Решение №ВЧ-08/5737 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/5-321/2024 от 11 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/5737 от 11.06.2024 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/5-321/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «<…>», что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан были установлены признаки правонарушения по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «<…>», содержащей признаки нарушения Закона «О рекламе».

Изображение рекламного объявления представлено ниже:

<…>

Представленное рекламное объявление «кликабельное», при переходе открывается сайт: <…>.

Рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, с помощью которого пользователь может перейти на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта.

Изображения содержания сайта представлены ниже:

<…>

<…>

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования являются услуги по удалению катализатора.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация со сведениями: «<…>» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Согласно информации, размещенной на сайте по <…>, Общество распространяет рекламу в интересах множества лиц.

Согласно информации размещенной над рекламой, рекламодателем является Общество с ограниченной ответственностью «Яндекс.Вертикали» (ИНН 7704340327).

Управлением Татарстанского УФАС ранее по рассмотренным аналогичным делам было направлено письмо о представлении информации в ОГИБДД Управления МВД России по г. Набережные Челны с целью представления в адрес Управления информации о законности удаления катализатора с транспортных средств и о порядке данной процедуры.

Согласно ответу ОГИБДД Управления МВД России по г. Набережные Челны, катализатор предназначен для очистки вредных выхлопов, он расположен в системе выпуска, в процессе его работы происходят химические реакции: опасные вещества переходят в безопасные формы, после чего выбрасываются вместе с выхлопом. Пройдя этот путь выхлопные газы становятся чище и автомобиль наносит меньший вред окружающей среде. Демонтаж катализатора является внесением изменений в конструкцию транспортного средства. Термин внесение изменений в конструкцию транспортного средства изложен в редакции Технического регламента Таможенного союза ТР/TC 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011г. №877.

Согласно пункту 6 раздела 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – технический регламент), внесение изменений в конструкцию транспортного средства – исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.

Согласно пункту 6 раздела 2 Технического регламента, система нейтрализации отработавших газов – совокупность компонентов, обеспечивающих снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя.

Пункт 4.1.4 раздела 4 Технического регламента предусматривает, что транспортное средство считается соответствующим требованиям Технического регламента и экологическому классу 4 при выполнении, как минимум, следующих условий:

- оснащение устройствами и системами снижения токсичности в исправном состоянии, как минимум:

- транспортных средств категорий M1 полной массой до 3,5 т и N1 с двигателями с принудительным зажиганием - каталитическим нейтрализатором;

- транспортных средств категорий M1 полной массой до 3,5 т и N1 с дизелями - системой рециркуляции отработавших газов и (или) каталитическим нейтрализатором и (или) фильтром частиц;

- транспортных средств категорий M1 полной массой более 3,5 т, M2, M3, N2, N3 с дизелями - системой рециркуляции отработавших газов и фильтром частиц (каталитическим нейтрализатором) или каталитическим нейтрализатором и фильтром частиц или селективным нейтрализатором оксидов азота (с использованием раствора мочевины);

- транспортных средств всех категорий с бензиновыми двигателями - уловителем углеводородов из бензобака (абсорбер).

Согласно п. 7.18 приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, запрещается эксплуатация, если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

За нарушение данного пункта предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 12.5. Кодекса об административных нарушениях в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере пятисот рублей.

Реклама, распространённая в поисковой системе «Яндекс», предлагающая услуги по удалению катализатора не содержит информации о последствиях оказания такой услуги, а именно удаление катализатора – это внесение изменений в конструкцию автомобиля, которое допускается только при получении разрешения от ГИБДД, при его отсутствии предусмотрена административная в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере пятисот рублей. При этом пункт 4.1.4 раздела 4 Технического регламента предписывает обязательность катализатора для допуска автомобиля к участию в дорожном движении России, то есть при отсутствии катализатора транспортное средство не пройдет проверку технического осмотра.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемой услуге, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Вышеуказанные действия содержат признаки нарушений пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 Закона «О рекламе», реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

Согласно части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 6 статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушения пункта 1 части 4 статьи 5 и части 7 статье 5 несёт рекламодатель.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является Общество с ограниченной ответственностью «Яндекс.Вертикали» (ИНН 7704340327).

На рассмотрении дела Общество представило письменные пояснения, согласно которым контекстная реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг №5934454/23 от 01 февраля 2023 г. заключенного между
ООО «Яндекс.Вертикали» (ИНН: 7704340327) и ООО «ЯНДЕКС» (ИНН: 7736207543).

Сама услуга по удалению катализатор не является запрещенной на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, контекстная реклама «<…>» не направлена на побуждение к совершению противоправных действий.

Кроме того, Общество сообщило, что помимо услуги «удаление катализатора» на сервисе Яндекс. Услуги можно найти подраздел с услугой «установка катализатора». Тем самым, каждому пользователю сервиса Яндекс. Услуги предоставляется возможность сравнивать цены по удалению, установке или полной замене катализатора у разных исполнителей.

Комиссия, рассмотрев данные доводы приходит к выводу об их несостоятельности ввиду следующего. Общество в рассматриваемой рекламе рекламирует не сервис Яндекс. Услуги, а конкретную услугу «удаление катализатора» в интересах множества лиц.

Кроме того, данная реклама включает в себя следующие услуги: удаление катализатора, замена катализатора, ремонт катализатора, ремонт глушителя, замена гофры.

Необходимо отметить, что услуга «ремонт катализатора», содержащаяся в рассматриваемой рекламе также вводит потребителей в заблуждение, так как катализаторы не подлежат ремонту из-за своей сложной, мелкой, сотовой конструкции, они подлежат только замене на новый, либо на универсальный аналог.

Провалившись в ссылку, выходит ряд лиц, осуществляющих удаление катализатора.

<…> и др.

Так, у одного из лиц, осуществляющих «удаление катализатора» указано, «бесплатное удаление катализаторов с Ваших авто. Удаляем катализатор, устанавливаем прошивку, пламегаситель». Эта процедура подразумевает под собой удаление катализатора полностью и установку пламегасителя. Установка пламегасителя потребует перепрограммирования всей системы, что и заявлено на сайте. То есть, основное назначение катализатора на автомобилях рассчитано на уменьшение токсичных газов, после удаления катализатора возрастает вред экологии. 

Таким образом, Общество размещая подобную информацию рекламного характера намеренно вводит потребителей в заблуждение, в ином случае реклама содержала бы в себе информацию следующего содержания: «замена катализатора».

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии информации на главной странице или при переходе к отдельным лицам об условиях, рисках и последствиях удаления катализатора. Кроме того, на сайте не содержится информация разъясняющего характера о том, как и по какому принципу проходит процедура, что если потребитель захочет удалить катализатор, то обязательно нужно его заменить на новый, а ремонт не предусмотрен.

Таким образом, размещая рекламу и показывая исполнителей, выполняющих данную услугу, следует сделать вывод, что удаление катализатора — это противоправное вмешательство в конструкцию выхлопной системы автомобиля, которое заключается в вырезании элемента полностью, или в выбивании его начинки. Делается это из нескольких соображений, но итог всегда получается один и тот же - машина выбрасывает в атмосферу вредные выбросы автомобиля без какого-либо снижения токсичности.

После удаления катализатора показания корректирующего лямбда-зонда (датчика кислорода, установленного после катализатора) необходимо скорректировать, для чего на его место устанавливается так называемая «обманка», а также возникает необходимость адаптации программного обеспечения ЭБУ, т.е. в обязательном порядке требуется так называемая «перепрошивка» или «чип-тюнинг». Изменение программного обеспечения (перепрошивка, чип-тюнинг) производится без снятия и отключения блока от бортовой сети автомобиля, методом подключения внешнего компьютера (диагностического сканера) к специальному разъему в автомобиле. Установить версию программного обеспечения предоставленного блока управления двигателем отдельно от автомобиля в условиях станции технического обслуживания официального дилера не представляется возможным.

Удаление каталитических нейтрализаторов (катализаторов) однозначно указывает на внесение изменений в программное обеспечение (перепрошивки, чип-тюнинга) блока управления двигателем, так как после удаления катализаторов эксплуатация автомобиля без внесения программных изменений невозможна.

Важно отметить, что удаление катализатора – это внесение изменений в конструкцию автомобиля, которое опасно само по себе. Автовладельцы рискуют получить штрафы за езду на таком автомобиле, а также столкнуться с трудностями при прохождении техосмотров.

На момент рассмотрения дела №016/05/5-321/2024 в материалах дела отсутствуют подтверждения прекращения распространения ненадлежащей рекламы. Таким образом, комиссией Татарстанского УФАС установлены основания для выдачи предписания.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.            Признать ненадлежащей рекламу ООО «Яндекс.Вертикали» (ИНН 7704340327), распространенную в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом «<…>», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 4 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Яндекс.Вертикали» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

4. Передать материалы дела в УГИБДД МВД по РТ для рассмотрения в рамках компетенции.

Решение изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны