Решение №АЯ-04/15951 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-2330/2021 от 13 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/15951 от 13.12.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО "ТАТЭНЕРГО" – <…> – [должностное лицо] (доверенность №119/20-27 от 29.12.2020 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №119/20-55 от 29.12.2020 г.), в присутствии представителя заявителя ООО «НПЦ ЭНЕРГО» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «НПЦ ЭНЕРГО» (вх. №15976/ж от 01.12.2021 г.) на действия заказчика АО "ТАТЭНЕРГО" при проведении закупки № 32110783310 на предмет: «Выполнение работ по сносу (демонтажу) здания Центрального теплового пункта 25-2, расположенного по адресу г. Казань, ул. Адоратского, д.45а с передачей на утилизацию образовавшихся в ходе выполнения работ отходов (с предварительным выполнением проектных работ по разработке проектной документации на указанный демонтаж) в 2021 году для нужд филиала АО «Татэнерго» Казанские тепловые сети»,

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения текущей редакции извещения закупки №32110783310 в Единой Информационной Системе 30.10.2021 года.

Способ проведения закупки: Конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Начальная (максимальная) цена договора — 2 898 403,04 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупках товаров работ, услуг для нужд Положением о закупках АО «Татэнерго», (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Относительно доводов заявителя о неправомерном отклонении заявки Заказчиком.

Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок №32110783310-02 заявка заявителя была отклонена по следующему основанию:

«На основании пп.1.4.2.5 п.2.2.4 Положения о закупке Заказчика поскольку Участник не соответствует требованиям пп.1 п.10 приложения 1 к Документации о конкурентной закупке, а именно: согласно сведениям, содержащимся в представленной Участником Выписке из реестра членов саморегулируемой организации, Участник не имеет права выполнять работы по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договора; Участником не внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ; при этом общая стоимость предложения участника закупки превышает 1 000 000,00 руб».

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В п.10 приложения 1 к документации о конкурентной закупке «Техническое задание» были установлены, в том числе следующие квалификационные требования, оспариваемые заявителем:

«Требования к участникам закупки (а в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства – также к привлекаемым участниками закупки субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара), перечень информации, документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия данным требованиям:

Требования к Участнику

Основание установления требования

Информация, документы, подтверждающие соответствие Участника требованиям

1

2

3

4

1

Участник должен являться членом саморегулируемой организации в области сноса объектов капитального строительства; а также Участник должен иметь право выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса объектов капитального строительства, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договора,

а именно при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) если стоимость предложения Участника не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого Участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ;

2) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является Участник, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ.

 

При этом если общая стоимость предложения участника закупки не превышает 1 000 000,00 руб., то вышеуказанное требование не применяется согласно ч.5 ст.55.31 Градостроительного кодекса РФ

Пп.1.6 п.1.5.1 Положения о закупке Заказчика; п.6, п.9 ч.19.1 ст.3.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ;

ч.4 ст.55.31, ст.55.8, ст.55.17  Градостроительного кодекса РФ

 

1) копия предоставленной саморегулируемой организацией выписки из реестра членов саморегулируемой организации в соответствии с ч.4, ч.5 ст.55.17 Градостроительного кодекса РФ, выданной не ранее, чем за 1 месяц до даты окончания срока подачи предложений на участие в закупке,

за исключением случая, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие соответствие данному требованию, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в указанном случае Участник заполняет п.6 в Декларации участника закупки, представленной в приложении 3 к настоящей Документации о закупке;

2) Заказчик имеет право проверить достоверность сведений, предоставленных согласно п.1, в том числе с использованием Сведений из Государственного реестра саморегулируемых организаций, размещенного на официальном сайте органа надзора за саморегулируемыми организациями в сети "Интернет" в соответствии со ст.55.18 Градостроительного кодекса РФ, о размере сформированного саморегулируемой организацией компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.

 

В соответствии с ч.4, 5 ст.55.31 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, может выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей.

В соответствии с ч.1, 3 ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ: Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается».

В соответствии с п.3 ч.1 ст.55.1 Градостроительного кодекса РФ основными целями саморегулируемых организаций являются обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов заключения договоров)».

Таким, образом, из положений действующего градостроительного законодательства следует, что лица, выполняющие работы по договорам подряда на снос объектов капитального строительства, стоимость которых составляет более 1 000 000 руб., обязаны производить взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации.

Согласно части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 55.16 Кодекса такая обязанность члена саморегулируемой организации возникает не к моменту заключения договора, а к моменту соответствующего намерения принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, то есть с момента волеизъявления на участие в закупке.

В ходе анализа заявки заявителя установлено, что участником в составе заявки были представлены выписка из реестра членов саморегулируемых организаций от 29.10.2021г. №560/01МГ, письмо №1201 от 11.11.2021г. с уведомлением о том, что если заявка участника будет признана победной, на момент заключения договора участник дополнит уровень ответственности до необходимого уровня.

Таким образом, представленные документы в составе заявки не соответствовали условиям закупочной документации.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам анализа приходит к выводу, что комиссия заказчика приняла правомерное решение об отклонении заявки заявителя, так как заявка заявителя и представленные документы в составе заявки не соответствовали установленным заказчиком требованиям в закупочной документации.

На основании изложенного, довод заявителя не находит своего подтверждения и признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «НПЦ ЭНЕРГО» (вх. №15976/ж от 01.12.2021 г.) на действия заказчика АО "ТАТЭНЕРГО" при проведении закупки № 32110783310 на предмет: «Выполнение работ по сносу (демонтажу) здания Центрального теплового пункта 25-2, расположенного по адресу г. Казань, ул. Адоратского, д.45а с передачей на утилизацию образовавшихся в ходе выполнения работ отходов (с предварительным выполнением проектных работ по разработке проектной документации на указанный демонтаж) в 2021 году для нужд филиала АО «Татэнерго» Казанские тепловые сети» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны