Решение №АР-05/13624 РЕШЕНИЕ по делу № 016/01/10-1067/2023 от 20 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/13624 от 20.12.2023 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело № 016/01/10-1067/2023 в отношении АО «Альметьевск-Водоканал» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в начислении ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В рамках реализации своих функций и целей административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции,
в числе которых – недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 (далее — Положение) территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России) письмом из прокуратуры Республики Татарстан поступило обращение ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» (исх. № 7-921-2023/20920053/Нр1267-23 от 22.05.2023г., вх. № 5177 от 24.05.2023г.) по вопросу наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО «Альметьевск-Водоканал».

В обращении ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» указывает, что ресурсоснабжающая организация взимает плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ. Вместе с тем, заявитель отмечает, что осуществляет деятельность, связанную с проектными работами, за компьютером и находится в жилом многоквартирном доме.

По результатам рассмотрения обращения, изучения представленных документов издан Приказ Татарстанского УФАС России № 01/149-к от 03.08.2023г. и создана Комиссия по рассмотрению дела № 016/01/10-1067/2023 в отношении АО «Альметьевск-Водоканал» (ИНН 1644034674) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в начислении ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.

В ходе рассмотрения дела № 016/01/10-1067/2023 в рамках предоставленных полномочий Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.

АО «Альметьевск-Водоканал» является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей жителям и организациям города Альметьевск услуги водоснабжения и водоотведения.

Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 18.11.2022 №588-162/кс-2022 «О корректировке на 2023 год долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для Акционерного общества «Альметьевск-Водоканал», установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 14.12.2018 № 10-155/кс» установлен тариф на питьевую воду и водоотведение для АО «Альметьевск-Водоканал».

Согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» является деятельность в области архитектуры, связанная с созданием архитектурного объекта.

В соответствии с юридическим и фактическим адресом, ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» размещается в многоквартирном доме, расположенном по адресу: 423455, Республика Татарстан, Альметьевский район, город Альметьевск, ул. Ленина, д. 83.

Между АО «Альметьевск-Водоканал» и ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» заключен Договор холодного водоснабжения и водоотведения № <…>  от <…>  . (далее – Договор № <…>  ).

В соответствии с условиями Договора № <…>  , АО «Альметьевск-Водоканал» обязуется подавать абоненту холодную (питьевую воду) и принимать сточные воды, контролировать качество сточных вод абонента, а абонент, в свою очередь, обязуется оплатить услуги Общества.

Согласно п. 14 Договора № <…>  , сумма договора может изменяться исходя из изменения тарифов, изменения объемов отпуска вод, услуг водоотведения.

Так, в 2022 году АО «Альметьевск-Водоканал» начисляло плату ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» по двум счет-фактурам: за услуги по водоснабжению и водоотведению и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в 2023 году Общество стало начислять по трем счет-фактурам, дополнительно добавилась счет-фактура за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.

В соответствии со счет-фактурами № <…>  от 31 января 2023 года, № <…>  от 28 февраля 2023 года, № <…>  от 31 марта 2023 года, № <…>  от 30 апреля 2023 года, № <…>  от 31 мая 2023 года, № <…>  от 30 июня 2023 года, № <…>  от 31 июля 2023 года АО «Альметьевск-Водоканал» начислило ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в размере <…>  руб.

Позиция АО «Альметьевск-Водоканал» основывается на следующем «ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» является абонентом, подпадающим под действие пункта 203 Правил № 644, устанавливающего порядок взимания платы для абонентов, осуществляющих определенные виды деятельности или имеющих объекты (нежилые помещения) в многоквартирных домах и объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет менее 30 куб.м. в сутки суммарно по всем канализационным выпускам.

Деятельность ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» является отличной от перечисленных в п. 167 Правил № 644. Однако, деятельность ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» осуществляется во встроенном помещении, находящемся в составе многоквартирного дома № 83 по улице Ленина города Альметьевск РТ, а также не имеет отдельного канализационного выпуска и колодца, что является основанием для начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов. 

Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:

Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.

где:

К – коэффициент компенсации, равный 2;

Т – тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1 – объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела представитель АО «Альметьевск-Водоканал» отметил, что Постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 18 июня № 781 (далее – Постановление № 781) установлены нормативы состава сточных вод для объектов абонентов всех организаций, осуществляющих водоотведение с использованием централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения.

Таким образом, по мнению Общества, Постановление № 781 подтверждает законность выставления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект».

Согласно письменным пояснениям Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан «при разработке и принятии Постановления № 781 было учтено постановление Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»…

…Нормативы установлены для всех организаций, если исключения не установлены законодательством…Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется по формуле, приведенной в пункте 203 Правил № 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий), в том числе расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем».

Рассмотрев поступившие материалы, изучив позиции сторон, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пп. «е, т» п. 15 Договора № <…>  , абонент обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту; соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоотведении, ФЗ N 416), настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно статье 14 ФЗ N 416, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.

В соответствии частью 1 статьи 30.2 Закона о водоотведении, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В отношении загрязняющих веществ, сброшенных в централизованную систему водоотведения, внесение абонентами платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты не осуществляется.

Разделом XV Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила №644) установлен порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов.

Согласно п. 194 Правил № 644, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

В соответствии с п. 167 Правил № 644, в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется:

на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (за исключением объектов абонентов, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов).

Таким образом, взимание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод возможно только в отношении объектов абонентов, для которых установлены нормативы состава сточных вод.

В силу п. 203 Правил № 644, для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;

расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:

Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.

В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.

Таким образом, плата в соответствии с пунктом 203 Правил № 644 может взиматься вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности с объектов абонентов со сбросом сточных вод более 30 куб. метров в сутки при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с объекта абонента отдельно от сточных вод иных абонентов или с объектов абонентов, с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения, либо с объектов абонентов со сбросом сточных вод менее 30 куб. метров в сутки, но при обязательном условии использования данного объекта абонента в целях осуществления определенных («вредных») видов деятельности.

Указанная позиция подтверждается письмом ФАС России №МШ/27138/21 от 07.04.2021 «по вопросам взимания платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод».

Вместе с тем, согласно письму Минстроя России от 06.06.2021 N 23350-ИФ/04 «Об исчислении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод», в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 расчет платы может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, в том числе без результатов контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644:

среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента составляет менее 30 куб. метров при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644;

отсутствие физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента (абзацы третий - пятый пункта 203 Правил N 644).

Следует отметить, что взимание платы в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 возможно только в отношении тех объектов абонентов, на которые распространяются нормативы состава сточных вод.

Актуальность вышеуказанной позиции подтверждается письмом Минстроя России (исх. № 69040-ФК/04 от 09.11.2023г., вх. № 11902 от 10.11.2023г.) в ответ на запрос Татарстанского УФАС России (исх. № АЯ-05/11107 от 24.10.2023г.).

Необходимо отметить, что согласно акту плановой проверки АО «Альметьевск-Водоканал» от 11.11.2022г., вид деятельности ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» указан как офис.

Согласно приложению 5 к договору № <…>  , норматив объема отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленный для абонента, составляет 90 куб.м в год.

Таким образом, ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» является абонентом с объемом сточных вод менее 30 куб.м в сутки, не осуществляющим «вредные» виды деятельности, перечисленные в пункте 167 Правил № 644, следовательно, не является абонентом в отношении которого установлены нормативы состава сточных вод.

Вместе с тем, важно, что АО «Альметьевск-Водоканал» в отношении ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» также начисляет плату за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения.

В соответствии со счет-фактурами № <…>  от 31 января <…>  года, № <…>  от 28 февраля 2023 года, № <…>  от 31 марта 2023 года, № <…>  от 30 апреля 2023 года, № <…>  от 31 мая 2023 года, № <…>  от 30 июня 2023 года, № <…>  от 31 июля 2023 года АО «Альметьевск-Водоканал» начислило ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» плату за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения в размере <…>  руб.

Само по себе негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Татарстанское УФАС России отмечает, что действия АО «Альметьевск-Водоканал» по начислению платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения правомерно.

В свою очередь, плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов характеризуется сбросом сточных вод, которые содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод. По смыслу наименования платы очевидно, что данная плата предназначена для объектов-организаций, для которых установлен норматив состава сточных вод.

В такой ситуации начисление ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по пункту 203 Правил №644 является неправомерным.

Вместе с тем, согласно материалам обращения, ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» направляло в адрес АО «Альметьевск-Водоканал» письмо (исх. № 23 от 01.03.2023г.) где сообщало о том, что действия АО «Альметьевск-Водоканал» по взиманию платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов в отношении офиса ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект», являющимся нежилым помещением в многоквартирном доме, с суточным объемом сточных вод менее 30 куб.м и видом деятельности (проектные работы), отличном от перечисленных в пункте 167 Правил № 644, являются незаконными. В связи с чем, заявитель просил исключить данную плату из выставляемых счетов и произвести перерасчет за раннее начисленные и оплаченные услуги.

АО «Альметьевск-Водоканал» ответным письмом (исх. № 208 от 20.03.2023г.) в адрес ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» отметило, что «…Пунктом 203 Правил № 644 определена формула расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для объектов абонентов…

…Деятельность ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» является отличной от перечисленных в п. 167 Правил № 644. Однако, деятельность ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» осуществляется во встроенном помещении, находящемся в составе многоквартирного дома № 83 по улице Ленина города Альметьевск РТ, а также не имеет отдельного канализационного выпуска и колодца, что также является основанием для начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов. Следует отметить, что что вышеуказанные условия являются самостоятельными основаниями для определнения размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод по указанной в данном пункте формуле…».

Таким образом, заявитель извещал АО «Альметьевск-Водоканал» о том, что в отношении него не должна начисляться плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Необходимо отметить, что в правоотношениях с ресурсоснабжающей организацией ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» не является профессиональным участником рынка услуг по водоотведению, поэтому является более слабой стороной в сделках, в связи с чем, нуждается в особых правовых средствах защиты прав и охраны интересов.

Таким образом, АО «Альметьевск-Водоканал», начисляя плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, извлекло монопольную выгоду и ущемило интересы ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект».

Вместе с тем, согласно информации, полученной от АО «Альметьевск-Водоканал», выручка, полученная АО «Альметьевск-Водоканал» от взимания за платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, в разбивке на 2021-2023гг. выглядит следующим образом:

Информация о выручке, полученная АО «Альметьевск-Водоканал» за плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, руб.

2021 год

2022 год

2023 год (январь-июль)

<…> 

<…> 

<…> 

Исходя из вышеуказанной таблицы наблюдается рост выручки АО «Альметьевск-Водоканал» в рамках платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в 2023 году на 97,7% по сравнению с 2022 годом.

В соответствии с Постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 11.12.2013 №4463 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «город Альметьевск Альметьевского муниципального района Республики Татарстан», АО «Альметьевск-Водоканал» определен гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «город Альметьевск Альметьевского муниципального района Республики Татарстан».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, осуществляющий водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, АО «Альметьевск-Водоканал» является субъектом естественной монополии, и в силу прямого указания закона, а также решения органа местного самоуправления в лице Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района, занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по водоотведению с использованием централизованных систем в пределах географических границ, определенной зоной действия гарантирующего поставщика АО «Альметьевск-Водоканал».

Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что на АО «Альметьевск-Водоканал» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

В силу статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Как следует из изложенного, злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Каждая из указанных составляющих злоупотребления доминирующим положением должна быть доказана антимонопольным органом в целях квалификации нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий.

По результатам рассмотрения настоящего дела, Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено наличие у АО «Альметьевск-Водоканал»» доминирующего положения на локальном рынке услуг по водоотведению с использованием централизованных систем в пределах географических границ, определенной зоной действия гарантирующего поставщика АО «Альметьевск-Водоканал».

При рассмотрении обстоятельств по делу по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Комиссией Татарстанского УФАС России были изучены действия, совершенные АО «Альметьевск-Водоканал» при начислении платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что действиями АО «Альметьевск-Водоканал» ущемляются интересы других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, в частности, ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект».

АО «Альметьевск-Водоканал», занимая доминирующее положение на локальном рынке услуг по водоотведению с использованием централизованных систем в пределах географических границ, определенной зоной действия гарантирующего поставщика АО «Альметьевск-Водоканал», в рассматриваемом случае злоупотребило доминирующим положением, с учетом совокупности установленных Татарстанским УФАС России доказательств, содержащихся в материалах дела.

На основании вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия АО «Альметьевск-Водоканал», занимающего доминирующее положение, при выставлении платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов без установления фактических обстоятельств и наличия правовых оснований свидетельствует о формальном подходе исполнения возложенных на ресурсоснабжающую организацию полномочий, что приводит к необоснованному возложению на потребителя платы и нарушают требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

09 ноября 2023 года Комиссией Татарстанского УФАС России было вынесено заключение об обстоятельствах дела № 016/10/1067/2023, которое было направлено ответчику АО «Альметьевск-Водоканал», а также Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.

06 декабря 2023 года в адрес Татарстанского УФАС России поступило ходатайство от АО «Альметьевск-Водоканал» (исх. № 838 от 05.12.2023г.) о рассмотрении дела № 016/01/10-1067/2023 в отсутствие представителя АО «Альметьевск-Водоканал», в связи с невозможностью участия на заседании Комиссии 07 декабря 2023 года в 15 часов 30 минут.

Вместе с тем, письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела № 016/01/10-1067/2023 в адрес Комиссии Татарстанского УФАС России представлены не были.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела  ответчиком АО «Альметьевск-Водоканал» не представлены документы и информация о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

В соответствии с ч.1 ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Принимая во внимание, что на момент вынесения настоящего решения доказательства прекращения нарушения антимонопольного законодательства со стороны АО «Альметьевск-Водоканал» не представлены, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать АО «Альметьевск-Водоканал» (ИНН 1644034674) нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в начислении ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.

2. Выдать АО «Альметьевск-Водоканал» (ИНН 1644034674) предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны