Решение №АР-05/13956 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/10-421/2021 от 2 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. АР-05/13956 от 02.11.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/10-421/2021, возбужденное в отношении ООО «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок по оказанию услуг транспортирования твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В соответствии с поручением ФАС России исх.№ ВК/116146/20 от 30.12.2020, а также во исполнение Приказа ФАС России №1051/20 от 29.10.2020 года, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее также - Татарстанское УФАС России, Управление) был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) в 2020 году. Для целей проведения указанного анализа Татарстанским УФАС России были направлены запросы в адрес ООО «УК «ПЖКХ», ООО «Гринта», а также операторов, оказывающих услуги по транспортированию ТКО на территории Республики Татарстан.

По результатам изучения представленных документов Управлением установлено следующее.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления закреплены в Федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Закон №89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона №89-ФЗ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с ч.1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

По результатам конкурсного отбора, проведенного в порядке, предусмотренном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881, и в соответствии с Соглашением об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан от 09.11.2018 № 72 статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Западной зоны деятельности регионального оператора Республики Татарстан присвоен ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803).

В соответствии с Приложением №1 к Соглашению об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан от 09.11.2018 № 72 (далее также - Соглашение) определен перечень муниципальных образований, входящих в Западную зону деятельности, а именно: городской округ «город Казань» и 21 муниципальный район: <…>.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона №89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Таким образом, Законом №89-ФЗ предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой.

В соответствии с частью 1 ст. 13.3 Закона №89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.

Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 №1133 (далее - Правила № 1133).

Пунктом 10 Правил №1133 предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан провести аукцион в следующих случаях:

- если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, то в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

- если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором, то в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации

Согласно пункту 3.1. Соглашения региональный оператор обязан формировать цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне своей деятельности в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. №1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора».

Пунктом 9 Правил № 1133 также установлено, что услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот.

В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на 3 лота (территории).

Татарстанским УФАС России установлено, что в целях соблюдения вышеуказанных положений в 2018 году ООО «УК «ПЖКХ» в Единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru/ были размещены 3 закупки по следующим объектам:

№п/п

Идентификационный номер закупки

Объект Закупки

Начальная максимальная цена контракта

1

<…>

<…>

<…>

2

<…>

<…>

<…>

3

<…>

<…>

<…>

Все вышеуказанные аукционы были признаны несостоявшимися в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05.03.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (не подано ни одной заявки на участие).

В соответствии с пунктом 13 Правил № 1133 в случае, если аукцион признан несостоявшимся, организатор аукциона вправе самостоятельно обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов или проводит аукцион повторно.

Вместе с тем, со стороны ООО «УК «ПЖКХ» аукционы на право оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Западной зоны деятельности регионального оператора повторно не проводились, для указанных целей ООО «УК «ПЖКХ» были заключены гражданские договоры с ООО «Чистый город», а именно:

№п/п

Наименование договора

Наименование территории

Перечень муниципальных образований, расположенных на указанной территории

Стоимость договора, руб.

Срок действия договора

1

Договор №<…> от <…> года

<…>

<…>

<…>

<…>

2

Договор №<…> от <…> года

<…>

<…>

<…>

<…>

3

Договор №<…> от <…> года

<…>

<…>

<…>

<…>

Татарстанское УФАС России полагает, что заключение гражданско-правовых договоров без проведения повторных аукционов не отвечает требованиям пункта 13 правил №1133.

Также, по мнению Комиссии Татарстанского УФАС России, под самостоятельным обеспечением транспортирования по общим правилам понимается выполнение соответствующих работ без привлечения третьих лиц с использованием собственной техники и сотрудников. Иная же трактовка противоречит логике определения подрядчика по результатам проведения конкурентной процедуры.

Кроме того, 30.12.2018 года между ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Чистый город» заключен Договор №133 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Казанского кластера Западной зоны деятельности Регионального оператора (только в отношении объектов, расположенных на территории г. Казань, за исключением Кировского и Авиастроительного районов).

При этом до заключения Договора №133 от 30.12.2018 года закупочных процедур с предметом «Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Казанского кластера Западной зоны деятельности регионального оператора» не проводилось.

Таким образом, между ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Чистый город» заключены договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Западной зоны деятельности Регионального оператора сроком на 10 лет, при этом со стороны ООО «УК «ПЖКХ» нарушен порядок отбора организаций, осуществляющих транспортирование ТКО, установленный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. №1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора».

В нарушение требований пункта 13 Правил № 1133, после признания закупок с реестровыми №№<…>, <…>, <…> несостоявшимися, ООО «УК «ПЖКХ» аукционы повторно не проведены, транспортирование ТКО самостоятельно не осуществлялось. В 2018 году были заключены 3 договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, предмет которых совпадал с предметом закупок с реестровыми №№<…>, <…>, <…>.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что общая стоимость начальной максимальной цены контракта по закупкам с реестровыми №№<…>, <…>, <…> составила <…> рублей.

Общая стоимость договоров №№<…>,<…>,<…>,<…> от <…> года, заключенных между ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Чистый город», составила <…> рублей.

Таким образом, общая стоимость договоров №№<…>,<…>,<…>,<…> от <…> года, года, заключенных между ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Чистый город», превысила общую начальную максимальную цену контрактов с реестровыми №№<…>, <…>, <…> на <…>рублей.

Как указано в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), в тех случаях когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, может влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, ООО «УК «ПЖКХ» в силу своего статуса регионального оператора, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключив договоры с ООО «Чистый город» без повторного проведения конкурентных процедур по предмету оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Восточного, Северного, Южного кластера Западной зоны деятельности регионального оператора, злоупотребило своим доминирующим положением, что привело к ограничению конкуренции на товарном рынке оказания  услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, поскольку создало для иных хозяйствующих субъектов препятствие доступу на указанный товарный рынок.

Указанные действия содержат признаки нарушения п.9 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п.9 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

На основании изложенного, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан издан Приказ №01/76-к от 23.03.2021 года о возбуждении дела №016/01/10-421/2021 в отношении ООО «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок по оказанию услуг транспортирования твердых коммунальных отходов.

В рамках рассмотрения дела №016/01/10-421/2021 со стороны ООО «УК «ПЖКХ» были представлены следующие пояснения.

По мнению ООО «УК «ПЖКХ», аукционы проводились в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также – Закон №44-ФЗ), и согласно результатам проведенных электронных аукционов, они признаны несостоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционах не было подано ни одной заявки на участие в нем (в соответствии с ч.4 ст.71 Закона №44-ФЗ), при этом согласно пункта 5 главы III Постановления №1133 при проведении аукциона на организатора аукциона не распространяются положения Закона №44-ФЗ, регламентирующие последствия признания аукциона в электронной форме несостоявшимся, предусмотренные частью 4 статьи 71 Закона №44-ФЗ.

ООО «УК «ПЖКХ» также ссылается на вышеуказанное положение, не соглашаясь с выводом Комиссии Татарстанского УФАС России в части самостоятельного транспортирования отходов, в случае, если аукционы признаны несостоявшимися.

По мнению регионального оператора, согласно п.13 Правил №1133 организатор аукциона вправе самостоятельно обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов, что может быть реализовано путем заключения гражданско-правовых договоров с иными операторами.

Комиссия Татарстанского УФАС России не может согласиться с указанным доводом в силу следующего.

Проведение конкурентных процедур, в частности аукциона, подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, в то время как заключение гражданско-правовых договоров без формирования конечной цены договора без проведения установленного порядка отбора может оказывать влияние на конкуренцию, поскольку потенциальные участники ограничены в возможности получения доступа на указанный рынок и в заключении договора с региональным оператором непосредственно, что также может повлиять на конечную стоимость оказания услуг по транспортированию ТКО.

Как отмечалось ранее, под самостоятельным обеспечением транспортирования по общим правилам понимается выполнение соответствующих работ без привлечения третьих лиц с использованием собственной техники и сотрудников. Иная же трактовка противоречит логике определения подрядчика по результатам проведения конкурентной процедуры.

Таким образом, самостоятельное транспортирование ТКО не подразумевает возможность привлечения третьих лиц без проведения конкурентного отбора.

На невозможность привлечения третьих лиц в случае выбора самостоятельного обеспечения транспортирования также указывают уточнения, внесенные в п.13 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2021 № 414 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами»: «В случае если аукцион, в том числе аукцион, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, признан несостоявшимся по основаниям, указанным в части 4 статьи 71 Федерального закона, организатор аукциона вправе самостоятельно (без привлечения операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов) обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов на условиях и по цене, не превышающей цену предмета несостоявшегося аукциона, или проводит новый аукцион».

Кроме того, на указанные обстоятельства также указывает существующая судебная практика, например, судебные акты по делу №А40-307297/2019.

В рамках рассмотрения дела №016/01/10-421/2021 Ответчиком неоднократно заявлялся довод о том, что требование о повторном проведении аукциона было введено позднее размещения закупок в 2018 году.

Вместе с тем, требование о проведении повторного аукциона содержалось в п.13 Правил №1133 также до проведения рассматриваемых аукционов:

«В случае если аукцион признан несостоявшимся по основаниям, указанным в части 4 статьи 71 Федерального закона, организатор аукциона вправе самостоятельно обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов или проводит аукцион повторно» (Правила №1133 в редакции от 15.09.2018 года).

Таким образом, подтверждается факт нарушения со стороны ООО «УК «ПЖКХ» порядка отбора организаций в соответствии с Правилами №1133.

В ходе рассмотрения настоящего дела со стороны ООО «УК «ПЖКХ» был также представлен довод о том, что Татарстанским УФАС России ранее проводилась проверка процедуры проведения аукционов, было выдано предупреждение №П05-174/2018, при этом иных мер реагирования не принималось.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что предупреждение №П05-174/2018 является неотносимым к настоящему делу, так как указанное предупреждение было выдано в связи с выявлением фактов, указывающих на возможное укрупнение лота и исходящего из этого факта сокращение числа потенциальных участников, а не в связи с нарушением порядка отбора, установленного в соответствии с Правилами №1133.

Кроме того, в соответствии со сведениями, представленными ООО «Чистый город» в 2019-2020 гг. указанная организация осуществляла привлечение субподрядных организаций, с целью исполнения обязательств по договорам, заключенным с ООО «УК «ПЖКХ».

Так, в период 2019-2020 гг. ООО «Чистый город» в целях транспортирования ТКО на территории Республики Татарстан привлекло 54 субподрядные организации (ООО «АЛЕКСЕЕСВКДОРСТРОЙ», ООО «АМАН», МУП «АТНИНСКОЕ ЖКХ», ООО «БАГИРА», ООО «БИРЮЛИНСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ», ООО «БЛАГОУСТРОЙСТВО» (ИНН 1612008618), ООО«БЛАГОУСТРОЙСТВО» (ИНН 1656061048), ООО «БЛИК», АО «БУИНСКОЕ МПП ЖКХ», ООО «БУРЕВЕСТНИК», МУП «ВОЛЖАНКА», МУП «ГОРОДСКОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО», ООО «ГК»ГРИН-СИТИ», МУП «ДРЭУ КИРОВСКОГО РАЙОНА Г. КАЗАНИ», ООО «ЖИЛБЫТКОМЫСЕРВИС», ООО «ЖИЛСЕРВИС», АО «КВАРТ», ООО «КОМТЕХ», МУП «ЛАИШЕВО», ООО «ЛАНДШАФТСТРОЙ», ООО «ЛАНДШАФТ-СТРОЙ», ООО «МЕХУБОРКА КЗН», ООО «МЕХУБОРКА», ООО «МЁША», МУП ТРЕСТ «ГОРВОДЗЕЛЕНХОЗ», ИП НАСЫБУЛЛИН РАДИК ФАРИДОВИЧ, ООО «НАТЭКС», ООО «НОВОКИНЕРСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ», ООО «ПОЛИГОН», ООО «ПОСАД-ПЛЮС», ООО «ПОСАД-П», ООО «ПЭК» (ИНН 1660176323), ООО «ПЭК» (ИНН 1624444626), АО «САБИНСКОЕ МПП ЖКХ», АО СК «ТАТФЛОТ», ООО «СПЕЦТРАНС», ООО «СП «АПО», ООО «СЭС-РЕГИОН», ООО «ТЕПЛИЧНЫЙ КОМБИНАТ «МАЙСКИЙ», ООО «ТЕТЮШИ ЖИЛСЕРВИС», ООО «ФЛАМИНГО», ИП ХИКМАТУЛЛИН РУСТАМ ТАЛГАТОВИЧ, ООО «ЦИПЬИНСКОЕ МПП», ОАО «ШЕМОРДАНСКОЕ МПП ЖКХ САБИНСКОГО РАЙОНА», ООО «ЭКОАВТОТРЕЙД», ООО «ЭКОМИР-КАЗАНЬ», ООО «ЭКОПАРК», ООО «ЭКО-ПРОМ», ООО «ЭКО-СЕРВИС», ООО «ЭКОСИТИ 116», ООО «ЭКОТЕХ», ООО «ЭЛИТ СЕРВИС», ООО «ЭСТЕТИКА»), которыми были оказаны услуги в общем объеме <…> м3, при этом в этот же период ООО «Чистый город» непосредственно было оказано услуг в общем объеме <…> м3.

Таким образом, фактическое оказание услуг транспортирования ТКО в муниципальных образований Республики Татарстан осуществляется субподрядными организациями, а не только ООО «Чистый город». При этом объем оказанных услуг субподрядными организациями существенно превышает объем услуг, оказанных ООО «Чистый город».

Следовательно, рынок услуг транспортирования ТКО является конкурентным, заключение гражданско-правовых договоров исключительно с одной организацией в обход обязательных процедур, установленных Правилами №1133, указывает на создание со стороны регионального оператора хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок по оказанию услуг транспортирования твердых коммунальных отходов.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела №016/01/10-421/2021 Татарстанским УФАС России установлено, что стоимость оказания услуг по договорам, заключенным между ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Чистый город», существенно превышают стоимость оказания услуг субподрядными организациями:

№п/п

Сведения о договоре (наименование, номер, дата заключения)

Наименование кластера

Наименование муниципального образования

Стоимость услуг транспортирования ТКО, оказанных ООО «Чистый город» в 2020 году, руб./м3

Стоимость услуги транспортирования, оказанных субподрядными организациями в 2020 году, руб./м3

1

Договор №<…> от <…> года

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

2

Договор №<…> от <…> года

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

3

Договор №132 от 30.12.2018 года

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

4

Договор №<…> от <…> года

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Так, например, из представленной таблицы видно, что в рамках заключенного между ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Чистый город» Договора №<…> от <…>года оплата производилась в размере <…> руб./м3, при этом субподрядными организациями на территории ряда муниципальных образований, входящий в указанный кластер, услуги по транспортировке ТКО оказывались почти в два раза дешевле (например, сумма оказания услуг субподрядными организациями на территории Высокогорского, Сабинского районов составила <…> руб./м3, на территории Кировского района г. Казань – <…> руб./м3).

Кроме того, в рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что в 2020 году ООО «Чистый город» начислило ООО «УК «ПЖКХ» за услуги по транспортированию плату в размере <…> рублей (<…> кластера, помимо казанского, а также с учетом исключения территории г. Казани с иных кластеров), при этом в отношении субподрядных организаций плата была произведена в размере <…> рублей (разница - <…> рублей).

Таким образом, заключение договора непосредственно между ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Чистый город» без соблюдения требований правил №1133, в частности пункта 13, повлекло невозможность иным потенциально заинтересованным лицам производить транспортировку ТКО на более выгодных условиях.

При этом стоит отметить, что расходы регионального оператора, связанные с транспортированием ТКО, учитываются исполнительным органом, ответственным за установление тарифов на территории Республики Татарстан в отношении регулируемых видов деятельности.

На территории Республики Татарстан указанную деятельность осуществляет Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.

В соответствии с пояснениями, представленными в ходе рассмотрения настоящего дела Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам, в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. №484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Основы ценообразования) в расходы на транспортирование ТКО включаются расходы на транспортирование ТКО, предусмотренных схемой потоков ТКО, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, до объектов размещения ТКО, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также от указанных объектов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО.

В соответствии с пунктом 90 (2) Основ ценообразования в случае, если в целях обеспечения транспортирования ТКО региональный оператор привлекает операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО, учет расходов на транспортирование ТКО производится в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг по транспортированию ТКО, с учетом положений пунктов 12, 14 и 90 (1) Основ ценообразования.

Таким образом, размер расходов подлежит обязательному учету при формировании тарифов для обращения с ТКО для населения. При этом учету подлежат расходы, понесенные региональным оператором (в рассматриваемом случае – ООО «УК «ПЖКХ») по договорам, заключенных непосредственно с подрядной организацией (в рассматриваемом случае – ООО «Чистый город»), а не с иными лицами, привлекаемыми в качестве субподрядных организаций.

Исходя из вышеприведенной таблицы можно сделать вывод о том, что реальная стоимость оказания услуг транспортирования ТКО может быть значительно ниже установленной в соответствии с договорами транспортирования ТКО, заключенными между ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Чистый город». Следовательно, расходы, которые несет региональный оператор также могут быть снижены, а значит, указанные обстоятельства могут быть учтены при последующем установлении/пересмотре тарифов на услуги по обращению с ТКО со стороны Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам.

Вместе с тем, действия ООО «УК «ПЖКХ» по нарушению порядка отбора организации, транспортирующей ТКО, приводят к невозможности пересмотра указанной стоимости, а также влекут ущемление интересов потенциальных конкурентов ООО «Чистый город», оказывающих услуги транспортирования ТКО.

Указанные действия содержат признаки нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Западной зоны деятельности регионального оператора Республики Татарстан в целях оценки состояния конкурентной среды на указанном рынке, а также установления доминирующего положения ООО «УК «ПЖКХ» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства №016/01/10-421/2021.

Временной интервал исследования – 01.01.2019-31.12.2020 (период начала деятельности регионального оператора с 01.01.2019, при этом по состоянию на 31.12.2020 имеется возможность наиболее объективно оценить влияние действий ООО «УК «ПЖКХ» на рынок обращения с твердыми коммунальными отходами и смежные рынки).

Продуктовые границы товарного рынка.

Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Исходя из характера оказываемых услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, необходимости наличия лицензий для оказания соответствующих услуг, услуги, способные заменить услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, не выявлены.

Стоит отметить, что услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку.

Учитывая вышеизложенное, продуктовые границы рынка определены как услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом в рамках рассмотрения дела и проведения анализа установлено следующее.

По результатам конкурсного отбора, проведенного в порядке, предусмотренном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881, и в соответствии с Соглашением об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан от 09.11.2018 № 72 статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Западной зоны деятельности регионального оператора Республики Татарстан присвоен ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803).

Согласно пункту 3.1. Соглашения региональный оператор обязан формировать цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне своей деятельности в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. №1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора».

Пунктом 10 Правил №1133 предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан провести аукцион в следующих случаях:

- если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, то в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

- если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором, то в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации

Таким образом, в силу доминирующего положения на рынке обращения с ТКО, а также в силу обязанности по отбору организаций для оказания услуг транспортирования ТКО в порядке конкурентного отбора в соответствии с требованиями п.10 Правил №1133, региональный оператор также оказывает существенное влияние на смежный товарный рынок – рынок оказания услуг по транспортированию ТКО в зоне деятельности регионального оператора, выступая в качестве конечного Заказчика услуг транспортирования ТКО, без которых оказание услуг по обращению с ТКО не представляется возможным.

Географические границы рассматриваемого товарного рынка закреплены в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.03.2018г. №149, которым утверждена Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО Республики Татарстан, в соответствии с которой зоной деятельности ООО «УК «ПЖКХ» является Западная зона деятельности. Выбор регионального оператора и (или) потребителя услуг, не входящих в зону деятельности, законодательством не предусмотрен.

Исходя из положений Приложения №1 к Соглашению об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан от 09.11.2018 № 72 в Западную зону деятельности входят следующие муниципальные образования: городской округ «город Казань» и 21 муниципальный район: Алексеевский, Алькеевский, Апастовский, Арский, Атнинский, Балтасинский, Буинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Дрожжановский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Кукморский, Лаишевский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Спасский, Тетюшский, Тюлячинский.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, доли хозяйствующих субъектов на рынке.

В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах), статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники твердых коммунальных отходов, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, жилых домов, домовладений, лица, пользующиеся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющие коммунальные услуги, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Учитывая круг потребителей услуг ООО «УК «ПЖКХ», население и юридические лица Республики Татарстан в соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, так как ООО «УК «ПЖКХ» является региональным оператором на всей территории Западной зоны деятельности.

В настоящее время на рассматриваемом товарном рынке отсутствуют иные хозяйствующие субъекты, помимо ООО «УК «ПЖКХ» в границах Западной зоны деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, соответственно, весь объем товарного рынка приходится на указанное лицо, его доля на рынке составляет 100%.

Уровень концентрации рынка.

В соответствии с пунктом 7.1 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, для определения уровня концентрации товарного рынка используются показатели:

1)         коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

2)         индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <= CR  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <= CR  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при CR < 45% или HHI < 1000.

Коэффициент рыночной концентрации составляет 100% и находится в границах: 70% <= CR <= 100%.

Значение индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) равно 10000 и находится в границах: 2000 <= HHI <= 10000.

Учитывая вышеизложенное, по результатам анализа установлено, что рынок услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Западной зоны деятельности регионального оператора Республики Татарстан за рассматриваемый период относится к высококонцентрированному товарному рынку.

Основным барьером входа на товарный рынок по обращению с твердыми коммунальными отходами является ограниченная возможность по приобретению статуса регионального оператора. Данный статус присваивается на основании конкурентного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кроме того, для оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами также необходимо получение соответствующего регулируемого тарифа (административный барьер).

Экономическими ограничениями для рынка услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами явялются необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений; ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Ввиду изложенного, ООО «УК «ПЖКХ» занимает доминирующее положение в Западной зоне деятельности регионального оператора, следовательно, на указанное лицо распространяются требования и запреты, установленные в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

На основании изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что действия ООО «УК «ПЖКХ», выразившееся в несоблюдении порядка отбора организаций, оказывающих услуги по транспортированию ТКО, установленного в соответствии с Правилами №1133, содержат признаки нарушения п.9 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

12 августа 2021 года Комиссия Татарстанского УФАС России, руководствуясь ч.1 ст.48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», вынесла Заключение об обстоятельствах дела №016/01/10-421/2021.

В соответствии с пунктом 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Вместе с тем, со стороны ООО «УК «ПЖКХ» письменных возражений на указанное заключение не представлено, в ходе последующих заседаний комиссии Татарстанского УФАС России устно поддержана позиция, изложенная ранее.

В связи с чем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о нарушении ООО «УК «ПЖКХ» требований, установленных п.9 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч.1 ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Во исполнение указанного положения Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи в отношении ООО «УК «ПЖКХ» предписания для устранения выявленных нарушений.

Таким образом, исследовав доказательства по делу, оценив позиции сторон, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «УК «ПЖКХ» как нарушение требований пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в несоблюдении порядка отбора организаций, оказывающих услуги по транспортированию ТКО, установленного в соответствии с Правилами №1133.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

Признать ООО «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (420087, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Родины, д. 8, офис 10, ИНН 1660274803) нарушившим требования пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в создании хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок по оказанию услуг транспортирования твердых коммунальных отходов.

Выдать ООО «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны