Решение №АЯ-04/9838 Решение по делу № 016/10/18.1-1206/2022 от 4 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/9838 от 04.08.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД" – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 25.02.2021 г. №16АА6283093), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 25.02.2021 г. №16АА6283112), в присутствии представителя заявителя ООО «Ордотранспорт» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 01.07.2022 г. №07/22), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «Ордотранспорт» (вх. №9291/ж от 18.07.2022 г.) на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД" при проведении закупки на сайте www.astgoz.ru №220750000045,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении закупки №220750000045 было размещено на сайте www.astgoz.ru – 01.07.2022 года.

Заказчик – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД".

Начальная (максимальная) цена договора – 36 429 841,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры заказчик руководствовался Единым Положением о закупке Государственной корпорации "Ростех", утвержденным от 21.04.2022 г. (далее – Положение).

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

В соответствии с пунктом 6.1 Приложения 5 Положения        Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в определении и обосновании НМЦ на основании информации о рыночных ценах продукции, соответствующей требованиям к продукции, установленным в РПЗ и на этапе подготовки к проведению закупки.

Согласно пункту 6.9 Приложения 5 Положения Для определения и обоснования НМЦ рекомендуется использовать не менее 3 (трех) цен продукции от разных поставщиков. При невозможности получения требуемого объема информации, в том числе в случае невозможности использования двух источников информации (подп. 6.2(3) Рекомендаций), расчет НМЦ делается на основании имеющейся информации, при этом в Пояснительной записке приводится перечень выполненных действий и обоснование невозможности получения новых источников информации.

В соответствии с пунктом 6.11 Приложения 5 Положения В случае выявления значений цен единицы продукции, являющейся предметом закупки, которые отличаются более чем на 33% от средней арифметической величины полученных значений цен единицы продукции, являющейся предметом закупки, Исполнитель расчета исключает из расчета значение цены единицы продукции, имеющее наибольшее отклонение от средней арифметической величины полученных цен и осуществляет повторный расчет НМЦ, включая проверку оставшихся предложений в порядке, предусмотренном п. 6.10 Рекомендаций. В случае если после исключения значения цены, имеющего наибольшее отклонение от средней арифметической величины полученных цен, осталось менее 3 (трех) цен продукции от разных поставщиков, то Исполнитель расчета в целях повторного расчета НМЦ осуществляет поиск дополнительных ценовых значений в порядке, предусмотренном Рекомендациями для проведения первоначального поиска ценовых значений. Полученные ценовые значения после дополнительного поиска проверяются в порядке, установленном в п. 6.10 Рекомендаций, вместе с ценовыми значениями, полученными ранее (кроме исключенного).

Исходя из пункта 6.13 Приложения 5 Положения НМЦ методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется как среднее арифметическое значение цен на продукцию, принятых в расчет с учетом п. 6.10 и п. 6.11 Рекомендаций. При этом в случае, если при осуществлении неконкурентных способов закупки (безальтернативная закупка у единственного поставщика, внутригрупповая закупка у единственного поставщика, срочная закупка у единственного поставщика, закупка у единственного поставщика, закупка у единственного поставщика услуг финансового характера) определение и обоснование НМЦ осуществляется методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и поставщиком, с которым заключается договор по итогам соответствующих неконкурентных способов закупки, представлено предложение о цене продукции ниже величины НМЦ, рассчитанной как среднее арифметическое значение цен на продукцию, с учетом п. 6.10 и п. 6.11 Рекомендаций, НМЦ определяется в размере предложения такого поставщика.

Согласно доводам жалобы заявителя, следует, что заказчиком установлена некорректная начальная цена договора.

Так, заказчик при обосновании НМЦ указал 3 коммерческих предложения со следующими ценовыми значениями:

1) 39 851 145,00 рублей;

2) 38 470 620,00 рублей;

3) 38 331 020,00 рублей;

Таким образом, НМЦ закупки, при расчете цены на основании п. 6.13 Приложения №5 Положения должно составить 38 884 261,70 рублей, однако заказчиком НМЦ установлена в размере 36 429 841,00 рублей.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснив, что бюджет денежных средств, выделенных на закупку претерпел изменения, в связи с чем, НМЦ была скорректирована.

Кроме того, заказчик пояснил, что действительно НМЦ данной закупки была получена путем получения трех коммерческих предложений. По итогам изучения данных коммерческих предложений и была образована начальная цена. При установлении цены, заказчик должен был руководствоваться положениями пункта 6.13 Приложения №5 Положения.

Комиссия Татарстанского УФАС России изучив документы к настоящей закупке, доводы жалобы заявителя, пояснения заказчика приходит к следующим выводам.

В соответствии с нормами Положениям, при подготовке НМЦ закупки заказчик должен получить не менее трех коммерческих приложений и рассчитать цену, путем сложения представленных цен и разделить полученное значение на три. Полученное значение должно быть использовано в качестве НМЦ закупки.

Между тем, заказчиком, при расчете начальной цены закупки, в нарушении пункта 6.13 Приложения №5 Положения, было самостоятельно осуществлено снижение НМЦ с 38 884 261,70 рублей до 36 429 841,00 рублей.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о обоснованности жалобы заявителя.

Заказчиком нарушены нормы пункта 6.13 Приложения №5 Положения.

Также, Комиссией было установлено следующее:

Согласно пункту 1 «ПОРЯДОК ОЦЕНКИ И СОПОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК» В случае, если среди допущенных заявок имеются заявки участников закупки, применяющих упрощенный режим налогообложения, то сравнение цен заявок производится без учета НДС.

- Подача участниками закупки предложений о цене за единицу продукции равных или меньше нуля не допускается.

Исходя из документации п. (15) Особенности предоставления приоритета: а. В случае, если в документации о закупке при оценке и сопоставлении заявок по критерию «Цена за единицу продукции» в качестве единого базиса оценки установлены цены без учета НДС, предоставление приоритета осуществляется после приведения предложений участников закупки к единому базису оценки без учета НДС. б. В случае проведения переторжки предоставление приоритета осуществляется в отношении окончательных предложений участников закупки.

Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к числу принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относится равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Данная правовая позиция нашла отражение в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

При этом, заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, с лицом, выигравшим торги, заключается договор по цене, предложенной таким участником на условиях, указанных в заявке победителя, документации о закупке. При этом, требования, предъявляемые к участникам закупочной процедуры, применяются в равной степени ко всем участникам закупки и не могут содержать положения, обязывающие победителя закупки заключить договор по результатам закупки по цене меньшей, чем предложена в ходе проведения закупки.

В данном же случае заявка участника, если участник закупки, не признается плательщиком НДС или освобожден от уплаты НДС, предложившего цену договора – общую цену товаров/работ без учета НДС, при оценке заявки будет считаться Заказчиком как цена, включающая НДС.

На основании изложенного, положения документации могут ставить участников, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения.

Таким образом, преимущество в заключении договора с заказчиком получают те участники закупки, которые являются плательщиками НДС.

Судебная коллегия ВС РФ в Определении по делу А56-75118/2019 от 21.04.2021 г. указала на то, что заказчик может быть финансово заинтересован в заключении договора с исполнителем, применяющим общую систему налогообложения, поскольку в таком случае согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Заказчик получает возможность применения налоговых вычетов при осуществлении собственной облагаемой НДС деятельности, то есть имеет возможность уменьшить величину своего налогового бремени.

Однако, упомянутый имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (часть 1 статьи 1 Закона о закупках) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки - не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.

Заказчиком нарушены положения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, было установлено:

Согласно части 2 статьи 3.5 Закона о закупках Закрытая конкурентная закупка осуществляется в порядке, установленном статьей 3.2 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 25 статьи 3.2 Закона о закупках Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением случая проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона, при котором обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется в соответствии с частью 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

Изучив положения документации заказчика было установлено, что заказчиком в пункте 14 извещения об осуществлении закупки указано, что Обеспечение заявки: Требуется в размере 364 298,41 руб., НДС не облагается, путем перечисления денежных средств на счет, открытый участнику оператором ЗЭТП, в срок не позднее момента окончания подачи заявок.

Таким образом, заказчиком ограничена возможность участников закупок предоставить обеспечение заявки в форме предоставления банковской гарантии, что не соответствует положениями части 25 статьи 3.2 Закона о закупках.

Учитывая, что выявленные нарушения могли повлиять на результат определения победителя закупки, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1) Признать жалобу ООО «Ордотранспорт» (вх. №9291/ж от 18.07.2022 г.) на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД" при проведении закупки на сайте www.astgoz.ru №220750000045, обоснованной.

2. Признать заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД" нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3, части 25 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 6.13 Приложения №5 Положения.

3.         Выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

4.         Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны