содержащие в своем составе целлюлозу, не будут совместимы с оборудованием Заказчика. Но, в свою очередь, на рынке расходных материалов, имеется минимум два производителя, соответствующие требованиям Заказчика:

1.         ДГМ Фарма-Аппарате Хандель АГ», Швейцария – Регистрационное удостоверение № ФСЗ 2012/12553 от 08.06.2017г..

2.         ООО «Джонсон & Джонсон» - Регистрационное удостоверение № ФСЗ 2010/06764 от 01.07.2013г..

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках № 223-ФЗ заказчик имеет исключительное право при необходимости излагать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, при условии, что установленные требования не будут приводит к ограничению конкуренции при проведении закупки. Таким образом, в техническом задании Заказчик детально прописывает именно характеристики товара, которые в отвечают потребностям Заказчика. Как видно из содержания технического задания наименование товара играет второстепенную роль, так в техническом задании указан возможный вариант наименования либо представлена возможность предложить эквивалент.

Заявитель на заседание Комиссии не явился, не представил доказательств однозначно свидетельствующих об обоснованности довода. Учитывая, что при установлении требований к закупаемому товару Заказчик исходит из своих потребностей, а также учитывая, что есть как минимум два индикатора, которые соответствуют установленным Заказчиком требованиям, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

Относительно довода заявителя о том, что в позиции 98 технического задания Заказчик предъявляет необоснованные требования к форме индикаторной метки.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В пункте 98 технического задания Заказчиком установлены следующие требования:
 

Возможный вариант торгового наименования
(эквивалент)

Требования к форме выпуска, дозировке, фасовке

Требования к отгрузке товара

Техническая характеристика

98

Индикаторная лента для воздушной стерилизации SteriClin

19мм х 50м №1

Остаточный срок годности не менее 55%

Индикаторные ленты для воздушной стерилизации представляют собой самоклеящуюся ленту шириной не менее 19 мм и длиной не менее 50 м, смотанную в рулон. Ленты изготовлены из обработанной креповой бумаги, покрытой с одной стороны клеевым слоем. На другой стороне ленты нанесены V-образные индикаторные метки из индикаторной краски, изменяющей свой цвет под действием стерилизующего агента (сухой горячий воздух). Ленты предназначены для применения на стерилизационных упаковках или на бирках стерилизационных коробок со стерилизуемыми изделиями при каждом цикле суховоздушной стерилизации, в качестве свидетельства ее проведения

 

Комиссия Татарстанского УФАС России установила, что требование Заказчика о том, что индикаторные метки должны быть обязательно V-образными не относится к качественным или функциональным характеристикам закупаемого товара.

Согласно ГОСТ Р ИСО 15882-2012 действие всех химических индикаторов основано либо на химическом и/или физическом изменении, в результате которого происходит изменение цвета, либо на миграции химического вещества.

Комиссия отмечает, что при использовании индикаторной ленты важен факт изменения цвета, а не форма индикаторной метки.

Проанализировав рынок индикаторных лент для воздушной стерилизации, Комиссия установила, что разные производители изготавливают и наносят на ленту индикаторные метки разных форм (круг, прерывистая линия, квадрат и т. д).

В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что данное требование обусловлено тем, что медицинский персонал длительный период времени работает с указанными индикаторными метками с целью минимизации возможных ошибок при стерилизации, исключению затрат на переобучение персонала.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что форма индикаторных меток не влияет на результат стерилизации. Кроме того, в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика не смог обосновать необходимость установления данного требования к закупаемому товару. Установление такого требование к данной характеристике товара не влияет на качество индикаторной ленты.

Учитывая изложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя. Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Относительно довода заявителя о том, что в позиции 33 технического задания Заказчик конкретизирует тест-микроорганизм.

В пункте 33 технического задания Заказчиком установлены следующие требования:

Возможный вариант торгового наименования
(эквивалент)

Требования к форме выпуска, дозировке, фасовке

Требования к отгрузке товара

Техническая характеристика

33

Индикатор БиоТЕСТ-Винар

В1; биологический, для воздушной стерилизации №6

Остаточный срок годности не менее 55%

Назначение: должен быть предназначен для контроля эффективности процесса воздушной стерилизации медицинских изделий, а также термостойких порошков, минеральных растительных масел и жиров.
Основные характеристики:
Индикатор биологический должен представлять собой инокулированный высушенными спорами тест-микроорганизмов носитель в виде стеклянного флакона, закрытого пробкой, закатанной алюминиевым колпачком. На этикетку с маркировкой индикатора должен быть нанесен химический индикатор 1 класса, позволяющий отличить биологические индикаторы, прошедшие стерилизацию, от индикаторов, не обработанных в стерилизаторе.
Культура: Bacillus licheniformis штамм G ВКМ В-1711Д6….

 

В своей жалобе заявитель ссылается на то, что согласно "ГОСТ Р ИСО 20857-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Стерилизация медицинской продукции. Горячий воздух. Требования к разработке, валидации и текущему контролю процесса стерилизации медицинских изделий" A.8.7 Устройство контроля процесса (УКП): УКП обычно содержат известную популяцию спор Bacillus atrophaeus или другой штамм микроорганизмов с доказанной резистентностью к горячему воздуху, равной или большей, чем резистентность var. B. atrophaeus.

Вместе с тем, согласно пояснениям представителя Заказчика биологические индикаторы контроля работы воздушных стерилизаторов поставляются Заказчиком только для нужд медицинских учреждений, которые также руководствуются МУ 287-113 от 1998г. «Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения», МУ №15/6-5 от 28.02.1991г. «Методические указания по контролю работы паровых и воздушных стерилизаторов» при осуществлении закупок на данный вид услуг.

В приложении № 5 Методических указаний по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения, МУ 287-113 от 1998г. определены методы и средства контроля работы паровых и воздушных стерилизаторов.

Бактериологический метод контроля работы воздушных стерилизаторов подразумевает в качестве средства использовать биологические индикаторы со спорами тест-культур только Bacillus licheniformis штамм G ВКМ В-1711Д.

Согласно п.4.3.2 Методических указаний по контролю работы паровых и воздушных стерилизаторов МУ №15/6-5 от 28.02.1991г. биотесты для контроля работы воздушных стерилизаторов представляют собой упакованные носители, содержащие высушенные споры тест-культуры Bacillus licheniformis штамм G.

Применение аналогов тест-культур, содержащихся в биологических индикаторах данными документами не предусмотрено.

Заказчиком был проведен анализ рынка, по результатам которого получена информация о производстве товара с аналогичными характеристиками как минимум тремя производителями.

1.         ООО «Интерсэн-плюс» индикатор контроля воздушной стерилизации биологический одноразовый iPACK BIO-DRY (АЙПАК БИО-ДРАЙ) (содержащий высушенные споры Bacillus Licheniformis штамм G ВКМ В-1711Д) – Регистрационное удостоверение № РЗН 2018/6990 от 03.04.2018г. (Приложение № 8).

2.              ГУП «Московский городской центр дезинфекции» - индикаторы биологические для контроля воздушной стерилизации БИК-ИЛЦ, производитель - ГУП МГЦД (содержащий высушенные споры Bacillus licheniformis штамм G ВКМ В-1711Д);

3.         ООО «НПФ «Винар» - индикатор биологический одноразовый для контроля воздушной стерилизации «БиоТЕСТ-В-ВИНАР», 6 (содержащий высушенные споры Bacillus Licheniformis штамм G) – Регистрационное удостоверение № ФСР 2012/14117 от 22.06.2015г. (Приложение № 9).

Комиссия отмечает, что при формировании технического задания Заказчику в рамках законодательства предоставлены полномочия по определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, при условии, если установленные требования не приводят к ограничению количества участников в размещении заказа.

На заседание Комиссии заявитель не явился, не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности своего довода.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

Относительно довода заявителя о том, что в позиции 5 технического задания Заказчик использует ссылку на недействующий ГОСТ. Также в данном пункте Заявитель в качестве нарушения указывает конкретизацию цвета индикаторных меток.

В пункте 5 технического задания Заказчиком установлено, что:

Возможный вариант торгового наименования
(эквивалент)

Требования к форме выпуска, дозировке, фасовке

Требования к отгрузке товара

Техническая характеристика

5

Индикатор 3M

полоска Comply этилен-оксидная стерилизация №240

Остаточный срок годности не менее 55%

Химический индикатор представляет собой бумажную полоску шири-ной 1,5 см и длиной 20 см (допустимо отклонение 1-4мм), на которую нанесена химическая индикаторная краска, цвет которой при воздей-ствии оксида этилена (ОЭ) в процессе стерилизации меняется на диа-метрально противоположный цвет (красный/зеленый). Каждая полоска перфорирована посередине, чтобы в случае необходимости можно было использовать более короткую полоску. Химический индикатор 4 класса следует закладывать внутрь упаковки и располагать в критиче-ских точках стерилизатора для проникновения стерилянта. Соответ-ствует ГОСТ Р ИСО 11140-1. 240 индикаторов упакованы в индивидуальную упаковку для удобства хранения и использования.

 

В своей жалобе заявитель ссылается на то, что Заказчик использует ссылки на недействующий ГОСТ.

П. 6.2.1. ГОСТ ISO 11140-1-2011, на который ссылается заявитель относится к индикаторам 1 класса. Заказчиком указан индикатор 4 класса.

В соответствии с п. 6.4.1 ГОСТ ISO 11140-1-2011 «Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Часть 1. Общие требования» конечное состояние индикатора, возникающее после выдержки, при КЗ критической переменной должно быть ясно различимым и заключаться в переходе от светлого оттенка к темному, от темного к светлому или от одного цвета к другому, однозначно отличающегося от исходного.

В техническом задании в качестве цветов индикационных меток указаны два цвета однозначно отличающихся друг от друга – красный и зеленый. Данное требование обусловлено Заказчиком тем, что медицинский персонал длительный период времени работает с индикационными метками именно в указанной цветовой гамме. Изменение в цветовой гамме приведет к лишним затратам на переобучение персонала, что в свою очередь может повлиять на качество работы при стерилизации и возможные ошибки при интерпретации результатов. 

Кроме этого, Заказчик руководствовался при подборе расходного материала рекомендациями производителя на имеющееся на балансе медицинских учреждений оборудование, а именно низкотемпературного этиленоксидного стерилизатора Steri-Vac 5XL (3М, США). Данные рекомендации отражены в руководстве по эксплуатации стерилизатор газовый СТЕРИ-ВАК (STERI-VAC), с принадлежностями. Также использование валидированных с данным оборудованием расходных материалов является одним из условий гарантийного обслуживания дорогостоящего оборудования со стороны производителя.

Комиссия отмечает, что в своей жалобе заявитель указывает на то, что "ГОСТ Р ИСО 11140-1-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Часть 1. Общие требования" – утратил силу с 01 января 2013 года, вместе с тем, Заказчиком в пункте 5 технического задания установлено требование по соответствию ГОСТ Р ИСО 11140-1 (ГОСТ ISO 11140-1-2011).

Комиссия отмечает, что при формировании технического задания Заказчику в рамках законодательства предоставлены полномочия по определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, при условии, если установленные требования не приводят к ограничению количества участников в размещении заказа.

На заседание Комиссии заявитель не явился, не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности своего довода.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

Относительно довода заявителя о том, что Заказчик указывает избыточные сроки годности на закупаемый расходный материал. 

В техническом задании Заказчик указывает требование к остаточному сроку годности не менее 55%.

Кроме того, в пунктах 41, 45 технического задания Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к гарантийному сроку: Гарантийный срок не менее 72 месяцев.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться в том числе принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик в ходе заседания Комиссии пояснил, что согласно "Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения": 

Приложение № 5: Медицинский персонал, использующий средства физического и химического контроля, регистрирует результаты контроля в журнале по форме № 257/у.

В качестве учета стерилизации изделий медицинского назначения такого журнала используется форма 257/у «Журнал контроля работы стерилизаторов воздушного, парового (автоклава)», утвержденная приказом МЗ СССР от 04.10.1980 № 1030.  Срок хранения заполненного журнала не менее 1 года. 

Помимо использования медицинского оборудования – необходим срок на хранение до применения, так и после применения (архив в журнале 257 формы, согласно установленным регламентирующим документам).

 Требования аукционной документации к поставляемому товару установлены, исходя из потребностей заказчика и являются существенными для него. Указанный в позициях 41 и 45 технического задания товар может быть востребован не только в течение всего периода, в который осуществляется закупка, но и после его окончания. Заказчик приобретает товар по мере необходимости и самостоятельно определяет на какой срок закупается товар. Более высокие сроки годности отвечают принципам целевого и экономически эффективного расходования денежных средств. 

При осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика.

Комиссия отмечает, что установленное требование к остаточному сроку годности не менее 55% правомерное установлено Заказчиком, так как Заказчик закупает товар медицинского назначения, который будет использоваться медицинскими учреждениями в течение периода времени. Установление требования к гарантийный срок не менее 72 месяцев обусловлено необходимостью Заказчика. В своей жалобе заявитель не ссылается на нормативно-правовые документы, в соответствии с которым должен устанавливаться гарантийный срок к закупаемому товару.

Объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения, а не их изготовление. В связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.

Заявитель на заседание Комиссии не явился, не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода заявителя.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок 32109964017-01 на участие в закупке была подана одна заявка.

Учитывая, что выявленное нарушение могло повлиять на результаты определения поставщика, Комиссия принимает решение выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «Строймост» (вх. 2070/ж от 18.02.2021г.) на действия Заказчика - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА И ФАРМАЦИЯ ТАТАРСТАНА" при проведении закупки № 32109964017 на предмет: Поставка изделий медицинского назначения обоснованной по третьему доводу.

Признать Заказчика - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА И ФАРМАЦИЯ ТАТАРСТАНА" нарушившим требования части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны